В данной статье рассматривается организация перевозки пассажиров городским транспортом и критерии качества транспортного обслуживания пассажиров. Показано состояние качества обслуживания пассажиров городского общественного транспорта на современном этапе, а также пути его повышения.
Ключевые слова: пассажирские перевозки, качество обслуживания пассажиров, показатели качества обслуживания пассажиров на общественном транспорте.
Современные тенденции развития городского общественного транспорта направленные на повышения качества обслуживания пассажиров включают: совершенствование организации дорожного движения, совершенствование структуры подвижного состава, совершенствование организационной структуры городского пассажирского транспорта, применение современных информационных технологий. Одним из наиболее важным направлением в повышении качества обслуживания пассажиров являются мероприятия, направленные на совершенствование маршрутной сети. Разработка мероприятий, направленных на повышение качества обслуживания пассажиров и оперативности их перевозки актуальна и востребована и для жителей Волгограда.
Необычная форма города Волгограда обуславливает строение его автодорожной сети. Город строился вдоль побережья реки. Процесс занял не одно десятилетие, на протяжении которых возникали поселки со своей инфраструктурой и промышленные предприятия. В итоге протяженность города вдоль реки Волги в общей сложности составляет около 90 километров, ширина его варьируется от километра до пяти. [1]. Сейчас на автобусных маршрутах в Волгоградской области работает 16 предприятий и 111 индивидуальных предпринимателей. Всего же в регионе работает 322 автобусных маршрута, которые обслуживает 1449 автобусов со средним возрастом эксплуатации восемь лет. Основу парка составляют микроавтобусы — доля подобных мелких перевозчиков в Волгоградской области достигает 71,5 %. [2].
Активная жилищная застройка города Волгограда лидерами которой являются Дзержинский и Советский районы ведет к значительному увеличению численности населения данных районов и территории жилой зоны. Существующая транспортная сеть не обеспечивает в полной мере соблюдение нормативных показателей качества перевозок пассажиров: наполняемость салонов автобусов в часы пик превышает допустимые значения на 75 %, удаленность ближайшей остановки в новых жилых комплексах превышает допустимые значения на 50 %, (составляет 700–800 м при норме не более 500 м), среднее расстояние между остановками превышает допустимые значения на 70 % (при норме 400–600 м составляет 700–1200 м).
Имеющиеся маршруты общественного транспорта, проходят через ранее построенные жилые комплексы, находятся на значительном удалении от новостроек жителям которых приходится тратить много времени для того, чтобы добраться до мест посадки. Ведущееся строительство и отсутствие еще в ряде мест обустроенных дорог и тротуаров создает дополнительные трудности при следовании к имеющимся остановкам, особенно в условиях непогоды. Увеличение протяженности имеющихся маршрутов негативно сказывается на средней продолжительности поездок пассажиров, которая превышает допустимые значения на 50 % (при нормативном показателе 40 мин время движения пассажиров составляет в среднем 60 мин).
Все вышеперечисленное обуславливает необходимость разработки мероприятий, направленных на повышение качества обслуживания пассажиров. В качестве мероприятий, направленных на повышение качества обслуживания пассажиров, предлагается провести усовершенствование маршрутной сети за счет введения дополнительных маршрутов, которые будут проходить по наиболее проблематичным участкам маршрут сети, а также дублировать маршруты, проходящие через Центральный район, тем самым мы улучшим качество обслуживания пассажиров данных районов и сократим интервал движения.
Для решения этой задачи были проведены исследования основных маршрутов следования пассажиров (жителей) Дзержинского и Советского районов, удаленность остановочных пунктов от места проживания жителей новостроек, проведен расчет пассажиропотока на данном маршруте и определен оптимальный состав автобусного парка. В ходе проведенного проведённого опроса пассажирам (жителям) Дзержинского и Советского районов задавалось два вопроса:
- В какой район Вы направляетесь?
Результаты ответов представлены на диаграмме рис.1.
|
|
Рис. 1. Диаграмма основных маршрутов следования жителей Дзержинского и Советского районов
- Сколько времени Вам необходимо чтобы дойти до ближайшей остановки?
Результаты ответов представлены на диаграмме рис.2.
|
|
Рис. 2. Диаграмма затрат времени для следования до ближайшей автобусной остановки жителей Дзержинского и Советского районов
Результаты опроса показывают актуальность маршрута, связывающего Дзержинский и Советский районы и проходящего через Центральный и Ворошиловский районы, а также имеющееся несоответствие удаленности остановочных пунктов существующей маршрутной сети от места проживания пассажиров требованиям нормативных документов. Для решения этой проблемы предлагается ввести новый маршрут движения автобуса ТРК Мармелад — Горная поляна, схема которого показана на рисунке 3.
Рис. 3. Схема предлагаемого маршрута движения автобуса ТРК Мармелад — Горная поляна
Исследование пассажиропотока на предлагаемом маршруте для определения оптимального типа и количества автобусов.
Таблица 1
Распределение пассажиропотоков по часам суток
Часы суток |
Коэффициент неравномерности пассажиропотоков |
Пассажиропотоки по часам суток (пасс.) |
5–6 |
0,030 |
42 |
6–7 |
0,291 |
399 |
7–8 |
0,938 |
1287 |
8–9 |
1,000 |
1371 |
9–10 |
0,636 |
872 |
10–11 |
0,466 |
640 |
11–12 |
0,598 |
821 |
12–13 |
0,652 |
894 |
13–14 |
0,636 |
873 |
14–15 |
0,620 |
851 |
15–16 |
0,739 |
1014 |
16–17 |
0,989 |
1356 |
17–18 |
0,875 |
1200 |
18–19 |
0,783 |
1074 |
19–20 |
0,628 |
862 |
20–21 |
0,386 |
530 |
21–22 |
0,249 |
342 |
22–23 |
0,178 |
245 |
23–00 |
0,040 |
55 |
В зависимости от мощности пассажиропотока в час пик выбирается ориентировочное значение вместимости автобуса. Номинальную вместимость можно установить через заданный интервал движения в часы «пик» (I min = 5 мин) и максимальную величину пассажиропотока:
По опыту эксплуатации подвижного состава в г. Волгограде оптимальным вариантом являются автобусы: МАЗ 203965 и ЛиАЗ-5292.67.
Таблица 2
Выбор подвижного состава
Марка и модель автобуса |
Число мест для сидения, q спасс |
Общая вместимость автобуса q н , пасс (при γ н ) |
МАЗ 203965 |
28 |
102 |
ЛиАЗ-5292.67 |
28 |
108 |
Для определения любого часового пассажиропотока количества автобусов на маршруте и интервалов движения воспользуемся номограммой (рис.4).
Время рейса:
Необходимое число автобусов марки МАЗ 203.965 на маршруте:
Необходимое число автобусов марки ЛиАЗ-5292.67 на маршруте:
Интервал движения автобусов марки МАЗ 203.965 на маршруте:
Интервал движения автобусов марки ЛиАЗ-5292.67 на маршруте:
Корректировка «пиковых» зон проводится в соответствии с возможностью АТП по выпуску автобусов, т. е. с учетом коэффициента дефицита автобусов:
МАЗ 203965 |
|
ЛиАЗ-5292.67 |
|
Максимальный выпуск автобусов должен проводиться в течение всей «пиковой» зоны и иметь продолжительность 2–4 часа. Минимальное количество автобусов, которое необходимо иметь на маршруте (А min ) рассчитываем, исходя из максимально допустимого интервала движения автобусов в часы спада пассажиропотоков.
Рис. 4. Номограмма для определения потребного числа автобусов
Количество автобусов и интервал движения по часам периода движения в зависимости от марки автобуса представлены в таблице 3.
Таблица 3
Количество автобусов и интервал движения по часам периода движения
Часы суток |
Показатели автобуса МАЗ |
Показатели автобуса ЛиАЗ |
||||||||
Q расч |
А расч |
J расч,ч |
А факт |
J факт,ч |
Q расч |
А расч |
J расч,ч |
А факт |
J факт,ч |
|
5–6 |
42 |
1 |
2,300 |
1 |
2,300 |
42 |
1 |
2,300 |
1 |
2,300 |
6–7 |
399 |
9 |
0,255 |
8 |
0,287 |
399 |
8 |
0,280 |
7 |
0,328 |
7–8 |
1287 |
29 |
0,079 |
25 |
0,092 |
1287 |
27 |
0,085 |
23 |
0,100 |
8–9 |
1371 |
31 |
0,074 |
26 |
0,088 |
1371 |
29 |
0,079 |
25 |
0,092 |
9–10 |
872 |
20 |
0,115 |
17 |
0,135 |
872 |
19 |
0,121 |
16 |
0,143 |
10–11 |
640 |
14 |
0,164 |
12 |
0,191 |
640 |
14 |
0,164 |
12 |
0,191 |
11–12 |
821 |
19 |
0,121 |
16 |
0,143 |
821 |
17 |
0,135 |
15 |
0,153 |
12–13 |
894 |
20 |
0,115 |
17 |
0,135 |
894 |
19 |
0,121 |
16 |
0,143 |
13–14 |
873 |
20 |
0,115 |
17 |
0,135 |
873 |
19 |
0,121 |
16 |
0,143 |
14–15 |
851 |
19 |
0,121 |
16 |
0,143 |
851 |
18 |
0,127 |
15 |
0,153 |
15–16 |
1014 |
23 |
0,100 |
20 |
0,115 |
1014 |
22 |
0,104 |
19 |
0,121 |
16–17 |
1356 |
31 |
0,074 |
27 |
0,085 |
1356 |
29 |
0,079 |
25 |
0,092 |
17–18 |
1200 |
27 |
0,085 |
23 |
0,100 |
1200 |
26 |
0,088 |
22 |
0,104 |
18–19 |
1074 |
24 |
0,095 |
20 |
0,115 |
1074 |
23 |
0,100 |
20 |
0,115 |
19–20 |
862 |
19 |
0,121 |
16 |
0,143 |
862 |
18 |
0,127 |
15 |
0,153 |
20–21 |
560 |
13 |
0,176 |
11 |
0,209 |
560 |
12 |
0,191 |
10 |
0,230 |
21–22 |
342 |
8 |
0,280 |
7 |
0,328 |
342 |
7 |
0,328 |
6 |
0,383 |
22–23 |
245 |
6 |
0,383 |
5 |
0,460 |
245 |
5 |
0,460 |
5 |
0,460 |
23–24 |
55 |
1 |
2,300 |
1 |
2,300 |
55 |
1 |
2,300 |
1 |
2,300 |
Введение нового маршрута движения позволит разгрузить подвижный состав уже имеющегося автобусного парка, уменьшит интервал движения между автобусами, что позволит повысить уровень комфорта передвижения пассажиров особенно в часы «Пик», сократит время ожидания автобусов, введение новых остановок в непосредственной близость к месту проживания жителей новых жилых комплексов позволит значительно сократить время их следования к остановке. Все эти мероприятия в значительной мере должны повысить качество обслуживания пассажиров.
Литература:
- Транспорт Волгограда [Электронный ресурс]: –https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/volgograd/publications/949 /(дата обращения: 01.06.2020).
- Повышение качества городской среды Волгограда [Электронный ресурс]: — https://v1.ru/text/gorod/57275391/ (дата обращения: 01.06.2020).
- Гудков В. А., Миротин Л. Б., Вельможин А. В., Ширяев С А. Пассажирские автомобильные перевозки: Учебник — М.Горячая линия Телеком, 2004 (6) — 447 с.
- Гудков В. А., Миротин Л. Б. Технология, организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками: Учебник — М. Транспорт, 1997–254 с.