Актуальные проблемы в сфере управления транспортным комплексом муниципального образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №19 (518) май 2024 г.

Дата публикации: 08.05.2024

Статья просмотрена: 64 раза

Библиографическое описание:

Гусаров, Д. С. Актуальные проблемы в сфере управления транспортным комплексом муниципального образования / Д. С. Гусаров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 19 (518). — С. 275-279. — URL: https://moluch.ru/archive/518/113835/ (дата обращения: 19.10.2024).



В данной статье раскрываются понятие и сущность транспортного комплекса, а также рассматриваются актуальные проблемы в сфере управления транспортным комплексом муниципального образования и предложения по их устранению.

Ключевые слова: транспортный комплекс, транспорт, управление транспортным комплексом, окружающая среда, электрические автобусы, автобусная полоса.

This article reveals the concept and essence of the transport complex, and also discusses current problems in the management of the transport complex of a municipality and proposals for eliminating them.

Keywords: transport complex, transport, transport complex management, environment, electric buses, bus lane.

Российская Федерация — это самое большое государство в мире, по данным Федеральной службы государственной статистики, площадь территории составляет 17125000 квадратных километров, а если проложить прямую между крайними географическими точками от запада до востока, то ее длина составит более 9 тысяч километров. Закономерно, что в такой большой стране транспортный комплекс играет неотъемлемую роль в обеспечении социальных потребностей людей, служа ключевым звеном в формировании равномерного доступа к услугам и развитию различных областей жизни. Именно благодаря транспортному комплексу становится вообще возможным перемещение грузов, перевозка пассажиров и доставка корреспонденции. Также стоит отметить, что согласно Конституции РФ, Российская Федерация — «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [1], а это невозможно без транспортного комплекса, который позволяет удовлетворить потребности граждан, с помощью которого обеспечивается удовлетворение потребностей граждан и их запросов, включая те, которые связаны с перевозкой, транспортировкой и так далее. В статье 71 Конституции РФ закреплено, что в ведении Российской Федерации находятся федеральный транспорт, пути сообщения и так далее.

Понятие «транспортный комплекс» и составляющие его элементы законодательно закреплены в статье 1 Федерального закона РФ «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 года № 16-ФЗ. Исходя из данного закона «транспортный комплекс — объекты и субъекты транспортной инфраструктуры, транспортные средства» [2]. Также, данный Закон дает определение объектам и субъектам транспортной инфраструктуры. Так, «объекты транспортной инфраструктуры — технологический комплекс» [2], который включает в себя автомобильные дороги, тоннели, эстакады и другие, а «субъекты транспортной инфраструктуры — юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании» [2].

Нормативно-правовые акты Российской Федерации не дают официального определения транспорту, поэтому обратимся к различным источникам. Так, С. М. Францев своем учебном пособии «Общий курс транспорта» дает такое определение: «транспорт — это отрасль производства, обеспечивающая жизненно необходимую потребность общества в перевозке грузов и пассажиров. Транспорт представляет собой совокупность средств и путей сообщения, нормальное функционирование которых осуществляют различные технические устройства и сооружения» [6]. А Л. Л. Зотов, А. А. Черняков и В. А. Янчеленко дают следующее определение: «транспорт-стратегически важный комплекс, в значительной степени определяющий мощь государства, так как обеспечивает нужды общества в перевозке грузов и пассажиров» [7]. Таким образом, можно сказать, что транспорт — это отрасль производства, которая представляет собой совокупность средств и путей сообщения, обеспечивающая жизненно важную потребность общества в перевозке грузов и пассажиров, и является стратегически важным комплексом, определяющим мощь государства.

Управление транспортным комплексом также нигде не закреплено, но стоит отметить, что управление транспортным комплексом — это процесс планирования, организации, координации и контроля деятельности в области транспорта с целью обеспечения эффективного и безопасного перевозочного процесса.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона РФ «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 года № 16-ФЗ, транспортными средствами признаны устройства, предназначенные для перевозки граждан, грузов, багажа, животных и т. п., оборудованные соответствующими устройствами в соответствии с транспортным кодексом РФ и уставами, и включают в себя:

— автомобильный транспорт;

— городской наземный электротранспорт;

— и другие.

На сегодняшний день выделяется два вида транспорта по назначению:

— Транспорт общего назначения.

— Транспорт не общего назначения.

«Транспорт общего назначения — это транспорт, реализующий перемещение грузов и пассажиров в согласовании с нынешними правовыми регламентациями муниципальных учреждений, социальных систем либо индивидуальных лиц. К транспорту общего назначения принадлежит: железнодорожный, мореходный, речной, автомобильный, воздушный, а кроме того, все без исключения типы муниципального социального транспорта.

Транспорт не общего назначения — ведомственный транспорт, применяемый для транспортировки только лишь с целью собственного ведомства и необязанный исполнять условия абсолютно всех потребителей. Ведомственный автотранспорт индустриальных компаний распространенно именуют промышленным транспортом, а пути к складам — подъездными путями. Ресурсы транспорта не общего назначения: железнодорожные пути, мореходный, речной, автомобильный, воздушный, нефтепроводный и газопроводный транспорт, а кроме того, конвейерный, канатный и несколько иных, пребывающих под руководством определенных нетранспортных ведомств» [4].

В свою очередь, транспорт общего назначения разделяется по характеру выполняемой работы:

— Пассажирский.

— Грузовой.

Транспортный комплекс является сложной системой, поэтому требует особого подхода для нормального функционирования. Управление транспортным комплексом требуется для поддержания его функциональности, эффективности и устойчивости, что в итоге способствует развитию общества, экономики и улучшению качества жизни людей. Государство, регионы и муниципальные образования также играют ключевую роль в управлении транспортным комплексом, поскольку они отвечают за создание и поддержание инфраструктуры транспортной системы, обеспечение безопасности дорожного движения, контроль за соблюдением правил и норм в области транспорта, а также разработку и реализацию транспортных политик. Органы управления занимаются планированием развития транспортной инфраструктуры и создания транспортных коридоров, регулированием деятельности транспортных предприятий, тарифной политикой, контролем качества услуг и безопасностью дорожного движения. Действия органов власти в управлении транспортным комплексом направлено на обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения, содействие развитию экономики и социальной инфраструктуры, снижение негативного воздействия на окружающую среду и обеспечение устойчивого развития транспортной системы в целом.

Наличие эффективно-налаженной системы государственного и муниципального управления способствует разработке и реализации согласованной и единой транспортной политики, что позволяет обеспечить безопасность в транспортной сфере и непрерывность работоспособности транспортной инфраструктуры, а также выполнению многих других важных функций. Ввиду этого, распоряжением Правительства Российской Федерации была утверждена Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года [3] (далее — Стратегия), которая предусматривает реализацию следующих долгосрочных целей развития:

— повышение пространственной связанности и транспортной доступности территорий;

— повышение мобильности населения и развитие внутреннего туризма;

— увеличение объема и скорости транзита грузов и развитие мультимодальных логистических технологий;

— цифровая и низкоуглеродная трансформация отрасли и ускоренное внедрение новых технологий.

В данной Стратегии внимание уделяется проблемам, связанными с негативным влиянием транспортных средств на окружающую среду. «Транспорт является источником загрязнения окружающей среды, так как потребляет ископаемую энергию для своей работы. При сжигании ископаемых видов топлива происходят выбросы вредных веществ, которые создают угрозу экосистеме и здоровью человека» [10].

Воздействие автомобильного транспорта на окружающую среду очень значительно, поскольку транспорт является основным потребителем нефти, в следствии сжигания топлива внося негативный вклад в проблему климатических изменений и загрязнения окружающей среды. «Повседневная эксплуатация автомобилей заключается в использовании эксплуатационных материалов, нефтепродуктов, природного газа, атмосферного воздуха, и сопровождается все это негативными процессами, а именно:

— загрязнением атмосферы;

— загрязнением воды;

— загрязнением земель и почв;

— шумовыми, электромагнитными и вибрационными воздействиями;

— выделением в атмосферу неприятных запахов;

— выбросом токсичных отходов;

— тепловым загрязнением» [5].

Стоит отметить, что автомобильный транспорта подразделяется на личный транспорт и общественный. Причем, по результатам ВЦИОМ в 2021 году «основными видами транспорта при поездках россиян по своему населенному пункту являются личный автомобиль (45 %), наземный городской транспорт (23 %) и маршрутные такси (10 %)» [15]. Отсюда можно сказать, что общественный транспорт пользуется достаточно большим спросом и является одной из важных проблем, заключающийся в негативном влиянии на экологию, посредством выбросов загрязняющих веществ. При этом, по данным опроса «Левада-центр», «для жителей России наиболее популярным видом общественного транспорта для того, чтобы добраться до места работы или учебы, является автобус» [14]. Причем по данным РБК в России «440000» [9]автобусов, а экологически безопасных, электробусов всего «5278» [11]. Отсюда можно сказать что подавляющее большинство общественного транспорта — это экологически вредные автобусы, которые негативно влияют на окружающую среду, причем личный автомобиль также пользуется большим спросом, что в свою очередь приводит к большому скоплению маловместительного транспорта, пробкам и уменьшению пассажиропотока.

Данная проблема также актуальна в различных городах Российской Федерации, к примеру, в городе Астрахани наряду с промышленными предприятиями и коммунальным хозяйствами, транспорт признается сильнейшим источником загрязнения окружающей среды и доля загрязнение этим видом составляет «70 %» [12].

В Астрахани транспортная система специфична из-за наличия извилистых улиц с большим количества перекрестков, что приводит к пониженной средней скорости автомобильного транспорта, что также влияет на увеличение количества вредных выбросов в атмосферу и приводит к высокой загазованности воздуха.

В связи с чем, по данным Domofond.ru, исходя из рейтинга чистоты 100 крупнейших населенных пунктов страны и сравнили и по их данным, «город расположился на 96-й строчке рейтинга» [13].

Другими причинами загрязнение окружающей среды также являются:

1) неудовлетворительное состояние технического обслуживания ТС;

2) низкий процент использования экологически чистых видов топлива;

3) недостаточное развитие системы управления транспортными потоками;

4) непопулярность общественного транспорта

5) использование автомобильных элементов из некачественных материалов, например некачественная резина или антифриз.

В настоящее время экологические проблемы, связанные с эксплуатацией автотранспорта неизбежны и требуют комплексного подхода для их решения, таких как:

1) использование более экологически чистых видов топлива;

2) развитие общественного транспорта, таких как трамваи, монорельсы, метрополитен и троллейбусы;

3) улучшение транспортной инфраструктуры и организация дорожного движения для снижения пробок;

4) создание системы контроля качества топлива;

5) улучшение системы эксплуатации и контроля за экологическим воздействием автотранспорта;

6) создание зеленых полос вдоль дорог для очистки воздуха.

Один из наиболее эффективных способов решения экологических проблем, связанных с воздействием общественного пассажирского транспорта на окружающую среду, заключается в обновлении подвижного состава, в том числе приобретении более экологичного транспорта, такого как электротранспорт.

Таким образом, модернизация подвижного состава общественного транспорта в городе Астрахани, включающая в себя замену автобусов на электрический транспорт, принесет значительные пользы для города и его жителей. Электрические автобусы являются более экологически чистым видом транспорта, поскольку они не выбрасывают вредные вещества в атмосферу. Это мероприятие позволит снизить загрязнение воздуха, что сделает город более чистым, комфортным и безопасным для жителей. Кроме того, переход на электрический транспорт снизит зависимость города от нефтепродуктов, так как электробусы питаются от возобновляемых источников энергии, таких как солнечные батареи или ветровые установки. Это способствует повышению экологической безопасности города и уменьшению его углеродного следа. Более того, переход на электрический транспорт позволит сэкономить на эксплуатационных расходах, так как электричество в целом является более доступным и дешевым источником энергии по сравнению с бензином или дизельным топливом. Такие шаги также помогут городу сократить свою экономическую нагрузку и стать более конкурентоспособным среди других городов. Таким образом, модернизация транспортной системы города Астрахани может привести к повышению качества жизни горожан и окружающей среды, а также способствовать устойчивому развитию города в целом.

Помимо этого, введение автобусных полос, как показал эксперимент проводимый на улицах Астрахани, по результатам которого «средняя скорость движения автобусов увеличилась с 16,2 км/ч до 18,5 км/ч» [8], приведет к тому, что средняя скорость общественного транспорта увеличится, а это значит, что введение автобусных полос в городе Астрахани будет способствовать улучшению общественного транспорта и сделает его более привлекательным для жителей. Повышение средней скорости движения автобусов после введения автобусных полос приведет к увеличению эффективности общественного транспорта, что в свою очередь привлечет больше пассажиров. Увеличение числа пассажиров на общественном транспорте способствует уменьшению автомобильного трафика в городе, что приведет к снижению выбросов загрязняющих веществ и оказанию положительного воздействия на экологию города. Более того, уменьшение количества личных автомобилей на дорогах приведет к сокращению пробок, шумов и аварий, что создаст более комфортные условия для жителей и повысит безопасность на дорогах. Таким образом, это приведет не только увеличению эффективности общественного транспорта и улучшению окружающей среды, но также повысит комфорт и безопасность жителей города, что сделает его более привлекательным местом для проживания и укрепит социальную инфраструктуру города.

Подводя итог, можно сказать, что транспортный комплекс неотъемлемая часть жизни человека и страны в целом, которая напрямую влияет на многие сферы жизни человека и Российской Федерации. В настоящее же время возникают и трудности, которые связаны с нанесением вреда окружающей среде посредством эксплуатации этих объектов, например, автобусов. Поскольку от вредного воздействия нельзя избавиться посредством исключения их из нашей жизни, нужно их модернизировать и делать экологически безопасными, поэтому развитие транспортного комплекса в сторону экологической безопасности является важным направлением, которое нужно продвигать для обеспечения устойчивого развития как отдельных городов и регионов, так и всей страны. Развитие транспортного комплекса позволит снизить транспортные проблемы в крупных городах, улучшить качество жизни горожан.

Литература:

  1. Ст. 7, Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 26.04.2024).
  2. О транспортной безопасности: федер. закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ (ред. от 02.12.2019). — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_66069/ (26.04.2024)
  3. Распоряжение Правительства РФ «О Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года» от 27.11.2021 N 3363-р
  4. Романов Н.В, Муниципальное управление транспортным комплексом: учебник для вузов H. B. Романов. — М.: Юрайт, 2014. — 307 с.
  5. Сердюкова, А. Ф. Влияние автотранспорта на окружающую среду / А. Ф. Сердюкова, Д. А. Барабанщиков. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 25 (211). — С. 32. — URL: https://moluch.ru/archive/211/51590/ (дата обращения: 02.05.2024).
  6. Общий курс транспорта: учеб. пособие для направления подготовки 23.02.01 «Технология транспортных процессов» / С. М. Францев. — Пенза: ПГУАС, 2016. — 188 с.
  7. Общий курс транспорта: учебно-методический комплекс/ Л. Л. Зотов, А. А. Черняков, В. А. Янчеленко– СПб: СЗТУ, 2008. — 90 с.
  8. Астраханский Минтранс поделился предварительными итогами эксперимента с выделенными полосами // astrakhan.su URL: https://astrakhan.su/news/housing/astrahanskij-mintrans-podelilsya-predvaritelnymi-itogami-eksperimenta-s-vydelennymi-polosami/ (дата обращения: 03.05.2024).
  9. В городах России сократили 200 маршрутов общественного транспорта // rbc URL: https://www.rbc.ru/business/14/11/2022/636e73949a79471f6fdbfafe (дата обращения: 03.05.2024).
  10. Влияние транспорта на окружающую среду в 2024 году // trudohrana URL: https://www.trudohrana.ru/article/104307–23-m3-zagryaznenie-okrujayushchey-sredy-transportom (дата обращения: 26.04.2024).
  11. Все больше электробусов выходит на улицы российских городов // regnum URL: https://regnum.ru/news/3882216 (дата обращения: 03.05.2024).
  12. Общие сведения и история Астрахани // nesiditsaURL: https://nesiditsa.ru/city/astrahan (дата обращения: 27.04.2024).
  13. Почему Астрахань оказалась в конце рейтинга самых чистых городов // дзен URL: https://dzen.ru/a/XnOfcN4EE1_RZcFr (дата обращения: 27.04.2024).
  14. Самый популярный вид транспорта у жителей России — автобус // regnum URL: https://regnum.ru/news/2327326 (дата обращения: 03.05.2024).
  15. Тренды в городском транспорте — 2021 // ВЦИОМ URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/trendy-v-gorodskom-transporte-2021 (дата обращения: 03.05.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): транспортный комплекс, окружающая среда, общественный транспорт, Российская Федерация, транспортная инфраструктура, общее назначение, транспорт, автомобильный транспорт, дорожное движение, транспортная система.


Ключевые слова

транспорт, окружающая среда, транспортный комплекс, управление транспортным комплексом, электрические автобусы, автобусная полоса

Похожие статьи

Проблемы транспортной инфраструктуры в Новой Москве

В данной статье рассматриваются основные проблемы транспортной инфраструктуры. Проводится анализ современного состояния транспортной системы, а также, рассматриваются пути решения существующих проблем.

К вопросу об определении термина «благоустройство» в современных реалиях

В статье анализируется современный подход к понятию благоустройство территории, определены вопросы местного самоуправления в сфере благоустройства, рассматриваются объекты и элементы благоустройства, приводятся актуальные направления благоустройства ...

Оптимизация управления жилищно-коммунальным хозяйством в России

В данной статье раскрываются понятие и сущность жилищно-коммунального хозяйства, а также рассматриваются актуальные проблемы в сфере управления жилищно-коммунальным хозяйством муниципального образования и предложения по их устранению.

Обеспечение безопасности на авиационном транспорте: проблемы стандартизации и реализации

В статье рассматриваются вопросы обеспечения безопасности на воздушном транспорте, а также реализации основных принципов организации безопасности в гражданской авиации.

Государственное управление в сфере дорожного хозяйства и перспективы его развития (на примере Министерства транспорта Российской Федерации)

В статье рассматривается государственное управление в сфере дорожного хозяйства как часть единой транспортной системы на примере Минтранса РФ. Развитие дорожного хозяйства в Российской Федерации требует эффективного государственного управления, так к...

Особенности бюджетирования в строительной отрасли

В данной статье рассматриваются особенности системы бюджетирования в строительной организации. Рассматриваются основные проблемы, с которыми организация может столкнуться на начальном этапе составления бюджета.

Проблемы государственного регулирования в сфере строительства линейных объектов в Российской Федерации

В статье идет изучение и анализ отдельных аспектов существующей законодательной системы, регулирующей реализацию линейных объектов, выявление проблемных явлений при осуществлении строительства и способов их решения, направленных на повышение эффектив...

Управление транспортными потоками на улично-дорожной сети города

В статье представлено определение дорожных контроллеров и детекторов транспорта, необходимость их использования в современной транспортной инфраструктуре городов. Перечислены основные и вспомогательные функции дорожных контроллеров.

Правовое регулирование в сфере водного транспорта

В статье делается анализ современных тенденций правового регулирования в сфере водного транспорта. Систематизированы основные проблемы функционирования отрасли водного транспорта, вызванные правовым регулированием. Автор делает анализ положений закон...

Рассмотрение структуры управления образованием на муниципальном уровне

В данной статье рассмотрена структура управления образования на муниципальном уровне. Отражены составляющие данной структуры, а также схемы работы структуры управления образования на муниципальном уровне.

Похожие статьи

Проблемы транспортной инфраструктуры в Новой Москве

В данной статье рассматриваются основные проблемы транспортной инфраструктуры. Проводится анализ современного состояния транспортной системы, а также, рассматриваются пути решения существующих проблем.

К вопросу об определении термина «благоустройство» в современных реалиях

В статье анализируется современный подход к понятию благоустройство территории, определены вопросы местного самоуправления в сфере благоустройства, рассматриваются объекты и элементы благоустройства, приводятся актуальные направления благоустройства ...

Оптимизация управления жилищно-коммунальным хозяйством в России

В данной статье раскрываются понятие и сущность жилищно-коммунального хозяйства, а также рассматриваются актуальные проблемы в сфере управления жилищно-коммунальным хозяйством муниципального образования и предложения по их устранению.

Обеспечение безопасности на авиационном транспорте: проблемы стандартизации и реализации

В статье рассматриваются вопросы обеспечения безопасности на воздушном транспорте, а также реализации основных принципов организации безопасности в гражданской авиации.

Государственное управление в сфере дорожного хозяйства и перспективы его развития (на примере Министерства транспорта Российской Федерации)

В статье рассматривается государственное управление в сфере дорожного хозяйства как часть единой транспортной системы на примере Минтранса РФ. Развитие дорожного хозяйства в Российской Федерации требует эффективного государственного управления, так к...

Особенности бюджетирования в строительной отрасли

В данной статье рассматриваются особенности системы бюджетирования в строительной организации. Рассматриваются основные проблемы, с которыми организация может столкнуться на начальном этапе составления бюджета.

Проблемы государственного регулирования в сфере строительства линейных объектов в Российской Федерации

В статье идет изучение и анализ отдельных аспектов существующей законодательной системы, регулирующей реализацию линейных объектов, выявление проблемных явлений при осуществлении строительства и способов их решения, направленных на повышение эффектив...

Управление транспортными потоками на улично-дорожной сети города

В статье представлено определение дорожных контроллеров и детекторов транспорта, необходимость их использования в современной транспортной инфраструктуре городов. Перечислены основные и вспомогательные функции дорожных контроллеров.

Правовое регулирование в сфере водного транспорта

В статье делается анализ современных тенденций правового регулирования в сфере водного транспорта. Систематизированы основные проблемы функционирования отрасли водного транспорта, вызванные правовым регулированием. Автор делает анализ положений закон...

Рассмотрение структуры управления образованием на муниципальном уровне

В данной статье рассмотрена структура управления образования на муниципальном уровне. Отражены составляющие данной структуры, а также схемы работы структуры управления образования на муниципальном уровне.

Задать вопрос