Пути совершенствования таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в РФ в условиях глобализации экономики | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 20. Международное право

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Актуальные проблемы права» (Москва, декабрь 2017)

Дата публикации: 16.11.2017

Статья просмотрена: 4293 раза

Библиографическое описание:

Платонова, И. С. Пути совершенствования таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в РФ в условиях глобализации экономики / И. С. Платонова. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 103-106. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/282/13270/ (дата обращения: 26.04.2024).



В современных условиях глобализации экономики внешняя экономическая деятельность государств требует усиленного внимания. Наблюдается прогрессивное развитие форм международной торговли, ключевую роль в котором играет таможенно-тарифное регулирование внешней экономической деятельности.

В данной статье таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности рассматривается с точки зрения государственной системы, необходимой для осуществления внешнеторговой деятельности. На сегодняшний день количество инструментов системы таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в РФ является достаточно большим и динамично увеличивающимся. Именно поэтому уделить внимание особенностям применения методов таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности является значимым.

Необходимо выполнение протекционистских мер национальной экономики одновременно с поддержанием высокого уровня конкуренции отечественного производства; соблюдение обязательств, предписанных политическими и экономическими объединениями, а также выполнение эффективного товарооборота с целью наращивания прибыли отечественной экономики.

Вследствие этого, вопрос об эффективном таможенно-тарифном регулировании внешнеэкономической деятельности является актуальным.

Для того, чтобы предложить пути совершенствования таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ, необходимо изучить всю систему, включающую основные элементы таможенно-тарифного регулирования и сделать соответствующие выводы о текущей ситуации:

  1. Для создания устойчивого положения национальной экономики государству необходимо использовать эффективные меры воздействия на внешнеэкономическую деятельность, где ключевым инструментом является таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности.
  2. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности, играя ключевую роль для обеспечения эффективной внешнеэкономической деятельности государства, а также оказывая влияние на национальную экономику стран, представляет собой сложную систему, функционирование которой законодательно регламентируется нормативно-правовой базой и находится в постоянном развитии за счет прогрессивного взаимодействия государств.
  3. Таможенный тариф играет важную роль в системе таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности государства. Таможенный тариф можно охарактеризовать в качестве важнейшего экономического регулятора, который оказывает непосредственное воздействие на торговые потоки страны, ее положение в системе международной торговли, на ход обмена товарами и услугами между странами, на развитие национальной экономики в целом.
  4. Таможенное декларирование товаров является важным элементом системы таможенно-тарифного регулирования, унифицирующим форму подачи заявлений на те или иные товары, что позволяет добиться строгой регламентации системы в целом.
  5. Строгая регламентация порядка осуществления возможных таможенных процедур позволяет добиться ввоза товаров на территорию Российской Федерации по единым установленным правилам и сократить число возможных инцидентов.
  6. Используемая точность классификации товаров, обусловленная товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, позволяет повысить эффективность осуществления государством мер таможенно-тарифного регулирования. Кроме того, это позволяет повысить объективность таможенной статистики внешней торговли, что играет важную роль при последующей выработке таможенной политики.
  7. Необходимо отметить, что таможенные платежи играют важную роль в системе государственных доходов, поэтому их место в системе таможенно-тарифного регулирования является также строго регламентированным.
  8. Определение страны происхождения товаров и определение таможенной стоимости товаров представляют собой значимые инструменты таможенно-тарифного регулирования, позволяющие осуществлять необходимые таможенные процедуры по унифицированным и строго регламентированным правилам.
  9. В условиях глобализации экономики происходят изменения, слияния, интеграция различных компаний с целью повышения эффективности осуществления национальной политики, улучшения состояния экономик стран-участниц различных союзов. Все прогрессивные изменения призваны привести к положительным результатам. Одним из ключевых моментов стало создание Евразийской экономической комиссии, которой Комиссия Таможенного союза передала свои полномочия 18 ноября 2011 г. В период с 2007–2012 гг. регулирование таможенной деятельности происходило Комиссией Таможенного союза, представляющей собой регулирующий орган Таможенного союза Евразийского экономического союза. Состав Комиссии Таможенного союза: Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация. Комиссия Таможенного союза осуществляла исполнительскую деятельность в соответствии с принятыми решениями Межгосударственными советами, производила контроль за исполнением международных договоров, касающихся вопросов формирования Таможенного союза, а также выдвигала предложения по эффективному осуществлению работ Таможенного союза. Это является одним из важнейших шагов на пути к эффективному взаимодействию Евразийского экономического союза, Таможенного союза и Единого экономического пространства в разрезе глобализации экономики. Значимым моментом является вступление в силу нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, в котором важным моментом является учет многих аспектов, исходя из современных условий внешнеэкономической деятельности государств, а также из опыта предыдущих лет функционирования таможенных органов.

Таким образом, принимая во внимания основные выводы, сделанные по текущей ситуации в области таможенно-тарифного регулирования, можно предложить следующие пути совершенствования таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Во-первых, говоря о таможенных тарифах, наиболее эффективным является использование сложных тарифов, нежели простых или, иными словами, многоколонных, нежели одноколонных тарифов. Это позволит обеспечить гибкость тарифов в свете усложнения самого процесса внешней торговли в условиях глобализации. Происходит прогрессивное увеличение категорий товаров, обмен товарами становится более интенсивным. Кроме того, таможенный тариф включает в себя информацию об участии в договорах международного уровня, которые, в свою очередь, могут подтверждать предоставление странами друг другу режима наибольшего благоприятствования — важный момент в условиях глобализации экономики и осуществления внешнеэкономической деятельности, в целом.

Во-вторых, несмотря на очевидные преимущества развития глобализации в мировых масштабах, перемещение товаров через границы влечет за собой множество обязанностей со стороны правовых органов государств. Соответственно при либерализации торговой деятельности между странами необходимо осуществлять постоянный мониторинг и вести строгий учет за выполнением своевременных платежей, осуществлять меры по борьбе с контрабандами, а также не допускать импортирование фальсифицированной в области качества продукции.

В-третьих, для обеспечения высокого уровня конкурентоспособности национальных товаров необходимо произвести уменьшение ставок ввозных таможенных пошлин на импорт [1]. Кроме того, важным является учет особенностей аналогичного производства стран-участниц Таможенного союза для корректировки стратегий производства рассматриваемого государства [2].

Одной из проблем является отсутствие оперативных каналов взаимодействия между как странами-участницами Таможенного союза, так и между странами-участницами Таможенного союза и самим Таможенным союзом. Необходимо четко выполнение определенных задач в соответствии с глобальными стратегиями Таможенного союза, а следовательно, необходимо создание определенных правил для осуществления согласования позиций каждого государства-члена Таможенного союза.

Для экономического развития и осуществления эффективного взаимодействия между государствами целесообразным является осуществление пересмотра существующих тарифных преференций, предоставляемых льгот [3]. Это напрямую оказывает влияние на регулирующую функцию, которую осуществляет таможенный тариф, в частности, в отношении стран, именуемых развивающимися. Это позволит выстроить благоприятную как с экономической точки зрения, так и с политической точки зрения обстановку.

Таможенно-тарифное регулирование призвано играть двойную роль в области национальной политики России. С одной стороны, благодаря таможенному регулированию появляется возможность оказывать воздействовать на рынок, формируя его доступность для осуществления внешней торговли и выстраивая внешнюю политику. Но с другой стороны, таможенно-тарифное регулирование необходимо для осуществления и политики протекционизма отечественного производства, поддержания конкурентоспособности [4]. С точки зрения развития экономики Российской Федерации, необходимо уделять особое внимание проблемам безопасности экономики в совокупности с развитием и внедрением глобальных инноваций в промышленное производство России [5]. Также необходимо произвести укрепление позиций России в рамках Таможенного союза для отстаивания интересов страны в рамках мировой торговли и внешнеэкономической деятельности в целом [6]. Например, разработана концепция социально-экономического развития страны до 2020 г. Полагаясь на положения концепции формируется политика страны в области, в том числе, промышленного производства. Соответственно целесообразным является соотнесение таможенных ставок, тарифов, их структуры с целями, обозначенными в концепции развития страны.

Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности играет ключевую роль в развитии Российской Федерации, как для внутренней политики, так и на международной арене. В период развития торговли мирового уровня, расширения границ взаимодействия между странами и, иными словами, в условиях глобализации экономики, необходимо создание четкой и эффективной политики внешней экономической деятельности, а именно пристальное внимание к совершенствованию принципов таможенно-тарифного регулирования.

Позиции Российской Федерации необходимо удерживать в статусе лидирующих и принимаемых во внимание в Таможенном союзе с целью обеспечения конкурентоспособности отечественного производства посредством подчинения ставок таможенных тарифов разработанным стратегиям развития страны. Отстаивание национальных интересов при одновременном учете развития других стран-участниц Таможенного союза является ключевым моментом.

Требуется акцентирование внимания на улучшении процедур администрирования в области таможенно-тарифного регулирования, осуществления строгого контроля в целях обеспечения экономической безопасности страны, повышения эффективности взаимодействия между органами Таможенного союза.

С созданием Евразийского экономического союза, в момент написания актуальных концепций развития страны, создания и внесения правок в действующее законодательство, Российская Федерация имеет возможность эффективного развития своих мощностей в сфере международной торговли в случае устранения затрудняющих осуществления эффективной таможенной деятельности моментов.

Литература:

  1. Иванов И. Д. Тенденции и проблемы российского импорта//Российский внешнеэкономический вестник, № 11, 2008, сс. 22–36.
  2. Молчанова О. В. Таможенное дело. — М.: Норма, 2011. — 350 с.
  3. Козырин А. Н. Правовое регулирование таможенно-тарифного механизма. — М.: ЮНИТИ, 2014. — 95 с.
  4. Краснолуцкая Н. Т. Странапроисхожде-ния,классификация товара //Таможенный альманах, № 3. М.: Центр экономики и маркетинга. 2007. — 136 с.
  5. Рассолов М. М. Обеспечение таможенно-тарифного регулирования. — М.: Изд. ЮНИТИ, 2012. — 403 с.].
  6. Шишканова Е. Э. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности как инструмент экономической безопасности страны // Концепт. — 2015. — № 06 (июнь).
Основные термины (генерируются автоматически): таможенно-тарифное регулирование, Таможенный союз, внешнеэкономическая деятельность, Российская Федерация, внешнеторговая деятельность, Евразийский экономический союз, таможенный тариф, внешняя торговля, внешняя экономическая деятельность, ключевая роль.

Похожие статьи

Влияние международной экономической интеграции на...

таможенно-тарифное регулирование, Таможенный союз, внешнеэкономическая деятельность, Российская Федерация, внешнеторговая деятельность, таможенный тариф, Евразийский экономический союз...

Таможенные пошлины как инструмент таможенно-тарифного...

Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности, играя ключевую роль для обеспечения эффективной внешнеэкономической деятельности государства, а также оказывая влияние на национальную экономику стран, представляет собой сложную систему...

Направления совершенствования таможенно-тарифных мер...

Казахстан, Российская Федерация, интеграционная группировка, таможенное регулирование, Евразийский экономический союз, внешнеэкономическая деятельность, Армения, член ЕЭС, россия, Беларусь.

Перспективы совершенствования таможенного регулирования...

Казахстан, Российская Федерация, интеграционная группировка, таможенное регулирование, Евразийский экономический союз, внешнеэкономическая деятельность, Армения, член ЕЭС, россия, Беларусь.

Таможенное регулирование импорта сельскохозяйственной...

таможенно-тарифное регулирование, Таможенный союз, внешнеэкономическая деятельность, Российская Федерация, внешнеторговая деятельность, таможенный тариф, Евразийский экономический союз...

Особенности таможенного оформления в условиях...

Таможенный союз, Евразийский экономический союз, внешняя торговля, Российская Федерация, Единый таможенный тариф, Единое экономическое пространство, таможенное регулирование, Казахстан...

Правовое регулирование таможенно-тарифной системы

таможенное регулирование, таможенный союз, Россия, орган, повышение качества, федеральная таможенная служба, таможенная служба, таможенная граница, внешнеэкономическая деятельность, Российская Федерация.

Проблемы, связанные с контролем таможенной стоимости...

таможенное регулирование, таможенный союз, Россия, орган, повышение качества, федеральная таможенная служба, таможенная служба, таможенная граница, внешнеэкономическая деятельность, Российская Федерация.

Оптимизация таможенного контроля товаров, ввозимых на...

таможенный контроль, выпуск товаров, таможенное законодательство, Российская Федерация, Россия, межведомственное взаимодействие, Евразийский экономический союз, внешняя торговля...

Похожие статьи

Влияние международной экономической интеграции на...

таможенно-тарифное регулирование, Таможенный союз, внешнеэкономическая деятельность, Российская Федерация, внешнеторговая деятельность, таможенный тариф, Евразийский экономический союз...

Таможенные пошлины как инструмент таможенно-тарифного...

Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности, играя ключевую роль для обеспечения эффективной внешнеэкономической деятельности государства, а также оказывая влияние на национальную экономику стран, представляет собой сложную систему...

Направления совершенствования таможенно-тарифных мер...

Казахстан, Российская Федерация, интеграционная группировка, таможенное регулирование, Евразийский экономический союз, внешнеэкономическая деятельность, Армения, член ЕЭС, россия, Беларусь.

Перспективы совершенствования таможенного регулирования...

Казахстан, Российская Федерация, интеграционная группировка, таможенное регулирование, Евразийский экономический союз, внешнеэкономическая деятельность, Армения, член ЕЭС, россия, Беларусь.

Таможенное регулирование импорта сельскохозяйственной...

таможенно-тарифное регулирование, Таможенный союз, внешнеэкономическая деятельность, Российская Федерация, внешнеторговая деятельность, таможенный тариф, Евразийский экономический союз...

Особенности таможенного оформления в условиях...

Таможенный союз, Евразийский экономический союз, внешняя торговля, Российская Федерация, Единый таможенный тариф, Единое экономическое пространство, таможенное регулирование, Казахстан...

Правовое регулирование таможенно-тарифной системы

таможенное регулирование, таможенный союз, Россия, орган, повышение качества, федеральная таможенная служба, таможенная служба, таможенная граница, внешнеэкономическая деятельность, Российская Федерация.

Проблемы, связанные с контролем таможенной стоимости...

таможенное регулирование, таможенный союз, Россия, орган, повышение качества, федеральная таможенная служба, таможенная служба, таможенная граница, внешнеэкономическая деятельность, Российская Федерация.

Оптимизация таможенного контроля товаров, ввозимых на...

таможенный контроль, выпуск товаров, таможенное законодательство, Российская Федерация, Россия, межведомственное взаимодействие, Евразийский экономический союз, внешняя торговля...