История дошкольного образования в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Астапова, В. А. История дошкольного образования в России / В. А. Астапова, Т. Н. Воробьева, Н. М. Чебиняева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 248-250. — URL: https://moluch.ru/archive/290/65717/ (дата обращения: 16.11.2024).



Необходимость накапливать и передавать жизненный опыт подрастающему поколению у человечества возникла в глубокой древности. На первых порах это осуществлялось на бытовом уровне в процессе естественного хода жизни в семье, общине. Взрослые учили, своим примером увлекали и приобщали младших к труду, прививали детям необходимые навыки. С развитием общества, в связи с переходом к рабовладельческой формации у людей появилась потребность в создании заведений, где специально обучали и воспитывали подрастающее поколение.

Первые учебные заведения появлялись при храмах и монастырях. Передовые люди того времени создавали методики обучения и воспитания с учётом возрастной, социальной принадлежности учеников, культурно-этнических традиций местности. На Руси первые учебные заведения возникли в IX-XII вв. Это стало возможно с появлением древнерусского государства Киевская Русь. При церквях и монастырях были организованы школы для подготовки будущих служителей церкви и людей для государственной службы. Наиболее известным памятником древнерусской литературы и педагогической мысли конца XI в. стало «Поучение князя Владимира Мономаха детям», в котором высоко оценивалась роль воспитания с самого раннего детства.

Родоначальником детских садов принято считать немца Фребеля Ф., который в 1837 г. в городе Блакенбурге открыл первый детский сад для детей младшего возраста. Идею подхватили во многих европейских странах и в России. Мощный толчок к развитию получили педагогические теории и системы. В России первый «народный детский сад» для детей городских жителей из низших слоёв населения был открыт в 1866 г. в Санкт-Петербурге. В том же году Аделаидой Семёновной Симонович был открыт частный платный детский сад для детей из богатых и знатных семей [1]. В 1871 г. в Санкт-Петербурге было создано общество содействия первоначальному воспитанию дошкольников. Своей целью общество ставило подготовку на курсах женщин-воспитательниц для работы с детьми в семьях и детских садах, а также проведение лекций по дошкольному воспитанию. Под редакцией Аделаиды Симонович выходит в свет журнал «Детский сад», в котором публикуются систематические записки о методах и формах обучения детей дошкольного возраста, печатаются статьи Константина Ушинского о воспитании. К началу XX в. в России было открыто уже множество дошкольных заведений, как платных, так и бесплатных, для детей из семей с разным уровнем доходов, а также приютов для детей-сирот.

В 1913–1917 гг. вице-президентом Санкт-Петербургского Общества содействия дошкольному воспитанию стала Тихеева Е. И., известный российский педагог. Она занималась изучением вопросов дидактики и методики начального обучения, а с 1913 г. руководила детским садом, который был создан при Обществе содействия дошкольному воспитанию [4]. Преобразования в России в 1917 г. коснулись и образования. Вместо разрозненных казённых, частных школ была создана единая государственная система народного образования. С 1928 г. стало выходить ежемесячное издание «Дошкольное воспитание». А в 1938 г. был опубликован «Устав детского сада» [3].

В послевоенное время развитие системы дошкольного воспитания продолжилось и полностью отвечало требованиям коммунистических идеологов, которые ратовали за то, чтобы общественное дошкольное воспитание заменило семейное. Научно-исследовательским институтом дошкольного воспитания АПН СССР и ведущими кафедрами дошкольной педагогики создана была комплексная программа воспитания в детском саду. Она стала единым обязательным документом в работе дошкольных образовательных учреждений страны. Претерпевая очередные изменения, она просуществовала до 1984 г., и потом была заменена Типовой программой воспитания и обучения в детском саду. В 1989 г. система образования была реформирована. Давыдовым В. И. и Петровским В. А. была создана «Концепция дошкольного воспитания». В её основу положены четыре основных принципа дошкольного образования России: гуманизация, основы гражданственности, уважения к правам и свободам человека, трудолюбия, любви к семье, Родине, природе. Содержание учебных программ определялось с учётом возраста и местных условий. Одной из главных задач была подготовка детей к обучению в школе.

Принятый в 1992 г. Закон РФ «Об образовании» определил правовой статус дошкольных образовательных учреждений, их функции и обязанности. Образование было призвано носить развивающий характер — ориентироваться на личность ребёнка, сохранять и укреплять его здоровье, развивать мыслительную деятельность, речевой аппарат, учитывать склонности, интересы и возможности ребёнка, его индивидуальные особенности. Важным моментом было требование деидеологизировать дошкольное образование, развивать общечеловеческие ценности [2]. В 90-е г. в России в связи с демографическими и социальными проблемами резко сократилось число детей от 1 до 6 лет, посещающих дошкольные учреждения, и численность педагогических работников. Изменилась идеология государства. Возникла необходимость в разработке новых программ, которые были бы направлены на личностно-ориентированное воспитание детей. Так были созданы программы: «Детство» (под ред. Бабаевой Т. Н., Михайловой З. А., Гурвич Л. М. — СПб., 1996 г.), «Развитие» (подготовлена к публикации Дьяченко О. М., Варенцовой Н. С. — М., 1994 г.) и др. [5].

Глубокие изменения во всех сферах жизни современного общества XXI в. потребовали преобразования основных социальных институтов, в том числе и дошкольного образования. В качестве приоритетных утверждаются социальные ценности: человек, свобода, счастье. В связи с этим создаются оригинальные методы и средства воспитания и обучения, применяются новые формы организации педагогического процесса, активно используется опыт современных зарубежных педагогов. Акцент делается на личностно ориентированный подход к ребёнку, гуманизацию всего процесса воспитания, отклоняются жёстко регламентированные формы воспитания и обучения дошкольников. Основным событием для педагогов и специалистов системы дошкольного образования стало утверждение федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) дошкольного образования. Согласно новым стандартам дошкольное образование было признано ступенью общего образования (ранее являлось лишь подготовительным этапом системы общего образования). Ребёнок признан полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Благодаря введению ФГОС произошло переосмысление и преобразование целевых функций образования, как системы, так и её отдельных звеньев, пересмотрены традиционные представления о социальной сущности образования как социального института в жизни человека и всего общества.

Современный детский сад не может быть только образовательным учреждением, он должен представлять социально педагогический комплекс, который решает следующие задачи: социальная и педагогическая компенсация условий для полноценного развития личности каждого дошкольника, социальная профилактика, разновозрастное сотрудничество, социально-педагогическая работа с семьёй, организация семейного культурного досуга, психологическая коррекция, медицинское просвещение, правовое консультирование, педагогический родительский всеобуч. Позитивные перемены уже наблюдаются в образовательных дошкольных учреждениях. Происходит обновление содержания и методов организации дошкольного образования, прописанных в Законе РФ «Об образовании». Образование, как и развитие человека, не должно иметь пределов и сопровождать человека на протяжении всей жизни. Все эти факторы способствуют благоприятной социализации детей и закладывают базовые компетенции дошкольников в освоении социокультурных ценностей, помогают раскрывать индивидуальные способности, формировать необходимые для жизни умения и навыки и приспосабливаться к новым требованиям времени.

Таким образом, современное образование, опираясь на проверенный временем опыт российских методистов прошлых лет, продолжает лучшие традиции педагогики и развивает принципиально новые идеи и методики в области образования и воспитания.

Литература:

  1. Белая, К.Ю. (2014), «Организация методической работы с педагогами на этапе введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», Справочник старшего воспитателя, № 3, с. 4–13.
  2. Виноградова, Н.А., Микляева, Н.В. (2013), «Неопределенности и противоречия стандарта дошкольного образования: на пути к разработке методических рекомендаций по его внедрению», Современный детский сад, № 8, с. 4–10.
  3. Шабаева, М.Ф., Ротенберг, В.А., Чувашев, И.В. (1989), История дошкольной педагогики, Просвещение, Москва, СССР.
  4. Ядешко, В.И., Сохина, Ф.А. (1978), Дошкольная педагогика, Просвещение, Москва, СССР.
  5. «Дошкольное образование как первая ступень в системе непрерывного образования» (2012), URL, https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2744
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное воспитание, дошкольное образование, детский сад, Россия, IX-XII, общее образование, Общество содействия, подрастающее поколение, РФ, Санкт-Петербург.


Задать вопрос