Условия самореализации учащихся на уроках истории и обществознания как основа успешной социализации в обществе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (288) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 12.12.2019

Статья просмотрена: 347 раз

Библиографическое описание:

Каратыгина, Е. В. Условия самореализации учащихся на уроках истории и обществознания как основа успешной социализации в обществе / Е. В. Каратыгина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 50 (288). — С. 347-349. — URL: https://moluch.ru/archive/288/65142/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья посвящена проблемам самореализации учащихся на уроках, содержанию деятельности учителя на уроке по развитию ключевых компетенций учеников. Деятельность учителя на уроке должна проходить так, чтобы у ученика возникло желание самореализации. Важная задача учителя создать комфортные условия для выполнения всех поставленных задач и достижения результативности. Моральный настрой, психологическая спокойность и радужная атмосфера создадут уют и работу на уроке. Учитель создает площадку для самореализации гимназиста, где он сможет использовать весь арсенал возможностей, которые есть у него. А это в первую очередь анализировать свои и чужие поступки, оценивать, высказывать свою точку зрения, участие в исследовательских и творческих проектах.

Общество — огромный механизм, который состоит из деталей, которые и способствуют развитию и движению механизма. И чтобы этот элемент работал без перебоев, нужно настраивать себя в те рамки, в которых общество сегодня существует. Существование в постмодерн включает в себя человека высокообразованного, коммуникабельного партера, который готов работать и рисковать во благо общества.

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования делает акцент на формировании общей культуры ученика, мировоззренческих, развивающих и воспитательных задачах общего образования, задачах социализации. Стандарт направлен на «формирование условий социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности» [1].

Основные выдержки из основного положения ФГОС преподавания обществознания:

– Формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убеждённости в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности

– Освоение приемом работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам.

– Развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

В соответствии с требованиями Стандарта, обучающиеся должны быть способны к саморазвитию и личностному самоопределению. Чтобы реализовать эти требования, необходимо так организовать учебный процесс, чтобы учащийся мог самостоятельно добывать знания и уметь применять их в решении различных задач. Поэтому современный урок должен быть построен с учетом создания условий для самореализации ученика на уроке.

«Нужна научная и целевая установка творческого человека», — писал академик А. Д. Сахаров. Я поддерживаю высказывания академика, так как сегодня необходимо присвоить подростку те нормы правовые, социальные, а также ценности культуры, которые будут способствовать духовному развитию. И в первую очередь школьная среда должна дать толчок в социализации личности через социально-политические дисциплины, где будут прослеживаться исследовательские и научные деятельности.

На своих уроках я планирую всегда обращать внимания на человека, как на а героя во всех событиях или процессах. Действительно и это должны понимать учащиеся, что именно в таких дисциплинах как, история и обществознания главной фигурой становится человек. И очевидно оценивать придется его действия и поступки. История многогранна и разнообразна и поэтому как плохие и хорошие качества нужны для того, чтобы сравнивать, давать оценку.

В современных условиях, очевидно, стоит признать перемены, которые происходят в обществе и роль обществоведческого и исторического образования. Ведь именно они определяют место личности в обществе, а также понимания своих исторических корней.

Из этого подчеркивается вектор направления истории и обществознания, а именно воспитания законопослушного гражданина России, образованную и всесторонне развитую личность. Закладываются, несомненно, важные элементы жизни, как чувство ответственности за судьбу страны, активного гражданина с демократическими принципами, толерантными качествами отношения и уважения к другим нациям и народам.

Отметить нужно, что на уроках для реализации задачи социализации и самореализации, несомненно, важно использовать методы, приемы и технологии. Учитель обязан с каждым годом усовершенствовать это направление и проводить так называемую реформу самого себя.

При изучении темы в 11 классе «Гражданская война в России», применяю технологию проблемного обучения. Обращать внимание надо то, чтобы существовали две точки зрения на проблему — «Октябрь 1917 г. — революция или переворот» или в 9 классе — «События 14 декабря 1825 года на Сенатской площади — это восстание или попытка государственного переворота? Это очень сложный вопрос, на него нужно дать аргументированный ответ, уметь сравнивать, находить причинно-следственной связи, выработать свою позицию по данному вопросу. Именно такие технологии позволяют развивать историческое и критическое мышление.

Мыслительная деятельность учащихся стимулируется постановкой вопросов. Вопрос учителя должен быть сложным настолько, чтобы вызвать затруднение учащихся, и в то же время посильным для самостоятельного нахождения ответа.

На уроках обществознания есть целый цикл проблемных ситуаций и вопросов, которые учащиеся самостоятельно должны решать и выдвигать свои идеи и ответы. Например: «Субкультура в современном обществе за и против?» «Почему возникают межнациональные и межконфессиональные конфликты?», или «Что лучше рыночная или командная экономика?». Данные вопросы и проблемы стимулируют у учащихся выявление гражданской и научной позиции, умение сравнивать и приводить реальные факты из истории и жизни. Решение данных проблем и вопросов на теоретическом уроке, облегчит будущих выпускников развиваться в правильном направлении и ориентироваться в сложных ситуациях.

Важно подчеркнуть, что формирование гуманизма — важная и особенная составляющая на моих уроках. Ведь принцип один — уважение и солидарное отношение ко всем слоям населения, не зависимо от цвета кожи, вероисповедания разрез глаз, национальности и т. д. В исторической корзине нашей истории, есть примеры, а их много, где был заложен принцип человеколюбия. Например, тема: «Культура России во второй половине XVI в», рассматриваются все стороны жизни народов, их быт, обычаи, традиции. Естественно, очень важно тут распределить работу так, чтобы учащиеся выполняя творческие задания, смогли рассказать о культуре того народа, к которому он не относится. И именно, тут мы увидим в первую очередь взаимопонимание, поддержку, интерес и разнообразие.

Параллельно данная тематика прослеживается и на уроках обществознания, акцентируя внимание на межнациональные и межконфессиональные составляющие. С учениками уместно, проводить примеры с истории и жизни страны и других государств, где был нарушен данный мир и покой среди народов. В форме дискуссии и проблемных вопросов и решение ситуации, способствует пониманию серьезности темы, диалогу, консолидации общества и созидания.

Как известно, мир и человечество не стоит на одном месте, оно всегда находится в движении, а история сегодняшнего дня, уже уходит в прошлое, но именно понимание правильности этого дня, дает возможность анализировать и выстраивать более-менее правдивую картину. Ведь, сегодня важно, отметить, что человек повержен дезинформации, что влечет за собой деструктивный характер жизнедеятельности всего общества. Главная задача на уроках, дать возможность сравнивать, находить информацию, правильно выстраивать историческую реальность и делать выводы.

На учителей истории и обществознания лежит не простая миссия, именно эти дисциплины сегодня находятся в центре внимания, ведь в центре находится «человек», а затем строится цепочка связи «человек-человек» «человек-общество» «человек — государство». Из этого очевидно, видно на каком месте находится человек и какую роль он выполняет.

Мы сегодня не можем обходить в целом воспитание, как процесс становления личности, но особое внимание, я бы хотел уделить патриотическому воспитанию. На протяжении всего учебного курса, слово «патриотизм» звучит и на уроке, классных часах, школьных мероприятиях, круглых столах и т. д. И это правильно. Именно патриотическое воспитание молодого поколения дает возможность строить свое государство, сохранять принципы «добра и зла», культуры народов, веротерпимость и толерантное отношение.

Как мы знаем страницы истории своей страны и зарубежных стран полны героизма и мужества. История нас подталкивает на использования исторических процессов, роль личностей и в целом народностей на практике. Чем больше мы говорим о заслуженных и известных личностях, тем в ускоренном темпе идет процесс любви к Родине, формирование государственных интересов и патриотизма.

Нужно подчеркнуть применение методов и приемов, которые я использую, на уроках для достижения духовно-нравственных результатов, что в итоге формируется социальная составляющая человека. На уроках активно применяется метод групповой работы, особенно решение задач общественного характера

(грабеж, курение, конфликт, штраф и т. д.). Очевидно, это будет способствовать правовой культуре и теоретически подготавливать личность к жизни. В основе авторской технологии социализации учащихся на уроках истории и обществознания посредством овладения правовыми знаниями, умениями и навыками лежат идеи правового воспитания, предложенные Головченко В. В. и Татаринцевой Е. В. По их мнению, правовое воспитание — это формирование правового сознания и поведения юного гражданина. Система правового воспитания часто рассматривается в рамках гражданского воспитания. Эти направления воспитания имеют много общего, но правовое воспитание в большей степени ориентировано на осознанное восприятие юридических законов, правовых норм и обязанностей [3].

Исследовательский метод подразумевает над собой принцип творческого подхода, проявление креативности и уникальности. Данный метод можно проводить как в одиночном плане и в групповом.

Игровой метод, включает в себя разнообразие применение ролей, что дает возможность школьнику ощутить те или иные качества, узнать лучше положение низших и богатых слоев население, почувствовать роль водителя и священника, императора и раба. Именно тут закладывается фундамент толерантности, понимания и уважение ко всем слоям общества [2].

Нельзя не отметить важность контроля, который играет ключевую роль в образовательном процессе. Исторические диктанты, составление и разгадывание исторических кроссвордов, тестовые и контрольные работы позволяют проверить уровень каждого ученика. Большое значение придаю закреплению учебного материала, как письменного, так и в виде таблиц, схем, планов, опорных конспектов.

Работа с карточками, написание творческих сочинений и эссе, интервью, составление планов, защита рефератов и творческих работ. А также важно отметить самоконтроль и взаимоконтроль, само оценивание и групповое оценивание.

Таким образом, применение разнообразных технологий, форм и методов обучения дает каждому ученику возможность самореализоваться, создает условия для полноценного развития личности, развивает способности школьников ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле.

Литература:

  1. Алексашкина Л. Н. — Деятельностный подход в изучении истории в школе //Преподавание истории и обществознания в школе / Л. Н. Алексашкина, — 2005. –№ 9. –- С. — 10.
  2. Головченко В. В. Эффективность правового воспитания, понятие, критерии, методика измерении / В. В. Головченко,– М., 1985.
  3. Татаринцева Е. В. Правовое воспитание. Методология и методика /Татаринцева Е. В. — М., 1990.
Основные термины (генерируются автоматически): правовое воспитание, урок, возможность, история, общество, патриотическое воспитание, работа, урок обществознания, учащийся.


Похожие статьи

Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания

Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания

Формирование познавательной активности учащихся на основе развития творческого потенциала личности в процессе обучения истории и обществознанию

Методы активизации учащихся на уроках истории и обществознания

Психолого-педагогические условия формирования ценности здоровья и безопасного образа жизни при обучении школьников основам безопасности жизнедеятельности

Развитие гражданской позиции учащихся на уроках обществознания

Формы и методы инновационной деятельности на уроках гуманитарного цикла как средство мотивации учащихся

Условия успешности нравственно-полового воспитания подростков при взаимодействии школы и семьи

Использование наглядных средств обучения на уроках истории и обществознания как метод повышения мотивации учащихся

Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся в условиях современной школы

Похожие статьи

Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания

Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания

Формирование познавательной активности учащихся на основе развития творческого потенциала личности в процессе обучения истории и обществознанию

Методы активизации учащихся на уроках истории и обществознания

Психолого-педагогические условия формирования ценности здоровья и безопасного образа жизни при обучении школьников основам безопасности жизнедеятельности

Развитие гражданской позиции учащихся на уроках обществознания

Формы и методы инновационной деятельности на уроках гуманитарного цикла как средство мотивации учащихся

Условия успешности нравственно-полового воспитания подростков при взаимодействии школы и семьи

Использование наглядных средств обучения на уроках истории и обществознания как метод повышения мотивации учащихся

Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся в условиях современной школы

Задать вопрос