Определение эффективности инвестиций в операции по перевозке торфа с производственных участков к конечному потребителю | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Яблонев, А. Л. Определение эффективности инвестиций в операции по перевозке торфа с производственных участков к конечному потребителю / А. Л. Яблонев. — Текст : непосредственный // Технические науки в России и за рубежом : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, май 2011 г.). — Москва : Ваш полиграфический партнер, 2011. — С. 111-114. — URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/3/676/ (дата обращения: 16.12.2024).

Представлены сведения, касающиеся оценки эффективности (выгодности) инвестиций в операции по транспорту торфа. Определены современные показатели расчета инвестиционной привлекательности проектов по организации вывозки торфа с производственных участков.
Ключевые слова: торф, транспорт, трактор, грузовой автомобиль, эффективность.
Keywords: peat, transport, tractor, lorry, efficient.
В отличие от основных работ, связанных непосредственно с добычей торфа, транспортные работы могут быть переложены торфопредприятиями на плечи посредников или потребителей. Таким образом, возникает вопрос: как торфопредприятиям оценить выгодность и эффективность инвестиционных вложений в транспортные операции и решить самостоятельно ли заниматься транспортом добытого торфа? Применявшийся в Советском Союзе показатель фондоотдачи, при оценке эффективности торфяного производства, в новых условиях экономической свободы торфопредприятий и изменяющейся покупательной способности отечественного рубля, хотя и имеет значение, но скорее иллюстративное, чем оценочное. Изменились схемы инвестирования и сбыта, да и производство торфяной продукции тоже изменилось. Свернули деятельность ранее датируемые предприятия, ограничили выпуск продукции до необходимого предприятия, оставшиеся на плаву. Появились новые виды торфяной продукции. Цена на топливный фрезерный торф соизмеряется с ценой на другие виды топлива и лишь только после этого принимается решение о работе на том или ином виде топлива. Инвестирование средств в какой-либо проект осуществляется лишь в том случае, когда проект (в том числе и транспорт торфа) выгоден.
В современной научной литературе исследованию проблемы выбора оптимального варианта капиталовложений уделено немало внимания. Методические рекомендации зарубежных организаций (например, методики ЮНИДО, Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития), разработки отечественных ученых и госорганов РФ нацелены на необходимость единообразного подхода к оценке различных инвестиционных проектов.
При всем многообразии распространенных в настоящее время методик анализа эффективности инвестиций в реальном секторе экономики, и в торфяной промышленности в частности, нет рекомендаций по применимости тех или иных показателей оценки. Оценка экономической эффективности по любому показателю имеет как свои положительные, так и отрицательные стороны, а также специфические условия и возможности ее применения на практике.
Среди существующих современных методик оценки экономической эффективности инвестиционного проекта следует выделить классические методы экономического анализа (сравнения, балансовый, корреляционно-регрессивный, графический, простых и сложных процентов, дисконтирования и др.), а также конкретно-аналитические приемы исследования (расчет абсолютных, относительных и средних величин, детализация показателей на составляющие, сводки и группировки).
Торфяная промышленность РФ характеризуется резко выраженной сезонностью основных работ по добыче торфа и невысокой рентабельностью, позволяющей, как правило, однократно производить лишь долгосрочные инвестиции. Поэтому методика по оценке экономической эффективности тех или иных инвестиционных программ в торфяной промышленности должна учитывать данные конкретные условия.
Проведенный анализ показателей и методик оценки экономической эффективности инвестиций в торфяной промышленности позволил выделить следующие показатели, в комплексе наиболее полно оценивающие состояние дел и перспективы развития торфяного предприятия: минимум приведенных затрат Zmin, коэффициент сравнительной экономической эффективности Кэ, чистая текущая стоимость NPV, внутренняя норма доходности IRR, срок окупаемости инвестиций РР.
Широко распространенный ранее в практике российских предприятий показатель минимума приведенных затрат представляет собой сумму текущих затрат и капиталовложений, приведенных к одинаковой размерности в соответствие с нормативным показателем эффективности. Данный показатель рассчитывается по формуле [1, 220]:
, (1)
где С – годовые текущие затраты; Ен – нормативный показатель эффективности капиталовложений; К – единовременные капиталовложения.
Под нормативным показателем эффективности, как правило, понимается либо значение цены инвестированного в проект капитала, либо минимально приемлемую ставку рентабельности, установленную в рамках инвестиционной политики конкретной организации (предприятия).
Минимум приведенных затрат особенно актуален и показателен, когда единовременные капиталовложения происходят в начальный период (t = 0), а величина С постоянна из года в год и инвестиции осуществляются в основные фонды с длительным сроком их эксплуатации. Основное правило использования данного показателя в инвестиционном анализе: из списка взаимоисключающих инвестиций, не имеющих явно выраженных финансовых результатов (невысокую рентабельность), целесообразно принимать проект с минимальными приведенными затратами.
В качестве примера рассмотрим вывозку торфа с полей добычи двумя способами: первый вариант – 4 трактора с прицепами емкостью по 30 м3, второй вариант – один грузовой автомобиль с прицепом общей емкостью 50 м3. При этом следует отметить, что колесный трактор и прицеп в сезон торфодобычи вовлечены в основное производство, вывозка же торфа осуществляется в неблагоприятные по погодным условиям дни и вне сезона, в связи с чем стоимость трактора с прицепом относится на затраты по производству торфа. Грузовой же автомобиль не вовлечен в основное производство, и стоимость его целиком относится на затраты по транспорту торфа. Будем считать, что нормативный показатель эффективности капиталовложений для предприятия установлен в размере 15 %. Необходимо найти наиболее экономичный вариант вложения средств.
Методика расчетов и сами расчеты приведенных затрат по двум альтернативным вариантам доставки представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели

Вариант № 1

Вариант № 2

1. Единовременные капиталовложения, тыс. рублей

100

4000

2. Текущие затраты (расходы на электроэнергию, топливо, техническое обслуживание и эксплуатацию оборудования), тыс. рублей

2000

700

3. Приведенные затраты по оборудованию, тыс. рублей (стр. 1 + стр. 2 ∕ 0,15)

13433,33

8666,67

4. Производительность оборудования, т ∕ смен

84

52,5

5. Коэффициент приведения затрат к одинаковому объему транспорта

84 : 84 = 1

84 : 52,5 = 1,6

6. Приведенные затраты с учетом коэффициента приведения к одинаковому объему транспорта, тыс. рубл. (стр.3 × стр.5)

13433,33

13866,67


Таблица требует некоторых пояснений, необходимых для понимания специфики транспортных работ. Трактор, в отличие от грузового автомобиля может двигаться с меньшей на 40 – 60 % средней скоростью, поэтому за смену каждый трактор совершает только два рейса, а грузовой автомобиль – три. Производительность транспорта взята с учетом насыпной плотности торфа в кузове 350 кг ∕ м3. Единовременные капиталовложения по варианту 1 хотя и не включают затраты на приобретение тракторов с прицепами, но предусматривают затраты, необходимые для осуществления выхода колесных тракторов с прицепами на дороги с твердым покрытием (построение стационарной мойки и т. д.).
Из данных таблицы 1 видно, что второй вариант менее экономичный в эксплуатации. Общая сумма экономии финансовых средств, при вложении капитала по первому варианту, составит 433,34 тыс. рублей (13866,67 – 13433,33 = 433,34).
Как следует из примера, основными факторами, влияющими на показатели эффективности производства в сравниваемых вариантах, являются емкости кузовов техники на пневмоколесном ходу и удаленность конечного потребителя от полей добычи торфа, которая определяет в свою очередь количество рейсов техники в смену.
Другим, не менее распространенным показателем, используемым в инвестиционной практике отечественных промышленных компаний, является коэффициент сравнительной экономической эффективности (Кэ) [1, 180]:
, (2)
где С1 и С2 – себестоимости продукции до и после осуществления капитальных вложений; К1 и К2 - объем капиталовложений по старым и планируемым к вводу активам.
Этот показатель удобно использовать для обоснования инвестиционных мероприятий по замене изношенного и морально устаревшего оборудования (К1) более производительным (К2), а также сравнивать различные варианты производства по эффективности. Так, с помощью этого коэффициента легко оценить эффективность вывозки торфа различными способами. Предполагается, что при этом себестоимость вывозки торфа одним транспортом (С2) будет меньше, чем другим (С1), а К1 < К2.
Для принятия оптимальных инвестиционных решений, согласованных с положениями инвестиционной политики предприятия, значение Кэ сравнивается с нормативной величиной эффективности, где, как правило, нормативный коэффициент эффективности долгосрочных инвестиций меньше или равен коэффициенту сравнительной экономической эффективности:
. (3)
Если существует проблема выбора взаимоисключающих проектов, то принимается вариант с наибольшим Кэ, превышающим норматив.
Чистая текущая стоимость (чистый приведенный эффект, Net Present Value, NPV) – сумма текущих стоимостей всех спрогнозированных, с учетом дисконтирования, денежных потоков.
Метод чистой текущей стоимости (NPV) состоит в следующем.
1. Определяется текущая стоимость затрат (Iо), т. е. решается вопрос о том, сколько инвестиций необходимо зарезервировать для проекта.
2. Рассчитывается текущая стоимость будущих денежных поступлений от проекта, для чего доходы за каждый год CF (кэш-флоу) приводятся к текущей дате. Под CF понимается чистый денежный поток (доход за вычетом всех затрат, налогов, выплат).
Результаты расчетов показывают, сколько средств нужно было бы вложить сейчас для получения запланированных доходов, если бы ставка доходов была бы равна барьерной ставке r (для инвестора – ставке процента в банке, в ПИФе, для предприятия – цене совокупного капитала). Подытожив текущую стоимость доходов за все годы, получают общую текущую стоимость доходов от проекта (PV) за время t [2, 113; 3, 280]:
. (4)
3. Текущая стоимость инвестиционных затрат (I0) сравнивается с текущей стоимостью доходов (PV). Разность между ними составляет чистую текущую стоимость доходов (NPV):
. (5)
Если капитальные вложения осуществляются в несколько этапов, то расчет показателя NPV проводят по следующей формуле [2, 114]:
, (6)
где CFt – приток чистых денежных средств за период t; It - сумма инвестиций в t – м периоде; r – барьерная ставка (ставка дисконтирования); n – суммарное число периодов инвестирования.
NPV показывает чистые доходы или чистые убытки инвестора от помещения денег в проект по сравнению с хранением денег в банке. Если NPV > 0, то можно считать, что инвестиция приумножит богатство предприятия или инвестора и инвестицию следует осуществлять. Если NPV 0, то доходы от инвестиции недостаточно высоки, чтобы компенсировать риск, присущий данному проекту и инвестиционное предложение должно быть отклонено. При оценке эффективности инвестиций в транспортирование торфа, NPV определяет, имеет ли смысл делать инвестиции в развитие транспортных операций, или выгоднее положить деньги в банк под проценты, и поручить эти операции посреднику.
Внутренняя норма доходности (внутренний коэффициент окупаемости, Internal Rate of ReturnIRR) – норма прибыли, порожденная инвестицией. Это та норма прибыли (барьерная ставка, ставка дисконтирования), при которой чистая текущая стоимость инвестиций равна нулю, т.е. когда дисконтированные доходы от проекта равны инвестиционным затратам. Внутренняя норма доходности определяет максимально приемлемую ставку дисконта, при которой можно инвестировать средства без каких-либо потерь для собственника [2, 120]:
при котором . (7)
Ее значение находят из следующего уравнения:
, (8)
где СFt – приток денежных средств в период t; It - сумма инвестиций (затраты) в t – ом периоде; n - суммарное число периодов, t = 0, 1, 2,…n.
Экономический смысл данного показателя заключается в том, что он показывает ожидаемую норму доходности (рентабельность инвестиций) или максимально допустимый уровень инвестиционных затрат в оцениваемый проект. Показатель IRR должен быть выше средневзвешенной цены инвестиционных ресурсов СС:
. (9)
Если это условие выдерживается, инвестор может принять проект, в противном случае проект должен быть отклонен.
Достоинства этого показателя заключаются в том, что кроме определения уровня рентабельности инвестиций, есть возможность сравнивать проекты разного масштаба и разной длительности. Однако нет возможности определить, сколько денежных средств инвестиция принесет в абсолютных значениях (например, в рублях).
Срок окупаемости инвестиций (Payback Period, PP) – это время, в течение которого доходы от инвестиций становятся равны первоначальным вложениям (т.е. период, необходимый для того, чтобы средства, вложенные в проект, полностью вернулись). Вместе с чистой текущей стоимостью NPV и внутренней нормой доходности IRR, PP используется как инструмент оценки целесообразности и эффективности инвестиций. Этот показатель актуален для стран с неустойчивой финансовой системой, а также для случаев, когда возмещение инвестиционных расходов является первостепенной задачей.
Общая формула для расчета срока окупаемости инвестиций [3, 235]:
PP , при котором , (10)
где PP – срок окупаемости инвестиций; n – число этапов инвестиций; СFt – приток чистых денежных средств за время t; I0 – величина инвестиций в нулевой период.
В зависимости от поставленной цели, возможно вычисление срока окупаемости инвестиций с различной точностью.
Однако следует отметить, что окупаемость не учитывает временной стоимости денег. Этот показатель позволяет узнать, пренебрегая влиянием дисконтирования, сколько потребуется времени, чтобы инвестиции принесли столько же денежных средств, сколько пришлось вложить.
Каждый из рассмотренных показателей дает достаточно поверхностное представление о происходящих финансово-экономических процессах. Лишь оценивание этих процессов по всем пяти рассмотренным показателям может дать исчерпывающую и достоверную картину по необходимости, выгодности и полезности инвестиций в транспортные операции, сопряженные с торфяным производством.

Литература:

1. Ендовицкий Д.А. Инвестиционный анализ в реальном секторе экономики. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 354 с.
2. Кольцова И.В., Рябых Д.А. Практика финансовой диагностики и оценки проектов. – Москва - Санкт-Петербург-Киев: Альт-Инвест, 2007. – 416 с.
3. Царев В.В. Оценка экономической эффективности инвестиций. – Санкт-Петербург: Питер, 2004. – 464 с.
Основные термины (генерируются автоматически): NPV, IRR, затрата, чистая текущая стоимость, инвестиция, показатель, проект, внутренняя норма доходности, грузовой автомобиль, барьерная ставка.

Похожие статьи

К обоснованию метода нормирования потребления энергоресурсов на мясокомбинатах

Представленная статья посвящена актуальному направлению позволяющему выявить и оценить потенциал энергосбережения в технологических процессах промышленного производства, прогнозировать и нормировать как общие так и удельные расходы ЭЭ с учетом измене...

Оценка мероприятий по развитию инфраструктуры в масштабе железнодорожных направлений с учетом загруженности оперативного персонала технических станций

Определение рациональных маршрутов доставки транспортных потоков в региональной транспортно-логистической системе с помощью транспортной задачи линейного программирования

Региональная транспортно-логистическая система служит материальной базой производственных связей между отдельными территориями. Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного...

О возможности совместного использования подходов к организации производства

В данной статье представлен анализ практик в области организации и управления производством с целью описания смешанного подхода совершенствования бизнес процессов на основе одновременного использования проанализированных практик. Результаты статьи мо...

К анализу применения современных средств автоматики в системах управления станциями прессования

В статье проведено исследование станций прессования, используемых на предприятиях перерабатывающей промышленности и предприятиях стройиндустрии, с целью выявления возможности достижения большей производительности за счет применения современных средст...

Исследование сорбционных свойств ионита на основе активированного угля

При добыче урана способом подземного выщелачивания (далее по тексту «ПВ») необходимо учитывать неразрывную связь геотехнологических работ с дальнейшим процессом переработки растворов. В основе этой взаимосвязи лежат требования экологии и экономики. Т...

Обоснование схемы вскрытия и эксплуатации урановых месторождений методом подземного выщелачивания

Скважинная гидродобыча — метод добычи, основанный на приведении полезного ископаемого в подвижное состояние путем гидромеханического воздействия и выдачи в виде гидросмеси на поверхность. Совершенствование техники и технологии добычи урана, повышение...

Переход предприятия на МСФО в области расчетов с персоналом как основа повышения эффективности управления трудовыми ресурсами

Экономическая эффективность инновационной технологии кондиционирования РАО в матрицы из магнезиальных вяжущих

В предлагаемой работе выполнен экономической анализ эффективности инновационной технологии кондиционирования РАО в матрицы из магнезиальных вяжущих по сравнению с традиционной технологией кондиционирования РАО в матрицы из портландцемента. Произведен...

Увеличение эффективности эксплуатации транспортных средств за счёт применения механизации производственного процесса

Похожие статьи

К обоснованию метода нормирования потребления энергоресурсов на мясокомбинатах

Представленная статья посвящена актуальному направлению позволяющему выявить и оценить потенциал энергосбережения в технологических процессах промышленного производства, прогнозировать и нормировать как общие так и удельные расходы ЭЭ с учетом измене...

Оценка мероприятий по развитию инфраструктуры в масштабе железнодорожных направлений с учетом загруженности оперативного персонала технических станций

Определение рациональных маршрутов доставки транспортных потоков в региональной транспортно-логистической системе с помощью транспортной задачи линейного программирования

Региональная транспортно-логистическая система служит материальной базой производственных связей между отдельными территориями. Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного...

О возможности совместного использования подходов к организации производства

В данной статье представлен анализ практик в области организации и управления производством с целью описания смешанного подхода совершенствования бизнес процессов на основе одновременного использования проанализированных практик. Результаты статьи мо...

К анализу применения современных средств автоматики в системах управления станциями прессования

В статье проведено исследование станций прессования, используемых на предприятиях перерабатывающей промышленности и предприятиях стройиндустрии, с целью выявления возможности достижения большей производительности за счет применения современных средст...

Исследование сорбционных свойств ионита на основе активированного угля

При добыче урана способом подземного выщелачивания (далее по тексту «ПВ») необходимо учитывать неразрывную связь геотехнологических работ с дальнейшим процессом переработки растворов. В основе этой взаимосвязи лежат требования экологии и экономики. Т...

Обоснование схемы вскрытия и эксплуатации урановых месторождений методом подземного выщелачивания

Скважинная гидродобыча — метод добычи, основанный на приведении полезного ископаемого в подвижное состояние путем гидромеханического воздействия и выдачи в виде гидросмеси на поверхность. Совершенствование техники и технологии добычи урана, повышение...

Переход предприятия на МСФО в области расчетов с персоналом как основа повышения эффективности управления трудовыми ресурсами

Экономическая эффективность инновационной технологии кондиционирования РАО в матрицы из магнезиальных вяжущих

В предлагаемой работе выполнен экономической анализ эффективности инновационной технологии кондиционирования РАО в матрицы из магнезиальных вяжущих по сравнению с традиционной технологией кондиционирования РАО в матрицы из портландцемента. Произведен...

Увеличение эффективности эксплуатации транспортных средств за счёт применения механизации производственного процесса