В статье рассматривается государственное управление в сфере дорожного хозяйства как часть единой транспортной системы на примере Минтранса РФ. Развитие дорожного хозяйства в Российской Федерации требует эффективного государственного управления, так как транспортная система повышает качество жизни и удобства граждан страны.
Ключевые слова: дорожное хозяйство, государственное управление, Министерство транспорта Российской Федерации.
The article discusses public administration in the field of road facilities as part of a single transport system using the example of the Ministry of Transport of the Russian Federation. The development of the road sector in the Russian Federation requires effective public administration, as the transport system improves the quality of life and the convenience of citizens.
Keywords: road facilities, public administration, Ministry of Transport of the Russian Federation.
В Российской Федерации сфера дорожного хозяйства является частью всей транспортной системы государства. Управлением в государственной сфере дорожного хозяйства занимается Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) Министерства транспорта Российской Федерации (далее по тексту Минтранс РФ).
Минтранс РФ представляет собой федеральный орган исполнительной власти в Российской Федерации в сфере транспорта (автодорожного, железнодорожного и воздушного).
Любые отношения, которые связаны с транспортной системой, а также всей дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются на законодательном уровне Федеральным законом от 8.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
По данным Росавтодора протяженность автомобильных дорог федерального значения составляет свыше 60 тысяч км., в эти дороги входит 2,6 тысяч км. Собственности государственной автодорожной компании «Автодор», а также остальные 57,4 тысяч км. Составляют дороги Федерального значения. В состав Федерального значения входят также автомобильные тоннели, мосты, путепроводы.
В задачи Росавтодора входит: создание и применение целевых государственных программ развития автомобильных дорог, контроль и инвестирования федеральных автомобильных дорог, поддержание социальной и экономической политики в рамках дорожного контроля и улучшения данной сферы посредством решения задач.
На региональном уровне автомобильные дороги входят в собственность субъектов РФ и относятся к их бюджету. На региональном уровне главная задача — это улучшение качества автомобильных дорог и их ремонт там, где это необходимо.
В 2018–2019 году деятельность Минтранса России была нацелена на решение определенных целей и обеспечение потребностей граждан и отраслей экономики в транспортных услугах, увеличение их конкурентоспособности, доступности, качества, стабильное и безопасное функционирование транспортного комплекса и его дальнейшее развитие.
По данным Минтранса РФ за 2018–2019 гг. удалось завершить и реализовать следующие проекты, которые были направлены и построены для улучшения качества жизни граждан РФ:
− реконструкция автомобильной дороги по направлению М-11 (Москва- Санкт-Петербург);
− реконструкция автомобильной дороги М-4 Дон в направлении поселка Лосева для ускорения транспортного сообщения,
− Строительство скоростной автомагистрали М-11 (Москва-Санкт-Петербург),
− Строительство скоростной автомагистрали на МКАД с обходом города Балашиха и возможностью въезда с федеральной трассы М-7 (Волга),
− Строительство в Московской области новой скоростной дороги ЦКАД,
− Реконструкция и разгрузка автомобильной дороге по трассе М-1 «Беларусь».
В 2018 году наиболее крупными результатами выполнения дорожных работ на федеральных автомобильных дорогах, находящихся в ведении Федерального дорожного агентства, за счет Федерального дорожного фонда были:
Строительства автодорожной части транспортного перехода через Керченский пролив, а также подходов к нему протяженностью 40 км с искусственными сооружениями общей длиной 1500,75 пог. м и транспортной развязкой в разных уровнях на автомобильной дороге А-290 Новороссийск — Керченский пролив.
Кроме того, с софинансированием за счет субсидий из Федерального дорожного фонда, предоставленных Министерством экономического развития Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 2020 года», на территории Республики Крым открыто движение на подходах к Крымскому мосту со стороны автомобильной дороги «Таврида», а также на участке этой дороги протяженностью около 90 км.
В 2018–209 гг. протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, составила 45006,8 км, или на 2,0 % больше величины, установленной Госпрограммой (44116 км).
При этом в 2010 году (до принятия Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 68-ФЗ, предусматривающего создание дорожных фондов) величина данного показателя составляла 19545 км, или более чем в 2,3 раза меньше величины, достигнутой в отчетном году.
Схема управления автомобильными дорогами в Российской Федерации представлена на рисунке 1.
Мы видим, что на структуре во главе государственного управления дорожного хозяйства главенствует Президент РФ и Правительство РФ, далее хозяйствующими структурами становятся уже Минтранс РФ, Администрации субъектов государства и Администрации муниципальных образований, на которых возложены распорядительные полномочия в сфере дорожного хозяйства с возможностью улучшения качества дорог, их реконструкции, ремонта и поддержания в надлежащим для эксплуатации виде.
Рис. 1. Структура государственного управления в сфере дорожного хозяйства в РФ
Развитие дорожного хозяйства в Российской Федерации на глобальном уровне стремится решить социально- экономическую проблему, улучшить качество дорог и доступности инфраструктуры для граждан, в том числе улучшить транспортное обеспечение граждан. С введением платных автомобильных дорог происходит финансирование дорожной сети, реконструкция новых дорог, которые помогают разгрузить транспортную развязку и обеспечить транспортной доступностью граждан.
Литература:
- Андросова В. Г., Теоретические и прикладные аспекты современной науки, М.: Академия, 2016, 540 с.
- Воронцова С. В., Приоритеты дорожного хозяйства, М.: Инфа-М.,2018, 126 с.
- Карпов Б. Н., основы строительства, содержания и ремонта автомобильных дорог в дорожном хозяйстве Российской Федерации, М.: Инфа-М., 2016, 203с.
- Ресурсосберегающие технологии на производственных предприятиях дорожного хозяйства. Учебное пособие, М.: Экон-Информ, 2017, 506с.
- Стяжкин А. П., Экономика дорожного хозяйства. 2-е учебное пособие, М.: Академия, 2018, 302 с.
- Министерство транспорта РФ, сборник. М.: Эксмо, 2019, 213 с.
- Нестеренко О. В., Проблемы дорожного хозяйства на современном этапе, учебное пособие, М.: Дрофа, 2018, 302 с.
- Официальный сайт Федерального дорожного агентства (Росавтодор) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://rosavtodor.ru/opendata/
- Официальный сайт Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс РФ), [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.mintrans.ru/