Нетрадиционные методы изучения фактического материала
Автор: Самойлова Ксения Юрьевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 23.09.2020
Статья просмотрена: 110 раз
Библиографическое описание:
Самойлова, К. Ю. Нетрадиционные методы изучения фактического материала / К. Ю. Самойлова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, октябрь 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 49-51. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/379/16032/ (дата обращения: 17.12.2024).
Чтобы выжить, надо быстро изменяться.
Л. Кэрролл.
Неслучайно я обратилась к высказыванию известного английского писателя Л. Кэрролла. За последние десятилетия современное общество очень изменилось. Перед учителем живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, что ожидать. Любой урок имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут уже привести к ожидаемому положительному результату. Учителю постоянно надо искать новые формы обучения школьников, чтобы заинтересовать своим предметом, чтобы ребята по больше вынесли с урока, чтобы они захотели после урока обратиться к дополнительной литературе и т. п.
Современный урок, сохраняя присущие ему традиционные признаки, в то же время должен рассматриваться не только как вариативная, но и как постоянно развивающая форма.
И в тоже время я согласна со многими известными педагогами, такими, например, как Л. С. Выготский о том, что применять только нестандартные уроки нельзя, необходимо найти «оптимальное сочетание всего многообразия форм урока» [2]. Критерием такой сбалансированности является принцип оптимизации процесса обучения, хорошо разработанной в дидактике. За основу принимается критерий оптимальности, по словам Ю. К. Бабанского: «признак, на основании которого производится сравнительная оценка возможных решений (альтернатив) и выбор наилучшего из них. В качестве таких критериев Ю. К. Бабанский выделяет: эффективность (как результаты успешности учения, воспитанности, развитости учащихся); качество решения учебно-воспитательных задач (как степень соответствия результатов обучения целям и задачам учебно-воспитательного процесса); оптимальность расхода времени и усилий учителей и учащихся [1].
То есть, должно быть гармоничное сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения. Точно также как нельзя отказываться от традиционного обучения, но нельзя отвергать и нетрадиционное. Это еще и то, какие уроки мы извлекаем из организации нашей жизни. Обучение этому процессу начинается в школе. Нетрадиционные формы уроков помогают учителю раскрыть свой творческий потенциал независимо от того, какой предмет он преподает, а вместе с тем они помогают творчески раскрываться самим учащимся, пробуждая в них познавательную активность [9]. Готовить на уроке творчески активную личность, заинтересованную во все более самостоятельном познании не только можно, но и нужно. И в этом нам могут помочь не только отработанные в педагогической практике традиционные уроки, но и распространенные за последние годы нетрадиционные формы уроков.
Что мы подразумеваем под понятием нетрадиционная форма урока? В отечественной педагогике выделяют два основных подхода к пониманию нетрадиционных форм урока. «Первый подход НФУ как отход от четкой структуры комбинированного отхода и сочетание разнообразных методических приемов. «То есть основной формой учебного процесса все же остается традиционный урок, но в который обязательно вносятся элементы современных технологий развития познавательных способностей учащихся. А это, прежде всего, шестиуровневое развитие познавательных способностей: знание; понимание; применение; анализ; синтез; оценка» [5].
Исходя из этого, более тщательно отбираются фактический материал к уроку, тексты документов, источники по теме, задания, тексты и т. д. На уроках используются разные виды деятельности: составление таблиц, опорных конспектов, заполнение карточек, кроссвордов по различным источникам, дискуссии и рассказы на заданную тему, подготовка и защита рефератов, игры и др.
Второй подход трактует НФУ как инновационные, современные формы урока, появившиеся в последнее время и имеющие широкое распространение в современной школе (уроки-конференции, уроки — круглые столы, уроки-аукционы, уроки-дискуссии, уроки суды и т. д.).
Чаще всего на своих уроках по истории и обществознанию я применяю несколько видов современного урока: такие как учебная дискуссия и социальный проект.
Что же такое учебная дискуссия? «Дискуссия представляет собой обмен мнениями, в котором школьники отстаивают личные субъективные точки зрения по изучаемому вопросу» [6]. На таких уроках каждый ищет свою истину, свое решение проблемы. При этом школьники овладевают умением говорить (ораторское искусство), а также искусством доказательной полемики, что является важным приобретением во взрослой жизни. При этом дискуссия должна проходит в определенных временных рамках, и по определенной теме. Педагогическая ценность дискуссии состоит в том, что данная форма обучения приводит к повышенной активности учащихся и прочности усвоения ими изучаемого материала. Дискуссия позволяет учителю определить состояние культурного кругозора, общего развития учащихся, их интеллектуальную находчивость, умение слушать других, соблюдать правило спора и т. п.
Одной из форм проведения дискуссии являются дебаты на основе соперничающих команд (командная дискуссия). Как правило, участвуют 2 команды (команда Утверждения и команда Отрицания) по 3 спикера в каждой. Обсуждение ведется по теме, данной учителем. Обе команды узнают тему, далее идет распределение кто сторона Утверждения, а кто Отрицания. Затем команды в течение 15 минут готовятся. Существует и порядок выступления, правила которого заранее оглашает учитель. Оцениваются приведенные аргументы, контраргументы, вопросы, ответы на вопросы, ораторские навыки.
Помимо командной дискуссии выделяют также парную и групповую:
Парная дискуссия (модель «вертушка» автор М. С. Ерохина) направлена одновременно на включение всех участников в активную полемику с разными партнерами по общению. Групповая дискуссия построена на основе работы ключевой группы сильных ребят и «аудитории». К ним относятся уроки по типу «круглого стола», «заседание экспертной группы», «пресс-конференция», «симпозиум», «диспут» и т. д.
Также на уроке можно использовать и другие формы дискуссии, например:
Дискуссия с элементами игрового моделирования — дискуссия, где ставится проблема не просто с позицией современного человека, а под углом зрения представителей определенного социального лагеря.
Роль учителя в процессе дискуссионного занятия сводится к роли «главного ведущего», который добивается всесторонности и глубины обсуждения проблемы классом. «Ученики в ходе дискуссии выступают в роли активных участников: зрителей, экспертов, наблюдателей, очевидцев, журналистов, свидетелей, аналитиков и т. д. Дискуссионное занятие подразделяется на следующие этапы: вводный этап (подготовка к дискуссии, постановка проблемы, организационные моменты); основной этап (сам ход занятий); итоговый этап (анализ работы, обобщение, оценочные суждения, заключительные мнения участников)» [3].
Давайте теперь обратимся к социальному проекту, его целям и задачам на уроках истории и обществознании. Новый образовательный стандарт ориентирует школу на широкое использование технологий проектной деятельности, продуктивных форм и методов, позволяющих активизировать личностный потенциал обучающихся.
«Социальный проект становится особенно актуальным в наше время, поскольку позволяет школьнику проявить активную гражданскую позицию, а учителю — осуществить демократические формы управления процессом образования» [4]. Проектирование необходимо для выработки у учащихся самостоятельного, критического мышления с опорой на знание фактов, формирование умения практически применять полученные знания, принимать аргументированные решения, создавать продукт.
Целью социального проектирование является внесение изменений в социальную действительность посредством реализации проекта, что способствует творческому освоению социальной действительности.
Задачи социального проекта состоят:
- «Становление ценностной позиции;
- Расширение круга знаний об обществе;
- Обучение решению конкретных жизненных проблем
- Привить интерес к общественно полезной деятельности и вовлечение в нее и т. п.
Существует несколько этапов работы над социальным проектом:
1-й этап: Определение темы и цели проекта
2-й этап: сбор информации о проблеме (опрос, анализ материалов СМИ, встречи и т. д.), предложения по ее решению и планирование действий в соответствии с принятым решением.
3-й этап: реализация заранее намеченных планов (обращение к заинтересованным лицам, организациям и т. п.)
4-й этап: презентация представляет собой защиту проекта. И при защите проекта у учащихся проявляется умение аргументировать, отстаивать свою точку зрения, делать выводы.
5-й этап: рефлексия. Этот этап подводит итоги не только результатов группы, но и личного вклада в проект каждого участника, оценку его гражданской активности» [4].
Литература:
- Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды.-М., Педагогика., 1989.-583 стр.
- Выготский Л. С. Проблемы развития психики// История развития высших психических функций: собр.соч. в 6 т./под ред. А. М. Матюшкина. — М., 1983. — т.3, 369 стр.
- Дюсалиева Г. Ю. Нетрадиционные уроки по обществознанию — один из путей воспитания и развития самостоятельно думающей личности// Педагогика: традиции и инновации: материалы Международной научной конференции. — 2004. — стр. 42–47
- Журавлева О. Н., Полякова Т. Н. Социальная деятельность и социальное проектирование в работе современной школы: методологические и методические подходы// Академический Вестник, 2014. — № 3 — стр. 15–22
- Организация досуговых мероприятий под ред. Б. В. Куприянова. — М., 2014. — 283 стр.
- Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций. — М., 1999. — 464 стр.
- Дж. Локк. Сочинения в трех томах. — М.,1988. — т.1, 621 стр.
- Темирсултанова Х. М. Методы активизации учащихся на уроках истории и обществознания// Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII Междунар. науч. конф. — Краснодар, 2015. — С. 31–33
- Т. В. Хуртова. Формы профессионального обучения педагогов: мастер-классы, технологические приемы. — Волгоград, 2008. — 207 стр.