В статье раскрываются законодательные особенности организации местного самоуправления в Москве. Автор дает определение основных территориальных единиц, входящих в структуру субъекта Федерации, раскрывает характерные особенности осуществления местного самоуправления.
Ключевые слова: местное самоуправление, система управления городом Москва, государственная власть города, органы государственной власти.
The article reveals the legislative features of the organization of local self-government in Moscow. The author gives a definition of the main territorial units included in the structure of the subject of the Federation, reveals the characteristic features of the implementation of local self-government.
Keywords: local self-government, Moscow city management system, city government, government bodies
Местное самоуправление в Российской Федерации, и в частности в Москве, является результатом важных демократических и либеральных реформ, начавшихся в стране после 1991 года. В то время территория города Москвы разделялась на 33 района, каждый из которых имел действующий районный Совет народных депутатов, исполнительный комитет районного Совета, районный комитет КПСС, который занимал важное место в определении стратегии руководства районом [6].
Нынешняя система управления городом складывалась с 1991 года в процессе коренных изменений всей системы управления государством. Так, в Москве были образованы 10 административных органов, 148 муниципальных округов, которые после стали называться районами. Через некоторое время их количество сократили до 125 [2]. На городском уровне представительный орган государственной власти выделялась Московская городская дума, а исполнительная власть представлена мэром города, который избирается населением. Необходимо отметить, что, начиная с того времени, характерна было наличие неопределенности относительно статуса и будущего местного самоуправления [8]. Это можно объяснить тем, что Москва представляет не только город-столицу, но также и является городом-поселением, в связи с чем ее рассматривают одновременно как субъект федеративного государства и как муниципальное образование.
Учитывая такую двойственность, Федеральным законом № 154 допущена возможность формирования органа самоуправления в Москве. Устав города до 13 июля 2001 года предполагал наличие двойного статуса для представительного и исполнительного органов власти [3]. Однако сегодня законодательно закреплен единственный вариант организации местного самоуправления в Москве, который обуславливает возможность создания муниципальных образований только на субгородском уровне.
Отметим, что такая особенности организации местного самоуправления в Москве является не единственно важной. Еще одним отличительным моментом выступает то, что местное самоуправление на субгородском уровне в данном субъекте Федерации характеризуется наличием функциональных ограничений, в сравнении с другими типами местного самоуправления [10]. Так, отметим, что перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов определяются законами Москвы.
Организация власти в Москве имеет ряд органов местного самоуправления территориальных органов исполнительной государственной власти города — районных округов. Такое положение определяет особенности взаимоотношения таких органов власти [2]. В связи с этим среди вопросов местного значения выделяется место для участия органов местного самоуправления в рядке городских дел, согласование вносимых управой города предложений в вышестоящий государственный орган, содействие осуществлению некоторых государственных полномочий, а также внесение в уполномоченные органы исполнительной городской власти предложений. Помимо этого, представительные органы местного самоуправления имеют право на осуществление законодательной инициативы в Московской городской Думе [4].
Что касается структуры местного самоуправления, то территориальные единицы Москвы представлены административными округами и районами. Административные округа являются территориальными единицами города, которые образуются для осуществления административного управления соответствующими территориями подразделений и служб отраслевых органов городской администрации, а также для ведения контроля за исполнением правовых актов города [7].
Административный округ состоит из нескольких районов города, а его границы не пересекают границы районов. Осуществление исполнительно-распорядительной, координирующей и контрольной деятельности на территории административного округа ведется префектом административного округа, который представляет должностное лицо городской администрации [5].
Районы являются территориальными единицами города, которые образуются посредством исторических, географических и градостроительных особенностей соответствующих территорий. Также они обуславливаются численностью населения, социально-экономическими характеристиками, расположением транспортных коммуникаций, наличием инженерной инфраструктуры, возможностями решения местных вопросов в интересах своего населения [9].
В свою очередь районы Москвы разделяются на микрорайоны. Однако районы города Москвы сегодня не имеют статуса муниципального образования, что определяет отсутствие у них муниципальной собственности и местного бюджета. Но при этом они характеризуются наличием выборных округов, в отличие от административных округов [11].
Следует отметить, что органы местного самоуправления опираются на Бюджетный кодекс РФ и законы города Москвы для самостоятельного определения направлений расхода средств местного бюджета на решение проблем местного значения. Помимо этого, они определяют обеспечение финансирования расходов в пределах средств, которые передаются из бюджета Москвы на выполнение государственных полномочий города [4].
Юридическое подкрепление взаимодействия между органами государственной власти и местным самоуправлением представлено Федеральным Законом «Об общих принципах местного самоуправления», который был принят 6 октября 200 года. Данный закон предусматривает установление совместных правовых, территориальных, организационных и экономических основ для организации местного самоуправления в Российской Федерации, регламентирует условия и процесс наделения органы местного самоуправления различными государственными полномочиями [1].
Важным моментом в организации местного самоуправлений в городе Москва является то, что Федеральный закон № 131 определяет систему форм непосредственного осуществления населением и его участия в осуществлении местного самоуправления.
Литература:
- Бавина А. А., Григорьев Д. В. Система органов местного самоуправления и государственной власти в городе Москве // Успехи в химии и химической технологии. 2016. № 5 (174).
- Безобразов В. П. Управление и самоуправление и судебная власть // СПС «Консультант плюс» 2015
- Благов Ю. В. Эволюция муниципального права в 2014–2016 гг. // Правоприменение. 2017. № 2.
- Винник Н. В. Проблемы территориальной организации местного самоуправления в России // Административное и муниципальное право. 2014. № 11
- Гильченко Л. В., Замотаев А. А., Пашенцев В. В. Федеральные правовые акты о местном самоуправлении. М., 2011.
- Ирхин И. В. К вопросу о двухуровневой модели организации местного самоуправления в городских округах // Административное и муниципальное право. 2015. № 7.
- Калянова Ю. Г. Полномочия субъектов Российской Федерации по вопросам территориальной организации местного самоуправления: проблемы реализации // Вестник ННГУ. 2017. № 5.
- Мусинова Н. Н. Тенденции развития местного самоуправления в городе Москве // Вестник ГУУ. 2018. № 4.
- Туровский Р. Ф., Васеленко О. С. Актуальное состояние и перспективы развития внутригородского местного самоуправления в больших городах // Регионология. 2019. № 1 (106).
- Туровский Р. Ф. Местное самоуправление в России и эволюция политического режима // Pro nunc. 2015. № 1. С. 82–98.
- Шугрина Е. С. Особенности организации местного самоуправления на отдельных территориях // Муниципальное право, 2012, № 4.