В статье изложен аналитический обзор применения ИКТ. Представлены области применения ИКТ в образовательном процессе.
Ключевые слова: ИКТ, компьютер, интернет, программа, мультимедийные презентации.
В этих изменяющихся условиях системы образования педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.
На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. Один из таких методов является применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Использование компьютера для обучения и развития детей дошкольного возраста можно условно разделить на непосредственное и опосредованное [3, с. 31].
1. Опосредованное обучение и развитие.
а) Использование глобальной сети Интернет.
Возможности, предоставляемые сетевыми электронными ресурсами, позволяют решить ряд задач, актуальных для специалистов, работающих в системе дошкольного образования.
Во-первых, это дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании.
Во-вторых, это разнообразный иллюстрированный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы).
В-третьих, в информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее демократичный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания и уровня дохода.
Информационно – методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, например, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.
Интерес для педагогов может представлять электронная версия журнала «Дошкольное воспитание». (URL: http//dob.1september.ru) Здесь можно найти статьи по творческому, сенсорному, речевому и другим видам развития детей раннего возраста. Среди рубрик на сайте интересны: Детский мир; Родительская консультация; Мастерская; Игротека; Будь здоров!; Расти большой; Книжный шкаф; Школа природы; Психологическая копилка и др.
Полезным ресурсом является подборка материалов Фестиваля педагогических идей, проводимым издательскимдомом «Первое сентября» (URL: http//festival.1september.ru), где педагоги делятся своими педагогическими находками.
Помощником для развития дошкольников может служить сайт с режимом доступа: http://bukvar.edu.ru. Здесь можно найти иллюстрированный словарь для развития речи детей и сюжетные альбомы. Он в основном предназначен для увеличения словарного запаса детей; его можно использовать как дидактический материал.
Поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам развития и обучения детей, иллюстрации для занятий.
б) Использование компьютера для введения документации.
Компьютер может оказывать неоценимую услугу педагогам ДОУ по составлению всевозможных планов мероприятий с помощью программ-организаторов, вести индивидуальный дневник ребенка, записывать различные данные о нем, результаты тестов, выстраивать графики, в целом отслеживать динамику его развития [4, с. 188].
Немаловажный аспект использование компьютера – это ведение базы данных по книгам: одни отражают комплексные подходы в обучении, другие – развитие какого – то определенного качества, дифференцируя возрастные категории и др.
2. Непосредственное обучение.
а) Использование развивающих компьютерных программ.
Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, дает возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение.
Американские специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей: исследовательский характер; легкость для самостоятельных занятий ребенка; развитие широкого спектра навыков и представлений; высокий технический уровень; возрастное соответствие; занимательность [4, с. 184].
Существующие на рынке обучающие программы можно классифицировать следующим образом:
1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.
2. «Говорящие! Словари иностранных языков с хорошей анимацией.
3. АРТ – студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.
4. Игры – путешествия, «бродилки».
5. Простейшие программы по обучению чтению, математике и др.
б) Использование мультимедийных презентаций.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в памяти детей.
Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить образовательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования психически процессов, гуманизации содержания обучения и педагогических воздействий [5, с. 213].
Рекомендовано ознакомиться с такими программами и технологиями:
- «Путешествие по компьютерной стране» (автор В.А. Зеленская, аспирантка СГПИ, старший преподаватель кафедры воспитательной работы дополнительного образования СИПКРО, г. Ставрополь);
- Программа обучения детей в компьютерно – игровом комплексе ДОУ (автор Хазиева Н.Ю. Компьютерные игры в дошкольном учреждении. (URL: http//festival.1september.ru/authors/209 – 536 – 636).
Но в современной психолого-педагогической литературе этот вопрос изучен недостаточно (О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова).
Подводя итоги, хочется подчеркнуть, что ИКТ являются одним из самых эффективных средств обучения, так как открывают новые возможности для управления образовательным процессом. Но имеются проблемы, препятствующие широкому внедрению ИКТ в практику, которые предстоит решать, и первоочередные из них – это:
- подготовка педагогов в области применения ИКТ в образовании;
- методическое сопровождение педагогов;
- обучение педагогов современным технологиям.
Литература:
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.:Изд-во Института профессионального образования, 1995. – С. 107.
- Васильева. И. Использование компьютерных рисунков в раннем интенсивном обучении. Дошкольное воспитание. – 1999. - № 3. – С. 22 – 27.
- Галлямова С. Е. Обучение построению информационных моделей средствами компьютерных технологий. Информатика и образование. – 2008. - № 9. – С. 31–36.
- Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: [учебное пособие для высших педагогических учебных заведений] – М.: Академия, 2003. С. – 188.
- Современные технологии обучения дошкольников /авт. Сост. Е.В. Михеева. – Волгоград: Учитель, 2013. С. – 223.