В данной статье рассмотрено понятие и значение неотложных следственных действий являющихся одним из общих условий предварительного расследования.
Ключевые слова: следственные действия, орган дознания, предварительное расследование, подследственность.
Существует множество причин, по которым существует необходимость закрепления права органов дознания возбуждать уголовные дела и производить неотложные следственные действия в условиях отступления от правил подследственности по делам о преступлениях, по которым производство предварительного следствия является обязательным. Основная причина заключается в способности органов дознания в случаях, которые не терпят отлагательства, возбудить уголовное дело, а также произвести необходимые следственные действия. Основная цель осуществления таких следственных действий состоит в обнаружении и фиксации следов преступления, изъятии предметов и документов, так как в связи с промедлением, существует возможность осложнения расследования уголовного дела.
А. П. Кругликов пишет, что в данном случае, действия органа дознания и следователя можно соотнести с действиями плотников, когда один из них начал строительство дома, а другой закончил, однако, дом они построили вместе [3]. Исходя из этого, при осуществлении органами дознания на первоначальном этапе расследования уголовных дел исследуемого сопровождения, существует больше возможности раскрыть преступление, в том числе установить подозреваемых, их место нахождения, задержать их и пресечь в дальнейшем сопротивление органам предварительного расследования, которое может последовать позже.
В ч. 1 ст. 157 УПК РФ [1. ст. 4921] предусмотрено право возбуждения уголовного дела и производства по нему неотложных следственных действий при обнаружении признаков преступления, по которому обязательно производство предварительного следствия.
Не вызывает сомнений вопрос, касающийся понятия неотложных следственных действий. В п. 19 ст. 5 УПК РФ под неотложными следственными действиями понимаются действия, которые осуществляются органом дознания, после того, как было возбуждено уголовное дело, и по которому обязательно производство предварительного следствия, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, их изъятия и исследования. Проанализировав указанное понятие неотложных следственных действий, можно предположить, что производство неотложных следственных действий относится к исключительной компетенции органов дознания.
Данной позиции придерживаются также такие ученые, как Г. И. Загородский, А. Ю. Девятко [2]. Также, данная позиция прослеживается в определении В. Ю. Стельмах, который под неотложными следственными действиями понимает процессуальную деятельность органа дознания, сущность которой состоит в том, что при выявлении признаков преступления, по которому обязательно производство предварительного следствия, при невозможности незамедлительно возбудить уголовное дело правомочным производить расследование следственным органом, орган дознания возбуждает уголовное дело, и производит в соответствующие сроки следственные действия, необходимые для фиксации следов преступления, после чего передает уголовное дело следователю [6].
По нашему мнению, такое определение противоречит требованиям ч.5 ст. 152 УПК РФ [1, ст. 4921]. В соответствии с которой, правом производства неотложных следственных действий наделен не только орган дознания, но и следователь. Однако, следователем производятся неотложные следственные действия только по расследуемому делу, в ходе которого будет установлено, что данное дело неподследственно этому следователю.
С. В. Супрун раскрывает положения ч.5 ст. 152 УПК РФ, и приходит к выводу, что следователь вправе производить неотложные следственные действия по расследуемому делу, если изменение квалификации совершенного преступления вызвало изменение подследственности. В данном случае следователь производит неотложные следственные действия с целью закрепления следов преступления, после чего, уголовное дело должно быть направлено руководителю следственного органа для решения вопроса о передаче его по подследственности [7]. В данном случае, необходимо отметить, что возможно изменение подс1ледственности не только при переквалификации, но и при изменении места производства предварительного расследования, в том числе и установление точного статуса подозреваемого, обвиняемого, которое может привести к изменению подследственности.
Можно предположить, что предоставив органу дознания такие права как возбуждение уголовного дела о преступлениях, по которым производство предварительного следствия обязательно, и производства по ним неотложных следственных действий, законодатель придерживался того, что орган дознания предположительно ближе по времени и месту к совершенному общественно опасному деянию, исходя из этого, может первым обнаружить признаки такого преступления и приступить к обнаружению и закреплению следов.
Однако, исходя из правоприменительной практики, зачастую признаки преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, обнаруживаются не органом дознания, а следователем. Л. В. Васильев и А. А. Арутюнян отмечают, что в этом случае также подлежит применению институт неотложных следственных действий [8]. Аналогичной точки зрения придерживаются К. Б. Калиновский и А. В. Смирнов, при этом замечая, что для следователей при производстве ими следствия в случаях, предусмотренных ст. 152 УПК РФ, институт производства неотложных следственных действий можно применить по аналогии.
В случаях, когда возбуждение уголовного дела и производство по нему неотложных следственных действий осуществляется не органом дознания, а следователем, при условии, что такое уголовное дело ему заведомо неподследственно, то такие доказательства будут признаваться недопустимыми, так как они были получены с нарушением требований УПК РФ, которые устанавливают правила подследственности.
Наиболее полно отразить сущность неотложных следственных действий можно определив их как следственные и иные процессуальные действия, осуществляемые органом дознания или следователем после возбуждения уголовного дела, которое подследственно другому органу расследования, а также дознавателем, следователем по уголовному делу, находящегося в его производстве с момента установления неподследственности данного уголовного дела до момента принятия решения о направлении его по подследственности [4].
Также, законодателем не определен перечень следственных действий, подлежащих производству органом дознания. Исходя положений закона, можно предположить, что дознаватель вправе произвести любые следственные действия, когда они являются неотложными [5, c. 594-597].
Литература:
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 02.08.2019)// СЗ РФ, 24.12.2001
- Девятко А. Ю, Загорский Г. И., Загорский М. И. и др. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под общ. ред. Г. И. Загорского. М., 2016 // СПС «КонсультантПлюс»; Ведерникова О. М, Ворожцов С. А, Давыдов В. А. и др. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / отв. ред. В. М. Лебедев. М., 2014 // СПС «КонсультантПлюс».
- Кругликов А. П. Орган дознания производит предварительное следствие // 50 лет кафедре уголовного процесса УрГЮА (СЮИ): материалы междунар. науч.-практ. конф. (27–28 января 2005 г.). Екатеринбург, 2005. Ч. I.
- Супрун С. В. «Производство следователем неотложных следственных действий»// Российский следователь. 2010. № 3.// СПС КонсультантПлюс.
- Ишмухаметов Я. М., Япрынцев П. О. Производство и система следственных действий в уголовном процессе // Молодой ученый. 2015 № 22.
- Стельмах В. Ю. Неотложные следственные действия: процессуальные проблемы назначения и производства // Академическийюрид. журн. 2012. № 1. С. 15.
- Смирнов А. В., Калиновский К. Б. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ (постатейный) / под общ.ред. А. В. Смирнова. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2012 // СПС «КонсультантПлюс».
- Арутюнян А. А., Брусницын Л В., Васильев О. Л. и др. Курс уголовного процесса / под ред. Л. В. Головко. М., 2016 // СПС «КонсультантПлюс»