Актуальность настоящей статьи обусловлена тем обстоятельством, что в современных условиях государственное регулирование автотранспортного комплекса должно в полной мере удовлетворять потребностям бизнеса на современном этапе, что подразумевает строгое соблюдение законодательных норм и правил безопасности, экономическую обоснованность принимаемых решений, грамотное использование современных технологий мониторинга и контроля.
Так, совершенствование хозяйственного руководства неразрывно связано с возрастанием роли нормативно-правового регулирования транспортных процессов. Развитие экономики страны и рост валового продукта невозможен без существенного развития транспортного комплекса. Вступление во Всемирную торговую организацию значительно расширили возможности транспортного бизнеса в сфере транзитных перевозок по системе общеевропейских транспортных коридоров. В свете этого нормативно-правовое обеспечение данной деятельности приобретает особое значение.
Ключевые слова: автомобильный транспорт, государственное управление в области транспорта, нормативно-правовое регулирование, транспортная отрасль.
Транспорт представляет собой ключевое звено в экономике любой страны, а автомобильный транспорт является связующим звеном транспортной деятельности. Последнее обуславливается тем, что основополагающим требованием на современном этапе развития экономики, науки и техники является доставка груза (или пассажира) «от подъезда к подъезду». В результате, независимо от того, каким основным видом транспорта воспользуется потребитель транспортной услуги, начальным и конечным видом транспорта в основном будет автомобильный.
Автомобильный транспорт является одной из крупнейших отраслей экономики страны и представляет собой сложную систему составляющих её элементов, которые связаны между собой и оказывают влияние друг на друга. Поэтому система управления автомобильным транспортом является сложным, уникальным элементом с характерными для неё особенностями, отличающимися по своей сущности и организации от систем управления других видов отраслей [3, с. 14].
В Российской Федерации нормативно-правовое регулирование автотранспортной деятельности имеет следующие основные тенденции развития [6]:
– использование современных свойств мониторинга и контроля над перевозочными процессами для обеспечения строгого соблюдения норм и правил перевозки грузов и пассажиров;
– применение прогрессивных технологий для упрощения документооборота, повышение эффективности управления;
– использование современных информационных технологий для автоматизации основных бизнес-процессов и управления субъектами транспортного процесса на основе единого правового пространства.
Реализации перечисленных тенденций зависят от соответствия российского законодательства с мировой практикой.
С развитием рыночной экономики количество предприятий, работающих в транспортной отрасли, значительно увеличилось, соответственно развитие отрасли также ускорилось. Присутствие факта развития отрасли и увеличения количества предприятий, занятых в сфере предоставления транспортных услуг вызывает необходимость административного регулирования отрасли. Отсутствие ограничений, контроля и управления в транспортной отрасли могут привести к серьезным негативным последствиям.
Современное состояние социально-экономических процессов характеризуется бурным развитием транспортной отрасли: растет количество отечественных перевозчиков и транспортных компаний, осуществляющих свою деятельность на территории России, открываются новые маршруты, появляются более совершенные виды транспортных средств, расширяется правовое регулирование отношений, связанных с перевозкой пассажиров и грузов [2, с. 31].
Таким образом, транспорт с экономической точки зрения — это организационная система государственного и административно-правового управления в целях увеличения эффективности реализации грузовых и пассажирских перевозок в различных субъектах страны.
Целью государственного управления в области транспорта является своевременное, полное и качественное удовлетворение потребностей населения и общественного производства в перевозках и потребностей обороны государства, защиту их прав при транспортном обслуживании, безопасное функционирование транспорта, соблюдения необходимых темпов и пропорций и др. [4, с. 12].
Органом управления транспортной отраслью на федеральном уровне является Министерство Транспорта Российской Федерации, в котором организованы четыре федеральных агентства по видам транспорта и федеральная служба по надзору в сфере транспорта.
Основными задачами, на которые направлена деятельность Минтранса России, являются разработка и реализация транспортной политики, включающей также совершенствование транспортных услуг, способных максимально удовлетворить потребности населения и государства, сокращение издержек, поддержание единого транспортного пространства страны [5].
Правительство России принимает активное участие в процессе разработки и реализации программ развития транспортной системы, утверждает положения о федеральных органах, осуществляющих управление транспортом. А также Правительство принимает правила перевозок грузов, пассажиров и багажа в некоторых транспортных отраслях.
Для достижения целей и задач министерства транспорта применяются экономические, нормативно-правовые и комплексные методы регулирования транспортной системы, представленные на рисунке 1.
Рис. 1. Методы регулирования транспортного комплекса России [1, с. 13]
Методы регулирования имеют равнозначное влияние на транспортную систему страны, а поэтому использование их в комплексе, включающем и экономические и нормативно-правовые методы.
Кроме этого, нормативно-правовое управление включает в себя обеспечение безопасности (ПДД, устав автомобильного транспорта, различные правила перевозок грузов и пассажиров, экологическая безопасность и другие стандарты, нормы и правила) и регулирование рынка транспортных услуг (ограничения и квоты, лицензирование). Экономические методы предусматривают налоги, тарифы, дотации, кредиты, штрафные санкции и другие дополнительные операции [1, с. 14].
В условиях современной экономической нестабильности была разработана Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года, в которой определяются основные положения транспортной политики, а также этапы и направления ее реализации в долгосрочном периоде [6].
Что касается автомобильного транспорта, то там предстоит выполнить большой объем работ, связанных с улучшением состояния дорог всех типов, которые используются при транспортировке пассажиров и грузов. В частности, к данному направлению можно отнести: улучшение дорожного покрытия, строительство обводных дорог, которые позволят разгрузить городские дороги, и улучшит экологическую обстановку [3, с. 37].
По своей структуре транспортная отрасль имеет централизованную вертикальную систему управления, где каждый из уровней имеет влияние, как на транспортную отрасль в целом, так и на подведомственные органы управления транспортной отраслью на разных уровнях.
На рисунке 2 представлена взаимосвязь уровней управления транспортной системы России, каждый из которых постоянно взаимодействуют друг с другом. Подобная иерархическая система управления с возможностью делегирования некоторых полномочий позволяет принимать нормативно-правовые акты, носящие обязательный или рекомендательный характер, для каждого из уровней.
Рис. 2. Вертикаль управления транспортной отраслью [1, с. 15]
Федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции управления в области транспорта, является Министерство транспорта Российской Федерации, которому подчиняются федеральные служба и агентства [5]:
– Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;
– Федеральное агентство воздушного транспорта;
– Федеральное дорожное агентство;
– Федеральное агентство железнодорожного транспорта;
– Федеральное агентство морского и речного транспорта.
Соответственно, управление транспортом осуществляется обособлено для каждой отрасли:
– воздушный транспорт;
– автотранспорт;
– железнодорожный транспорт;
– метрополитен;
– водный транспорт;
– электротранспорт.
Стоит заметить, что административное управление автомобильным транспортом включает в себя управление дорожным хозяйством. Так, Федеральное дорожное агентство является федеральным органом исполнительной власти, которое осуществляет деятельность по управлению федеральным имуществом в сфере автотранспорта и дорожного хозяйства, а также функции по оказанию государственных услуг, связанных с автомобильным транспортом.
Касательно автомобильной отрасли и дорожного хозяйства в ведении только федерального уровня находятся федеральные автомобильные дороги, а также автотранспортная деятельность международного сообщения.
Осуществление деятельности по управлению транспортом на уровне регионов также имеет важное значение. Отсутствие эффективной системы управления транспортной отраслью на региональном уровне ведет к застою в её развитии, а это тормозит рост валового регионального продукта, уменьшает количество и качество экономических связей с другими регионами, в следствие, показатели социальной сферы снижаются [3, с. 39].
Соответственно от уровня управления транспортной системы на региональном уровне зависит эффективность функционирования и бесперебойность работы производств, и взаимодействие остальных экономических отраслей.
Далее, система муниципального управления транспортной отраслью представлена тремя типами управляющих структур: органами транспортной администрации, неадминистративными хозяйственно-финансовыми структурами и координационными органами.
На региональном и местном уровне выполняются такие функции, как контроль за ценообразованием, вопросы применения налоговых льгот (в пределах местных налогов), покрытие текущих убытков транспортных предприятий, занимающихся социально-значимыми перевозками, развитие региональной транспортной инфраструктуры.
Кроме представленной структуры органов управления транспортной отраслью в целом для автомобильного транспорта можно выделить органы управления, специализирующиеся на этом виде.
Среди всех видов транспортных организаций именно организации, действующие в сфере автомобильного транспорта, являются самыми распространенными (наиболее общественными), и в этой связи качественное и эффективное правовое регулирование их профессиональной деятельности имеет огромное экономическое значение для государства. Автомобильный транспорт выполняет свыше 78 % объема перевозок грузов и более 45 % пассажиров перевозится посредством автобусного парка в России [5].
Кроме организационных и нормативно-правовых особенностей на управление транспортной системой влияют также географические, социальные и экономические аспекты.
Таким образом, развитие автотранспортной отрасли в целях реализации транспортной стратегии имеет высокую значимость, так как количество контактов различных организаций, предприятий и частных лиц с автотранспортом значительно выше, чем с другими видами транспорта.
Литература:
- Богомазов В. А. Регулирование транспортной деятельности и стратегическое управление автотранспортными предприятиями. — СПб., СПбГИСПб., 2017. — 210 с.
- Герами В., Колик А. Управление транспортными системами. Транс-портное обеспечение логистики. Учебник и практикум. — Издательство «Юрайт» 2017.-303 с.
- Государев М. А., Костров В. Н., Телегин А. И. Государственное регулирование на транспорте: Учебное пособие. — Н. Новгород, 2016. — 147 с.
- Троицкая Н. А. Единая транспортная система. — М.: Академия, 2013. — 240 с.
- Официальный сайт Министерства транспорта РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mintrans.ru (дата обращения 13.01.2019)/
- Транспортная стратегия РФ-2030: курс на навигационные и инфокоммуникационные технологии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vestnik-glonass.ru/stati/transportnaya_strategiya_rf_2030_kurs_na_navigatsionnye_i_infokommunikatsionnye_tekhnologii/ (дата обращения 12.01.2019).