Культовые объекты Обоо как универсальные ценности в формировании межэтнической толерантности в современных полиэтнических условиях бурят | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №10 (21) октябрь 2010 г.

Статья просмотрена: 59 раз

Библиографическое описание:

Борисова, Э. О. Культовые объекты Обоо как универсальные ценности в формировании межэтнической толерантности в современных полиэтнических условиях бурят / Э. О. Борисова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 10 (21). — С. 351-353. — URL: https://moluch.ru/archive/21/2104/ (дата обращения: 17.12.2024).

Бурятия – многоконфессиональная республика, где проживают представители более 60 национальностей. В современных полиэтнических условиях сложилась гармоничная система природных культовых памятников: шаманских, буддийских, православных, что обусловлено, географическим положением, историческими процессами и стремлением народов к сохранению своей этнокультурной самобытности. Как отмечает С-Х. Сыртыпова, прочность долговременных отношений между людьми, безусловно, базируется на универсальных ценностях, признаваемых всеми членами общества или его подавляющим большинством. Проще говоря, мы хорошо ладим, если у нас одни и те же представления о святом [5].

Одной из таких ценностей традиционной культуры бурят является культ Обоо  - почитание духов природы как хозяев местности. «Культ» – от латинского Cultus - почитание: 1) один из основных элементов религии; действия, имеющий целью дать видимое выражение религиозному поклонению или привлечь к их совершителям божественной «силы» (т.н. таинства); 2) чрезмерное возвеличение, почитание, обожествление какого-либо существа, вещи или явления [2]. Культовость является признаком высшей степени ценности объекта или явления для традиционного общества [5].

  Обоо – это святые места, где, по мнению верующих, устанавливается связь с хозяевами земли, воды, и происходит общение с предками, богами. Буряты верят, что в любой местности есть свои хозяева и духи, которые обеспечивают спокойную жизнь и влияют на дальнейшее мирное сосуществование на одной территории. Как правило, святые места Обоо располагаются среди высоких гор, вдоль широких рек, озер, причудливо сложенных скал, удачно высящихся деревьев, и  имеют величественные имена, что порождает чувство прекрасного и поклонение. С древних времен племена бурят-монголов одухотворяли эти места. Они воспитывали любовь и уважение к окружающему миру, утверждая единство человека и природы. В природных религиях космическое начало и материнская биологическая среда уравновешиваются, поэтому человек традиционного общества нацелен не на покорение природы, а на «сотрудничество» с ней. «Не случайно общества с природными религиями называют традиционными, так как именно традиция, а не идея является основой их развития» [6]. Культ Обоо – это наиболее яркое и своеобразное явление культурного наследия бурятского народа.

Проблема сохранения и изучения культурно-природного наследия в условиях интеграционных процессов современного общества и как следствие полиэтничности населения, непосредственно связано с вопросами формирования межэтнических толерантных отношений. Важным фактором консолидации этносов являются национальные праздники. Обрядовая часть бурятского национального праздника Сагаалган состоит из коллективного моления и жертвоприношения духам хозяевам-земли, которые проходят на святых местах Обоо и называется Обоо тахилган. Несмотря на дифференциацию культа по территориально родовому признаку бурят, структура обряда обоо тахилган и национального праздника Сагаалган едина. Кроме этого обряд обоо тахилган проводится летом, в середине июня. Она состоит из комплекса: молебен уншалга и праздничная часть - найр наадан. Цель обряда заключается в испрашивании  обильных дождей, тучных кормов, умножения скота, обилие белой пищи, удачного и благополучного нового года, мир и спокойствие всего живого на Земле. После молебна начинается праздничная часть найр наадан с конными скачками, борьбой, стрельбой из лука и весёлыми старинными бурятскими песнями. Здесь могут принять участие все желающие. Как отмечают исследователи, «праздник позволяет людям ощутить свое единство и целостность и служит коммуникационным каналом между членами социума» [3, 4].

Также объективной предпосылкой формирования межэтнической толерантности следует отнести экологические традиции и связанные с ними религиозные запреты в пределах святых мест. В рамках неписанных законов и запретов, которые передаются из поколения в поколение местным полиэтническим населением соблюдается неофициальный режим охраны святых мест и бережного отношения к природе. У Б.Гомбоева читаем, «…в селах, где проживают представители многих народов, уже нет подобных противоречий по этническим и конфессиональным признакам. И все понимают что, «дух-хозяин» любой местности одинаково «карает» всех нарушивших законы и правила почитания святых мест». Там же, он отмечает, что «…бывает, божество наказывает самих носителей традиционной культуры более жестко, нежели представителей других конфессий», приводя в пример бурятскую пословицу «Еhо мэдэхэгуй хундэ еро байхагуй» – не знающему обычаев и традиций наказания не бывает [1]. Отметим, что места почитания достойно сохранили свой естественный природный облик именно благодаря почтительному отношению людей. Такое межэтническое взаимодействие, несомненно, несет воспитательное значение в процессе осознания единой своей культуры.

В настоящее время, культ Обоо распространен на всей территории республики, постепенно приобретая народный характер для всех национальностей. Как неотъемлемая часть традиционной культуры бурят, культ Обоо является консолидирующим, интегративным фактором в процессе формирования межэтнической толерантности. С этой точки зрения, он играет важную роль в поддержании стабильности и равновесия в бурятском обществе.

 

Литература:

1.             Гомбоев Б.Ц. Культовые места Баргузинской долины. - Улан-Удэ: ВСГАКИ, 2006. - 11 c.

2.             Кравченко А.И. Культурология: словарь. – М.: Академический Проект, 2000. 266 с.

3.             Матвеева Е.В. Этнокультурные ценности молодежи Бурятии // Буряты в контексте современных этнокультурных и этносоциальных процессов. Традиционная культура, народное искусство и национальные виды спорта в условиях полиэтничности: сборник статей: в 3 . Т.I. – Улан-Удэ: ВСГАКИ, 2006. - 164 с.

4.             Серебрякова Ю.А. Бурятский этнос в современных условиях // Буряты в контексте современных этнокультурных и этносоциальных процессов. Традиционная культура, народное искусство и национальные виды спорта в условиях полиэтничности: сборник статей: в 3 . Т.I. – Улан-Удэ: ВСГАКИ, 2006. - 72 с.

5.             Сыртыпова С-Х.Д. Святыни кочевников Трансбайкалья (Традиционные
культовые объекты как памятники истории и культуры) —
Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета,   2007. - 5 с.

6.             Тайны мировых религий / В. Корнев // Буддизм №1, 1993, - 29 с.

 

Основные термины (генерируются автоматически): межэтническая толерантность, праздничная часть, традиционная культура бурят, традиционное общество.


Похожие статьи

Этнические и локальные традиции в современной духовной культуре эвенов Якутии (на основе полевых исследований)

Социально-исторический статус "другого" в контексте проблемы толерантности

Этническая идентичность в изменяющихся социокультурных условиях современной России

Полоролевые стереотипы как деффект воспитания детей дошкольного возраста в культурологическом измерении

Образ семьи в представлениях молодых и зрелых мужчин и женщин в условиях интенсивных социальных изменений

Повседневная культура и этническая идентичность центрально-азиатских диаспор Татарстана

Специфика иноязычной образовательной среды в ракурсе продуктивного подхода

Условия развития креативного сознания личности в процессе подготовки будущих специалистов социально-культурной деятельности

Социально-психологический аспект становления полоролевой идентичности подрастающего поколения российских граждан

Концептуальная корреляция «Машина» - «Женщина» в сознании носителей русской и зарубежной ментальности

Похожие статьи

Этнические и локальные традиции в современной духовной культуре эвенов Якутии (на основе полевых исследований)

Социально-исторический статус "другого" в контексте проблемы толерантности

Этническая идентичность в изменяющихся социокультурных условиях современной России

Полоролевые стереотипы как деффект воспитания детей дошкольного возраста в культурологическом измерении

Образ семьи в представлениях молодых и зрелых мужчин и женщин в условиях интенсивных социальных изменений

Повседневная культура и этническая идентичность центрально-азиатских диаспор Татарстана

Специфика иноязычной образовательной среды в ракурсе продуктивного подхода

Условия развития креативного сознания личности в процессе подготовки будущих специалистов социально-культурной деятельности

Социально-психологический аспект становления полоролевой идентичности подрастающего поколения российских граждан

Концептуальная корреляция «Машина» - «Женщина» в сознании носителей русской и зарубежной ментальности

Задать вопрос