Проблемы информационного обеспечения таможенных органов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №42 (280) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 21.10.2019

Статья просмотрена: 3205 раз

Библиографическое описание:

Понаморева, А. О. Проблемы информационного обеспечения таможенных органов / А. О. Понаморева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 42 (280). — С. 204-206. — URL: https://moluch.ru/archive/280/63185/ (дата обращения: 26.04.2024).



Развитие экономики в эпоху технического прогресса во многом определяется передовыми информационными технологиями, без которых невозможно представить дальнейшее развитие общества. Отправной точкой информационного прогресса в полной мере является формирование единого всемирного информационного пространства, создание технологий и глобальных информационных систем, структурирование информационных потоков и ресурсов, а также формирование рынка информационных продуктов и услуг.

Применение информационных и инновационных технологий в органах государственной власти на современном этапе особенно актуально, поскольку их деятельность непосредственно сопряжена с необходимостью обработки и анализа большого массива данных и информации. Именно применение передовых информационных технологий является основополагающим фактором, определяющим тенденции развития Федеральной таможенной службы Российской Федерации (ФТС России) и инструментов администрирования. С целью повышения эффективности таможенного контроля и совершенствования таможенных операций внедряются новые информационные технологии [1]:

− функционирование транспортной системы с быстрой и надежной передачей информационных данных таможенным органам;

− система электронного предварительного информирования;

− усовершенствованная система электронного декларирования;

− технология авторегистрации деклараций;

− технология автовыпуска деклараций;

− усовершенствованные базы данных, обеспечивающие хранение и статистическую обработку большого количества таможенных документов [3].

Информационная система таможенных органов является одной из самых больших и динамических систем, которая состоит из большого числа элементов, реализующих функции внешнеэкономической деятельности. Управленческая система таможенных органов имеет многоуровневую структуру, обширные внутренние и внешние связи, где взаимодействуют разнообразные материальные, трудовые и финансовые ресурсы, отражающие их информационные потоки. Для того чтобы такая сложная система нормально функционировала, осуществляется управление, как отдельными структурными элементами, так и системами в целом.

Основу таможенного дела государства составляет его таможенная политика, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров, транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие функции реализации таможенной политики [4].

Центральное место в проблеме совершенствования таможенной системы занимает проблема оценки и, соответственно, повышения эффективности ее системы управления. Одна из основных причин, повлекших за собой наличие такой проблемы — низкий уровень процессов оперативного и стратегического управления деятельностью таможенных органов. Также остаются актуальными нерешенные задачи оценки эффективности и оптимизации деятельности таможенных органов и отсутствие должного приведения их штатной численности в соответствии с целями, задачами, функциями и объемами деятельности [5].

В настоящее время основные вопросы автоматизации частично решаются в рамках политики единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) ФТС России. При этом в ЕАИС реализованы лишь отдельные задачи, такие как автоматизация функций ввода информации, ее обработки, хранения, контроля, формирования отчетов и других информационных и справочных документов таможенных органов [1].

Основным составляющим информационно-технической политики является целенаправленная деятельность ФТС России по информатизации таможенных органов, а также обеспечение эксплуатации объектов информационно-технической инфраструктуры. Информатизация таможенных органов — самостоятельное и приоритетное направление ФТС России, представляющее собой процесс внедрения передовых информационных технологий в таможенном деле.

В настоящее время проводится кардинальная модернизация ФТС России в соответствии с Целевой программой развития таможенных органов. Также осуществляются меры по приведению их в соответствие с международной практикой таможенного дела [2].

К сожалению, в таможенном деле имеется существенный ряд проблем, решение которых требует урегулирования. Одной из актуальных проблем на сегодняшний день является недостаточная эффективность проведения таможенного контроля при перемещении физических лиц, товаров и транспортных средств через таможенную границу. Решение данной проблемы будет целесообразно начать с внедрения передовых инновационных технологий, позволяющих усовершенствовать таможенный контроль, своевременно и эффективно применять передовые технические средства контроля для выявления и предупреждения различных видов нарушений таможенного законодательства [5]. Таким образом, назревает необходимость в создании межведомственной автоматизированной системы сбора, хранения и обработки информации, используемой при осуществлении государственного контроля соответствующими службами. Кроме того, эта система может минимизировать сроки проведения таких таможенных процедур, как предварительное информирование, электронное оформление и декларирование грузов. Но процессы глобализации и информатизации экономических связей приводят к усложнению ориентации не только коммерческих организаций, но и государственных служб, что означает, с одной стороны, возрастание роли управления ими, а с другой — положительные изменения во всей структуре и методах управления. Реализация данных обязательств обеспечивается путем применения новейших методов, таких как контроль на основе управления рисками, стандартизации и унификации таможенных процедур и использования передовых информационно-коммуникационных технологий.

Таким образом, одним из этапов повышения эффективности проведения таможенных процедур будет создание и внедрение новых информационных технологий, которые будут способствовать поддержке в деятельности государственных организаций, упрощении сбора и обработки статистических данных о количестве и характере перемещаемых грузов, полноте загрузки транспортных средств. Для того чтобы такие информационные модели оперативно функционировали без ошибок, необходимо пользоваться более точными данными, полученными от различных государственных служб [6].

В настоящее время таможенные органы продолжают проведение мероприятий по созданию, обеспечению функционирования и развитию Интегрированной информационной системы ЕАЭС. Данная система является совокупностью интеграционного сегмента Евразийской экономической комиссии и национальных сегментов, объединенных защищенными каналами передачи данных [2]. Проект разработан на основе Концепции Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли. Целью Концепции является эффективное регулирование внешней и взаимной торговли, осуществление таможенного и других видов государственного контроля с использованием информационных технологий [1].

Интегрированная информационная система внешней и взаимной торговли должна была реализовать механизм «единого окна», объединяющий на основе международных стандартов обмена данными интеграционный сегмент самого Таможенного Союза и национальные сегменты «единого окна» Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации [1].

К сожалению, ни Российская Федерация, ни остальные государства — члены ЕАЭС в настоящее время не имеют механизма «единого окна» и с его разработкой не спешат. Для реализации механизма «единого окна» необходимы [1]:

− национальная программа реализации механизма «единого окна», определяющая план-график, источники финансирования и ответственных исполнителей;

− единый орган, уполномоченный осуществлять прием данных от участников внешнеэкономической деятельности через механизм «единого окна» и передачу другим государственным органам;

− единый перечень стандартизированных документов;

− единый пропускной канал (система передачи данных) «единого окна».

Ни одно из вышеперечисленных условий в системе ФТС России еще не выполнено, несмотря на существование нескольких программ и планов по созданию и развитию механизма «единого окна».

Обобщив вышеизложенное, можно сделать вывод, что для расширения интеграции и повышения ее эффективности в условиях ЕАЭС необходима консолидация усилий государств-членов ЕАЭС, направленных на создание и реализацию единого высокоэффективного информационного обеспечения целого ряда процессов, осуществляемых в условиях ЕАЭС.

В перспективе планируется, что ИИС ЕАЭС обеспечит информационную поддержку по вопросам таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин. Ожидаемый результат внедрения такой системы — повышение информированности, снижение издержек при осуществлении административных процедур, доступ участников ВЭД к межгосударственным услугам.

Литература:

  1. Постановление Правительства РФ от 08 сентября 2010 г. № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия».
  2. Стратегия развития Таможенной службы Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]: [распоряжение Правительства от 28 декабря 2012 г. № 2575-р] –г. Москва.
  3. Малышенко Ю. В. Информационные таможенные технологии: учебник. Часть 1/ Ю. В. Малышенко, В. В. Федоров. — М.: РИО РТА, 2007–352с.
  4. Кухаренко В. Б. Модернизация таможенной службы. Монография — М.: ИЦ «Классика» // 2000.
  5. Бормотова Е. Г. Межведомственное информационное взаимодействие элемент совершенствования организации и повышения эффективности деятельности таможенных органов // Е. Г. Бормотова //ТДР. 2013.
  6. Томачкова Д. Г., Чусковская Т. Н. Система электронного декларирования товаров в таможенных органах в современных условиях/ Сервис публикации документов // 2016 г.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, орган, таможенный контроль, взаимная торговля, интегрированная информационная система, Российская Федерация, система, внешнеэкономическая деятельность, государственный контроль, интеграционный сегмент.


Похожие статьи

Таможенный контроль после выпуска товаров: современные...

Кокнаева М.Д. Система таможенного контроля после выпуска товаров в РФ / Сборник материалов международной межвузовской

таможенно-тарифное регулирование, Таможенный союз, внешнеэкономическая деятельность, Российская Федерация...

Регулирование интеграционного развития регионов Евразийского...

Российская Федерация является участницей целого ряда международных интеграционных

Если мы обратимся к статистике внешней торговли России с Казахстаном и Белоруссией, то

По результатам более подробного анализа показателей экспорта и импорта России с...

Оптимизация таможенного контроля товаров, ввозимых на...

таможенный контроль, выпуск товаров, таможенное законодательство, Российская Федерация, Россия, межведомственное

Ключевые слова: таможенный контроль, таможенный контроль после выпуска товаров, таможенный аудит, посттаможенный контроль.

Проблемы взаимодействия таможенных органов и участников...

Ключевые слова: взаимодействие, таможенные органы, участники внешнеэкономической деятельности, система управления рисками.

Таможенные органы осуществляют свою деятельность в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ и ТС, а также...

Таможенный контроль: понятие, виды, формы и методы

Таможенный контроль — это одно из средств реализации таможенной политики Российской Федерации, которое представляет собой совокупность мер, осуществляемых органами таможенной службы в целях обеспечения соблюдения всеми участниками...

Особенности таможенного оформления в условиях...

Казахстан , Российская Федерация, интеграционная группировка, таможенное

Взаимная торговля Российской Федерации сгосударствами— членами ЕАЭС в 2017 году.

Для оптимизации проведения таможенного контроля товаров, ввозимых на таможенную...

Особенности механизма управления в единой системе...

«В условиях происходящих интеграционных процессов таможенные органы способствуют выполнению интересов государства во внешней

таможенно-тарифное регулирование, Таможенный союз, внешнеэкономическая деятельность, Российская Федерация...

Пути совершенствования таможенно-тарифного регулирования...

Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности играет ключевую роль в развитии Российской Федерации, как для внутренней политики, так и на международной арене. В период развития торговли мирового уровня, расширения границ взаимодействия...

Стратегическая программа таможенного сотрудничества ЕС...

Перспективы совершенствования таможенного регулирования... Казахстан, Российская Федерация, интеграционная группировка

Таможенный союз, Евразийский экономический союз, внешняя торговля, Российская Федерация, Единый таможенный тариф, Единое...

Похожие статьи

Таможенный контроль после выпуска товаров: современные...

Кокнаева М.Д. Система таможенного контроля после выпуска товаров в РФ / Сборник материалов международной межвузовской

таможенно-тарифное регулирование, Таможенный союз, внешнеэкономическая деятельность, Российская Федерация...

Регулирование интеграционного развития регионов Евразийского...

Российская Федерация является участницей целого ряда международных интеграционных

Если мы обратимся к статистике внешней торговли России с Казахстаном и Белоруссией, то

По результатам более подробного анализа показателей экспорта и импорта России с...

Оптимизация таможенного контроля товаров, ввозимых на...

таможенный контроль, выпуск товаров, таможенное законодательство, Российская Федерация, Россия, межведомственное

Ключевые слова: таможенный контроль, таможенный контроль после выпуска товаров, таможенный аудит, посттаможенный контроль.

Проблемы взаимодействия таможенных органов и участников...

Ключевые слова: взаимодействие, таможенные органы, участники внешнеэкономической деятельности, система управления рисками.

Таможенные органы осуществляют свою деятельность в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ и ТС, а также...

Таможенный контроль: понятие, виды, формы и методы

Таможенный контроль — это одно из средств реализации таможенной политики Российской Федерации, которое представляет собой совокупность мер, осуществляемых органами таможенной службы в целях обеспечения соблюдения всеми участниками...

Особенности таможенного оформления в условиях...

Казахстан , Российская Федерация, интеграционная группировка, таможенное

Взаимная торговля Российской Федерации сгосударствами— членами ЕАЭС в 2017 году.

Для оптимизации проведения таможенного контроля товаров, ввозимых на таможенную...

Особенности механизма управления в единой системе...

«В условиях происходящих интеграционных процессов таможенные органы способствуют выполнению интересов государства во внешней

таможенно-тарифное регулирование, Таможенный союз, внешнеэкономическая деятельность, Российская Федерация...

Пути совершенствования таможенно-тарифного регулирования...

Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности играет ключевую роль в развитии Российской Федерации, как для внутренней политики, так и на международной арене. В период развития торговли мирового уровня, расширения границ взаимодействия...

Стратегическая программа таможенного сотрудничества ЕС...

Перспективы совершенствования таможенного регулирования... Казахстан, Российская Федерация, интеграционная группировка

Таможенный союз, Евразийский экономический союз, внешняя торговля, Российская Федерация, Единый таможенный тариф, Единое...

Задать вопрос