В статье проанализирована цепочка поставок типичной нефтегазовой компании на основе SCOR-модели (Supply Operations Reference model), признанной в качестве международного эталона. В ходе анализа выявлены разрывы в цепочке поставок, негативно отражающиеся на оптимизации транспортно-логистической системы и производственной деятельности. Автором предложено внедрение комплексной информационной системы, отвечающей требованиям интегрированного планирования и учитывающей особенности цепочки поставок нефтегазовой компании. Данная модель информационно-аналитической поддержки интегрированного планирования позволит снизить операционные, комерческие, общехозяйстенные и административные издержки, а также объемы запасов.
Ключевые слова: транспортная система, цепочка поставок, интегрированное планирование, информационная система, нефтегазовая отрасль.
Введение
Одним из важнейших условий эффективного управления производственным процессом нефтегазовой компании является бесперебойное обеспечение его материально-техническим ресурсами, среди которых сырье, материалы, горюче-смазочные материалы, оборудование, и агрегаты и запасные части к ним, энергоносители, полуфабрикаты и прочее. В связи с этим, повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности нефтегазовой компании напрямую связано с оптимизацией процессов в транспортно-логистической системе нефтегазовой компании [1]. Современные концепции логистики, основанные на интегральной парадигме являются важным инструментов в достижении снижения логистических издержек промышленной предприятия.
Литературный обзор
Под управлением цепочкой поставок понимают сеть объектов производства и распределения, которые осуществляют закупку сырья и материалов, их дальнейшее производство и в готовые или незавершенные продукты, и последующее распределение конечным потребителям цепи поставок [2]. Российские ученые управление цепями поставок называют логистической концепцией (подходом), то есть некой идей, возникшей в рамках логистики. Исходя из этого можно сделать вывод, что управление цепью поставок является частью логистики [3]. Совет профессионалов по управлению цепями поставок (США) под управлением цепочкой поставок понимает планирование и управление всеми видами деятельности в цепи поставок, включая сорсинг и управление закупками, переработку продукции и менеджмент всех видов логистической деятельности [4]. Специлисты в сфере логистики Медведев В. А. Присяжнюк А. С., считают, что управлением цепочкой поставок предназначено для автоматизации и управления всеми этапами снабжения предприятия и для контроля всего товародвижения на предприятии [5]. Согласно Уотерсу Д. логистика отвечает за прохождение материального потока через цепь поставок. Эта функция также называется управлением цепью поставок [6]. Таким образом, специалисты в области логистики сходятся во мнении, что анализ движения материального потока в рамках транспортной системы предприятия не может быть рассмотрен без учетам адекватных им финансовому и информационному потоку.
В связи с этим, транспортная система типичной нефтегазовой компании Республики Узбекистан была проанализирована на основе референтной модели операций в цепях поставок SCOR-модели (Supply Operations Reference model), которая используется для анализа операций в цепях поставок имеет широкую популярность за рубежом. Данная модель может быть использована для описания как самых простых цепей поставок, так и для сложных сетей. В результате мы можем получить интегрированную в описание структуру практически любой сетевой структуры цепей поставок. Модель SCOR на сегодняшний день признается в качестве международного межотраслевого стандарта при планировании и управлении цепями поставок. Она была разработана и постоянно совершенствуется известной международной организацией Советом по цепям поставок (Supply Chain Council). Методология данной модели основывается на управленческих технологиях бенчмаркинга, метода наилучшей практики и реинжиниринга бизнес-процессов [7].
Основным принципом модели является неразрывность товарного и информационного потоков, то есть функционирование исследуемых объектов рассматривается в виде совокупности кросс-функциональных процессов [8].
Методы исследования
Логистика нефтепродуктов составляет основную часть затрат нефтегазовой отрасли [9]. Так как качество и количество поставляемой готовой продукции потребителям четко оговорено условиями подписанного контракта, а также в соответствии с международными стандартами качества готовой продукции, поставки некачественной готовой продукции исключены. В связи с этим, в нефтегазовых компаниях процессы возвратов представляют собой процессы перемещения некачественных МТР от нефтегазовых компаний обратно поставщикам для замены или исправления дефектов. Большие расстояния между контрагентами по цепочке поставок представляют собой высокую вариативность увеличения времени транспортировки, которое может нанести ущерб нефтегазовой компании с точки зрения снижения уровня обслуживания и конечным потребителям в условия стоимости страхового запаса [10]. Процесс планирования нефтегазовой компании сопряжен с особенностями добывающей отрасли, оказывающих влияние на транспортно-логистическую систему, среди которых:
специфика технологии производства;
отсутствие исчерпывающих данных о качестве, объеме исследуемых месторождений; устойчивый спрос на продукцию; изменение условий работы;
высокая необходимость обеспечение безопасности производственного процесса; повышенное внимание со стороны государственных органов к деятельности компании.
Результаты
В ходе исследования были выявлены разрывы в цепи поставок нефтегазовой компании, которые являются следствием проблем в планировании:
- Разрыв в области планирования поставок приводит к некорректному планированию процесса материально-технического обеспечения и к проблемам в управлении запасами.
- Разрыв между структурными подразделениями нефтегазовой компании отражается на нерациональном распределении МТР между буровыми, простоев в дистрибьюции поставок МТР после совершению договора о поставке с поставщиками, нерациональном распределении МТР на складах временного хранения.
- Разрыв в производственном плане приводит к проблемам, возникающим в следствии некорректной загрузке мощностей, недопроизводству/перепроизводству, сбою или остановке производственных процессов.
Подход при управлении запасами должен основываться на стратегических целях всей компании, а именно на обеспечении снижении уровня запасов до оптимальных, имея целью высвобождение финансовых ресурсов, увеличении чистой прибыли компании за счет снижения выплат по страховке, налогов и повышению оборачиваемости активов [11].
Выводы и рекомендации
Растущий спрос на качественное и быстрое обслуживание клиентов, глобализация нефтегазового бизнеса, ожесточающаяся конкуренция, а также наличие информационных технологий облегчающие обмен информацией являются основными предпосылками внедрения технологий интегрированного планирования цепочки поставок [12]. Для формирования современной информационной инфрастуктуры нефтегазовой компании необходимо внедрить информационные системы отвечающие требованиям формирования единого информацонного пространства в рамках всей компании и интегрированного планирования цепи поставок (рисунок 1)
Все процессы по управлению цепи поставок (SCM) можно разделить на две больние группы: Планирование в цепи поставок (SCP) и Исполнение в цепи поставок (SCE) [13]. Благодаря внедрению Supply Chain Рlanning руководство нефтегазовой компании сможет осуществить совместную работу по прогнозированию спроса, цен с контрагентами цепи поставок, осуществить стратегическое планирование структуры поставок, совершенствовать планы дистрибуции, оценить степень реализации планов. Благодаря внедрению Supply Chain Execution, компания сможет осуществить реализацию планируемых процессов в цепи поставок и контролировать их исполнение.
Внедрение технологии Supply Chain Monitoring и Supply Chain Event Management поможет компании выявлять несоответствия планируемых показателей и фактических. APS-системы поддерживают технологию интегрированного планирования, что дает возможность компаниям добывающего сектора сократить стоимость запасов, снизить операционные расходы, повысить коэффициент оборачиваемости запасов, улучшить управление товарным портфелем, повысить точность прогноза и эффективность производства, снизить простои оборудования, а также сократить транспортные расходы.
Одна из наиболее распространенных технологий интегрированного планирования, базирующихся на APS-системах, Sales & Operations Planning (S&OP) по мнению Thomé et al [14] преследует две цели: во-первых, оно направлено на нахождении баланса спроса и предложения. Во-вторых, она помогает интегрировать кросс-функциональные планы за счет поддержки координации различных лиц, принимающих решения, для достижения бизнес-целей. В результате повышения точности планирования, а также повышение качества управления транспортной логистикой экономический эффект от внедрения предлагаемой модели будет достигнут за счет снижения операционных, комерческих, общехозяйстенных и административных издержек, а также объема запасов.
Рис.1. Предлагаемая модель информационно-технической поддержки технологии интегрированного планирования (разработано автором)
Литература:
- Закиров А. А., Ивонина И. Э., Соатов Э. А., Отто О. Э. Анализ деятельности предприятий нефтяной и газовой промышленности в рыночных условиях. Ташкент. «Фан ва технология», 2017, 272 с.
- Новикова А. Ю. Совершенствование планирования в цепях поставок вертикально-интегрированных компаний (на примере компаний золотодобывающей промышленности). Диссертация на соис. Уч. степ. к.э.н. — Москва.: 2017 г., с 69
- Лукинский В. С., Лукинский В. В. Плетенева Н. Г. Логистика и управление цепями поставок. М.:Юрайт, 2018, 19 с.
- Электронные ресурс. Перевод с английского автора. Режим доступа: https://cscmp.org/CSCMP/Educate/SCM_Definitions_and_Glossary_of_Terms.aspx. (Дата обращения 5.08.2019)
- Медведев В. А., Присяжнюк А. С. Информационные системы и технологии в логистике и Управлении цепями поставок. СПб., 2016., 143 с.
- Лукинский В. С., Лукинский В. В. Плетенева Н. Г. Логистика и управление цепями поставок. М.:Юрайт, 2018, 19 с.
- Левина Т. В. Формирование системы управления логистическими рисками в цепях поставок строительных предприятий: диссертация на соис. к.э.н. — Москва, 2014. — 154 с.
- Матушкин М. А., Горбунова Е. Г. SCOR-модель как инструмент повышения качества менеджмента российских предприятий. // Бизнес. Образование. Право. — Саратов., 2016 г. с.50–54
- P. Joshi, L.Haghnegahdar, Z. Anika, M. Singh. (2017) “Supply Chain Innovations in the Oil and Gas Industry” // Proceedings of the 2017 Industrial and Systems Engineering Conference
- S. Lisitsa, A. Levina, A. Lepekhin. (2019) Supply-chain management in the oil industry // E3S Web of Conferences 110, 0 (2019) https://doi.org/10.1051/e3sconf /20191100
- Загребельская М. В. Состояние и тенденции развития логистики и цепей поставок в Узбекистане // Научный журнал «Экономика: анализы и прогнозы» № 1(12) 2021 г. с. 43–37
- U. Dabade, M. A. Kulkarni. (2019)».A Study of Supply-Chain Management Issues In The Gas and Oil Industry» DOI:10.13140/RG.2.2.36406.34884
- Кесарева Н. В. Управление интеграционными процессами на издательском рынке в условиях глобализации мировой экономики. Диссертация на соис. ст. к.э.н. Москва, 2011 г.
- Thomé AMT, Scavarda LF, Fernandez NS, Scavarda AJ. Sales and operations planning: a research synthesis. Int J Prod Econ 2012;138(1):1–13. doi:10.1016/ j.ijpe.2011.11.027.