Эффективность управления образовательной организацией — это важный показатель результативности управляющей системы, который требует постоянного совершенствования. В статье рассматриваются основные направления повышения эффективности управленческой деятельности заместителя директора по УВР в начальной школе.
Ключевые слова: управление образовательной организацией, эффективность управления, заместитель директора, начальная школа.
Управление образовательной организацией (в частности школой) в значительной мере отличается от управления коммерческой структурой. Это следует хотя бы из того, что заметно отличаются цели, реализуемые образовательной и коммерческой организацией, а также объекты управления [1, c.34].
Управление современной образовательной организацией складывается из правильного выбора целей и задач, изучения и глубокого анализа достигнутого уровня качества образовательной деятельности, системы рационального планирования; выявления и распространения передового педагогического опыта и использования достижений педагогической науки в подготовке педагогов к работе с обучающимися; эффективного контроля и проверки исполнения.
Руководитель образовательной организации стремится учесть тенденции преобразований в обществе, запросы родителей, интересы детей и профессиональные возможности педагогов, осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса и эффективного управления им.
Эффективность управления — это относительная характеристика результативности деятельности конкретной управляющей системы, отражающаяся в различных показателях как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности.
Основные понятия эффективности управления:
− эффективность труда управленцев;
− эффективность принятия решений;
− эффективность системы управления и коммуникаций;
− эффективность механизма (метода) управления [2, с.43].
Эффективность управления образовательной организацией напрямую зависит от умения руководителя осознавать себя и свои личные цели, правильно распределять время и усилия [3, с.24].
Руководитель является лидером в системе управления, поэтому руководство различными процессами в организации, а также качество образования в решающей степени будет зависеть от его личностных качеств и профессиональных умений. Поэтому заместитель директора по УВР в начальной школе должен постоянно анализировать свою деятельность и совершенствовать себя. Для этого он должен наметить план управленческого саморазвития.
В начале процесса по повышению эффективности управленческой деятельности заместитель директора определяет главную цель, которую он хочет достичь и отдельные задачи, которые будут способствовать её достижению. Далее определяет круг заинтересованных лиц, которые будут способствовать повышению эффективности управленческой деятельности, выбирает методы и формы работы, намечает этапы работы и определяет результаты.
В ходе опытной работы, которая была проведена в средней общеобразовательной школе, нами были выявлены следующие недостатки в работе заместителя директора:
− слабый управленческий контроль;
− неслаженная организация учебно-воспитательного процесса в начальной школе;
− несвоевременное заполнение и ведение документооборота;
− нарушена передача информации между заместителем директора по УВР в начальной школе и учителями.
Для устранения вышеперечисленных недостатков нами были определены следующие основные направления повышения эффективности деятельности заместителя директора:
- Организация учебно-воспитательного процесса в начальной школе.
Включает следующие виды деятельности:
− составление личного плана работы для заместителя директора;
− разработка плана работы учителей начальной школы;
− чёткое распределение обязанностей между заместителем директора — управленцем и учителями.
Для работы по данному направлению заместитель директора должен составить последовательный план своей работы на четверть, а также ежедневное планирование дел. Для успешного планирования управленец может использовать различные формы и технологии работы. Самой эффективной с точки зрения практики мы считаем тайм-менеджмент. Тайм-менеджмент — это технология организации времени и повышения эффективности его использования. Управленец распределяет свои дела по важности выполнения и времени.
- Повышение эффективности системы управленческого контроля.
Управленческий контроль — важная функция менеджмента. Повышая эффективность системы управленческого контроля, заместитель директора по УВР в начальной школе имеет возможность выявить как личные ошибки, так и ошибки, допущенные сотрудниками. В процессе реализации контролирующей функции руководитель производит оценку достигнутых ранее целей и задач.
- Повышение качества взаимодействия и обмена информацией в образовательной организации.
Данное направление служит повышению информированности учителей начальной школы о важных событиях, делах, планах. В рамках данного направления заместитель директора должен лично выбрать удобный способ передачи, обмена информации между коллегами. Будет это личное осведомление учителей о важных новостях, создание стенда, где появляется актуальная информация для учителей, или же применение современных технологий — использование известных мессенджеров, где учителя могли бы обмениваться интересующей их информацией — всё это зависит от возможностей управленца и подчиненных.
- Работа над культурой руководства.
Заместитель директора по УВР в начальной школе — это такой руководитель, кто кроме управленческой деятельности может оказать помощь учителю: подсказать, объяснить причины неудач; такой человек, кто не только требует, но и способен показать личным примером, как добиться той или иной педагогической цели. Заместитель директора — это не только начальник, но и пример для учителей, друг, наставник, к которому можно в трудной ситуации обратиться за помощью, советом. Эффективность работы по данному направлению определяется доверительностью, сплочённостью и заинтересованностью коллективом своей работой. В рамках этого направления заместитель директора может провести внеплановые тематические собрания методического объединения начальной школы в интересных интерактивных формах, где управленец и его коллеги делились бы своими проблемами, трудностями, успехами, возникающими в процессе работы, а также обменивались ценным опытом.
- Самоанализ управленческой деятельности.
Анализ своей профессиональной деятельности, выявление слабых и сильных сторон. Работа над недостатками может осуществляться как самостоятельно, так и заключаться в посещение различных тренингов, курсов по повышению квалификации и т. д.
Следует отметить, что названные направления повышения эффективности всегда взаимосвязаны. Без составления чёткого плана работы заместитель директора не может распределить грамотно своё рабочее время, где бы хватало времени и на контроль над качеством уроков, мероприятий, и для решения рабочих проблем, и для обмена информацией и общения с учителями. Заинтересовавшись жизнью коллектива, управленец совершенствует свою культуру руководства, и конечно, работает над своими слабыми сторонами, ведь заместитель директора — пример для своих коллег учителей.
Литература:
- Абрамова М. Н. Организация работы заместителя директора начальных классов. — М.: Владос, 2002. — 144 с.
- Пивнев Е. С. Теория управления. Учебное пособие. — Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2005. — 246 с.
- Поташник М. М. Управление развитием школы: пособие для руководителей образовательных учреждений. — М.: Новая школа, 1995. — 464 с.