Особенности организации местного самоуправления в Москве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №52 (290) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 28.12.2019

Статья просмотрена: 2003 раза

Библиографическое описание:

Бахарева, В. В. Особенности организации местного самоуправления в Москве / В. В. Бахарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 347-349. — URL: https://moluch.ru/archive/290/65866/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье раскрываются законодательные особенности организации местного самоуправления в Москве. Автор дает определение основных территориальных единиц, входящих в структуру субъекта Федерации, раскрывает характерные особенности осуществления местного самоуправления.

Ключевые слова: местное самоуправление, система управления городом Москва, государственная власть города, органы государственной власти.

The article reveals the legislative features of the organization of local self-government in Moscow. The author gives a definition of the main territorial units included in the structure of the subject of the Federation, reveals the characteristic features of the implementation of local self-government.

Keywords: local self-government, Moscow city management system, city government, government bodies

Местное самоуправление в Российской Федерации, и в частности в Москве, является результатом важных демократических и либеральных реформ, начавшихся в стране после 1991 года. В то время территория города Москвы разделялась на 33 района, каждый из которых имел действующий районный Совет народных депутатов, исполнительный комитет районного Совета, районный комитет КПСС, который занимал важное место в определении стратегии руководства районом [6].

Нынешняя система управления городом складывалась с 1991 года в процессе коренных изменений всей системы управления государством. Так, в Москве были образованы 10 административных органов, 148 муниципальных округов, которые после стали называться районами. Через некоторое время их количество сократили до 125 [2]. На городском уровне представительный орган государственной власти выделялась Московская городская дума, а исполнительная власть представлена мэром города, который избирается населением. Необходимо отметить, что, начиная с того времени, характерна было наличие неопределенности относительно статуса и будущего местного самоуправления [8]. Это можно объяснить тем, что Москва представляет не только город-столицу, но также и является городом-поселением, в связи с чем ее рассматривают одновременно как субъект федеративного государства и как муниципальное образование.

Учитывая такую двойственность, Федеральным законом № 154 допущена возможность формирования органа самоуправления в Москве. Устав города до 13 июля 2001 года предполагал наличие двойного статуса для представительного и исполнительного органов власти [3]. Однако сегодня законодательно закреплен единственный вариант организации местного самоуправления в Москве, который обуславливает возможность создания муниципальных образований только на субгородском уровне.

Отметим, что такая особенности организации местного самоуправления в Москве является не единственно важной. Еще одним отличительным моментом выступает то, что местное самоуправление на субгородском уровне в данном субъекте Федерации характеризуется наличием функциональных ограничений, в сравнении с другими типами местного самоуправления [10]. Так, отметим, что перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов определяются законами Москвы.

Организация власти в Москве имеет ряд органов местного самоуправления территориальных органов исполнительной государственной власти города — районных округов. Такое положение определяет особенности взаимоотношения таких органов власти [2]. В связи с этим среди вопросов местного значения выделяется место для участия органов местного самоуправления в рядке городских дел, согласование вносимых управой города предложений в вышестоящий государственный орган, содействие осуществлению некоторых государственных полномочий, а также внесение в уполномоченные органы исполнительной городской власти предложений. Помимо этого, представительные органы местного самоуправления имеют право на осуществление законодательной инициативы в Московской городской Думе [4].

Что касается структуры местного самоуправления, то территориальные единицы Москвы представлены административными округами и районами. Административные округа являются территориальными единицами города, которые образуются для осуществления административного управления соответствующими территориями подразделений и служб отраслевых органов городской администрации, а также для ведения контроля за исполнением правовых актов города [7].

Административный округ состоит из нескольких районов города, а его границы не пересекают границы районов. Осуществление исполнительно-распорядительной, координирующей и контрольной деятельности на территории административного округа ведется префектом административного округа, который представляет должностное лицо городской администрации [5].

Районы являются территориальными единицами города, которые образуются посредством исторических, географических и градостроительных особенностей соответствующих территорий. Также они обуславливаются численностью населения, социально-экономическими характеристиками, расположением транспортных коммуникаций, наличием инженерной инфраструктуры, возможностями решения местных вопросов в интересах своего населения [9].

В свою очередь районы Москвы разделяются на микрорайоны. Однако районы города Москвы сегодня не имеют статуса муниципального образования, что определяет отсутствие у них муниципальной собственности и местного бюджета. Но при этом они характеризуются наличием выборных округов, в отличие от административных округов [11].

Следует отметить, что органы местного самоуправления опираются на Бюджетный кодекс РФ и законы города Москвы для самостоятельного определения направлений расхода средств местного бюджета на решение проблем местного значения. Помимо этого, они определяют обеспечение финансирования расходов в пределах средств, которые передаются из бюджета Москвы на выполнение государственных полномочий города [4].

Юридическое подкрепление взаимодействия между органами государственной власти и местным самоуправлением представлено Федеральным Законом «Об общих принципах местного самоуправления», который был принят 6 октября 200 года. Данный закон предусматривает установление совместных правовых, территориальных, организационных и экономических основ для организации местного самоуправления в Российской Федерации, регламентирует условия и процесс наделения органы местного самоуправления различными государственными полномочиями [1].

Важным моментом в организации местного самоуправлений в городе Москва является то, что Федеральный закон № 131 определяет систему форм непосредственного осуществления населением и его участия в осуществлении местного самоуправления.

Литература:

  1. Бавина А. А., Григорьев Д. В. Система органов местного самоуправления и государственной власти в городе Москве // Успехи в химии и химической технологии. 2016. № 5 (174).
  2. Безобразов В. П. Управление и самоуправление и судебная власть // СПС «Консультант плюс» 2015
  3. Благов Ю. В. Эволюция муниципального права в 2014–2016 гг. // Правоприменение. 2017. № 2.
  4. Винник Н. В. Проблемы территориальной организации местного самоуправления в России // Административное и муниципальное право. 2014. № 11
  5. Гильченко Л. В., Замотаев А. А., Пашенцев В. В. Федеральные правовые акты о местном самоуправлении. М., 2011.
  6. Ирхин И. В. К вопросу о двухуровневой модели организации местного самоуправления в городских округах // Административное и муниципальное право. 2015. № 7.
  7. Калянова Ю. Г. Полномочия субъектов Российской Федерации по вопросам территориальной организации местного самоуправления: проблемы реализации // Вестник ННГУ. 2017. № 5.
  8. Мусинова Н. Н. Тенденции развития местного самоуправления в городе Москве // Вестник ГУУ. 2018. № 4.
  9. Туровский Р. Ф., Васеленко О. С. Актуальное состояние и перспективы развития внутригородского местного самоуправления в больших городах // Регионология. 2019. № 1 (106).
  10. Туровский Р. Ф. Местное самоуправление в России и эволюция политического режима // Pro nunc. 2015. № 1. С. 82–98.
  11. Шугрина Е. С. Особенности организации местного самоуправления на отдельных территориях // Муниципальное право, 2012, № 4.
Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, Москва, государственная власть, местное значение, орган, административный округ, городская администрация, местный бюджет, Московская городская Дума, Российская Федерация.


Ключевые слова

местное самоуправление, органы государственной власти, система управления городом Москва, государственная власть города

Похожие статьи

Актуальные проблемы в деятельности органов местного самоуправления

В статье рассмотрен ряд актуальных проблем, наиболее часто встречающиеся в деятельности органов местного самоуправления в РФ. Дано их краткое описание в представлении автора.

Организационные основы местного самоуправления

В данной статье рассмотрены основные организационные принципы местного самоуправления. Проанализированы нормативные акты, регулирующие основы деятельности органов местного самоуправления, а также рассмотрена структура органов местного самоуправления.

Правовые особенности структуры органов местного самоуправления в муниципальном образовании

В статье автор рассматривает правовые особенности структуры органов местного самоуправления в муниципальном образовании.

Характеристика организационных моделей местного самоуправления

Статья посвящена основным организационным моделям местного самоуправления. В данной статье исследуются способы формирования органов местного самоуправления, используемые на территории Российской Федерации. Также выявляются преимущества и недостатки о...

Понятие, предмет и метод местного самоуправления

В данной статье рассматривается понятие, предмет и метод муниципального права и местного самоуправления, его особенности, признаки, возможности и проблемы на современном этапе. Кроме того, изучается необходимость создания органов местного самоуправле...

Сущность, полномочия и структура органов местного самоуправления

В статье рассматривается местное самоуправление как многогранное и многоаспектное явление: институт публичной власти, форма народовластия, управленческая деятельность. Приведены разные позиции к определению «местное самоуправление», выявлены его особ...

Местное самоуправление в Республике Крым и его взаимодействие с государственными органами власти

В работе раскрываются особенности местного самоуправления в Республики Крым, определяются основные направления взаимодействия органов государственной власти с органами местного самоуправления, разработан механизм оптимизации деятельности органов мест...

Актуальные проблемы территориальной организации местного самоуправления в РФ и пути их решения

В статье рассматриваются актуальные проблемы территориальной организации местного самоуправления в РФ. Автором предпринята попытка выявить некоторые неточности и пробелы в действующем законодательстве и предложить пути их решения.

Проблемные вопросы полномочий главы местного самоуправления

Концепция местного самоуправления как формы публичной власти до сих пор недостаточно исследована в теории государства и права, а также в области управления и самоуправления, что связано с её относительной новизной и тем, что в прошлом она главным обр...

Понятие территориальной организации местного самоуправления

В статье рассмотрены существующие в правовой доктрине подходы к определению понятия территориальная организация местного самоуправления, проведен анализ их содержания, дано авторское определение.

Похожие статьи

Актуальные проблемы в деятельности органов местного самоуправления

В статье рассмотрен ряд актуальных проблем, наиболее часто встречающиеся в деятельности органов местного самоуправления в РФ. Дано их краткое описание в представлении автора.

Организационные основы местного самоуправления

В данной статье рассмотрены основные организационные принципы местного самоуправления. Проанализированы нормативные акты, регулирующие основы деятельности органов местного самоуправления, а также рассмотрена структура органов местного самоуправления.

Правовые особенности структуры органов местного самоуправления в муниципальном образовании

В статье автор рассматривает правовые особенности структуры органов местного самоуправления в муниципальном образовании.

Характеристика организационных моделей местного самоуправления

Статья посвящена основным организационным моделям местного самоуправления. В данной статье исследуются способы формирования органов местного самоуправления, используемые на территории Российской Федерации. Также выявляются преимущества и недостатки о...

Понятие, предмет и метод местного самоуправления

В данной статье рассматривается понятие, предмет и метод муниципального права и местного самоуправления, его особенности, признаки, возможности и проблемы на современном этапе. Кроме того, изучается необходимость создания органов местного самоуправле...

Сущность, полномочия и структура органов местного самоуправления

В статье рассматривается местное самоуправление как многогранное и многоаспектное явление: институт публичной власти, форма народовластия, управленческая деятельность. Приведены разные позиции к определению «местное самоуправление», выявлены его особ...

Местное самоуправление в Республике Крым и его взаимодействие с государственными органами власти

В работе раскрываются особенности местного самоуправления в Республики Крым, определяются основные направления взаимодействия органов государственной власти с органами местного самоуправления, разработан механизм оптимизации деятельности органов мест...

Актуальные проблемы территориальной организации местного самоуправления в РФ и пути их решения

В статье рассматриваются актуальные проблемы территориальной организации местного самоуправления в РФ. Автором предпринята попытка выявить некоторые неточности и пробелы в действующем законодательстве и предложить пути их решения.

Проблемные вопросы полномочий главы местного самоуправления

Концепция местного самоуправления как формы публичной власти до сих пор недостаточно исследована в теории государства и права, а также в области управления и самоуправления, что связано с её относительной новизной и тем, что в прошлом она главным обр...

Понятие территориальной организации местного самоуправления

В статье рассмотрены существующие в правовой доктрине подходы к определению понятия территориальная организация местного самоуправления, проведен анализ их содержания, дано авторское определение.

Задать вопрос