В данной статье рассматриваются проблемы ограничения прав и свобод человека в конституционной теории и практике. Особое внимание автор уделяет проблемам ограничения прав и свобод в правоохранительной деятельности, что обусловлено современными тенденциями увеличения сообщений о неправомерности действий сотрудников полиции по ограничению прав и свобод человека при осуществлении ими профессиональной деятельности.
Ключевые слова: права, свободы, ограничение, Конституция.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Указанные факторы обуславливают актуальность выбранной темы.
Целью данной статьи является анализ ограничения прав и свобод человека в конституционной теории и практике.
Обязанностью государства в соответствии со ст. 2 Конституции России является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации гарантирован высший приоритет прав и свобод. При этом, на основании ст. 17 Конституции Российской Федерации важно отсутствие нарушений прав и свобод других лиц при реализации собственных. Это важно, поскольку свободы человека в социуме заканчиваются там, где начинаются свободы других людей. Нужно установить необходимое равновесие в обществе с балансом прав и свобод всех его членов.
Проблема пределов конституционных прав и свобод можно отнести к вопросу установления конституционных ограничений, под которыми понимается совокупность определенных в Конституции РФ границ, в пределах которых субъекты могут использовать собственные права и свободы.
Возведение границ конституционных ограничений прав и свобод человека осуществляется посредством установления обязанностей, запретов, ответственности за их несоблюдение и нарушение соответственно. Также законодательством предусмотрено приостановление прав и свобод человека.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации возможность ограничения прав и свобод человека предусматривается только при защите самих основ конституционного строя страны, ее обороны и безопасности, а также нравственности и здоровья, прав и законных интересов других лиц [1].
При этом, рассматривая ограничение прав и свобод человека в конституционной теории и практике важно видеть границу между законным ограничением и произволом.
Также необходимо отличать конституционные ограничения прав и свобод человека от ущемлений, спецификой которого является противоправность, противозаконность и произвольность. Иначе говоря, конституционные ограничения являются законными и правомерными средствами, в то время как конституционные ущемления — правонарушениями.
Особенно остро проблемы ограничения прав и свобод человека в конституционной теории и практике встают при взаимодействии гражданина с правоохранительными структурами.
Повседневная деятельность правоохранительных органов непосредственно связана с ограничением прав и свобод человека. При этом важно не нарушить пределы, которые установлены не только Конституцией Российской Федерации, но и другими законами.
В федеральном законе «О полиции» (№ 3-ФЗ от 07.02.2011 г.) раскрыта и конкретизирована правовая концепция ограничения прав и свобод человека в конституционной теории и практике через призму совокупности прав и обязанностей сотрудников правоохранительных органов.
Можно сказать о наличии конкретных пределов ограничения прав и свобод в конституционной теории и практике в отношении повседневной оперативно-служебной деятельности. В соответствии со ст. 5 федерального закона «О полиции» ограничение прав и свобод граждан должно быть прекращено при достижении законной цели или выяснения невозможности или отсутствия необходимости достижения данной цели через ограничения прав и свобод человека [2].
При ограничении прав и свобод человека в конституционной теории и практике сотрудники органов внутренних дел должны быть беспристрастны. Это положение закреплено в ст. 7 федерального закона «О полиции». Смысл беспристрастности заключается в толерантном отношении ко всем, вне зависимости от наличия гражданства, половой, национальной, профессиональной и иной принадлежности.
При ограничении прав и свобод человека в конституционной теории и практике сотрудник органов внутренних дел не должен придерживаться политических взглядов. Закон не запрещает иметь такие взгляды, но они не должны влиять на профессиональную деятельность правоохранителей в целом, и ограничение прав и свобод человека в их практике в частности [3].
Порядок и механизмы ограничения прав и свобод человека при осуществлении правоохранительной деятельности детально рассматривает федеральный закон «О полиции».
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина выступает необходимым условием формирования развитого гражданского общества как одного из признаков правового государства [4].
В аспекте дальнейшего построения в России правового государства необходимо осознавать, что возможность ограничения прав российских граждан со стороны государства должна быть нормативно закреплена и обоснована.
Не случайно Президент Российской Федерации В. В. Путин особо подчеркивает необходимость строгого соблюдения норм федерального законодательства государственными служащими при ограничении конституционных прав и свобод граждан.
Сотрудники полиции из всех государственных служащих наиболее часто выступают субъектами ограничений прав человека, и именно по их действиям в обществе складывается представление о степени реализации принципа законности в процессе функционирования правоохранительной системы государства [5].
Таким образом, следует констатировать, что актуальность рассматриваемых вопросов не вызывает сомнений. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
Основные права и свободы человека и гражданина изложены в Конституции Российской Федерации. Конституционные права и свободы российских граждан в зависимости от возможности правомерного ограничения можно подразделить на относительные, которые могут быть ограничены (право собственности, свобода слова, право на неприкосновенность жилища и др.), и абсолютные, не подлежащие ограничению (право на презумпцию невиновности, право на помилование, право на судебную защиту своих прав и свобод и др.) [6].
Можно утверждать, что основной закон российского государства предусматривает возможность правомерного ограничения конституционных прав и свобод, но только нормативным правовым актом, обладающим юридической силой не ниже федерального закона, и только в строго определенных целях.
Реализация прав сотрудников полиции, связанных с применением отдельных мер государственного принуждения, а также с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, детально регламентирована федеральным законом «О полиции».
Вместе с тем следует указать, что для укрепления законности и правопорядка в обществе и недопущения произвола в деятельности должностных лиц государственных органов в Российской Федерации предусмотрен и функционирует определенный институт контроля за деятельностью полиции, включающий в себя государственный контроль, общественный контроль, судебный контроль и надзор, прокурорский надзор. Государственный контроль за деятельностью полиции осуществляют Президент Российской Федерации, палаты Федерального Собрания Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. Общественный контроль за деятельностью полиции осуществляют граждане Российской Федерации и общественные объединения.
Судебный контроль и надзор за деятельностью полиции осуществляются в рамках реализации органами судебной власти своих полномочий. Надзор за исполнением полицией законов осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры [7].
Резюмируя все вышеизложенное, можно сформулировать следующие выводы:
– реализация принципов законности и обоснованности в процессе ограничения прав и свобод человека и гражданина сотрудниками российской полиции является необходимой и важнейшей предпосылкой формирования партнерской модели взаимоотношения общества и государства как условия дальнейшего построения в Российской Федерации правового государства;
– основания, целесообразность и порядок ограничения прав и свобод российских граждан сотрудниками полиции строго зафиксированы в нормах федерального законодательства и детерминированы наличием такого признака правового государства как признание и юридическое закрепление самоценности человеческой личности;
– для исключения возможных случаев нарушения норм законности в процессе выполнения сотрудниками полиции своих должностных обязанностей, связанных с ограничением прав и свобод человека и гражданина, следует реализовывать все предусмотренные федеральным законодательством формы контроля и надзора за деятельностью полиции.
Литература:
- Акмалова А. А., Капицын В. М. Обеспечение прав человека в деятельности правоохранительных органов. Учебник. — М., 2018. — С.117.
- Бажуков С. А. Пределы конституционно-правовых ограничений основных прав и свобод человека и гражданина // Актуальные вопросы образования и науки. — 2018. — № 1 (63). — С. 7–10.
- Белов А. П. Обеспечение органами внутренних дел конституционных прав человека // В сборнике: Правовое обеспечение политической и общественной деятельности Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. — 2017. — С. 11–18.
- Бутузова Е. А. Ограничения прав и свобод человека и граждан в деятельности органов внутренних дел в Российской Федерации // Современные гуманитарные исследования. — 2017. — № 2 (75). — С. 105–108.
- Бялт В. С. Теория государства и права: Учебное пособие для вузов. — 2 — е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — С.37.
- Бялт В. С., Трипутин С. Н. Законность и правопорядок в органах внутренних дел: теоретико — правовой аспект // Вестник Санкт — Петербургского университета МВД России. — 2015. — № 3 (67). — С.55.
- Одина Н. В. Соблюдение прав и свобод человека в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации // Государственная служба и кадры. — 2018. — № 2. — С. 51–54.