Проблемы реализации экологических прав граждан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Несмотря на коронавирус, электронный вариант журнала выйдет 18 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шульгач Ю. А., Куликова К. Б., Сорокина К. И., Попова А. А. Проблемы реализации экологических прав граждан // Молодой ученый. — 2019. — №44. — С. 268-270. — URL https://moluch.ru/archive/282/63466/ (дата обращения: 05.04.2020).



В настоящее время реализация гражданами экологических прав обладает важным значением в связи с крайне негативной экологической обстановкой с одной стороны, а также с огромным объемом работы, проводимым в целях снижения негативного воздействия на окружающую среду.

Основные экологические права граждан закреплены, прежде всего, в Конституции Российской Федерации. В соответствии со статьей 42 Конституции РФ можно выделить три основных экологических права [1]:

1) право на благоприятную окружающую среду;

2) право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды;

3) право на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или его имуществу экологическим правонарушением.

Указанные экологические права находятся в тесной взаимосвязи. Так, например, в целях реализации права на благоприятную окружающую среду человек должен обладать достоверной информацией об окружающей среде.

Кроме Конституции РФ экологические права граждан закреплены в таких нормативных правовых актах как Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (глава III), Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (статья 8), Федеральный закон от 09.01.1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» (глава 6) и др.

Анализ указанных нормативных актов позволяет сделать вывод об отсутствии в Российской Федерации системы экологических прав граждан, положения законов являются разрозненными, зачастую, права просто перечисляются (без раскрытия их содержания и механизма реализации). Данное обстоятельство существенно затрудняет возможность реализации экологических прав на практике.

Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» даёт понятие благоприятной окружающей среды, под которой понимается «окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов» [3]. Однако в законодательстве не указаны критерии, характеризующее качество окружающей среды. А. Ю. Хворостов в качестве критерия благоприятной окружающей среды предлагает применять уровень здоровья населения [8, с. 248], М. В. Светличная в качестве критериев указывает соответствие среды требованиям незагрязненности, ресурсоёмкость, экологическое устойчивость, видовое разнообразие и сохранение естественных экосистем [7, с. 2].

Право на благоприятную окружающую среду в настоящее время остается скорее формально-закрепленным, чем имеющим место в действительности. Так, согласно данным Обзора состояния и загрязнения окружающей среды в Российской Федерации за 2018 год в 46 городах (21 % городов) качество атмосферного воздуха характеризовалось высоким или очень высоким уровнем загрязнения, при этом около 60 % городов расположены в Сибирском федеральном округе [9]. В 37 городах с населением 12,6 млн. человек были отмечены максимальные концентрации примесей выше 10 ПДК.

При этом не наблюдается тенденция к снижению уровню загрязнения окружающей среды, количество населенных пунктов с очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха остается практически неизменным. Данное обстоятельство вызвано с отсутствием эффективного механизма предотвращения загрязнения, стимулирующего субъекты хозяйствования сокращать выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.

Право граждан на информацию о состоянии окружающей среды конкретизировано в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [4]. Однако данный закон содержит лишь общие положения относительно права граждан на получение любой необходимой информации. В качестве гарантии соблюдения права граждан на информацию статьёй 5.39 КоАП РФ установлена ответственность для лиц, не предоставивших необходимую информацию [2]. Однако указанные нормы не получили существенной реализации на практике.

Для эффективной реализации гражданами своих прав, в том числе экологических, необходим действенный механизм исполнения соответствующих обязанностей со стороны государственных органов. Несмотря на то, что ст. ч.2 ст. 24 и ч. 4 ст. 29 Конституции закреплены обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять каждому информацию, касающуюся его прав и свобод, на практике данные нормы реализуются не в полной мере.

Право на возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением, реализуется путем обращения пострадавшего лица с иском в суд в соответствии с порядком, установленным ст. 75–80 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». При этом обратиться с иском может не только пострадавший, а любое заинтересованное лицо, в том числе в целях защиты неограниченного круга лиц. В то же время механизм возмещения вреда недостаточно разработан, в частности, рассмотрение иска в отношении неопределенного круга лиц зачастую делает невозможным установление лиц, которым непосредственно был причинен вред экологическим правонарушением и которым должна быть выплачена компенсация [6, с. 153]. Более того, в настоящее время отсутствует методика определения размера причиненного вреда, для доказательства причинения вреда необходимо проведение дорогостоящей экспертизы.

Проблемой реализации экологических прав граждан является и отсутствие реального механизма защиты экологических прав. Как показывает практика, граждане крайне редко участвуют в законотворческой деятельности, касающихся экологии [5, с. 612]. Несмотря на установленные в законодательстве меры дисциплинарной, административной и уголовной ответственности, данные нормы на практике практически не применяются, граждане, зачастую, не обращаются в судебные и правоохранительные органы за защитой своих экологических прав.

С учетом изложенных обстоятельств, можно сделать вывод, что в процессе реализации экологических прав в Российской Федерации граждане сталкиваются с такими проблемами как: сложности в получении достоверной информации о состоянии окружающей среды, минимальная возможность влиять на принятие нормативных актов в сфере экологии и контроля за их выполнением, отсутствие действенного механизма защиты экологических прав граждан.

В целях решения обозначенных проблем необходимо, прежде всего, внести соответствующие изменения в законодательство Российской Федерации, в частности, определить критерии благоприятной окружающей среды, закрепить гарантии предоставления достоверной информации об окружающей среды и механизм получения данной информации, установить порядок определения размера вреда, причиненного экологическим правонарушением и т. д. Следует признать обоснованной точку зрения некоторых авторов о необходимости принятия отдельного закона «О доступе к экологической информации» [6, с. 152] Целесообразно также внесение в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на снижение выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собр. законодательства РФ. — 04.08.2014. — № 31. — ст. 4398.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Рос. газ. — 2001. — № 256. — 31 дек.
  3. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об охране окружающей среды» // Рос. газ. — 2002. — № 6. — 12 янв.
  4. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 18.03.2019) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Рос. газ. — 2006. — № 165. — 29 июл.
  5. Коробова А. П., Кавкаева Ю. А. Анализ проблем реализации экологических прав граждан в рамках системы экологического права Российской Федерации // Аллея науки. — 2019. — Т. 1. — № 1. — С. 610–613.
  6. Кравцова Е. А., Евтушенко В. И. Исторические предпосылки и современные проблемы законодательного закрепления механизма реализации экологических прав граждан в Российской Федерации // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). — 2019. — № 1. — С. 148–155.
  7. Светличная М. В. К вопросу об определении понятия «благоприятная окружающая среда» // Политика, государство и право. — 2012. — № 1. — С. 1–5.
  8. Хворостов А. Ю. Экологические права человека и гражданина: преодоление трудностей реализации // Юридические препятствия в реализации и защите прав и законных интересов: сб. науч. тр. / сост. В. Ю. Панченко, А. А. Петров. — Красноярск: Центр информации, 2015. — С. 245–255.
  9. Официальный сайт Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.meteorf.ru/upload/iblock/41e/Obzor_2018.pdf (дата обращения: 07.10.19).
Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, благоприятная окружающая среда, гражданин, экологическое правонарушение, достоверная информация, Российская Федерация, атмосферный воздух, необходимая информация, высокий уровень загрязнения, III.


Похожие статьи

атмосферный воздух, Башкортостан, окружающая среда, III...

Однако загрязнение окружающей среды происходит не только в результате аварийных ситуаций и

Право на охрану здоровья находится в тесной взаимосвязи с правом граждан на

окружающая среда, Российская Федерация, атмосферный воздух, высокое загрязнение...

Проблема реализации экологических прав граждан

окружающая среда, Российская Федерация, благоприятная окружающая среда, атмосферный воздух, охрана, экологическая эффективность

Благоприятная окружающая средаокружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование...

Конституционное право граждан на экологическую информацию

В статье раскрываются проблемы обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на получение экологической информации.

окружающая среда, Российская Федерация, благоприятная окружающая среда, атмосферный воздух, охрана...

Проблемы экологического законодательства и их влияние на...

окружающая среда, Российская Федерация, благоприятная окружающая среда, атмосферный воздух, охрана

Благоприятная окружающая средаокружающая среда, качество которой. Экологическая политика в стране осуществляется через определенные...

Актуальные проблемы экологических преступлений

окружающая среда, Российская Федерация, Казахстан, экологическая безопасность. Одним из основных таких прав как раз является право на

Благоприятная окружающая средаокружающая среда, качество которой. Ключевые слова: экологический контроль (надзор)...

Экологический вред: к вопросу о понятии и особенностях...

Право на благоприятную окружающую среду предоставляет каждому гражданину на законодательном уровне защиту от негативного

В ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» понятие благоприятной среды представляется как окружающая среда...

Оценка уровня экологической безопасности Калининградской...

Последствие загрязнения воздуха — в области уровень заболеваемости туберкулезом выше, чем в среднем по РФ. В 2017 г. качество воздуха в Калининградской области немного улучшилось и остается несколько ниже уровня загрязнения в целом по стране.

Ответственность за нарушение правил охраны атмосферного...

Характеристика уровня загрязнения воздуха в 2013 году: наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в России проводились в

В связи со снижением уровня загрязнения атмосферного воздуха по сравнению с 2012 годом в Приоритетный список не вошли Ачинск...

Вопросы кодификации экологического законодательства РФ

Как опубликовать статью. Полезная информация.

Российская Федерация, окружающая среда, акт, экологическое законодательство, норма, Конституция России

Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, Российская Федерация, благоприятная...

Похожие статьи

атмосферный воздух, Башкортостан, окружающая среда, III...

Однако загрязнение окружающей среды происходит не только в результате аварийных ситуаций и

Право на охрану здоровья находится в тесной взаимосвязи с правом граждан на

окружающая среда, Российская Федерация, атмосферный воздух, высокое загрязнение...

Проблема реализации экологических прав граждан

окружающая среда, Российская Федерация, благоприятная окружающая среда, атмосферный воздух, охрана, экологическая эффективность

Благоприятная окружающая средаокружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование...

Конституционное право граждан на экологическую информацию

В статье раскрываются проблемы обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на получение экологической информации.

окружающая среда, Российская Федерация, благоприятная окружающая среда, атмосферный воздух, охрана...

Проблемы экологического законодательства и их влияние на...

окружающая среда, Российская Федерация, благоприятная окружающая среда, атмосферный воздух, охрана

Благоприятная окружающая средаокружающая среда, качество которой. Экологическая политика в стране осуществляется через определенные...

Актуальные проблемы экологических преступлений

окружающая среда, Российская Федерация, Казахстан, экологическая безопасность. Одним из основных таких прав как раз является право на

Благоприятная окружающая средаокружающая среда, качество которой. Ключевые слова: экологический контроль (надзор)...

Экологический вред: к вопросу о понятии и особенностях...

Право на благоприятную окружающую среду предоставляет каждому гражданину на законодательном уровне защиту от негативного

В ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» понятие благоприятной среды представляется как окружающая среда...

Оценка уровня экологической безопасности Калининградской...

Последствие загрязнения воздуха — в области уровень заболеваемости туберкулезом выше, чем в среднем по РФ. В 2017 г. качество воздуха в Калининградской области немного улучшилось и остается несколько ниже уровня загрязнения в целом по стране.

Ответственность за нарушение правил охраны атмосферного...

Характеристика уровня загрязнения воздуха в 2013 году: наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в России проводились в

В связи со снижением уровня загрязнения атмосферного воздуха по сравнению с 2012 годом в Приоритетный список не вошли Ачинск...

Вопросы кодификации экологического законодательства РФ

Как опубликовать статью. Полезная информация.

Российская Федерация, окружающая среда, акт, экологическое законодательство, норма, Конституция России

Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, Российская Федерация, благоприятная...

Задать вопрос