В статье рассматриваются особенности развития информационной компетентности старшеклассников посредством использования профориентационного фестиваля. Разведены понятия «информационная компетентность» и «информационная грамотность». Дана характеристика новому профессиональному виду деятельности — «цифровой куратор» и требованиям, которые необходимы для ее освоения. Приведено описание этапов организации профориентационного фестиваля «Цифровое кураторство» на базе университета.
Ключевые слова: цифровой куратор, информационная компетентность, информационная грамотность, профориентационная проба, информационные технологии, обучающиеся старших классов.
В настоящее время информационные технологии внедряются во все сферы жизнедеятельности человека. Происходит усложнение профессионально-информационных компетенций, ужесточаются требования работодателей к потенциальным сотрудникам относительно их умений грамотно выстраивать взаимодействие с различными субъектами и организациями в виртуальном пространстве. Для того, чтобы быть успешным на рынке труда, современный выпускник образовательной организации любого уровня должен владеть определенными умениями и навыками, позволяющими ему использовать информационные технологии для решения различных по своему масштабу и сути задач.
Поэтому одной из важнейших задач для современной школы становится вооружение обучающихся способностями к активной, самостоятельной обработке информации с использованием технологических средств, а одним из основных приоритетов общего образования — формирование у учащихся информационной компетентности и культуры [1]. На это и направлен профориентационный фестиваль «Цифровое кураторство», с помощью него у старшеклассников повысится уровень компетентности в информационной сфере.
В чем заключается суть «информационной компетентности» ив чем состоит ее зависимость от «информационной грамотности»?
Существует множество различных определений данных терминов, но все исследователи этого явления склоны утверждать, что информационная компетентность — базовая для успешного формирования полноценной личности. Различные авторы определяют понятия «информационная компетентность» и «информационная грамотность» не однозначно (О. Б. Зайцева, А. Л. Семенов, В. Л. Акуленко, М. Г. Дзугоева, Н. Ю. Таирова, О. М. Толстых).
Для начала разберемся с тем, что информационная грамотность, по мнению института информационных технологий в образовании ЮНЕСКО в лице Суви Туоминена (Suvi Tuominen), руководителя проекта, это набор компетенций, необходимых для получения, понимания, оценки, адаптации, генерирования, хранения и представления информации, используемой для анализа проблем и принятия решения. Информационно грамотные люди обладают следующими базовыми навыками: критическое мышление, умение анализировать информацию и использовать ее для самовыражения, способность к независимому обучению, созданию информации, готовность быть информированным гражданином и профессионалом, участвовать в государственной деятельности и демократических процессах, протекающих в обществе [4].
А что касается информационной компетенции, то С. В. Тришина, например, рассматривает ее, как интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности [3].
Кизик О. А. же относит к информационной компетентности: способность к самостоятельному поиску и обработке информации, необходимой для качественного выполнения профессиональных задач; способность к групповой деятельности и сотрудничеству с использованием современных коммуникативных технологий для достижения профессионально значимых целей; готовность к саморазвитию в сфере информационных технологий, необходимого для постоянного повышения квалификации и реализации себя в профессиональном труде [3].
Большинство исследователей сходится во мнении о том, что информационная компетентность — это многоуровневая категория. В разных работах можно встретить разное количество уровней информационной компетентность, которые составляют иерархию уровней. При этом, как правило, каждый последующий уровень включает особенности предыдущего и имеет собственные черты, отличающие его. По мере продвижения по этой «иерархической» лестнице формируется новое мышление и как результат — информационная компетентность. Следовательно, информационная компетентность развивается, при переходе с одного уровня на другой, при этом ее состояние каждый раз может быть диагностировано, исходя из соответствия структуры и содержания знаний и умений определенного уровня развития. [7]
Изучив различные точки зрения на эту предметную область, мы остановились на определении А. В. Хуторского, который считает, что информационная компетентность — это владение навыками по самостоятельному поиску, анализу, оцениванию, организации, представлению, передачи информации смоделированных/ спроектированных информационных объектов и процессов, для решения возникающих вопросов в какой-либо сфере деятельности с использованием современных средств информационных и коммуникационных технологий [3].
Таким образом, делаем вывод о том, что информационная грамотность является начальным уровнем формирования информационной компетентности и включает в себя использование информации для успешного включения в разнообразные виды деятельности и отношений.
Чем интересен иполезен «цифровой куратор» школе?
Сегодня каждый пятый подросток говорит о том, что школа не помогает определиться с направлением будущей трудовой деятельности, хотя в процессе воспитательной работы этому уделяется достаточное количество времени. На наш взгляд, проблема может заключаться в том, что большинство образовательных организаций только знакомит с различными направлениями, но не создает возможности для того, чтобы каждый обучающийся мог себя попробовать в том или ином виде деятельности. Причем не обязательно это должен быть какой-то продвинутый или глубокий уровень освоения целой профессии, достаточно будет реализации серии небольших проб какого-то конкретного вида деятельности, но такого, чтобы он был прост, понятен и адаптирован под возрастные особенности обучающихся.
Существует так называемое испытание или профессиональная проверка, которая моделирует элементы конкретного вида профессиональной деятельности и способствует сознательному, обоснованному выбору профессии — профессиональная проба. При прохождении профпробы школьник не только приобретает информацию о востребованности на рынке труда специалистов данного профиля, выполняемых ими функциях, условиях труда и возможностях карьерного роста, но и получает возможность выполнить профессиональное задание под руководством наставника. Профессиональная проба — это «погружение» в профессию. Она выступает своего рода «индикатором» правильности выбора сферы профессиональной деятельности [6].
Цифровой куратор — это профессия нового поколения, необходимая для достижения прорыва в цифровой грамотности наших граждан [5]. Получить ее не мешают ни возраст, ни уровень образования, ни профессиональный стаж. В этом ее большое преимущество. Для старшеклассников, цифровой куратор — это не только одно из направлений для профориентационной работы, но и хорошая возможность получить первый профессиональный опыт.
Начальный уровень освоения профессии «цифровой куратор» предполагает наличие квалификации «консультант-стажер», получить которую могут обучающиеся 10–11-х классов, закончившие специализированные курсы. Ребята, выбирающие это направление подготовки, смогут понять, подходит ли им сфера работы с людьми, с цифровыми продуктами, почувствовать свои сильные и слабые стороны в профессиональном общении. Те, кто найдет в этой сфере себя, смогут получить более продвинутый квалификационный уровень «цифрового куратора» — консультант. А в условиях набирающей темпы цифровизации образования, профессиональные знания и умения таких консультантов станут, как никогда, востребованы в социальной и образовательной сферах уже завтра. [2]
Для популяризации и знакомства с данной профессией, на наш взгляд, наиболее эффективной формой является фестиваль. Фестиваль это возможность для старшеклассников узнать о профессии не только со стороны теоретической, но и с практической. Обучающиеся старших классов хотят пробовать все на практики, так как быстрее они учатся именно на своих ошибках. А на фестивале через прохождения различных площадок и станций у них будет такая возможность.
Разработка иподготовка фестиваля «Цифровое кураторство— профессия будущего».
С целью ориентации старшеклассников общеобразовательных учреждений на получении профессии «цифровой куратор» нами был разработан и проведен фестиваль «Цифровое кураторство — профессия будущего» на базе нашего университета. В качестве участников мероприятия были приглашены учащиеся 10–11 классов средней общеобразовательной школы № 150 имени Героя Советского Союза В. С. Молокова».
Начиналось мероприятие с приветствия участников фестиваля, на котором их знакомили с целью данного фестиваля, представляли команду организаторов. Далее были организованы мини-лекции, которые познакомили обучающихся с новой для них профессией, объяснили ее актуальность и востребованность. Далее участники были распределены на группы случайным образом, каждой команде выдавался маршрутный лист, в соответствии с которым они должны были посетить 15 станций, направленных на развитие информационной грамотности. На каждой станции находился один куратор, который рассказывал группе обучающихся о том или ином «цифровом продукте», например: презентация с использованием гипер — ссылок; работа с тематическим словарём; как правильно сформулировать запрос в поисковой системе; сайт своими руками; приложения для развития воображения и другие.
В ходе работы на разных площадках, обучающиеся смогли попробовать себя в роли программистов, создавая сайты; узнали и попробовали отработать на практике полезные свойства поисковых систем; узнали о скрытых свойствах Microsoft Word и Microsoft PowerPoint и многое другое. Таким образом, делаем вывод о том, что на фестивале были созданы условия для развития цифровой компетентности обучающихся.
Обратная связь была организована в виде «Памятного забора», на котором все участники смогли оставить свои отзывы и впечатления о проведенном фестивале. Как показал проведенный анализ, более 60 % надписей касались содержания работы площадок, еще 20 % отмечали «хороших и интересных лекторов», остальные отмечали «высокий уровень организации мероприятия», «душевную атмосферу», «возможность узнать что-то новое» и.т.д. Но главным результатом, мы считаем тот факт, что около трети от всех участников фестиваля (а их было более 200 человек) заинтересовались данной профессией и спрашивали у организаторов о том, где и как этому можно научиться.
Таким образом, опираясь на результаты, проведенного профориентационного фестиваля, можем сделать вывод о том, что он способствовал формированию у старшеклассников положительного и привлекательного образа профессии «цифровой куратор». А благодаря дополнительному и правильно обустроенному погружению в информационную среду, где обучающимся поколения Z наиболее комфортно, нынешние старшеклассники теперь готовы попробовать себя в профессии «цифровой куратор» и развивать не только свое цифровое настоящее, но и организовывать работу по вовлечению в этот процесс других людей.
Литература:
- Парфенова Т. В. Развитие информационной компетентности учащихся в профильной школе. [Электронный ресурс]// КиберЛенинка — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-informatsionnoy-kompetentnosti-uchaschihsya-v-profilnoy-shkole (дата обращения 11.11.2019г.)
- Духанина Л. Цифровое кураторство — профессия, обращение в будущее. [Электронный ресурс]//Учительская газета — URL: http://ug.ru/archive/78643 (дата обращения 11.11.2019г.)
- Оценивание уровня информационной компетентности учащихся основной школы. [Электронный ресурс]// refleader — URL: http://refleader.ru/merujgjgejge.html (дата обращения 11.11.2019г.)
- Педагогические аспекты формирования медийной и информационной грамотности. [Электронный ресурс]// — URL: https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214708.pdf (дата обращения 11.11.2019г.)
- Профессиональный стандарт. Консультант в области развития цифровых компетенций населения (цифровой куратор). [Электронный ресурс]// — URL: https://www.znanierussia.ru/useful/Documents/project-digital.pdf (дата обращения 11.11.2019г.)
- Профессиональная проба как эффективная форма организации ранней профессионализации детей и молодежи. [Электронный ресурс]// — URL: https://infourok.ru/statya-na-temu-professionalnaya-proba-1735971.html (дата обращения 11.11.2019г.)
- Царева М. И. Информационная компетентность: теория и технология развития // Молодой ученый. — 2015. — № 17. — С. 580–583. — URL: https://moluch.ru/archive/97/21838/ (дата обращения: 11.11.2019).