В статье рассматривается создание костюма, дается описание традиционного костюма для испанского танца «Арагонская Хота», анализируется его связь с танцевальной культурой.
Ключевые слова: народный танец, костюм, взаимосвязь, танцевальная культура.
В культурном наследии каждого народа особое место занимает костюм. Традиционная национальная одежда создавалась многими поколениями под влиянием разных факторов.
Костюм и народный танец находятся в постоянной зависимости друг от друга. Костюм — это не только внешняя форма танца, он является его «визитной карточкой». В многочисленном разнообразии народного костюма есть много общих особенностей, именно это придает ему национальный характер.
Изучая танцевальную культуру и работая над постановкой номера, очень важно уделить особое внимание костюму. «И каждая хореографическая композиция, которая выносится на суд зрителя, имеет свое сценическое оформление, — балетмейстеру совместно с художником по декорациям, костюму приходится проделывать большую предварительную работу». [1] Костюм для народного танца также дает танцорам свободу в движениях, однако основным его предназначением является раскрытие исторического колорита того народа, который представлен на сцене. Такой костюм многократно усиливает впечатления от танца, создавая цельный сценический образ.
Костюм — это составная сценического образа артиста, это комплекты одежды, обувь, украшения, головные уборы и другие предметы.
Также костюм подчёркивает роль танцора в представлении. Например, одинаковые костюмы танцевального коллектива показывают равенство и единство всех участников; а солист будет ещё заметней в особом, отличающемся от прочей труппы, костюме. В любом случае — костюм работает на общее действо, являясь одним из важных средств выразительности сценического танца.
В целом можно сказать, что при подборе сценического костюма, в первую очередь обращают внимание на сюжет номера, музыку и возраст танцующего. Процесс создания танцевального номера от начала и до конца творческая и очень сложная работа, а от выбранного образа зависит эффект, произведенный во время самого танца. Поэтому подбор костюма и является одной из важнейших задач при постановке номера.
Элементы испанского костюма можно выделить лишь в общих чертах, так как Испания отличается большим разнообразием народной одежды из за большого количества различий образа жизни по областям. Особенности одежды представителей различных социальных слоев отличается не столько покроем, сколько стоимостью тканей и украшений.
Рассмотрим влияние и взаимосвязь традиционного национального костюма на танцевальную культуру на примере испанского народного танца «Арагонская хота». Арагонская хота — оживленный, подвижный, энергичный танец, аккомпанирует ему инструментальный ансамбль «рондалья». Полная хота включает в себя еще и пение. Поет обычно тот участник хоты, который не танцует. Происхождение она ведет с провинции Арагон на севере Испании, где она появилась еще в 18-м веке и, по сути, является с тех пор национальным народным танцем Арагона. Слово «Хота» происходит от латинского и означает «скачок», что и описывает оживленные, скачкообразные движения танца.
Хота — довольно быстрый танец, хотя все же некоторые утверждают, что темп 6/8 лучше приспособлен под поэтическую и хореографическую структуру танца. Различные варианты танцев имеют разные стили, например, кастильская версия использует гитары, бандуры, лютни, дульзаины и барабаны, а галисийцы также используют волынки, барабаны и «бомбос».
«Одежда жителей Пиренейских гор во многом напоминает костюмы Верхнего Арагона. В Пиренеях до сих пор есть поселения, в которых сохранилась старинная одежда, используемая еще до средневековья». [3]
Для женского костюма характерна белая льняная рубаха с рукавами, которые собраны буфами, с высоким воротником и длинная сборчатая баскина (напоминает русский сарафан). Костюм дополняют кастаньеты. В ушах длинные серьги, волосы женщины укладывают высоким пучком, который укрепляют гребнем, сверху — кружевная черная мантилья, сделанная из простого тюля, разрисованного под кружево.
Мужчины ходят в темных до колен штанах, чулках и кожаных тапочках (абаркас), белой камисе, а поверх одевают жилет (челеко) и старинную ангуарину — одежда типа кафтана, также одевают яркий пояс, живописный наряд мужчин дополняет платок на голову, завязанный сбоку.
Рассмотрев особенности традиционного национального испанского костюма, можно выявить прямую связь элементов костюма и танцевальной лексики. Например, свободный крой рубахи объясняет размашистые, свободные движения рук исполнителей, часто можно заменить их в III позиции. Пышные юбки у женщин позволяют исполнять широкие движения на сцене, такие как sissonne ouverte, jete entrelace. Также костюм позволяет с легкостью исполнять скачкообразные движения и прыжки. Головной убор позволяет свободные движения головой.
Таким образом, изучая народно- характерный танец нужно изучить не только танцевальную лексику, но и узнать об истории, традициях, духовность народна, менталитет, характер, быт из чего и складывается традиционный национальный костюм, используемый в повседневной и праздничной жизни, сложившийся на протяжении веков и имеющий явные особенности.
Литература:
1. Заикин Н. И. Костюм и сценическое оформление танца. — Орел. Орловский Государственный Институт культуры, 2012
2. Всеобщая история костюма от древности до Нового времени. — М.:Эксмо, 2005
3. Шульгина А. Томилина Л. Замалина Л. Советы костюмера.- Профиздат, 1968
4. Гусев Г. П. Народный танец. — М., 2012
5. Ткаченко Т. С. Народные танцы. –М., 1981