Личностные особенности лиц юношеского возраста, имеющих татуировки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №2 (292) январь 2020 г.

Дата публикации: 13.01.2020

Статья просмотрена: 730 раз

Библиографическое описание:

Федорова, А. А. Личностные особенности лиц юношеского возраста, имеющих татуировки / А. А. Федорова, К. В. Жукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 2 (292). — С. 220-223. — URL: https://moluch.ru/archive/292/66252/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматривается один из самых важных периодов в формировании личности — юношеский возраст, который включает в себя осознание смысла жизни и формирование целей. Человек, будучи социальным существом, постоянно стремится показать свою принадлежность той или иной группе людей. Украшение тела татуировками — это самый древний способ приобщить человека к определённому сообществу, племени и т. д. Данная статья представляет собой результаты исследования личностных особенностей юношей и девушек, имеющих татуировки.

Ключевые слова: психология, личность, татуировка, юношеский возраст.

The article discusses one of the most important periods in the formation of personality — adolescence, which includes an awareness of the meaning of life and the formation of goals. A person, being a social being, constantly strives to show his belonging to one or another group of people. Decorating the body with tattoos is the most ancient way to introduce a person to a particular community, tribe, etc. This article presents the results of a study of the personality characteristics of young men and women with tattoos.

Keywords: psychology; personality; tattoo; youthful age

Актуальность работы заключается в том, что юношеский возраст — один из самых важных периодов в формировании личности, который включает в себя осознание смысла жизни и формирование целей. Большинство ученых признают, что подростковый возраст и юность являются основными периодами формирования собственных убеждений и способностью самостоятельно строить свой собственный образ жизни. В настоящее время ситуация с развитием молодежи, также, осложняется трудностями социальной реорганизации нашего общества, в связи с чем необходимо изучать психологию подростков и юношей/девушек современного общества, в частности, формирование у них поиск смысла жизни.

Человек, будучи социальным существом, постоянно стремится показать свою принадлежность той или иной группе людей. Отличительные особенности часто проявляются во внешних элементах. Рисунки, шрамы, одежда или украшения — все это признаки принадлежности человека к определенной культуре. Украшение тела татуировками — это самый древний способ приобщить человека к определённому сообществу, племени и т. д.

Одной из форм проявления личностной независимости и самостоятельности в молодежной среде является нанесение татуировок. На наш взгляд личностные особенности лиц юношеского возраста имеющих татуировки, изучены недостаточно, знания не имеют системного характера. Данная статья представляет собой результаты исследования личностных особенностей юношей и девушек, имеющих татуировки.

Объектом исследования является личность юношеского возраста.

Предметом исследования выступают личностные особенности лиц юношеского возраста, имеющих татуировки.

Цель исследования предполагает изучение и выявление личностных особенностей лиц юношеского возраста, имеющих татуировки.

Были поставлены следующие задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования личностных особенностей в психологии лиц юношеского возраста.
  2. Выявить и сравнить структуру личностных особенностей лиц юношеского возраста, имеющих татуировки.
  3. Выявить и сравнить структуру личностных особенностей лиц юношеского возраста, не имеющих татуировки.
  4. Сравнить личностные особенности лиц юношеского возраста, имеющих и не имеющих татуировки.

Гипотеза исследования была сформулирована следующим образом: предположим, что лица юношеского возраста, имеющие татуировки, отличаются по личностным особенностям от лиц юношеского возраста, не имеющих татуировок:

– в представлениях о себе — лица юношеского возраста, имеющие татуировки, стараются не зависеть от мнения других и не придерживаются групповых стандартов, часто вступают в конфликтные ситуации с окружающими;

– у лиц юношеского возраста, имеющих татуировки, уровень самопринятия и уровень самоуважения будут ниже, чем у лиц юношеского возраста, не имеющих татуировок;

– уровень самооценивания у лиц юношеского возраста, имеющих татуировки, будет ниже, чем у лиц юношеского возраста, не имеющих татуировок.

Методологической основой исследования выступила концепция Джона Раша о сознательности нанесения татуировки в зависимости от личностных особенностей, намерении выполнить на собственном теле украшения, являющиеся символом выделения на общем фоне или чертой характера (2014 г).

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

  1. Теоретический анализ литературы.
  2. Эмпирические:

a. Методика В. Стефенсона, метод Q-sort-technique;

b. Методика исследования самоотношения В. В. Столина, С. Р. Пантелеев МИС (Методика Исследования Самоотношения);

c. Методика Шкала самоуважения М.Розенберга;

d. Методика Исследование самооценки Дембо-Рубинштейн.

3. Методы математической обработки данных: пакет программ SPSS -20 SoftWindows (U- критерий Манна-Уитни).

В исследовании принимали участие лица юношеского возраста, имеющие татуировки, и лица юношеского возраста, не имеющие татуировок, по 30 человек в каждой группе.

Первая группа выборки — лица юношеского возраста, имеющие татуировки студенты Хакасского Государственного Университета, Институт Естественных Наук и Математики (ИЕНИМ), средний возраст: 19–21 лет, татуировки сделаны 1,5- 2 года назад, 15 девушек и 15 юношей.

Вторая группа выборки — лица юношеского возраста, не имеющие татуировок, которые, так же, являются студентами Хакасского Государственного Университета, Институт Естественных Наук и Математики (ИЕНИМ), средний возраст: 19–21 лет, 15 юношей и 15 девушек.

По результатам исследования представления личности о себе и тенденции поведения в группе (Методика В. Стефенсона, метод Q-sort-technique), обнаружилось, что у лиц юношеского возраста, имеющих татуировки, преобладает более высокий уровень независимости, чем у лиц у юношеского возраста, не имеющих татуировок (p≤0,01). Они чаще обладают бойцовскими качествами и непокорной волей лидера, проявляют независимость в своих поступках. Лица юношеского возраста, имеющие татуировки, проявляют упорство в отстаивании своих взглядов, а в поведении самостоятельны и решительны. У лиц юношеского возраста не имеющих татуировок, уровень независимости ниже, что говорит об их внутреннем стремлении к принятию групповых стандартов и ценностей: социальных и морально — эстетических.

По результатам исследования особенностей принятия представления личности о себе и тенденции поведения в группе, обнаружилось, что у лиц юношеского возраста, имеющих татуировки, преобладает более высокий уровень принятия борьбы, чем у лиц юношеского возраста, не имеющих татуировок (p≤0,05). Они активно стремятся добиваться более высокого статуса в системе межличностных взаимоотношений. Лица юношеского возраста не имеющие татуировок, демонстрируют низкий уровень принятия борьбы, что говорит об их меньшем стремлении добиваться более высокого статуса в системе межличностных взаимоотношений.

По результатам исследования представления личности о себе и тенденции поведения в группе (Методика В. В. Столина, С. Р. Пантелеев МИС),обнаружилось, что у лиц юношеского возраста, имеющих татуировки, преобладает низкий уровень саморуководства(p≤0,05). Для них характерна вера в подвластность своего «Я“ внешним обстоятельствам и событиям. Механизмы саморегуляции у них ослаблены. Волевой контроль недостаточен для преодоления внешних и внутренних препятствий на пути к достижению цели. Основным источником происходящего с ними признаются внешние обстоятельства. Причины, заключающиеся в себе, или отрицаются, или, что встречается довольно часто, вытесняются в подсознание. Переживания относительно собственного «Я“ сопровождаются внутренним напряжением. Лица юношеского возраста не имеющие татуировок, демонстрируют средний и высокий уровни саморуководства, что говорит о том, что они считают сами себя источником развития своей личности и регулятором достижений успехов. Им свойственно чаще переживать собственное «Я“ как внутренний стержень, который координирует и направляет всю активность, организует поведение и отношения с людьми, что делает их способными прогнозировать свои действия и последствия возникающих контактов с окружающими.

По результатам исследования структуры самоотношения личности, обнаружилось, что лица юношеского возраста, имеющие татуировки, в отличие от лиц юношеского возраста, не имеющих татуировок, чаще имеют низкую самоценность, в отличие от высокого показателя у лиц юношеского возраста не имеющих татуировки(p ≤ 0,05). Лица юношеского возраста не имеющие татуировки демонстрируют высокий уровень самоценности, что говорит о них как о людях высоко оценивающих свой духовный потенциал, богатство своего внутреннего мира. Они склонны воспринимать себя как индивидуальность и высоко ценить собственную неповторимость. Лица юношеского возраста, имеющие и не имеющие татуировки, так же демонстрируют средний уровень самоценности, что указывает на склонность некоторых из них, высоко оценивать ряд своих качеств, признавать их уникальность. Некоторые замечания окружающих могут вызвать у них ощущение личной несостоятельности.

По результатам исследования структуры самоотношения личности, обнаружилось, что у лиц юношеского возраста, имеющих татуировки, в отличие от лиц юношеского возраста, не имеющих татуировки, преобладает низкий уровень самопринятия(p ≤ 0,05). Их желание развивать и совершенствовать собственное «Я“ ярко выражено, источником чего может быть, неудовлетворенность собой. Им свойственна легкость изменения представлений о себе. Лица юношеского возраста не имеющие татуировок демонстрируют высокий уровень самопринятия, что говорит о характерной для них склонности воспринимать все стороны своего «Я“, принимать себя во всей полноте поведенческих проявлений. Они часто ощущают симпатию к себе, ко всем качествам своей личности. Свои недостатки считают продолжением достоинств. Неудачи, конфликтные ситуации не дают основания для того, чтобы считать, себя неполноценными. Так же лица юношеского возраста, имеющие и не имеющие татуировок демонстрируют средний уровень самопринятия, что характеризует их как склонными принимать не все свои достоинства и критиковать не все свои недостатки.

По результатам исследования структуры самоотношения личности, обнаружилось, что у лиц юношеского возраста, имеющих татуировки, в отличие от лиц юношеского возраста, не имеющих татуировок, преобладает высокий уровень самообвинения(p ≤ 0,05). Это может указывать на их склонность видеть в себе, прежде всего недостатки. Та же лица юношеского возраста, имеющие и не имеющие татуировок, демонстрируют средний уровень самообвинения, что говори об их избирательном отношении к самим себе. Склонны обвинять себя за те или иные поступки, сочетая это с выражением гнева, досады в адрес окружающих их людей. Лица юношеского возраста, имеющие и не имеющих татуировок, демонстрируют низкий уровень самообвинения, что говорит о склонности перекладывать ответственность на других и винить окружающих в своих неудачах.

По результатам исследования самоуважения (Шкала самоуважения М.Розенберга), обнаружилось, что Лица юношеского возраста, имеющие татуировки, в отличие от лиц юношеского возраста, не имеющих татуировок, чаще имеют низкий уровень самоуважения к себе(p ≤ 0,05). Для них характерно колебание мнения о самих себе из положительной в отрицательную сторону. Неудачи заставляют искать подтверждения своей неспособности к различным делам.

По результатам исследования самооценки (Исследования самооценки Дембо-Рубинштейн), обнаружено, что лица юношеского возраста, имеющие татуировки, в отличие от лиц юношеского возраста, не имеющих татуировок, демонстрируют низкую самооценку, что говорит о том, что они самокритичны и заранее настраивают себя на худший лад (p ≤ 0,05). У лиц юношеского возраста не имеющих татуировок, преобладает высокая самооценка, что говорит о том, что они завышено, оценивают свои способности, и они всегда уверены в своих начинаниях. Так же лица юношеского возраста, имеющие и не имеющие татуировок, демонстрируют средний уровень самооценки, что характеризует их адекватное оценивание своих способностей.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

  1. Лица юношеского возраста, имеющие татуировки, в отличие от лиц юношеского возраста, не имеющих татуировок, не зависят от мнения других людей, стремятся не принимать групповые стандарты, как социальные, так и морально-этические. Они упорны в отстаивании своих взглядов, а в поведении проявляют самостоятельность и решительность. Лица юношеского возраста, имеющие татуировки, чаще принимают борьбу и конфликтные ситуаций, добиваются более глубокого статуса в системе межличностных взаимоотношений;
  2. Лица юношеского возраста, имеющие татуировки, в отличие от лиц юношеского возраста, не имеющих татуировок, чаще имеют низкий уровень самопринятия и самоуважения, что может служить предпосылкой нанесения татуировок на тело. Они склонны во всем плохом винить себя, видеть только свои недостатки и акцентировать внимание только на своих слабых сторонах.
  3. Лица юношеского возраста, имеющие татуировки, в отличие от лиц юношеского возраста, не имеющих татуировок, чаще обладают низкой самооценкой. Низкая самооценка может быть одной из причин нанесения рисунков на тело.

Литература:

  1. Вижник А. К. ВКР «Самоотношение и саморазвитие лиц юношеского возраста»., 2016г.
  2. Колышко, А. М. Психология самоотношения [Текст]: учебное пособие/ А. М. Колышко. — Гродно: ГрГУ, 2004. — 102 с
  3. Мельникова Л.А Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 5 08.11.2013 Исследование символики телесных знаков в контексте молодежных субкультур.
  4. Столин В. В. Самосознание личности. — М.: Прогресс, 2009. — С. 49.
Основные термины (генерируются автоматически): юношеский возраст, татуировка, лицо, личностная особенность лиц, уровень самопринятия, отличие, структура самоотношения личности, тенденция поведения, высокий статус, Хакасский Государственный Университет.


Похожие статьи

Особенности эмоциональной сферы подростков

Развитие эмоциональной сферы происходит на протяжении всей жизни, однако возникновение именно подростковых эмоций вызывает больше всего вопросов и переживаний как у родителей, так и у самих подростков. Подростковый кризис часто усугубляется низкими с...

Роль физической культуры и спорта в духовном формировании личности

Статья направлена на изучение вопроса о связи физической культуры и духовного воспитания. Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время, подрастающее поколение, зачастую, не обладает высокой тягой к спорту и отдаёт предпочтение ви...

Социальная адаптация младших школьников с задержкой психического развития

Статья представляет собой анализ научной литературы по проблеме социальной адаптации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Социальная адаптация играет важную роль в жизни младшего школьника, так как от её протекания и р...

Особенности подростковой психологии: способы разрешения конфликтов между подростками и их родителями

В статье рассматриваются вопросы подросткового возраста и основные способы решения конфликтов между подростками и их родителями. Большое внимание уделяется рассмотрению психологических особенностей подростков, изучению причин конфликтов между родител...

Отношение к семье и браку у современной молодежи

В данной статье теоретически раскрыто содержание такого понятия, как установка на брачно-семейные отношения. Так же в работе конкретизировано представление о ней, как о разновидности одной из социальных установок. Изучение отношения молодежи к законн...

Некоторые аспекты рассмотрения проблемы стресса

Стресс сегодня — это весьма распространенное состояние, избавиться от которого сложно, но возможно. В данной статье представлен результат рассмотрения данного вопроса, выявление психологического механизма, факторов, способствующих зарождению стресса,...

Гендерная идентичность в условиях современного мира

Данная статья посвящена исследованию гендерной идентичности в современном обществе с теоретической и практической точек зрения. Кроме того, в процессе исследования происходит изучение вопросов о преобладании андрогинной идентичности, или андрогинност...

Половые различия суицидального поведения у подростков

Подростковый возраст — один из сложных кризисных периодов, в котором проявляются не только внутренние противоречия самого ребенка, но и добавляется много новых конфликтов с окружающим миром. На разных этапах подросткового возраста существуют свои осо...

Лень или апатия у подростков? Тревожные сигналы для родителей

В данной статье раскрываются особенности проявления апатии и лени в подростковом возрасте, как явлений, непосредственно связанных с волевой сферой человека. Были выявлены общие характеристики, а также специфические черты апатии и лени, их выраженност...

Методологические составляющие подхода «Я-концепция» для юношеского возраста

Термин «Я-концепция» является достаточно популярным в области психологии, социологии и других наук. Данное выражение представляет совокупность систем, которые играют важную роль в восприятии человеком самого себя при определенных обстоятельствах, а т...

Похожие статьи

Особенности эмоциональной сферы подростков

Развитие эмоциональной сферы происходит на протяжении всей жизни, однако возникновение именно подростковых эмоций вызывает больше всего вопросов и переживаний как у родителей, так и у самих подростков. Подростковый кризис часто усугубляется низкими с...

Роль физической культуры и спорта в духовном формировании личности

Статья направлена на изучение вопроса о связи физической культуры и духовного воспитания. Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время, подрастающее поколение, зачастую, не обладает высокой тягой к спорту и отдаёт предпочтение ви...

Социальная адаптация младших школьников с задержкой психического развития

Статья представляет собой анализ научной литературы по проблеме социальной адаптации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Социальная адаптация играет важную роль в жизни младшего школьника, так как от её протекания и р...

Особенности подростковой психологии: способы разрешения конфликтов между подростками и их родителями

В статье рассматриваются вопросы подросткового возраста и основные способы решения конфликтов между подростками и их родителями. Большое внимание уделяется рассмотрению психологических особенностей подростков, изучению причин конфликтов между родител...

Отношение к семье и браку у современной молодежи

В данной статье теоретически раскрыто содержание такого понятия, как установка на брачно-семейные отношения. Так же в работе конкретизировано представление о ней, как о разновидности одной из социальных установок. Изучение отношения молодежи к законн...

Некоторые аспекты рассмотрения проблемы стресса

Стресс сегодня — это весьма распространенное состояние, избавиться от которого сложно, но возможно. В данной статье представлен результат рассмотрения данного вопроса, выявление психологического механизма, факторов, способствующих зарождению стресса,...

Гендерная идентичность в условиях современного мира

Данная статья посвящена исследованию гендерной идентичности в современном обществе с теоретической и практической точек зрения. Кроме того, в процессе исследования происходит изучение вопросов о преобладании андрогинной идентичности, или андрогинност...

Половые различия суицидального поведения у подростков

Подростковый возраст — один из сложных кризисных периодов, в котором проявляются не только внутренние противоречия самого ребенка, но и добавляется много новых конфликтов с окружающим миром. На разных этапах подросткового возраста существуют свои осо...

Лень или апатия у подростков? Тревожные сигналы для родителей

В данной статье раскрываются особенности проявления апатии и лени в подростковом возрасте, как явлений, непосредственно связанных с волевой сферой человека. Были выявлены общие характеристики, а также специфические черты апатии и лени, их выраженност...

Методологические составляющие подхода «Я-концепция» для юношеского возраста

Термин «Я-концепция» является достаточно популярным в области психологии, социологии и других наук. Данное выражение представляет совокупность систем, которые играют важную роль в восприятии человеком самого себя при определенных обстоятельствах, а т...

Задать вопрос