Социальное проектирование в условиях общеобразовательной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Социальное проектирование в условиях общеобразовательной школы / В. Н. Хаустова, И. Н. Ишкова, О. Д. Мерцалова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 51 (185). — С. 301-303. — URL: https://moluch.ru/archive/185/47394/ (дата обращения: 25.12.2024).



В последнее десятилетие в современном российском обществе происходит два разнонаправленных процесса: демократизация и деидеологизация всех сфер общественной жизни. Эти явления, несомненно, не могли не затронуть и систему образования, не оставив её в стороне от происходящих изменений.

Обеспечить воспитание будущего гражданина невозможно вне определенной системы ценностей. Затянувшийся период безыдейности породил проблему: как способствовать развитию гражданского самосознания подрастающего поколения, если прежние общественные ценности утратили свою актуальность, а новые ещё не сформировались?

Проблема развития гражданского самосознания детей и подростков стоит перед любым современным обществом, эту задачу следует считать общепедагогической. Российская специфика заключается в том, что общество на данном этапе не готово предложить молодёжи целостной системы ценностных ориентаций, а современная российская семья в одиночку такую задачу выполнить не способна. Родители сами дезориентированы в ценностях и часто попросту не знают, что же надлежит проповедовать подрастающим детям. Не поэтому ли родители часто уклоняются от решения данной проблемы? Помочь обществу, семье справится с задачей развития гражданского самосознания подрастающего поколения призваны в первую очередь образовательные учреждения, в том числе и учреждения дополнительного образования.

В нашу жизнь всё прочнее входят новые технологические процессы конструирования, моделирования. В настоящее время в арсенале воспитательных средств образовательных учреждений прочно заняла своё место осуществляемая под руководством педагога проектная деятельность обучающихся.

В 2004 году появилась идея апробировать метод проектов в работе с членами детского объединения «Автограф», руководителем которого я являюсь уже три года. На протяжение этого времени работаем над темой «Формирование личности, способной планировать и прогнозировать своё будущее, посредством вовлечения в социально ориентированные, творческие и игровые проекты».

Организация проектной деятельности имеет не только образовательный и развивающий потенциал, её можно эффективно использовать в целях гражданского воспитания школьников. При выполнении проекта обучающиеся проявляют значительную самостоятельность, инициативу, используют не только знания из различных областей наук, но и надпредметные умения — планировать свою деятельность, разделять задачу на этапы, определять пути поиска, накапливать, классифицировать и обрабатывать необходимую информацию, представлять результаты работы в публичном выступлении. Таким образом, привлекая обучающихся к участию в работе над проектом, педагог осуществляет не только и не столько воспитательную и образовательную функции, он в полной мере решает задачу личностного развития ребёнка.

Актуальность опыта в том, что современные формы организации образовательного процесса приспособлены к достижению достаточно конкретных образовательных целей. При этом практически не ограничены возможности дополнительного образования. Особенность современного дополнительного образования заключается в том, что складывается новый подход к организации деятельности детей. Социальный заказ общества, обращённый к учреждениям дополнительного образования, заключается в формировании эрудированных и творчески свободных, мыслящих креативно, способных планировать и прогнозировать своё будущее личностей. Одним из способов воспитать именно таких членов нашего общества в будущем является вовлечение ребят в проектную деятельность сегодня — социально-ориентированные творческие и игровые проекты, которые стимулируют активную гражданскую позицию, позволяют каждому ребёнку реально познакомиться с функционированием различных уровней властных структур, СМИ, социологических служб и общественных институтов, а также проявить себя сфере культурной и общественной деятельности.

Практика показала, что у обучающихся школ города сформировалась потребность уйти от разовых развлекательных мероприятий к делам, значимым не только лично для них, но и для окружающих — семьи, нуждающихся в помощи детей и взрослых. Такую возможность подросткам предоставляет участие в проектной деятельности.

Сегодня проектные технологии, и в частности метод социальных проектов, активно востребованы так называемым «третьим сектором» — некоммерческими общественными организациями, так как являются для них одним из основных источником финансирования деятельности по некоммерческим проектам в социальной сфере. Современный рынок социальных программ и проектов представляет собой совокупность существующих и потенциальных проектов, ориентированных на реализацию нужд, потребностей и интересов разных категорий населения.

Успешность того или иного социального проекта зависит как от индивидуальной или общественной потребности в организации определённой деятельности, так и от достижения эффекта в социальной сфере и расширения числа людей, получающих пользу от реализации проекта. Конкурсы по социальному проектированию — это уже серьёзная заявка на самостоятельность, притязание на роль лидера. А потому участие в них есть своеобразный тренинг на развитие определённых навыков, необходимых во «взрослой жизни», — увидеть в окружающей социальной среде нечто, что нуждается в улучшении, совершенствовании, изучить вопрос со всех точек зрения, провести необходимые исследования, предложить свои пути решения, добиться воплощения замысла, реализации идеи, публично защитить свой проект перед широкой аудиторией.

Ведущая педагогическая идея заключается в том, что ценность метода проектирования, особенно социального — в возможности одновременного решения целого ряда воспитательных задач. Некоторые из них напрямую связаны с избранной темой проекта, ряд других можно определить как универсальные.

Разрабатываемые обучающимися социальные проекты, как правило, отражают актуальные, социально значимые проблемы. Само участие в создании социального проекта предлагает обучающимся сделать несколько последовательных шагов в реальную окружающую их действительность, чтобы изучить её, осознать происходящее и оставить свой собственный позитивный след. Социальное проектирование способно выполнять и психолого-педагогическую задачу адаптацию, и социализацию подростка в современном обществе, что на сегодняшний день является одним из главных направлений образования.

Социальное проектирование позволяет объединить детей, наполнив их взаимодействие творчеством, поиском, созидательной деятельностью. Социальный проект предполагает работу не одного человека, а целой команды. В процессе работы над проектом обучающиеся должны научиться конструктивно взаимодействовать друг с другом, ощущая себя при этом не кучкой индивидов, а коллективом единомышленников.

Значительна роль педагога при организации проектной деятельности обучающихся — ему порой принадлежит и идея проекта, и весомый вклад в его реализацию. Поэтому одним из условий оптимизации проектной деятельности обучающихся является возможность грамотного педагогического руководства проектом.

Немаловажным условием результативности деятельности по социальному проектированию является разработанность системы оценки её результатов. Эта оценка придает не только соревновательный характер, но и создаёт дисциплинирующую атмосферу для участников проекта: задаются сроки, указываются условия и требования к проекту и его защите.

Педагогически грамотно организованная работа с обучающимися над проектами позволяет успешно решать задачи их гражданского образования: развитию гражданского самосознания, реалистичной жизненной позиции, самостоятельности и творческой созидательности, пробуждению и развитию инициативности, преодолению социального инфантилизма и отстранённости от действительности.

Теоретическая база опыта. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он был предложен и разработан в 20-е годы прошлого столетия американским философом и педагогом Д. Дьюи, его учеником В. Килпатриком и основывался на гуманистических идеях в философии и образовании. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, используя целенаправленную деятельность учеников с учетом их личной заинтересованности в этих знаниях и получая в итоге реальный результат.

В России идеи проектного обучения возникли практически в то же время, что и в Америке. Уже в 1905 году русский педагог С. Т. Шацкий возглавил небольшую группу коллег, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. После Октябрьской революции 1917 года их идеи и опыт работы стали широко внедряться в практику школы, но продуманно и последовательно, и в 1931 году постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а использование его в работе учителей запрещено.

Вместе с тем в зарубежной школе данный метод развивался весьма успешно, приобретая все большую популярность. В настоящее время, когда и в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, в которые входят вариативность, полифункциональность, целостносообразность, акцент на освоение обучающимися ценностей и способов деятельности человека в социокультурной среде, метод проектов снова востребован и популярен.

Литература:

  1. Андреева, Г. М. Социальная психология — М., 1994.
  2. Андреенкова Н. В. Проблемы социализации личности: (Социальные исследования). — М., 1987.
  3. Караковский, В. И. Общечеловеческие ценности- основы учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьников.- 1993.- № 2.
Основные термины (генерируются автоматически): метод проектов, проект, социальное проектирование, гражданское самосознание, дополнительное образование, проектная деятельность обучающихся, социальный проект, проектная деятельность, современное общество, социальная сфера.


Задать вопрос