В статье рассмотрены подходы разных авторов к оценке эффективности организации производства, выявлены общие и специфические для транспортного обслуживания показатели, произведена их группировка и предложена методика расчета показателей с учетом особенностей транспортного процесса.
Ключевые слова: оценка эффективности организации производства, транспортное обслуживание, транспортный процесс, группа показателей, организационный уровень.
Для оценки эффективности организации транспортного обслуживания наиболее приемлема такая система показателей, которая правильно отражает содержание и сущность организации транспортного процесса и тесно связана с показателями экономической эффективности транспортного предприятия.
Система показателей для оценки эффективности организации транспортного обслуживания должна отвечать следующим требованиям:
достаточно полно раскрывать содержание и сущность организации транспортного процесса;
математически правильно отражать экономическое содержание оцениваемого элемента транспортного процесса;
рассчитываться на основе данных отчетности транспортного предприятия;
иметь взаимосвязь с основными технико-экономическими показателями транспортного предприятия [3].
Большинство авторов в составе показателей эффективности организации производства в обязательном порядке выделяют показатели, характеризующие степень использования форм организации производства (коэффициенты специализации, кооперирования, концентрации, комбинирования) и характеризующие соблюдение принципов организации производства (коэффициенты ритмичности, непрерывности, параллельности, пропорциональности, прямоточности).
Кроме данных групп показателей авторы предлагают различные методики оценки эффективности организации производства, основанные на анализе технологического уровня, организации труда и управления.
Так, в работах Фатхутдинова Р. А. в качестве факторов, влияющих на технический уровень производства, приводятся: уровень механизации и автоматизации; уровень прогрессивности технологических процессов; средний возраст технологических процессов; средний возраст технологического оборудования; фондовооруженность труда работников. Перечень показателей для оценки организационного уровня включает: уровень специализации и кооперирования; коэффициент сменности оборудования; укомплектованность штатного расписания; удельный вес рабочих; текучесть кадров; потери рабочего времени; коэффициент частоты травматизма; коэффициенты пропорциональности, непрерывности, параллельности, прямоточности, ритмичности [7].
Туровец О. Г. выделяет следующие три группы взаимообусловленных факторов эффективности организации производства.
общесистемные факторы: степень реализации принципов организации производства; организационная культура; обоснованность системы отбора и оценки организационных решений; наличие организационного механизма, осуществляющего координацию и обеспечивающего взаимосвязь частичных процессов;
внешние факторы — ограничения деятельности по организации производства, основными из которых являются требования внешней среды, ограничения инвестиционных ресурсов;
факторы управления развитием организации производства: наличие программы развития организации производства, обеспеченность организационными ресурсами [6].
По мнению Павловской А. В. необходимо оценивать организационный уровень по двум группам показателей. В качестве показателей оценки уровня организации труда предлагаются: коэффициент технологического и функционального разделения труда; коэффициент кооперации труда; рациональности приемов и методов труда; напряженности норм; трудоспособности рабочих; использования рабочих по квалификации; коэффициент трудовой дисциплины; стабильности кадров. В качестве показателей оценки уровня организации использования средств труда предлагаются: коэффициенты экстенсивного, интенсивного и интегрального использования средств труда [5].
Вместе с тем, предлагаемые авторами подходы к оценке эффективности организации производства являются общими для всех отраслей и не учитывают специфику транспортного обслуживания.
Новицкий Н. И., Горюшкин А. А. учитывают специфику транспортного обслуживания и предлагают оценивать эффективность организации по технико-экономическим показателям: коэффициент использования парка транспортных средств по времени; коэффициент использования пробега; коэффициент использования тоннажа; стоимость 1 машино-часа; себестоимость перевозки одной тонны груза; расход ГСМ [4].
Учитывая множественность показателей для оценки эффективности организации транспортного обслуживания, возможно произвести их группировку (рис. 1).
Рис. 1. Показатели для оценки эффективности организации транспортного обслуживания
Первая группа показателей, характеризующих использование форм организации производства, включает коэффициенты специализации, концентрации, кооперирования.
Коэффициент специализации транспортного обслуживания может быть рассчитан по формуле [3]:
, (1)
где Дтр — доходы от транспортных услуг, тыс.руб.
Добщ — доходы от реализации продукции, работ, услуг по обычным видам деятельности всего, тыс.руб.
Коэффициент концентрации транспортного обслуживания может рассчитываться как доля стоимости транспортных средств в общей стоимости ОПФ и как доля водительского состава в общей численности работников. Коэффициент кооперирования транспортного обслуживания может быть рассчитан по формуле [3]:
, (2)
где Да — доходы от оказания услуг с использованием транспортных средств, находящихся в аренде и собственности заказчиков, тыс.руб.;
Дтр — доходы от транспортных услуг, тыс.руб.
Показатели, характеризующие соблюдение принципов рациональной организации производства — это показатели ритмичности, достаточности и обеспеченности собственными производственными мощностями.
Коэффициент ритмичности можно определить по формуле [1]:
,(3)
где Фпр — фактический объем услуг в пределах плана, тыс.м-час;
Фпл — плановый объем услуг, тыс.руб.
Коэффициент обеспеченности мощностями рассчитывается по формуле [6]:
,(4)
где М — мощность, тыс.м-час
Коэффициент организованности транспортного цикла можно рассчитать по формуле [8]:
,(5)
где Нф — фактическое время нахождения машин в наряде, тыс.час;
Нпл — плановое время нахождения машин в наряде, тыс.час.
К третьей группе относятся показатели, характеризующие технический уровень производства.
Коэффициент использования пробега рассчитывается по формуле [2]:
,(6)
где Пгр — пробег с грузом, км.;
Побщ — пробег общий, км
Коэффициент использования техники в работе (КИП) рассчитывается по формуле [2]:
,(7)
где Мраб -Машино-дни в работе, м-дн
Мхоз — Машино-дни в хозяйстве, м-дн
Коэффициент технической готовности рассчитывается по формуле [2]:
,(8)
где Мхоз — Машино-дни в хозяйстве, м-дн
Мрем — Машино-дни в ремонте, м-дн
К четвертой группе показателей отнесены показатели, характеризующие организацию и эффективность труда.
Укомплектованность производственным персоналом рассчитывается как отношение фактической численности к плановой и показывает обеспеченность транспортного процесса трудовыми ресурсами. Выработка на одного работника (водителя) рассчитывается как отношение объема оказанных транспортных услуг к среднесписочной численности персонала.
Предложенная система показателей носит комплексный характер, учитывает специфику деятельности транспортного предприятия и организации транспортного процесса, обеспечивает взаимосвязь с экономическими результатами деятельности предприятия и эффективностью использования его ресурсов, что делает ее применение целесообразным на предприятиях отрасли.
Литература:
- Бухалков, М. И. Производственный менеджмент. Организация производства [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений / М. И. Бухалков. — М.: Издательство «ИНФРА-М», 2015. — 385 с.
- Матанцева, О. Ю. Основы экономики автомобильного транспорта [Текст]: учебное пособие для студентов / О. Ю. Матанцева. — М.: Издательство «Юстицинформ», 2015. — 189 с.
- Минько, Р. Н. Организация производства на транспорте [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений / Р. Н. Минько. — М.: Издательство «Инфра-М», 2015. — 335 с.
- Новицкий Н. И. Организация производства: учебное пособие / Н. И. Новицкий, А. А. Горюшкин; под ред. Н. И. Новицкого. — М.: КНОРУС, 2013. — 350 с.
- Павловская, А. В. Организация производства на буровых и нефтегазодобывающих предприятиях [Текст]: учебное пособие / А. В. Павловская. — Ухта: Издательство «УГТУ», 2014. — 191 с.
- Туровец, О. Г. Организация производства и управление предприятием [Текст]: Учебное пособие / О. Г. Туровец, В. Н. Родионова. — М.: Издательство «ИНФРА-М», 2013. — 207 с.
- Фатхутдинов Р. А. Организация производства [Текст]: учебник / Р. А. Фатхутдинов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2014. — 544 с.
- Экономика и организация предпринимательской деятельности в сфере автомобильных перевозок [Текст]: учебное пособие / В. П. Бычков, В. Н. Гончаров, С. С. Морковина [и др.]. — Воронеж: ВГЛТУ, 2017. — 235 с.