Информационно-коммуникационные технологии в деятельности воспитателя кадетского военного корпуса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №4 (294) январь 2020 г.

Дата публикации: 24.01.2020

Статья просмотрена: 52 раза

Библиографическое описание:

Чистяков, Д. А. Информационно-коммуникационные технологии в деятельности воспитателя кадетского военного корпуса / Д. А. Чистяков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 34-37. — URL: https://moluch.ru/archive/294/66697/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье автор делится опытом использования ИКТ в своей деятельности.

Ключевые слова: ИКТ, воспитание, кадеты.

Деятельность воспитателя кадетского военного корпуса непосредственно связана с проведением различных воспитательных мероприятий, внеклассных занятий, экскурсий, посещением театров и музеев.

Любое воспитательное мероприятие складывается из подготовки и проведения. Проведение воспитательного мероприятия начинается с вступительной части, продолжается в основной части, а заканчивается подведением итогов (заключительная часть) и рефлексией. При проведении воспитательных мероприятий необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.

Об особенностях различия возрастов впервые заговорили два исследователя — Нейл Хоув (ученый, демограф) и Уильям Штраус (историк) в 1991 году. Позже они создали теорию, которая основывалась на различиях в ценностях различных поколений. Её назвали «Теория поколений». [1]

Суть этой теории состоит в том, что на формирование ценностей и мировоззрения человека влияет промежуток времени, когда он родился.

На данный момент различают следующие поколения, живущие в России (в скобках указаны годы рождений):

Величайшее поколение (1900–1923).

Молчаливое поколение (1923–1943).

Поколение беби-бумеров (1943–1963).

Поколение Х («Икс») (1963–1984).

Поколение Y («Игрек») (1984–2000).

Поколение Z «Зэд» (c 2000).

Нас интересует поколение Z. Это поколение людей, родившихся после 2000 года, и продолжающих рождаться по сей день. На данный момент это поколение — школьники. Все основные ценности поколения Z еще в процессе формирования.

Общими характеристиками этого поколения можно определить.

1. «Клиповое мышление».

Клиповое мышление — особенность человека воспринимать мир через короткие яркие образы и послания теленовостей или видеоклипов.

2. Следование за кураторами.

Люди поколения Z следуют за кураторами, доверяют им, пытаясь понять, где находится наиболее адекватная информация и лучшие развлечения.

3. Социальные взаимодействия.

Поколение Z развивается в век чатов, форумов, сообществ. Они вроде бы и вместе, но каждый в своём гаджете, каждый у себя дома. Семья для них самое безопасное место. Им свойственна необходимость постоянно обмениваться информацией.

4. Влияние социальных медиа.

Поколение Z на личном уровне стремится быть немедленно принятым и одобренным посредством социальных медиа — здесь проходят важные беседы, находятся их сверстники.

5. Ориентация на успех.

«Я ещё не знаю, кем я буду, но обязательно добьюсь успеха» — это девиз людей поколения Z. Дети хотят достигать результата, но не любят ждать. У них нет усидчивости и терпения.

6. Родители как друзья.

Взрослые могут стать «своими» только если станут друзьями.

В процессе обучения и воспитания подрастающего поколения необходимо учитывать особенности строения головного мозга, организацию запоминания той или иной информации, которой в наш цифровой век избыточно много. В зависимости от того, какая сторона мозга у человека является ведущей, правая или левая, определяются его способности и характеристики личности.

1. Лево-право полушарный подход

Левое полушарие нашегомозга отвечает за логику, анализ, упорядоченность мыслей.

Правое полушарие за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения.

Воспитанники, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные способности. Чтобы включить в работу правое полушарие головного мозга, необходимо создать образ. [2].

2. Принцип ассоциативности мышления.

При поступлении абсолютно любой информации в нашу голову, мозг, а именно правое полушарие, создает, формирует образ или порядок, цепочку образов на основе полученной информации. Как только воспитанники «понимают» полученную информацию, головной мозг формирует образ. При этом, сохранение информации происходит намного легче и на более длительный срок. Если образа не получается, то и информация «не усваивается», становиться пустой и забывается. По сути, сообразительный человек — это именно тот человек, который способен подбирать правильные образы для поступающей информации, максимально приближенные к образам автора или рассказчика.

Современное поколение «Z» — дети информационных технологий, оно ориентировано на визуальное восприятие. Молодёжи гораздо проще посмотреть доступный в сети информативный видеоролик, чем отыскивать и читать длинную текстовую инструкцию. Люди среднего возраста в силу привычки предпочитают иметь дело со структурированным текстом, где возможны варианты интерпретации.

Понимая это, необходимо выбирать доступные для воспитанников способы подачи информации: интеллект-карты, интернет ресурсы, видео презентации, онлайн-тесты, кейс технологии и т. д.

I. Технология «Mind-Maps».

(технология «Интеллект-карты», Ментальные карты)

Майндмэппинг, (от анлийского Mind map — карта мыслей)это графический способ изображения информации в процессе мышления в удобной для человеческого восприятия форме — логических и ассоциативных схем. Запись материалов производится в виде радиантной структуры, то есть структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части. Интеллект-карты могут заменить традиционный текст, таблицы, графики и схемы.

Почему запись в виде интеллект-карты удобнее и полезнее? Наше мышление НЕ организовано как текст, оно не линейно. Оно имеет именно такую структуру: ветвящуюся, каждое понятие в нашей голове связано с другими понятиями, эти другие понятия связаны с третьими и так далее до бесконечности. Именно такая структура наиболее органично отражает наше реальное мышление. Такие карты можно использовать в различных областях нашей жизни и деятельности. Рассмотрим основные.

В работе

– Создать общее видение проекта;

– Создавать рабочие планы;

– Планировать события, бюджет;

– Подготовить план выступления, презентации;

– Принимать решения;

– Устроить мозговой штурм;

– Генерировать идеи;

– Создать мотивацию;

– Написать цели;

– Подготовить план переговоров;

– Упорядочить мысли и идеи.

Учебной деятельности

– Записывать учебные конспекты по книгам и на слух;

– Создавать планы написания статей, книг, рефератов, дипломов;

– Сдавать экзамены;

– Структурировать любой материал, что позволяет понять суть, мысль автора, разложить по полочкам трудный материал;

– Запомнить смысл материала. Интеллект-карты запоминаются легче, чем любой текстовый материал;

– Записать ряд взаимосвязанных гипотез.

В быту

– Использовать в структурировании бытовых задач, бытовых дел;

– Расписать достоинства и недостатки планируемых покупок и приобретений;

– Описать структуру проведения праздника или иного события;

Спланировать отдых.

II. Подведение итогов

При организации любой деятельности, будь то внеклассные мероприятия, классные часы, экскурсии или посещение музея, театра, воспитателю необходимо подвести итог проведенного мероприятия. Методов и форм проведения подведения итогов на современной этапе достаточно много. Они помогают эффективно, интересно и грамотно подвести итоги и завершить работу. Для воспитателя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что воспитанники усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание. Кроме того, обратная связь от воспитанников, поможет в дальнейшем воспитателю усовершенствовать, модернизировать, скорректировать свою деятельность. В современном высокотехнологичном мире, с детьми поколения «Z» не достаточно, как прежде, просто провести опрос или попросить проголосовать. Они больше настроены на визуальное восприятие информации. В связи с этим, при проведении итогов, воспитателю необходимо использовать в своей деятельности электронные ресурсы.

Kahoot

Kahoot — это сервис для создания онлайн-викторин, тестов и опросов. [] Это бесплатная платформа для обучения в игровой форме, которая подходит для любого учебного предмета, воспитательного мероприятия, а также для любого возраста. Участники могут отвечать на созданные тесты с планшетников, ноутбуков, смартфонов, то есть с любого устройства, имеющего доступ к Интернету.

Все, что понадобится руководителю — это компьютер с выходом в интернет, проектор, аудиоколонки. Созданные в Kahoot задания позволяют значительно интересней провести подведение итогов мероприятия. Для создания тестов и игр, в данном сервисе, дополнительно к тексту можно использовать картинки и видеофрагменты.

Для участия в тестировании или игре, воспитанникам необходимо просто открыть сервис и ввести PIN-код, который создает и предоставляет воспитатель со своего компьютера. Участникам игра достаточно просто выбирать правильное решение или ответ. Можно корректировать выполнение заданий по времени, а также организовать подсчет баллов за правильные ответы. Это достаточно просто сделать с компьютера воспитателя, где отображается вся информация.

Kahoot это один из многих сервисов, который делает работу воспитателя комфортной при проведении мероприятий, а воспитанников увлекает в современный мир технологий.

III. Рефлексия

Рефле́ксия (от позднелатинского reflexio «обращение назад») — это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление [ru.wikipedia.org]

Другими словами, оценка своих действий, результата: что я услышал, что понял, чему научился и т. д. Помощником визуализации данного процесса может стать создание «Облака слов».

Облако слов

Это форма визуализации данных, представляет собой набор ключевых слов и словосочетаний, написанных разными размерами шрифта и, иногда цвета. Визуальное представление списка категорий или тегов, также называемых метками, ярлыками, ключевыми словами и т. п. Воспитанники могут выделять наиболее главное (важное) из увиденного, изученного.

Принцип устройства таких облаков очень простой. В специальной программе или в интернет сервисе вводится определенное количество слов, объединённых какой-либо тематикой или направлением. Важность каждого ключевого слова обозначается размером шрифта или цветом. Чем крупнее шрифт, тем чаще ключевое слово употребляется в тексте. Можно выбрать одну из предложенных форм или картинок, а также загрузить подходящее свое изображение. Каждое слово в облаке при наведении на него курсор выделяется и может представляться как гиперссылка. Сгенерированное облако можно распечатать и использовать как раздаточный материал, вывести на доску или экран, на ПК.

Облака слов могут быть использованы воспитателем как один из приемов при подготовке и проведении воспитательных мероприятий. Воспитанники также могут самостоятельно создавать их при подготовке к урокам, для более эффективного использования времени на самостоятельной подготовке. Работа с Облаком слов увлекает воспитанников, вызывает интерес, концентрирует внимание, побуждает к поиску.

Заключение

Все то, что было рассмотрено, только малая часть всех возможностей, которые дают воспитателям информационно-коммуникационные технологии. С помощью них решаются следующие основные задачи (обучающие, развивающие и коррекционные): развивать у воспитанников умение наблюдать, выявлять, соотносить, выделять основное или главное, анализировать; вызывать устойчивый интерес к тому, что узнали, увидели; мотивировать воспитанников к учебной деятельности; активизировать познавательную деятельность; побуждать их к активной позиции в жизни.

Воспитательные мероприятия, проведенные с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, всегда яркие и запоминающиеся.

Литература:

  1. Rugenerations — российская школа теории поколений https://rugenerations.su
  2. Пономарёва О. Н. Профессиональная компетентность преподавателя: обучение с учётом лево — и правополушарного типа мышления // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1–1.
  3. http://constructorus.ru/uspex/intellekt-karty.html — Интеллект-карты: область применения и рекомендации по составлению
  4. https://lifehacker.ru/special/mindmap/ — Что такое карта мыслей и как с ней работать
  5. http://ru.wikipedia.org
Основные термины (генерируются автоматически): воспитанник, воспитательное мероприятие, головной мозг, Облако слов, поколение, правое полушарие, III, ключевое слово, подведение итогов, учебная деятельность.


Ключевые слова

воспитание, ИКТ, кадеты

Похожие статьи

Информационно–коммуникационные технологии в дошкольном образовании

В статье изложен аналитический обзор применения ИКТ. Представлены области применения ИКТ в образовательном процессе.

Использование информационно-коммуникационных технологий в физическом и музыкальном воспитании дошкольников

Авторы статьи раскрывают актуальность и способы применения ИКТ в деятельности музыкальных руководителей и инструкторов по физвоспитанию, дают определение термину «геймификация» как одному из направлений использования ИКТ в образовательном пространств...

Опыт мониторинга реализации электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий в дополнительном образовании (на примере ЦДТ «Детская академия»)

В статье автором выделены ключевые проблемы, с которыми столкнулись педагоги в период электронного обучения.

Практическое применение теории решения изобретательских задач в дошкольной педагогике

В статье приводятся примеры практического применения методики ТРИЗ, как одного из путей развития креативных навыков дошкольника. Автор дает обоснование значимости использования данной методики в работе с дошкольниками.

Применение технологии этического диалога как средства духовно-нравственного воспитания суворовцев

В статье рассматриваются особенности применения технологии этического диалога для достижения целей духовно-нравственного воспитания во внеурочной деятельности в условиях суворовского военного училища.

Использование информационно-коммуникационных технологий для развития логического мышления у дошкольников

В статье автор пытается узнать, как связано логическое мышление и информационно-коммуникационные технологии.

Сетевое взаимодействие с социальными партнерами в решении задач программы воспитания дошкольной образовательной организации

В статье автор раскрывает механизмы сетевого взаимодействия с социальными партнерами для реализации Программы воспитания ДОУ.

Создание условий для эффективного обучения учащихся через использование дистанционных образовательных технологий

В статье автор пытается определить эффективные методы работы с учащимися в условиях дистанционного образовательного процесса.

Дидактические аспекты применения информационных технологий в процессе обучения математике

В статье рассматриваются проблемы, связанные с грамотным применением информационных компьютерных технологий в образовательном процессе. А также роль информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности человека.

Формирование способностей к познавательно-исследовательской деятельности посредством внедрения в практику дошкольных образовательных организаций STEM-образования

В статье рассматриваются новые возможности использования STEM-образования в практике дошкольных образовательных организациях.

Похожие статьи

Информационно–коммуникационные технологии в дошкольном образовании

В статье изложен аналитический обзор применения ИКТ. Представлены области применения ИКТ в образовательном процессе.

Использование информационно-коммуникационных технологий в физическом и музыкальном воспитании дошкольников

Авторы статьи раскрывают актуальность и способы применения ИКТ в деятельности музыкальных руководителей и инструкторов по физвоспитанию, дают определение термину «геймификация» как одному из направлений использования ИКТ в образовательном пространств...

Опыт мониторинга реализации электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий в дополнительном образовании (на примере ЦДТ «Детская академия»)

В статье автором выделены ключевые проблемы, с которыми столкнулись педагоги в период электронного обучения.

Практическое применение теории решения изобретательских задач в дошкольной педагогике

В статье приводятся примеры практического применения методики ТРИЗ, как одного из путей развития креативных навыков дошкольника. Автор дает обоснование значимости использования данной методики в работе с дошкольниками.

Применение технологии этического диалога как средства духовно-нравственного воспитания суворовцев

В статье рассматриваются особенности применения технологии этического диалога для достижения целей духовно-нравственного воспитания во внеурочной деятельности в условиях суворовского военного училища.

Использование информационно-коммуникационных технологий для развития логического мышления у дошкольников

В статье автор пытается узнать, как связано логическое мышление и информационно-коммуникационные технологии.

Сетевое взаимодействие с социальными партнерами в решении задач программы воспитания дошкольной образовательной организации

В статье автор раскрывает механизмы сетевого взаимодействия с социальными партнерами для реализации Программы воспитания ДОУ.

Создание условий для эффективного обучения учащихся через использование дистанционных образовательных технологий

В статье автор пытается определить эффективные методы работы с учащимися в условиях дистанционного образовательного процесса.

Дидактические аспекты применения информационных технологий в процессе обучения математике

В статье рассматриваются проблемы, связанные с грамотным применением информационных компьютерных технологий в образовательном процессе. А также роль информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности человека.

Формирование способностей к познавательно-исследовательской деятельности посредством внедрения в практику дошкольных образовательных организаций STEM-образования

В статье рассматриваются новые возможности использования STEM-образования в практике дошкольных образовательных организациях.

Задать вопрос