В статье проанализирована существующая сеть автобусных маршрутов комплексная транспортная система наземного пассажирского транспорта города-героя Волгограда. Рассмотрены основные задачи организации ТПУ. Разработаны предложения по оптимизации наземного транспорта (маршрутной сети).
Ключевые слова: комплексная транспортная система, наземный пассажирский транспорт, транспортно-пересадочные узлы, единая транспортная сеть
Развитие пассажирского наземного городского транспорта является актуальной проблемой во многих городах России. От слаженной работы пассажирского транспорта зависит качество жизни населения. Состояние и уровень развития городского пассажирского транспорта определяют возможности развития регионов и муниципального образования.
В разработанной администрацией города Комплексной транспортной схеме Волгограда, главной целью ставиться усовершенствование существующих автобусных маршрутов, так и развитие новых автобусных маршрутов города Волгограда. Но практически не учитывается транспортная сеть электрического транспорта, а также развитие скоростного трамвая. Упор делается на автобусы так как идет поступление новых автобусов для города. У трамваев и троллейбусов только можно усовершенствовать ПС, а при создании нового маршрута потребуются дополнительные затраты на линии электропередач, замену трамвайных путей и новую инфраструктуру.
Отсутствует, какая-либо информация по мониторингу пассажиропотоков на общественном транспорте города Волгограда. Из этого следует, что цифры, указанные в данной КТС, не всегда обоснованы.
При установлении в КТС средней скорости движения подвижного состава, интервала движения и времени движения не учитывалось ни состояние дорожного полотна, ни условия безопасности и загруженности улично-дорожной сети в городе Волгограде, в т. ч и по времени суток. В часы пик показания могут быть завышены, а в остальное время показания в основном близки в нормальным, но могут быть и занижены, так как в непиковые часы передвигаются меньшее количество пассажиров, на что также влияет время, затраченное на посадку и высадку пассажиров на остановочных пунктах, также отсутствуют заторы на дорогах, что соответственно может привести к различным отклонениям от расписания.
При анализе данной КТС возникает очень важный вопрос, который более чем актуален, что касается времени работы на маршруте, которое ограниченно 23:00, так как в выходные дни пассажиропоток после 23:00 сохраняется.
Что касается семи новых маршрутов, вводимых на 1 этапе внедрения КТС, то они проходят через главные магистрали и охватывают несколько районов города, но в большинстве случаев дублируют уже существующие маршруты электрического городского транспорта (например Жилгородок — ул. Тулака — дублируют троллейбус № 10 и № 15 до первой продольной и вдоль первой продольной дублирует скоростной трамвай СТ-2, при введение всех новых маршрутов на улицы города Волгограда, это может привести к перераспределению пассажиропотока и снизить доход МУП «МЕТРОЭЛЕКТОТРАНС».
Также в данной существующей схеме маршрутов отсутствуют такие маршруты как № 4, № 11, № 10 обслуживающие ПАТП № 7 (например, маршрут № 4 не дублирует ни один из новых маршрутов, присутствует только подводящий маршрут, обслуживаемый маршрутным такси № 84 (Гостиницы Старт — Ж/Д Больница).
Не так давно в проекте бюджета Волгограда на 2017 год заложено 324 млн. рублей субсидий для дочерней компании холдинга «Питеравто» ООО «Волгоградский автобусный парк». что значительно больше субсидий, выделяемых местным перевозчикам.
Компания «Волгоградский автобусный парк» признана победителем конкурса на осуществление перевозок по регулируемым тарифам на территории города Волгограда, т. к. она была единственным лишь участником.
В итоге дочерняя структура «Питеравто» получила право на осуществление перевозок в городе Волгограде по следующим муниципальным маршрутам:
- «Жилгородок — улица имени Тулака»,
- «Спартановка (улица имени Грамши) — ТРЦ «Акварель» (по Второй Продольной)»,
- «Жилгородок — Кардиоцентр»,
- «Кинотеатр «Юбилейный» — 7-я больница»,
- «Площадь имени Дзержинского — Аллея Героев»,
- «Поселок ГЭС — улица Тополевая (по Первой Продольной)»,
- «Больничный комплекс — улица имени Тулака».
Условия, которые городские власти выдвигают к перевозчикам, соответствуют возможностям «Питеравто»:
- На длинные опорные маршруты — автобусы большой вместимости;
- На маршруты среднего километража — автобусы средней вместимости;
- На короткие поперечные маршруты, которые будут доставлять пассажиров к опорным маршрутам — автобусы малой вместимости;
- Автобусы не старше 5 лет.
При этом деятельность данной структуры будет составлять прямую конкуренцию муниципальным перевозчикам [5,6].
В данной комплексно транспортной схеме города Волгограда предусмотрено развитие новых ТПУ (транспортно пересадочных узлов).
ТПУ бывают двух основных видов:
‒ агломерационные узлыобеспечивают территориальное единство агломерации и связанность с системой внешнего транспорта. В узлах данного типа обеспечивается взаимодействие городских видов скоростного транспорта — метрополитеном с региональной системой — железной дорогой;
‒ муниципальные узлыобеспечивают транспортное обслуживание жителей муниципальных районов, проживающих в зонах транспортной и пешеходной доступности данного вида ТПУ.
Основные задачи организации ТПУ
‒ объединение вокзала дальнего следования, пригородного вокзала, автовокзала, остановок городского транспорта под одной крышей.
‒ защита пассажиров от непогоды;
‒ обеспечение максимального удобства и экономии времени пассажиров при пересадке с одного вида транспорта на другой;
‒ лифты и эскалаторы для инвалидов и пожилых пассажиров;
‒ обеспечение современной системы безопасности
‒ предоставление пассажирам дополнительного сервиса: медпункт, пеленальная, детская игровая комната, аптека, сопутствующие товары, кинотеатр, бесплатный WiFi и т. д.
‒ обустройство охраняемых парковок индивидуального транспорта.
В новом проекте КТС исчезли фактические сложившиеся ТПУ, как «Землячки-Жукова» и «Каченский рынок».
Что касается ТПУ в Советском и Кировском районе, там находятся 4 ТПУ, которые идут один за одним, можно сделать ТПУ «Акварель».
ТПУ «Акварель находится рядом с торговым центром и в будущем там будет конечная станция скоростного трамвая 3-ей очереди и разворотное кольцо наземного трамвая идущего с района Тулака.
Наши предложения:
Необходимо создать маршруты, проходящие от спальных районов до точек наибольшего притяжения людей, то есть Торгово-Развлекательные Центры, Городские площади, Офисные здания и т. п.
В частности, в городе-герое Волгограде необходима Централизованная служба управления перевозками, которая будет включать Центр управления пассажирскими перевозками и самим транспортом, также строительство ТПУ (транспортно-пересадочных узлов), введение единого билета (карты), а также оптимизацию всей маршрутной сети. Убрать с городских дорог Газели, которые обслуживают почти все маршруты города. Необходимо создать около 15 маршрутов большой протяженности, которые будут охватывать сразу несколько районов города, и проходить через главные магистрали. Создать подводящие маршруты из отдаленных районов к маршрутам большой протяженности. Заменить подвижной состав на автобусы большой, средней и малой вместимости. Автобусы средней и малой вместимости пустить на небольшие маршруты и на маршруты где маленький пассажиропоток.
Литература:
- Вельможин, А. В. Эффективность городского пассажирского общественного транспорта / А. В. Вельможин. [и др.]. — Волгоград: ВолгГТУ, 2002. — 256 с.
- Гудков, В. А. Пассажирские автомобильные перевозки: Учебник для вузов / В. А. Гудков, Л. Б. Миротин, А. В. Вельможин, С. А. Ширяев; под ред. В. А. Гудкова — М.: Горячая линия — Телеком, 2006. — 448 с.
- В Волгограде закроют 86 транспортных маршрутов [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.volgograd.kp.ru/daily/26606/3623846/
- Комплексная транспортная схема [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://vgorodemira.ru/wp-content/uploads/2016/06/kts.pdf
- Мэрия Волгограда потратит на «Питеравто» в десять раз больше, чем на ВПАТП7 [Электронныйресурс] — Режим доступа: http://v1.ru/text/newsline/243145539534848.html
- «Питеравто» планирует заменить маршрутки автобусами б/у в Волгограде [Электронный ресурс] — Режим доступа:http://bloknot-volgograd.ru/news/istochnik-piteravto-planiruet-zamenit-marshrutki-a-749938
- Распоряжение от 26 сентября 2016 г. № 99-р «Об отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок».
- Федеральный закон Российской Федерации от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».