Научно-практический подход к разработке концепции организации транспортно-пересадочного узла «Южный» в Красноармейском районе города Волгограда | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Егоров, К. В. Научно-практический подход к разработке концепции организации транспортно-пересадочного узла «Южный» в Красноармейском районе города Волгограда / К. В. Егоров, Ю. Я. Комаров, С. А. Кривоспиченко, А. А. Джавадов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 48 (286). — С. 44-57. — URL: https://moluch.ru/archive/286/64671/ (дата обращения: 19.11.2024).



В статье на примере транспортно-пересадочного узла «Южный» в Красноармейском районе Волгограда, предложен к рассмотрению порядок подготовки предпроектной концепции организации транспортно-пересадочных узлов, включающий в себя анализ территориального расположения планируемого объекта транспортной инфраструктуры, возможностей использования выбранного земельного участка, маршрутной сети, планируемой к обслуживанию объектом транспортной инфраструктуры, а также анализ практических обследований пассажиропотоков маршрутной сети. Кроме того, порядок включает в себя рекомендации по проектным и организационным решениям транспортно-пересадочного узла, с учетом действующих правил проектирования, а также финансовое обоснование создания транспортно-пересадочного узла.

Ключевые слова: транспортно-пересадочный узел, транзитно-ориентированное развитие, общественный транспорт, пешеходная доступность, агломерация.

In the article, on the example of the transport interchange hub «South» in Krasnoarmeysk area of Volgograd, proposed to the consideration procedure of pre-conception of the organization of transport hubs, including the analysis of the territorial location of the planned transport infrastructure, of the possibilities of using the selected parcel route network, planned maintenance of transport infrastructure, as well as the analysis of practical surveys of passenger traffic route network. In addition, the procedure includes recommendations on design and organizational decisions of the transport interchange node, taking into account the current design rules, as well as financial justification for the creation of the transport interchange node.

Keywords: transport hub, transit-oriented development, public transport, pedestrian accessibility, urban agglomeration

Волгоград имеет ярко выраженную линейную топологию и отличительной чертой его транспортной системы является высокая степень дублирования маршрутов передвижения, в том числе наблюдается высокая степень дублирования городских маршрутов общественного транспорта пригородными. При этом, маятниковые миграции населения в центр агломерации приводят к систематическому формированию дорожных заторов, особенно выраженных в часы пик.

Однако, города с ленточной топологией являются наиболее удобными для развития скоростных внеуличных видов общественного транспорта, в том числе как реальной альтернативы личного автотранспорта. В приведенных условиях (для предоставления гражданам альтернативного средства передвижения в виде скоростного общественного транспорта, а также за счет сокращения маршрутов нескоростного и пригородного общественного транспорта, проходящих через центральную часть города) логичным представляется вариант организации межмуниципальных мультимодальных транспортно-пересадочных узлов (далее — ТПУ).

В настоящей статье на примере мультимодального ТПУ «Южный» в Красноармейском районе города Волгограда рассмотрена «стандартная» концепция организации межмуниципального ТПУ в городах с ленточной топологией. Рассматриваемая концепция подготовлена в соответствии с принципами транзитно-ориентированного развития городов, а также в соответствии с правилами проектирования ТПУ и может расцениваться в качестве предпроектной документации по организации ТПУ.

На первом этапе концепции организации ТПУ «Южный» проанализирован участок городской агломерации, перспективный для обслуживания территорией ТПУ. Эта территория в большей мере соответствует границам Светлоярского района Волгоградской области и обладает площадью порядка 3200 км2. Население данной территории составляет порядка 38 355 человек. В Красноармейском районе города Волгограда проживает еще порядка 165 223 человек.

На втором этапе концепции организации ТПУ «Южный» рассматривается конкретный земельный участок под размещение объекта. В рассматриваемом примере выбран свободный земельный участок, прилегающий к станции электропоезда «Заканальная» (скоростного внеуличного транспорта), а также располагающийся на расстоянии пешеходной доступности [1] от исторически сложившегося общественно-делового центра городского района.

Общая площадь предлагаемого участка составляет 29600 м2. В соответствии с Правилами застройки и землепользования участок расположен в зоне объектов городской инженерной и транспортной инфраструктур IV и V класса вредности (ИТ 2), а также зоне застройки объектами общественно — делового назначения (Д 3). Развернутая концепция также должна содержать в себе анализ кадастровых участков с определением имеющихся на них имущественных обременений. Схема участка ТПУ «Южный» на кадастровой карте приведена на рисунке 1.

Рис. 1. Схема участка ТПУ «Южный» на кадастровой карте

Второй этап концепции должен завершаться выводом о возможности применения выбранного участка под организацию ТПУ. Так для организации ТПУ «Южный» необходимо формирование конкретного кадастрового земельного участка с исполнением всех сопутствующих процессов имущественного и юридического характера. На этом этапе немаловажным является также анализ расположения на выбранном участке инженерных городских сетей.

Третий этап концепции представляет собой описание территории, прилегающей к выбранному участку ТПУ, а также описание основных целей организации ТПУ. Участок ТПУ «Южный» находится в непосредственной близости от общественного-делового центра заканальной части Красноармейского района. В радиусе 500 метров от центра планируемого ТПУ находятся следующие объекты тяготения граждан: остановки общественного транспорта (ул. Марийская (трамвай); Колхозный рынок (автобус, маршрутное такси); Школа № 131 (автобус, маршрутное такси); ул. Ломакина (автобус, маршрутное такси); Кинотеатр «Юбилейный» (трамвай, автобус, маршрутное такси)); рынок «Юбилейный»; отделения ПАО «Сбербанк»; магазины розничной торговли, а также организации работающие в сфере услуг; аптеки; ТЦ «Юбилейный»; парк по пр. Героев Сталинграда; парк по ул. 50 лет Октября; МОУ СОШ № 118; Гимназия № 8; Детская поликлиника № 16; участковый пункт полиции. На рисунке 2 представлена территория ТПУ «Южный», а также прилегающая рассматриваемая территория Красноармейского района.

Стоит отметить, что в соответствии со стандартом транзитно-ориентированного развития ТПУ рассматриваются как центры развития не только транспортной, но и общественной (социально-бытовой и коммерческой) инфраструктуры [2].

Основные цели организации ТПУ «Южный»:

1) Снижение нагрузки на улично-дорожную сеть центральной части города за счет увеличения загруженности городского общественного транспорта путем создания благоприятных условий для пересадки;

2) Упорядочивание дорожного движения по территории Красноармейского района Волгограда автобусов, обслуживающих «пригородные» маршруты южного направления;

3) Разгрузка улично-дорожной сети в районе к-тра «Юбилейный», перенос части конечных остановочных пунктов маршрутов городского общественного транспорта;

4) Создание благоприятных и комфортных условий для пассажиров при пользовании городским пассажирским транспортом;

5) Общее повышение привлекательности общественного транспорта за счет повышения уровня обслуживания пассажиров;

6) Общее благоустройство и развитие городской территории.

Рис. 2. Планируемая территория ТПУ «Южный» и прилегающая территория Красноармейского района Волгограда

Четвертым этапом концепции необходимо рассмотреть перечень маршрутов общественного транспорта, которые будет обслуживать ТПУ. Этот этап является наиболее трудоемким, поскольку требует проведения значительных натурных обследований и последующей аналитической работы.

В рамках решения данной задачи предлагается принять допущение на основании требований: Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3], Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» [4] и Приказа комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области от 13.11.2017 № 179-П «Об утверждении порядка установления, изменения и отмены межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, а также утверждения и изменения расписаний движения транспортных средств по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок в Волгоградской области» [5] в виде тезиса — ТПУ «Южный» осуществляет обслуживание «пригородных» маршрутов (протяженностью менее 50 километров), а также межмуниципальных маршрутов с протяженностью менее 180 километров, максимальный интервал движения по данным маршрутам должен составлять менее 2 часов».

Таким образом межмуниципальная сеть маршрутов автомобильного транспорта должна быть скорректирована на основании данного тезиса, в большей степени это относится к необходимости организации конечного остановочного пункта маршрутов на территории ТПУ «Южный».

В соответствии с действующим реестром межмуниципальных автобусных перевозок Волгоградской области южную часть Волгоградской агломерации обслуживает 29 маршрутов, на которых работает 119 автобусов различных классов. Как правило, данные реестров не всегда соответствуют действительности и должны подтверждаться практическими обследованиями. Так, при привлечении студентов факультета автомобильного транспорта ВолгГТУ, а также сотрудников муниципальных и региональных транспортных предприятий, в августе-сентябре 2018 года и в мае-июне 2019 года были проведены натурные обследования пассажиропотоков на маршрутах южного направления. По результатам анализа данных обследований определено, что из заявленного количества маршрутов обслуживается не менее 24 маршрутов автомобильного транспорта. При этом на линии работает не менее 112 автобусов различных классов. Пиковая частота движения маршрутных транспортных средств составляла от 28 до 40 единиц/час. Пиковый часовой пассажиропоток составлял порядка 1005 пассажиров. Расчетный суточный пассажиропоток составил порядка 9 620 пассажиров.

Однако, для определения структуры пассажиропотоков на участках маршрутов требуется также проведение натурных обследований «прямым» методом, т. е. с присутствием учетчика в салоне транспортного средства. В рамках создания концепции ТПУ «Южный» такое обследование было проведено в мае-июне 2019 года.

Методика проведения данного обследования должна подбираться индивидуально, но по своим принципам она должна соответствовать существующим Методическим рекомендациям в сфере организации обследований пассажиропотоков [6]. Методика натурного обследования пассажиропотоков ТПУ «Южный» была разработана муниципальным казенным предприятием «Городской центр управления пассажирскими перевозками» и заключалась на приоритетном обследовании наиболее востребованных межмуниципальных маршрутов. Было обследовано три пассажирообразующих маршрута на двух направлениях:

– № 83 «Автосервис «Москвич» — п. Кирова»;

– № 115 «Волгоград (к-тр Юбилейный» — р.п. Светлый Яр»;

– № 144 «Волгоград (АВ Южный) — п. Райгород».

Пример наиболее характерных и обобщенных результатов обследования пассажиропотока по маршруту № 115 приведены в сводных таблицах ниже:

Таблица 1

Пассажиропоток, фиксируемый на маршруте №115— пассажиров/час

Утро

Вечер

В агломерацию

Из агломерации

В агломерацию

Из агломерации

Вошло

Вышло

Вошло

Вышло

Вошло

Вышло

Вошло

Вышло

Волгоград

29

101

185

86

39

75

172

32

Агломерация

75

1

24

125

36

0

3

117

Таблица 2

Пассажиропоток, фиксируемый по единице ТС на маршруте №115

Пассажиров вошло в 1 ТС

Из агломерации

В агломерацию

утро

вечер

утро

вечер

115

23,8

22,5

22,4

19,5

Пассажиров вышло из 1 ТС

Из агломерации

В агломерацию

утро

вечер

утро

вечер

115

23,9

19

21,6

19,5

Таблица 3

Интервал движения ТС, фиксируемый на маршруте №115

Частота, ед. час

Из агломерации

В агломерацию

утро

вечер

утро

вечер

115

18:05

21:45

18:45

24:45

Таблица 4

Средний пассажирообмен остановочных пунктов, обслуживаемых маршрутом №115— пассажиров на одно транспортное средство

Утро

Вечер

В агломерацию

Из агломерации

В агломерацию

Из агломерации

Волгоград

2,14

2,37

2,03

1,78

Агломерация

4,05

4,23

2,35

3,43

Таблица 5

Суммарный пассажирообмен остановочных пунктов, обслуживаемых маршрутом №115— пассажиров на одно транспортное средство

Утро

Вечер

В агломерацию

Из агломерации

В агломерацию

Из агломерации

Волгоград

27,86

30,81

24,4

23,18

Агломерация

16,21

16,91

9,4

13,73

Таблица 6

Суммарный часовой пассажирообмен на маршруте №115

Пассажирообмен за 1 час, пасс/час

Из агломерации

В агломерацию

утро

вечер

утро

вечер

115

216

110

153

89

По результатам обследования составлены выводы, основные из них:

  1. Структура спроса на межмуниципальных автобусных маршрутах на территории Волгограда зависит от маятниковых дневных (рабочих) перевозок. Однако, маятниковая направленность (утром к ядру агломерации, вечером — из ядра агломерации) перевозок выражена слабее чем в прочих частях Волгоградской агломерации.
  2. Характер перевозок за пределами Волгограда в основном представляет собой однонаправленные перевозки с выездом большей части пассажиропотока за границы населённого пункта, остановочные пункты отличаются высокими показателями пассажирообмена.
  3. Перемещение пассажиров непосредственно внутри города Волгограда на большинстве межмуниципальных маршрутах выражено слабо. Пассажирообмен на межмуниципальных маршрутах за границами города в 1,5–2 раза ниже пассажирообмена по территории Волгограда.
  4. Наиболее явным пассажирообразующим пунктом на территории Волгограда является остановочный пункт «Кинотеатр Юбилейный», который в настоящее время является «перегруженным». При этом существующий автовокзал «Южный» не пользуется спросом в связи со своим неудачным месторасположением. Таким образом, для «разгрузки» остановки общественного транспорта «Кинотеатр Юбилейный» предлагается организация ТПУ «Южный» в границах пешеходной доступности.
  5. Пассажиропоток, обследованный «прямым» методом оказался выше пассажиропотока, оцененного «балльным» методом. На основании ранее проводившихся исследований по определению точности методов учета пассажиропотоков допускается корректировка показателей «балльного» метода на 30 % в сторону увеличения показателей [7]. Таким образом, скорректированный пиковый часовой пассажиропоток ТПУ «Южный» по результатам «прямого» обследования составит порядка 1 255 пассажиров. Расчетный суточный пассажиропоток составит порядка 12 506 пассажиров.

Затем, на основании тезисов по организации ТПУ и данных обследований пассажиропотоков необходимо сформировать перечень межмуниципальных маршрутов, которые будет обслуживать территория ТПУ.

На основании проведенных обследований в Перечень межмуниципальных маршрутов, предлагаемых для обслуживания на территории ТПУ «Южный» вошли 27 маршрутов. Для удобства дальнейшего расчета «мощности» ТПУ данные измененные межмуниципальные маршруты были разделены на 3 группы (по направлениям обслуживания):

1) межмуниципальные маршруты «Светлоярского» направления;

2) межмуниципальные маршруты «Элистинского» направления;

3) межмуниципальные маршруты «Котельниковского» и «Калачевского» направлений.

Каждая из данных групп рассматривается отдельно. На примере «Элистинского» направления в таблице 7 рассмотрены характеристики маршрутов.


Таблица 7

Маршруты «Элистинского» направления, планируемые для обслуживания на ТПУ «Южный».

п/п

маршрута

Начальный остановочный пункт

Конечный остановочный пункт

Протяженность воба направления, км

Кол-во ТС (реестр), ед.

Кол-во ТС (обслед-е), ед.

Вид перевозок (по тарифу)

1

117

ТПУ «Южный»

С. Цаца

82,8

1 (б-й кл.)

1

РТ

2

117К

ТПУ «Южный»

П. Большие Чапурники

25,2

5 (мал. Кл.)

5

НРТ

3

122

ТПУ «Южный»

П. Луговой

86,1

1 (б-й кл.)

1

РТ

4

125

ТПУ «Южный»

Дачи «ВНП-2»

15,0

1 (любой)

1

РТ

5

125Д

ТПУ «Южный»

СНТ «Мечта»

22,0

1 (любой)

1

РТ

6

127

ТПУ «Южный»

Дачи «Химик-2»

44,4

2 (любой)

1

РТ

7

130

ТПУ «Южный»

Дачи «Химик»

42,5

10 (любой)

8

РТ

8

161

ТПУ «Южный»

С. Цаца

82,8

1 (мал. Кл.)

1

НРТ

9

221

ТПУ «Южный»

П. Приволжский

73,0

1 (мал. Кл.)

1

НРТ

10

258

ТПУ «Южный»

П. Дубовый Овраг

44,0

1 (мал. Кл.)

1

НРТ


На рисунке 3 приведены трассы следования маршрутов «Элистинского» направления по отношению к территории ТПУ «Южный»

Рис. 3. Маршруты «Элистинского» направления южной части Волгоградской агломерации (№ № 117, 117к, 122, 125, 125д, 127, 130, 161, 221, 258)

Данная группа маршрутов обладает устоявшимся пассажиропотоком и перераспределения, при организации ТПУ «Южный», пассажиров данных маршрутов на какие-либо иные муниципальные маршруты не произойдет. Количество подвижного состава на маршрутах первой группы в общем сложилось и зависит от существующего расписания движения (достигает 24 единиц различных классов (не менее 21 единиц)). Стоит отметить, что значительных изменений трасс маршрутов данной группы при организации ТПУ «Южный» не предполагается, в данном случае ТПУ выступает в основном в роли комфортного места ожидания транспорта, а также в качестве благоустроенной технологической зоны разворота и межрейсового отстоя маршрутного транспорта.

Частота движения ТС на маршрутах «Элистинского» направления (в часы-пик) — 13 ед/час (по результатам обследования);

Количество ТС на маршрутах «Элистинского» направления — порядка 21 ед. (по результатам обследования), до 24 ед. (согласно реестру);

Ожидаемый суточный пассажиропоток — порядка 4736 пасс./сутки; Ожидаемый среднесуточный часовой пассажиропоток — порядка 296 пасс./час; Ожидаемый годовой пассажиропоток — порядка 1 705 тыс. пасс.

Характеристики маршрутов «Светлоярского», а также «Котельниковского и Калачевского» направления йприведены ниже.

Частота движения ТС на маршрутах «Светлоярского» направления (в часы-пик) — 9 ед/час (по результатам обследования), до 17 ед/час — расчетная частота;

Количество ТС на маршрутах «Светлоярского» направления — порядка 24 ед. (по результатам обследования), до 36 ед. (согласно реестра);

Ожидаемый суточный пассажиропоток — порядка 3866 пасс./сутки; Ожидаемый среднесуточный часовой пассажиропоток — порядка 242 пасс./час; Ожидаемый годовой пассажиропоток — порядка 1 392 тыс. пасс.

Частота движения ТС на маршрутах «Котельниковского и Калачевского» направления (в часы-пик) — до 21 ед/час (по результатам обследования);

Количество ТС на маршрутах «Котельниковского и Калачевского» направления — порядка 54 ед. (по данным реестра);

Ожидаемый суточный пассажиропоток — порядка 4355 пасс./сутки; Ожидаемый среднесуточный часовой пассажиропоток — порядка 272 пасс./час; Ожидаемый годовой пассажиропоток — порядка 1 567,8 тыс. пасс.

Общая схема межмуниципальных автобусных маршрутов обслуживаемых ТПУ «Южный» приведена на рисунке 4.

Рис. 4. Общая схема межмуниципальных автобусных маршрутов, обслуживаемых ТПУ «Южный»

Общая пиковая интенсивность движения маршрутных транспортных средств на маршрутах трех групп составит порядка 43 единиц/час в 1 направлении движения и до 86 единиц/час в оба направления движения.

Суммарный оценочный пассажиропоток на маршрутах трех групп составит порядка 12 500–13 000 пассажиров/сутки в одно направление движения и порядка 25 000–26 000 пассажиров/сутки в оба направления движения.

При текущих показателях пассажиропотока на городских маршрутах потребуется увеличение количества подвижного состава в «часы-пик» (в связи с незначительным текущим запасом провозной способности (в Красноармейском и Кировском районах Волгограда). Однако, перераспределение пассажиропотока на территорию ТПУ «Южный» позволит более рационально использовать существующие провозные способности автомобильного городского транспорта общего пользования, а также позволит повысить пассажиропоток на маршрутах городского электропоезда — самого скоростного вида общественного транспорта, соединяющего Красноармейский район с центром Волгоградской агломерации.

Пятым этапом концепции является непосредственное предложение предпроектного решения по организации ТПУ на выбранном земельном участке. Выражается предпроектное решение в виде масштабной схемы размещения объектов ТПУ и его зонального планирования.

Составление схемы организации ТПУ «Южный» произведено в соответствии со следующими документами: ВСН АВ-ПАС-94 «Ведомственные строительные нормы. Автовокзалы и пассажирские автостанции (РД 3107938–0181–94)» [8], а также утвержденными Министерством строительства Российской Федерации (от 21.09.2018) правилами: СП 395.1325800.2018 «Транспортно-пересадочные узлы. Правила проектирования» [9].

Границы зоны предпроектной проработки схемы работы ТПУ «Южный» с привязкой к местности представлены на рисунке 5.

Рис. 5. Границы зоны предпроектной проработки схемы организации работы ТПУ «Южный» с привязкой к местности

Общая схема благоустройства и организации ТПУ «Южный» изображена на рисунке 6.

Рис. 6. Общая схема благоустройства и организации ТПУ «Южный»

Преимущества предложенной схемы заключаются в наличии достаточного количества технологических площадей, мультимодальности (наличии в составе ТПУ одной из наиболее востребованных в Волгограде станций электропоездов — «Заканальная») и низкой относительной стоимости реализации. Предпроектная схема ТПУ включает в себя существующее на прилегающей территории парковочное пространство вместимостью порядка 110 машиномест, зоны отстоя подвижного состава общественного транспорта общей вместимостью порядка 55 машиномест, пешеходные парковые зоны, озелененные зоны ожидания общественного транспорта, зоны железнодорожной станции пригородных поездов, надземный пешеходный переход через железнодорожные пути, а также порядка 32 зон посадки и высадки городского и пригородного автомобильного транспорта. Таким образом на одной технологической площадке объединены остановочные пункты муниципального автомобильного транспорта, межмуниципального автомобильного транспорта, а также маршруты городского электропоезда. Схема организации дорожного движения на участке ТПУ также приведена на рисунке 6.

Стоит отметить, что планировка любого ТПУ должна быть составлена в первую очередь исходя из особенностей и границ выбранного земельного участка. Проект ТПУ «Южный» подготовлен со значительным запасом пропускной способности и в перспективе может быть переквалифицирован в автовокзал или автостанцию с возможностью обслуживания дальних межмуниципальных или межрегиональных рейсов южного направления. При этом часть площадей, предусмотренных для технологического отстоя общественного транспорта, может быть задействована под парковку личного автотранспорта.

Габариты проездов по территории ТПУ «Южный» представлены в масштабе, в пропорциях и соответствуют динамическому габариту автобуса большой вместимости длиной 12 метров. Необходимая минимальная площадь ТПУ в соответствии с ВСН АВ-ПАС-94 должна при этом составлять не менее 18 375 кв.м.:

По количеству постов оправления (по показателю пассажиропотока не менее 6 постов) — 8 400 кв.м.;

По количеству постов прибытия (по показателю пассажиропотока не менее 4 постов) — 5 600 кв.м.;

По количеству постов межрейсового отстоя транспорта (не менее 25 постов межрейсового отстоя, из расчета динамического габарита автобуса большой вместимости (до 15 метров) и необходимости организации технологических проездов) — 4375 кв.м.

При этом стоит учитывать специфику работы ТПУ «Южный», т. е. в том числе с «пригородными» маршрутами протяженностью до 50 км и частотой движения до 12–15 ед./час, а также с муниципальными маршрутами автомобильного транспорта (с сетевым интервалом движения в «часы-пик» порядка 2 минут). На подобных маршрутах, как правило, зона посадки на транспортное средство совмещена с зоной высадки. Общая предусмотренная площадь зоны обслуживания муниципальных маршрутов определена в размере 6340 кв.м. (порядка 5 зон одновременной посадки/высадки пассажиров).

Фактическая общая площадь территории ТПУ «Южный» в соответствии с предпроектной схемой в данном случае составляет порядка 38 000 кв.м., что обеспечивает значительный запас территории для возможного роста территории ТПУ, в том числе за счет обустройства дополнительных парковочных площадей автомобильного транспорта.

Схемы организации технологических зон ТПУ «Южный» приведены на рисунках 7–11.

Рис. 7. Зона прибытия/отправления городского общественного транспорта в составе ТПУ «Южный»

Рис. 8. Зона прибытия «пригородного» автомобильного транспорта в составе ТПУ «Южный»

Рис. 9. Зона отправления «пригородного» автомобильного транспорта в составе ТПУ «Южный»

Рис. 10. Зона технологического отстоя «пригородного» автомобильного транспорта в составе ТПУ «Южный»

Рис. 11. Посадочные платформы железнодорожной станции «Заканальная» в составе ТПУ «Южный»

На этапе предложения схемы ТПУ возможно внесение каких-либо предварительных рекомендаций по повышению пропускной способности ТПУ, или по общему повышению его эксплуатационных характеристик. Например при разработке схемы ТПУ «Южный» было предложено: Введение одностороннего движения маршрутного транспорта через всю территорию ТПУ «Южный»; Благоустройство существующих парковок личного автотранспорта в районе станции «Заканальная»; Организация непрерывной пешеходной зоны без пересечений с транспортными потоками в том числе на прилегающей к ТПУ территории; Установка светофорного объекта на пересечении ул. 40 лет ВЛКСМ и ул. Удмуртской с целью обеспечения беспрепятственного въезда/выезда пассажирского транспорта с территории ТПУ.

Завершающим, шестым этапом подготовки концепции предлагается осуществить предварительный расчет экономического эффекта от реализации ТПУ. Экономический эффект от реализации проекта ТПУ «Южный» был выражен в повышении доходности маршрутов городского общественного транспорта за счет обеспечения комфортных условий пересадки на них пассажиров межмуниципальных маршрутов и водителей личного автотранспорта.

По результатам анализа проектов строительства ТПУ, имеющихся в архиве единой информационной системы в сфере закупок, оценочная стоимость организации ТПУ «Южный» в соответствии с приведенным проектом оценена в диапазоне от 75 до 100 млн. рублей.

Согласно полученных показателей суточного пассажиропотока оценочный среднесуточный прирост на маршрутах городского общественного транспорта ожидается в размере порядка 8 750 пассажиров в сутки (порядка 35 % от общего пассажиропотока «пригородных» маршрутов автомобильного транспорта) или 3 194 тыс. пасс/год. При этом, на «муниципальных» маршрутах автомобильного транспорта ожидаемый прирост оценивается порядка 1 118 пасс. в год., ожидаемый прирост пассажиропотока на городских маршрутах электропоезда может составить порядка 2 076 пасс. в год.

При указанных показателях увеличения пассажиропотока на муниципальных маршрутах автомобильного транспорта потребуется выполнение систематических мероприятий по поддержанию на линии утвержденного расписанием количества подвижного состава, т. к. в настоящее время запас провозной способности общественного транспорта является наименьшим именно в Кировском и Красноармейском районах Волгограда.

Согласно рабочим материалам муниципального казенного предприятия «Городской центр управления пассажирскими перевозками», в 2018 году пассажиропоток на муниципальных маршрутах, обслуживаемых автобусами большой вместимости составил порядка 57 300 тыс. пасс., а на маршрутах, обслуживаемых электропоездами единственного в регионе предприятия пригородного железнодорожного транспорта (АО «Волгоградтранспригород») составил порядка 2 500 тыс. пасс. То есть прирост существующего пассажиропотока на маршрутах автомобильного транспорта ожидается на 1,95 %, а на маршрутах электропоездов на 83 %. Соответственно, повышение дохода от основной деятельности по перевозке пассажиров и багажа в абсолютных величинах может составить до 27,95 млн. рублей в год на маршрутах автомобильного транспорта и до 83,04 млн. руб. в год на маршрутах электропоездов.

Концепция организации ТПУ должна быть завершена общими рекомендациями для дальнейшего обустройства объекта транспортной инфраструктуры. Так, для корректной работы ТПУ «Южный» необходимо в первую очередь изменение межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в соответствии с предложенными решениями. Для изменения маршрутов регулярных перевозок, в соответствии с положениями Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» необходимо внесение изменений в документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Волгоградской области. Документ утвержден постановлением администрации Волгоградской области от 26.06.2017 № 340-п.

Таким образом концепция организации ТПУ, рассмотренная на примере организации ТПУ «Южный» в Красноармейском районе города Волгограда может быть рассмотрена как общесистемная рекомендация по проведению предпроектных разработок в сфере обустройства межмуниципальных ТПУ в городах с ленточной топологией. При этом предложенный по рассмотренному методу проект организации ТПУ в ходе подготовки проектной-сметной документации должен подлежать верификации и дополнительной оценке с целью определения уточненных параметров работы, что наиболее целесообразно осуществлять с помощью специальных программных продуктов имитационного транспортного моделирования.

Литература:

  1. СП 42.13330.2015 Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СП 42.13330.2011 (СНиП 2.07.01–89*) [утв. Приказом Минстроя России от 20.12.2016 № 1034/пр]. — [Электронный ресурс]. — Волгоград, 2019. — Режим доступа: http://www.minstroyrf.ru/docs/14465/.
  2. Стандарт транспортно-ориентированного развития. Сайт института политики транспорта и развития (ITDP) [Электронный ресурс]. — Волгоград, 2019. — Режим доступа: https://www.itdp.org/tod-standard/.
  3. Федеральный закон № 220 от 13 июля 2015 г. «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: офиц. Текст. — [Электронный ресурс]. — Волгоград, 2019. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182659/.
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»: офиц. Текст. — [Электронный ресурс]. — Волгоград, 2019. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_85364/.
  5. Приказ комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области от 13.11.2017 № 179-П «Об утверждении порядка установления, изменения и отмены межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, а также утверждения и изменения расписаний движения транспортных средств по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок в Волгоградской области»: офиц. Текст. — [Электронный ресурс]. — Волгоград, 2019. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/446586582.
  6. Методологические рекомендации по проведению обследования по определению степени использования общественного транспорта различными категориями граждан (транспортной подвижности граждан) [утверждены письмом Госкомстата РФ от 14.02.2002 № ОР-09–23/692]. — [Электронный ресурс]. — Волгоград, 2019. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=310342#05857170467531376 (в будние дни с 20:00 до 24:00).
  7. Егоров К. В. Результаты практического определения точности используемых в г. Волгограде методов натурных обследований пассажиропотоков городского общественного транспорта (с использованием «эталонных» значений) / К. В. Егоров, С. А. Ширяев, Ю. Я. Комаров // Тезисы докладов по материалам XV Национальной научно-технической конференции 17.04.2019 «Проблемы качества и эксплуатации автотранспортных средств» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства. — Пенза, 2019. / редкол.: Э. Р. Домке (отв. ред.) [и др.]; ПГУАС. — Пенза, 2019. — с. 25–35.
  8. ВСН-АВ-ПАС-94 (РД 3107938–0181–94) Ведомственные строительные нормы. Автовокзалы и пассажирские автостанции [утв. Протоколом Минтранса РФ от 17.05.1994 № 2]. — [Электронный ресурс]. — Волгоград, 2019. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200043595.
  9. СП 395.1325800.2018 «Свод правил. Транспортно-пересадочные узлы. Правила проектирования» [Электронный ресурс]. — Волгоград, 2019. — Режим доступа: http://www.minstroyrf.ru/upload/iblock/68f/SP-395.pdf.
Основные термины (генерируются автоматически): маршрут, автомобильный транспорт, общественный транспорт, порядок, агломерация, Волгоград, результат обследования, городской общественный транспорт, пасс, пассажир.


Ключевые слова

агломерация, общественный транспорт, транспортно-пересадочный узел, транзитно-ориентированное развитие, пешеходная доступность

Похожие статьи

Методология планирования городских платных парковочных пространств (на примере Волгограда)

В статье на примере городского округа город-герой Волгоград рассмотрен упрощенный алгоритм планирования платных городских парковочных пространств. Алгоритм изложен в виде последовательности действий по исследованию количественных и качественных показ...

Анализ необходимости организации транспортно-пересадочного узла в районе станции метро Академическая г. Санкт-Петербурга

В статье рассматривается ряд вопросов, связанных с созданием транспортно-пересадочного узла в районе ст. м. Академическая. Приведен пример возможного размещения зданий узла.

Универсальный дизайн — ключевое условие формирования и функционирования транспортно-пересадочных узлов

В работе рассматривается значение транспортно-пересадочных узлов (далее — ТПУ) и предлагаются решения, необходимые к внедрению при реорганизации существующих либо проектировании новых ТПУ с участием железнодорожного транспорта.

Имитационное моделирование транспортно-пересадочных узлов

В статье рассматриваются вопросы моделирования сопряжения систем общественного транспорта городского и магистрального и городской среды в рамках транспортно-пересадочных узлов.

Создание приоритетных условий движения пассажирских транспортных средств общего пользования по отношению к иным транспортным средствам

В статье рассмотрено развитие пассажирского транспорта в городе Волгограде. Описано создание приоритетных условий движения пассажирских транспортных средств в городе Волгограде. Приведены варианты улучшения качества общественного транспорта, создания...

Анализ комплексной транспортной системы наземного пассажирского транспорта города-героя Волгограда

В статье проанализирована существующая сеть автобусных маршрутов комплексная транспортная система наземного пассажирского транспорта города-героя Волгограда. Рассмотрены основные задачи организации ТПУ. Разработаны предложения по оптимизации наземног...

Многофункциональный комплекс в исторической застройке Старо-Татарской слободы г. Казани

В данной статье рассматриваются подготовка проектных предложений по улучшению внешнего облика Старо-Татарской слободы, отражающих историческое и культурное своеобразие территории средствами внешнего благоустройства и городского дизайна; создание усло...

Внутригородские пассажирские автобусные перевозки: основные сценарии развития отрасли

В работе рассматривается актуальность развития общественного транспорта в современных экономических и социальных условиях, приводится обоснование высокой заинтересованности муниципальных и региональных властей в стимулировании спроса на данный вид ус...

Архитектурно-планировочная организация многоэтажных жилых комплексов в Казахстане

В данной статье рассматриваются архитектурно-планировочная организация многоэтажных жилых комплексов стран СНГ. Автор приходит к выводу о том, что архитектурно-планировочные организации многоэтажных жилых комплексов в Казахстане: «ЖК England», «Зелен...

Формирование единого транспортного пространства России

В статье авторами предложено рассмотрение формирования единого транспортного пространства России с применением сбалансированного опережающего развития эффективной транспортной инфраструктуры. Таким образом, целью статьи является исследование единого ...

Похожие статьи

Методология планирования городских платных парковочных пространств (на примере Волгограда)

В статье на примере городского округа город-герой Волгоград рассмотрен упрощенный алгоритм планирования платных городских парковочных пространств. Алгоритм изложен в виде последовательности действий по исследованию количественных и качественных показ...

Анализ необходимости организации транспортно-пересадочного узла в районе станции метро Академическая г. Санкт-Петербурга

В статье рассматривается ряд вопросов, связанных с созданием транспортно-пересадочного узла в районе ст. м. Академическая. Приведен пример возможного размещения зданий узла.

Универсальный дизайн — ключевое условие формирования и функционирования транспортно-пересадочных узлов

В работе рассматривается значение транспортно-пересадочных узлов (далее — ТПУ) и предлагаются решения, необходимые к внедрению при реорганизации существующих либо проектировании новых ТПУ с участием железнодорожного транспорта.

Имитационное моделирование транспортно-пересадочных узлов

В статье рассматриваются вопросы моделирования сопряжения систем общественного транспорта городского и магистрального и городской среды в рамках транспортно-пересадочных узлов.

Создание приоритетных условий движения пассажирских транспортных средств общего пользования по отношению к иным транспортным средствам

В статье рассмотрено развитие пассажирского транспорта в городе Волгограде. Описано создание приоритетных условий движения пассажирских транспортных средств в городе Волгограде. Приведены варианты улучшения качества общественного транспорта, создания...

Анализ комплексной транспортной системы наземного пассажирского транспорта города-героя Волгограда

В статье проанализирована существующая сеть автобусных маршрутов комплексная транспортная система наземного пассажирского транспорта города-героя Волгограда. Рассмотрены основные задачи организации ТПУ. Разработаны предложения по оптимизации наземног...

Многофункциональный комплекс в исторической застройке Старо-Татарской слободы г. Казани

В данной статье рассматриваются подготовка проектных предложений по улучшению внешнего облика Старо-Татарской слободы, отражающих историческое и культурное своеобразие территории средствами внешнего благоустройства и городского дизайна; создание усло...

Внутригородские пассажирские автобусные перевозки: основные сценарии развития отрасли

В работе рассматривается актуальность развития общественного транспорта в современных экономических и социальных условиях, приводится обоснование высокой заинтересованности муниципальных и региональных властей в стимулировании спроса на данный вид ус...

Архитектурно-планировочная организация многоэтажных жилых комплексов в Казахстане

В данной статье рассматриваются архитектурно-планировочная организация многоэтажных жилых комплексов стран СНГ. Автор приходит к выводу о том, что архитектурно-планировочные организации многоэтажных жилых комплексов в Казахстане: «ЖК England», «Зелен...

Формирование единого транспортного пространства России

В статье авторами предложено рассмотрение формирования единого транспортного пространства России с применением сбалансированного опережающего развития эффективной транспортной инфраструктуры. Таким образом, целью статьи является исследование единого ...

Задать вопрос