Особенности организации транспортного обслуживания нефтегазодобывающих предприятий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №1 (291) январь 2020 г.

Дата публикации: 02.01.2020

Статья просмотрена: 3195 раз

Библиографическое описание:

Найманова, А. С. Особенности организации транспортного обслуживания нефтегазодобывающих предприятий / А. С. Найманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 1 (291). — С. 101-104. — URL: https://moluch.ru/archive/291/65968/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассмотрены особенности реализации принципов организации производства, специфика использования типов и форм организации производства в транспортном обслуживании нефтегазодобывающих предприятий.

Ключевые слова: организация производства, транспортное обслуживание, технологический транспорт, принципы, типы, формы организации производства.

Эффективность работы нефтегазодобывающих предприятий в значительной степени зависит от полноты и своевременности их обеспечения материальными ресурсами, оборудованием, трудовыми ресурсами, специализированным транспортом. В свою очередь это обеспечивается четким и эффективно налаженным транспортным обслуживанием.

Эффективная организация во времени и пространстве дает возможность сформировать производственный процесс транспортного обслуживания таким образом, чтобы, с одной стороны, минимизировать непроизводительное эксплуатирование транспортных средств, трудовых ресурсов, их простои и нерациональное применение, тем самым снижая затратоемкость и капиталоемкость транспортного обслуживания добывающего предприятия, с другой стороны, обеспечить бесперебойность работы добывающего производства.

Проблема эффективной организации транспортного обслуживания особо остро стоит в нефтегазодобыче в силу ряда специфических особенностей данной отрасли. Так транспортные, технологические машины и оборудование составляют до 60 процентов общего количества транспорта нефтегазовых предприятий и являются непосредственными участниками производственного процесса нефтегазодобычи [1].

В отличие от автомобильного транспорта технологический транспорт относится к промышленному транспорту. Технологический транспорт обеспечивает две главные функции. Первая функция — транспортная –доставка к месту выполнения работ так называемого навесного оборудования – специальной техники, размещенной на транспортном средстве. Вторая -производственная — связана с использованием этого оборудования непосредственно в процессах нефтегазодобычи [6].

Технологический транспорт и специальная техника в отличие от автомобильного транспорта общественного пользования, непосредственно участвует в производственном процессе нефтегазодобычи.

Важной особенностью транспортного обслуживания нефтегазовых предприятий является то, что работу технологического транспорта для заказчиков невозможно выполнить подвижным составом из других отраслей.

В большинстве случаев технологические процессы нефтегазодобычи, капитального ремонта скважин и другие носят непрерывный характер [1], именно поэтому здесь на первый план выступает система гарантированного обеспечения нефтегазовых предприятий технологическим транспортом в определенной номенклатуре и в заданном количестве. Это положение в корне меняет требования не только к системе обеспечения технологическим транспортом нефтегазовых предприятий, но и так же к системе поддержания технологического транспорта в исправном техническом состоянии.

Перед системой транспортного обслуживания нефтегазовых предприятий стоят разносторонние задачи (рисунок 1). Главной задачей транспортного обслуживания является обеспечение нефтегазового предприятия транспортными услугами в полном объеме. Перечень услуг всех видов, осуществляемый транспортно-технологическим комплексом нефтегазовой отрасли, обширен и включает в себя комплексные задачи.

Рис. 1. Основные задачи транспортного обслуживания нефтегазовых предприятий

Технологическое обслуживание осуществляется непосредственно в технологических процессах нефтегазодобычи за счет специальной техники на колесном и гусеничном ходу с навесным оборудованием. Этот вид услуг осуществляют следующей техникой: установки для исследования скважин; установки для текущего и капитального ремонта скважин; установки для монтажа и наладки средств телемеханики и автоматики, смазки станков-качалок; пескосмесительные агрегаты; промывочные, цементировочные агрегаты; лаборатории различного назначения; компрессорные установки; агрегаты для депарафинизации скважин горячей нефтью и другие [6].

Услуги дорожно-строительной техники на колесном и гусеничном ходу используются для земляных и дорожно-строительных работ при строительстве скважин, внутрипромысловых дорог, обустройстве нефтяных и газовых месторождений.

Выполнение уборочных работ на объектах нефтегазодобычи осуществляется с помощью следующей техники: мусоровозы, ассенизационные машины, снегоуборочные машины, снегопогрузчики, пескоразбрасыватели.

Выполнение грузоперевозок автомобильным грузовым транспортом осуществляют грузовые автомобили (бортовые, самосвалы, цементовозы, автоцистерны), а также автомобили для перевозки длинномерных грузов (седельные тягачи, трубо-, штанго-, плетевозы).

Выполнение тракторных грузоперевозок осуществляется в большинстве случаев при переезде бригад в процессе выполнения ремонтов скважин, а также теолого-технических мероприятий на скважинах. В процессе услуг перебазирования используются тракторы-тягачи (колесные и гусеничные), большими артиллерийскими тягачами (БАТ), гусеничными тяжелыми тягачами (ГТТ) [6].

Выполнение монтажных и погрузочно-разгрузочных работ крановой техникой на колесном и гусеничном ходу осуществляют следующей техникой: автомобильными и тракторными кранами, трубоукладчиками, погрузчиками. Выполнение вахтовых перевозок производится автобусами и грузовыми автомобилями, переоборудованными для перевозки людей.

Организация транспортного обслуживания в нефтегазодобыче подчиняется общим принципам организации производства, но они имеет свои особенности (рис. 2).

Рис. 2.Особенности реализации принципов организации производства в транспортном процессе

Принцип пропорциональности в организации транспортного обслуживания предполагает соответствие пропускной способности всех звеньев транспортного предприятия — цехов, участков, различных рабочих мест по выпуску транспорта в наряд [4].

Параллельность имеет место при выполнении смежных операций при выполнении основных, вспомогательных и обслуживающих транспортных процессов. Ритмичность является основополагающим принципом организации транспортного обслуживания, так как обеспечивает бесперебойные материальные потоки нефтегазового предприятия, и основана на выполнении графика транспортного обслуживания, составляемого с применением принципов прямоточности и автоматизации [5].

Организация транспортного обслуживания зависит от типа производства. В мелкосерийном и единичном производстве отсутствуют устойчивые грузопотоки и пассажиропотоки, в связи с чем перевозки грузов и пассажиров осуществляются в основном по разовым маршрутам, а работа специализированного технологического транспорта — по разовым заявкам [3]. Данный тип производства характерен для узкоспециализированных транспортных предприятий, оказывающих специализированные услуги в единственном числе.

В серийном производстве грузопотоки и пассажиропотоки более устойчивые, чем в единичном и мелкосерийном, поэтому перевозки грузов и пассажиров организуются как по постоянным, так и по разовым маршрутам. Работа технологического транспорта организовывается как по постоянному графику, так и по разовым заявкам [3]. Данный тип производства характерен для средних транспортных организаций, имеющих небольшие объемы транспортного обслуживания нефтегазовых предприятий.

В крупносерийном и массовом производстве грузопотоки и пассажиропотоки являются наиболее устойчивыми. Это дает возможность организовывать перевозку грузов и пассажиров по постоянным маршрутам, а работу транспортных средств — по постоянному графику [3]. Данный тип производства характерен для крупных транспортных предприятий, обслуживающих несколько месторождений.

Тип производства зависит от специализации, концентрации и степени кооперирования транспортного предприятия. Формирование этих форм производства взаимообусловлено и взаимосвязано.

Концентрация производства — процесс сосредоточения транспортного обслуживания, характеризуется объемом оказания транспортных услуг, численностью водительского состава, количеством транспортных средств. По степени концентрации выделяют крупные, средние, мелкие предприятия [2].

Специализация — сосредоточение деятельности на относительно узком секторе, специальном направлении, отдельных технологических процессах и операциях. Специализация производства в транспортном обслуживании реализована в двух основных формах: предметной и технологической [4].

Кооперирование — это форма организации производства, при которой осуществляется установление и использование сравнительно устойчивых и долговременных производственных и управленческих связей между предприятиями [7]. Для транспортных предприятий, обслуживающих предприятия нефтегазодобычи, характерно кооперирование с узкоспециализированными предприятиями, оказывающими транспортные услуги специализированного технологического транспорта, услуги ремонта транспортных средств, а также непосредственно с самими нефтегазодобывающими предприятиями в части обеспечения теплых стоянок, ремонтных работ, заправки ГСМ и других операций.

Таким образом, транспортное обслуживание нефтегазодобывающих предприятий в целом отвечает общим принципам, использует стандартные типы и формы организации производства, однако в силу специфики своей деятельности имеет отличительные особенности.

Литература:

  1. Бренц, А. Д. Организация, планирование и управление предприятиями нефтяной и газовой промышленности [Текст]: учебное пособие / А. Д. Бренц, В. Е. Тищенко. — М.: Издательство «Недра», 2011. — 52 с.
  2. Бухалков, М. И. Производственный менеджмент. Организация производства [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений / М. И. Бухалков. — М.: Издательство «ИНФРА-М», 2015. — 385 с.
  3. Матанцева, О. Ю. Основы экономики автомобильного транспорта [Текст]: учебное пособие для студентов / О. Ю. Матанцева. — М.: Издательство «Юстицинформ», 2015. — 189 с.
  4. Минько, Р. Н. Организация производства на транспорте [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений / Р. Н. Минько. — М.: Издательство «Инфра-М», 2015. — 335 с.
  5. Организация производства в транспортной системе России [Текст]: учебно-методическое пособие / под ред. Н. Б. Поповой. Новосибирск: Издательство «СГУПСа», 2015. — 263 с.
  6. Павловская, А. В. Организация производства на буровых и нефтегазодобывающих предприятиях [Текст]: учебное пособие / А. В. Павловская. — Ухта: Издательство «УГТУ», 2014. — 191 с.
  7. Туровец, О. Г. Организация производства на предприятии [Текст]: Учебное пособие / О. Г. Туровец, В. Н. Родионова. — М.: Издательство «ИНФРА-М», 2011. — 207 с.
Основные термины (генерируются автоматически): транспортное обслуживание, технологический транспорт, предприятие, тип производства, форма организации производства, гусеничный ход, перевозка грузов, специальная техника, автомобильный транспорт, нефтегазовое предприятие.


Ключевые слова

принципы, транспортное обслуживание, типы, организация производства, технологический транспорт, формы организации производства

Похожие статьи

Особенности оценки эффективности организации транспортного обслуживания нефтегазодобывающих предприятий

В статье рассмотрены подходы разных авторов к оценке эффективности организации производства, выявлены общие и специфические для транспортного обслуживания показатели, произведена их группировка и предложена методика расчета показателей с учетом особе...

Управление цепями поставок при организации перевозок сборных грузов

В данной статье рассмотрены проблемы и перспективы совершенствования процесса управления цепями поставок в транспортном комплексе (на примере автомобильного транспорта).

Анализ организации комплексного обслуживания машиностроительного производства

Целью данной работы является анализ и описание значения и роли организации комплексного обслуживания производства в работе промышленного предприятия.

Экономическая оценка использования основного технологического оборудования в производственном процессе объектов промышленности строительных материалов

В статье авторы описывают основные причины необходимости проведения экономической оценки состояния технологических систем объектов промышленности

Основные направления интенсификации рабочих процессов землеройно-транспортных машин

В статье рассмотрены основные направления интенсификации рабочего процесса землеройно-транспортных машин. Проведен обзор и анализ конструкции, патентно-технические решения в области совершенствования рабочих органов бульдозера.

Направления повышения эффективности использования основных фондов на автотранспортном предприятии

В статье рассматриваются основные направления использования основных фондов на автотранспортном предприятии в целях повышения их эффективного использования.

Разработка принципов построения автоматического формирования технологических процессов обработки деталей на металлорежущих станках

В данной статье рассматриваются наиболее важные аспекты разработки основных принципов построения процесса автоматического формирования технологических процессов обработки деталей на металлорежущих станках. Разработка и унификация технологических проц...

Основные подходы к определению содержания и сущности производственного потенциала нефтегазодобывающих предприятий

Комплексное управление производственными запасами на предприятиях нефтегазовой отрасли

В статье определяется подход к управлению производственными запасами для бесперебойной работы предприятий нефтегазовой отрасли.

Особенности основных форм управления и анализ финансовых проблем деятельности транспортных предприятий

В статье раскрывается понятие анализа финансового состояния транспортного предприятия. Дается характеристика основных форм управления, а именно управление инвестициями, источниками финансирования и оборотным капиталом. Также в статье рассматриваются ...

Похожие статьи

Особенности оценки эффективности организации транспортного обслуживания нефтегазодобывающих предприятий

В статье рассмотрены подходы разных авторов к оценке эффективности организации производства, выявлены общие и специфические для транспортного обслуживания показатели, произведена их группировка и предложена методика расчета показателей с учетом особе...

Управление цепями поставок при организации перевозок сборных грузов

В данной статье рассмотрены проблемы и перспективы совершенствования процесса управления цепями поставок в транспортном комплексе (на примере автомобильного транспорта).

Анализ организации комплексного обслуживания машиностроительного производства

Целью данной работы является анализ и описание значения и роли организации комплексного обслуживания производства в работе промышленного предприятия.

Экономическая оценка использования основного технологического оборудования в производственном процессе объектов промышленности строительных материалов

В статье авторы описывают основные причины необходимости проведения экономической оценки состояния технологических систем объектов промышленности

Основные направления интенсификации рабочих процессов землеройно-транспортных машин

В статье рассмотрены основные направления интенсификации рабочего процесса землеройно-транспортных машин. Проведен обзор и анализ конструкции, патентно-технические решения в области совершенствования рабочих органов бульдозера.

Направления повышения эффективности использования основных фондов на автотранспортном предприятии

В статье рассматриваются основные направления использования основных фондов на автотранспортном предприятии в целях повышения их эффективного использования.

Разработка принципов построения автоматического формирования технологических процессов обработки деталей на металлорежущих станках

В данной статье рассматриваются наиболее важные аспекты разработки основных принципов построения процесса автоматического формирования технологических процессов обработки деталей на металлорежущих станках. Разработка и унификация технологических проц...

Основные подходы к определению содержания и сущности производственного потенциала нефтегазодобывающих предприятий

Комплексное управление производственными запасами на предприятиях нефтегазовой отрасли

В статье определяется подход к управлению производственными запасами для бесперебойной работы предприятий нефтегазовой отрасли.

Особенности основных форм управления и анализ финансовых проблем деятельности транспортных предприятий

В статье раскрывается понятие анализа финансового состояния транспортного предприятия. Дается характеристика основных форм управления, а именно управление инвестициями, источниками финансирования и оборотным капиталом. Также в статье рассматриваются ...

Задать вопрос