По определению К. Леонгарда, акцентуация означает чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, пограничную с психопатиями. Однако последних акцентуации отличаются тем, что отсутствует однозначная определенность их проявления во всех без исключения ситуациях взаимодействия человека с миром: поведение человека остается вариабельным как в пространстве, так и во времени. В нашем исследовании дается трактовка акцентуаций характера, соотнесенная с десятью показателями, предложенными К. Леонгардом: гипертимность, проективность (возбудимость), эмоцентричность (эмотивность), дистимность, невротичность (тревожность), интроективность (экзальтированная), циклотимность, паранойяльность (застревающая), ригидность (педантичная), демонстративность (вытеснения) [3]. Данная классификация относится в основном к взрослым людям и, на наш взгляд, поможет нам получить первичную информацию, позволяющую видеть абрис характера в основных его чертах у лиц, готовящихся функционировать в сфере «человек-человек».
Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения [1.673]. Исследования тревожности направлены на различение: а) тревожности ситуативной – связанной с конкретной внешней ситуацией; б) тревожности личностной – стабильного свойства личности. Под ситуативной тревожностью мы понимаем реакции человека на различные, чаще всего социально-психологические, стрессоры. Это выражается, как правило, в ожидании негативного к себе отношения, угрозы престижу и самоуважению. Если личностная тревожность выступает как черта, как наиболее устойчивая склонность человека воспринимать угрозу своему Я и характеризует прошлый опыт индивида, то ситуативная тревожность рассматривается как состояние в ситуации здесь и теперь [2.95].
Если допустить, что акцентуированные черты характера есть защитные программы поведения, то они должны сопровождаться высоким уровнем тревожности как ситуативной, так и личностной.
Нас главным образом интересовало, как взаимосвязана тревожность ситуативная и личностная с акцентуациями характера.
Для решения этой задачи мы использовали методики изучения ситуативной (СТ) и личностной тревожности (ЛТ) И.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина, характерологического опросника К. Леонгарда – Г. Шмишека.
Данные опроса после соответствующей математической обработки представлены нами в таблице 1.
Таблица 1
Коэффициенты ранговой корреляции Спирмена акцентуации характера и уровней тревожности монгольских студентов
-
Характер
тревожности
-
- Акцент характера
- Ситуативная
(СТ)
Личностная
(ЛТ)
1. Гипертимическая
- -0,150**
- 0,001
- -0,166**
- 0,000
2. Проективная
(возбудимая)
- -0,206**
- 0,000
- -0,104*
- 0,020
3. Эмоцентрическая
- -0,148**
- 0,001
- 0,054
- 0,227
4. Дистимическая
- 0,061
- 0,172
- 0,222**
- 0,000
5. Невротическая
- 0,053
- 0,236
- 0,273**
- 0,000
6.Интроективная (экзальтированная)
- 0,029
- 0,519
- 0,236**
- 0,000
7. Циклотимическая
- 0,111*
- 0,013
- 0,390**
- 0,000
8.Паранойяльная (застревающая)
- 0,190**
- 0,000
- 0,423**
- 0,000
9. Ригидная
(педантичная)
- -0,049
- 0,279
- 0,086
- 0,054
10.Вытеснения (демонстративность)
- -0,126**
- 0,005
- -0,003
- 0,955
-
Данные, представленные в таблице, обнаруживают некоторую закономерность: низкая ситуативная тревожность присуща гипертимической (-0,150 при p<0,01), проективной (-0,206 при p<0,01), эмоцентрической (-0,148 при р<0,01 ), демонстративной (-1,126 при p<0,01) акцентуациям, кроме циклотимической (0,111 при p<0,05), паранояйльной (0,190 при p<0,01). Чем ниже тревожность, тем выше акцентуация. По-другому, чем выше акцентуация (циклотимическая и паранояйльная), тем выше ситуативная тревожность.
Отрицательная корреляционная связь обнаружена между личностной тревожностью и акцентуациями (гипертимическая -0,166 при p<0,01; проективная -0,104 при p<0,05). Чем выше акцентуация, тем ниже личностная тревожность. Личностная тревожность положительно связана с акцентуациями: дистимическая (0,222), невротическая (0,273), интроективная (0,236), циклотимическая (0,390), паранояйльная (0,423). Чем выше проявляется акцентуация, тем больше личностная тревожность монгольских студентов.
Российским студентам (исследование С.Н. Морозюк) с высоким уровнем развития эмоцентрической, дистимической, невротической, циклотимической, паранойяльной и ригидной акцентуации свойственна высокая ситуативная тревожность как реакция на различные социально-психологические и др. стрессоры. Иначе говоря, они всегда реагируют повышением тревожности на новые ситуации.
Российские студенты с высоким уровнем развития гипертимической акцентуации реагируют в подобных ситуациях снижением тревожности.
Личностная тревожность как черта, как наиболее устойчивая склонность человека воспринимать угрозу своему Я, присуща невротической акцентуации, интроективной, циклотимической, паранойяльной, ригидной и акцентуации вытеснения у женщин и невротической, интроективной, циклотимической и паранойяльной у мужчин.
Гипертимической акцентуации личностная тревожность не свойственна [4.205-208].
***
В результате исследования была обнаружена следующая закономерность: положительная связь акцентуации характера (циклотимическая и паранояйльная) и тревожности (ситуативная и личностная) выявлена у российских и монгольских студентов. Российском и монгольском студентам с высокой интроективной акцентуацией, присуща личностная тревожность. То есть, чем выше акцентуации характера, тем выше тревожность. Наряду с этим, выявлена отрицательная связь между гипертимической акцентуацией и ситуативной, личностной тревожностью не только у российских, но и у монгольских. Чем более выражена гипертимическая акцентуация, тем меньше тревожность.
Между другими показателями выявленная взаимосвязь неоднозначна.
-
- Литература:
- Большой психологический словарь. – 4-е изд., расширенное / Сост.и общ.ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. С.811.
Ж.ВПЛ, №6,1978,с.95
Леонгард К. Акцентуированные личности. – 2-е изд.стер. – Выща шк. Головное изд-во, 1989.с.375.
Морозюк С.Н. Саногенная рефлексия, акцентуации характера и эффективность учебной деятельности. Дисс... док психол. наук. М., 2000.