Одной из ключевых проблем пассажирских перевозок в крупных городах является увеличение количества легковых автомобилей населения. Нарастающие темпы автомобилизации влекут за собой увеличение интенсивности движения на городских дорогах. Количество заторов на дорожной сети с каждым годом растет. В Волгоградской области за последние 10 лет увеличение количества автомобилей на тысячу жителей произошло на 61 % (см. рисунок 1). Как правило, основное увеличение происходит областном и районных центрах области.
Рис. 1. Уровень автомобилизации в Волгоградской обл.
Увеличение количества автомобилей обосновано желанием населения использовать собственный автомобильный транспорт, как наиболее комфортный вид передвижения, кроме этого выявлена неудовлетворенность услугами пассажирских перевозок с точки зрения регулярности движения на маршрутах общественного транспорта.
Для удовлетворения спроса населения в перевозках и минимизации загрузки транспортной сети необходимо провести расчеты количества и вместимости транспортных средств на маршруте в зависимости от времени года, дня недели, времени суток, а также от характера самого маршрута.
В настоящее время в городе Волгограде существует множество проблем, связанных с пассажирскими перевозками, в частности с общественным автомобильным транспортом. Наиболее выраженной является проблема дублирующих регулярных маршрутов перевозки пассажиров, обслуживаемых муниципальными и частными предприятиями транспорта.
Для проведения расчетов необходимого количества и пассажировместимости автобусов, обслуживающих участок дорожной сети необходимо обследование пассажиропотока. В наших исследованиях был взят участок дорожной сети «Аэропорт — Центр города». На данном участке работает регулярный маршрут № 6э.
Конечные остановки маршрута № 6э — это ост. Агентство и ост. Аэропорт. Особенностью данного маршрута является доставка пассажиров к аэропорту, и перевозка прилетевших в Волгоград пассажиров до центра города, где они могут разместиться в отелях. Также, этот маршрут проходит через микрорайон Гумрак Дзержинского района, что является еще одной его важной особенностью, поскольку маршрут № 6э обслуживает жителей этого микрорайона. Протяженность данного маршрута составляет 18 км. Транспорт работает на маршруте с 6 часов утра до 22 часов ночи. На пути следования имеется один ж/д переезд. Данный маршрут нами был взят за основу нашего обследования пассажиропотока.
В результате обследования получены следующие данные о распределении пассажиропотока (рисунок 2) и количества пассажирского транспорта (рисунок 3).
Рис. 2. Гистограмма изменения пассажиропотока от времени суток
Рис. 3. Гистограмма изменения количества транспорта от времени суток
На исследуемом муниципальном маршруте № 6э наблюдается дублирование его маршрутами № 6к и № 6. Маршрут № 6 дублирует маршрут № 6э от ост. Агентство до ост. Аэропорт, на всем его протяжении. Маршрут № 6к дублирует маршрут № 6э от ост. Технологический колледж до ост. Аэропорт, на протяжении 14,3 км, что составляет около 3/4 маршрута.
Маршрут № 6э обслуживает 6 автобусов марки ЛиАЗ-5256, которые работают с 6:50 до 21:00. Маршрут № 6к обслуживает 8 микроавтобусов ГАЗ-322132, которые работают с 6:00 до 22:00. Маршрут № 6 обслуживает 9 микроавтобусов, 6 из которых это ГАЗ-322132, 1 — Citroen Jumper, 1 — Ford Transit, 1 — FIAT Ducato, которые работают с 6:00 до 22:00.
На каждом маршруте установлено расписание, которое в основном соблюдается автобусами, работающими на конкретном маршруте. Однако согласование расписания с дублирующими маршрутами не проведено.
В связи с этим наблюдается высокая неравномерность движения. Ниже приведен расчет коэффициента неравномерности движения пассажирского транспорта по часам суток:
,
где — количества пассажирского транспорта по часам суток, пасс;
— максимальное значение количества пассажирского транспорта по часам суток, пасс.
Результаты расчета приведены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты расчета коэффициента неравномерности пассажиропотока
t |
6:00–7:00 |
7:00–8:00 |
8:00–9:00 |
9:00–10:00 |
10:00–11:00 |
11:00–12:00 |
12:00–13:00 |
13:00–14:00 |
14:00–15:00 |
15:00–16:00 |
16:00–17:00 |
17:00–18:00 |
18:00–19:00 |
19:00–20:00 |
20:00–21:00 |
21:00–22:00 |
8 |
16 |
14 |
17 |
12 |
12 |
12 |
13 |
12 |
10 |
12 |
9 |
11 |
10 |
6 |
4 |
|
2,1 |
1,1 |
1,2 |
1,0 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
1,3 |
1,4 |
1,7 |
1,4 |
1,9 |
1,5 |
1,7 |
2,8 |
4,3 |
Для повышения качества обслуживания пассажиров рекомендуется объединить маршруты в единый и скорректировать интервалы движения маршрутных транспортных средств с учетом реального пассажиропотока.
Также необходимо взять под контроль частных перевозчиков, для наиболее эффективного взаимодействия их с муниципальным предприятием, обеспечив согласованность расписания движения автобусов на маршруте.
Для качественного обслуживания населения и гостей, прибывающих в аэропорт города Волгограда можно рекомендовать заменить подвижной состав на автобусы малого класса, а в часы пик (с 7:00 до 10:00 и с 17:00 до 19:00) на автобусы среднего и большого классов. Данные меры должны повысить качество пассажирских перевозок, на имеющем большое значение для имиджа города Волгограда направлении и повысить рентабельность перевозок пассажиров.
Литература:
1. Гудков, В. А. Технология, организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками / В. А. Гудков, Л. Б. Миротин. — М.: Транспорт, 1997. — 255 с.
2. Володин, Е. П. Организация и планирование перевозок пассажиров автомобильным транспортом / Е.П Володин, И. И. Громов. — М.: Транспорт, 1982. — 198 с.
3. Ефремов, И. С. Теория городских пассажирских перевозок / И. С. Ефремов, В. М. Кобозев, В. А. Юдин. — М.: Высшая школа, 1980. — 587 с.
4. Пассажирские автомобильные перевозки / В. А. Гудков [и др.]; под ред. В. А. Гудкова. — М.: Горячая линия — Телеком, 2006. — 447 с.