Пути совершенствования таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в РФ в условиях глобализации экономики | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 20. Международное право

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Актуальные проблемы права» (Москва, декабрь 2017)

Дата публикации: 16.11.2017

Статья просмотрена: 345 раз

Библиографическое описание:

Платонова И. С. Пути совершенствования таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в РФ в условиях глобализации экономики [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 103-106. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/282/13270/ (дата обращения: 22.06.2018).



В современных условиях глобализации экономики внешняя экономическая деятельность государств требует усиленного внимания. Наблюдается прогрессивное развитие форм международной торговли, ключевую роль в котором играет таможенно-тарифное регулирование внешней экономической деятельности.

В данной статье таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности рассматривается с точки зрения государственной системы, необходимой для осуществления внешнеторговой деятельности. На сегодняшний день количество инструментов системы таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в РФ является достаточно большим и динамично увеличивающимся. Именно поэтому уделить внимание особенностям применения методов таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности является значимым.

Необходимо выполнение протекционистских мер национальной экономики одновременно с поддержанием высокого уровня конкуренции отечественного производства; соблюдение обязательств, предписанных политическими и экономическими объединениями, а также выполнение эффективного товарооборота с целью наращивания прибыли отечественной экономики.

Вследствие этого, вопрос об эффективном таможенно-тарифном регулировании внешнеэкономической деятельности является актуальным.

Для того, чтобы предложить пути совершенствования таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ, необходимо изучить всю систему, включающую основные элементы таможенно-тарифного регулирования и сделать соответствующие выводы о текущей ситуации:

  1. Для создания устойчивого положения национальной экономики государству необходимо использовать эффективные меры воздействия на внешнеэкономическую деятельность, где ключевым инструментом является таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности.
  2. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности, играя ключевую роль для обеспечения эффективной внешнеэкономической деятельности государства, а также оказывая влияние на национальную экономику стран, представляет собой сложную систему, функционирование которой законодательно регламентируется нормативно-правовой базой и находится в постоянном развитии за счет прогрессивного взаимодействия государств.
  3. Таможенный тариф играет важную роль в системе таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности государства. Таможенный тариф можно охарактеризовать в качестве важнейшего экономического регулятора, который оказывает непосредственное воздействие на торговые потоки страны, ее положение в системе международной торговли, на ход обмена товарами и услугами между странами, на развитие национальной экономики в целом.
  4. Таможенное декларирование товаров является важным элементом системы таможенно-тарифного регулирования, унифицирующим форму подачи заявлений на те или иные товары, что позволяет добиться строгой регламентации системы в целом.
  5. Строгая регламентация порядка осуществления возможных таможенных процедур позволяет добиться ввоза товаров на территорию Российской Федерации по единым установленным правилам и сократить число возможных инцидентов.
  6. Используемая точность классификации товаров, обусловленная товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, позволяет повысить эффективность осуществления государством мер таможенно-тарифного регулирования. Кроме того, это позволяет повысить объективность таможенной статистики внешней торговли, что играет важную роль при последующей выработке таможенной политики.
  7. Необходимо отметить, что таможенные платежи играют важную роль в системе государственных доходов, поэтому их место в системе таможенно-тарифного регулирования является также строго регламентированным.
  8. Определение страны происхождения товаров и определение таможенной стоимости товаров представляют собой значимые инструменты таможенно-тарифного регулирования, позволяющие осуществлять необходимые таможенные процедуры по унифицированным и строго регламентированным правилам.
  9. В условиях глобализации экономики происходят изменения, слияния, интеграция различных компаний с целью повышения эффективности осуществления национальной политики, улучшения состояния экономик стран-участниц различных союзов. Все прогрессивные изменения призваны привести к положительным результатам. Одним из ключевых моментов стало создание Евразийской экономической комиссии, которой Комиссия Таможенного союза передала свои полномочия 18 ноября 2011 г. В период с 2007–2012 гг. регулирование таможенной деятельности происходило Комиссией Таможенного союза, представляющей собой регулирующий орган Таможенного союза Евразийского экономического союза. Состав Комиссии Таможенного союза: Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация. Комиссия Таможенного союза осуществляла исполнительскую деятельность в соответствии с принятыми решениями Межгосударственными советами, производила контроль за исполнением международных договоров, касающихся вопросов формирования Таможенного союза, а также выдвигала предложения по эффективному осуществлению работ Таможенного союза. Это является одним из важнейших шагов на пути к эффективному взаимодействию Евразийского экономического союза, Таможенного союза и Единого экономического пространства в разрезе глобализации экономики. Значимым моментом является вступление в силу нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, в котором важным моментом является учет многих аспектов, исходя из современных условий внешнеэкономической деятельности государств, а также из опыта предыдущих лет функционирования таможенных органов.

Таким образом, принимая во внимания основные выводы, сделанные по текущей ситуации в области таможенно-тарифного регулирования, можно предложить следующие пути совершенствования таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Во-первых, говоря о таможенных тарифах, наиболее эффективным является использование сложных тарифов, нежели простых или, иными словами, многоколонных, нежели одноколонных тарифов. Это позволит обеспечить гибкость тарифов в свете усложнения самого процесса внешней торговли в условиях глобализации. Происходит прогрессивное увеличение категорий товаров, обмен товарами становится более интенсивным. Кроме того, таможенный тариф включает в себя информацию об участии в договорах международного уровня, которые, в свою очередь, могут подтверждать предоставление странами друг другу режима наибольшего благоприятствования — важный момент в условиях глобализации экономики и осуществления внешнеэкономической деятельности, в целом.

Во-вторых, несмотря на очевидные преимущества развития глобализации в мировых масштабах, перемещение товаров через границы влечет за собой множество обязанностей со стороны правовых органов государств. Соответственно при либерализации торговой деятельности между странами необходимо осуществлять постоянный мониторинг и вести строгий учет за выполнением своевременных платежей, осуществлять меры по борьбе с контрабандами, а также не допускать импортирование фальсифицированной в области качества продукции.

В-третьих, для обеспечения высокого уровня конкурентоспособности национальных товаров необходимо произвести уменьшение ставок ввозных таможенных пошлин на импорт [1]. Кроме того, важным является учет особенностей аналогичного производства стран-участниц Таможенного союза для корректировки стратегий производства рассматриваемого государства [2].

Одной из проблем является отсутствие оперативных каналов взаимодействия между как странами-участницами Таможенного союза, так и между странами-участницами Таможенного союза и самим Таможенным союзом. Необходимо четко выполнение определенных задач в соответствии с глобальными стратегиями Таможенного союза, а следовательно, необходимо создание определенных правил для осуществления согласования позиций каждого государства-члена Таможенного союза.

Для экономического развития и осуществления эффективного взаимодействия между государствами целесообразным является осуществление пересмотра существующих тарифных преференций, предоставляемых льгот [3]. Это напрямую оказывает влияние на регулирующую функцию, которую осуществляет таможенный тариф, в частности, в отношении стран, именуемых развивающимися. Это позволит выстроить благоприятную как с экономической точки зрения, так и с политической точки зрения обстановку.

Таможенно-тарифное регулирование призвано играть двойную роль в области национальной политики России. С одной стороны, благодаря таможенному регулированию появляется возможность оказывать воздействовать на рынок, формируя его доступность для осуществления внешней торговли и выстраивая внешнюю политику. Но с другой стороны, таможенно-тарифное регулирование необходимо для осуществления и политики протекционизма отечественного производства, поддержания конкурентоспособности [4]. С точки зрения развития экономики Российской Федерации, необходимо уделять особое внимание проблемам безопасности экономики в совокупности с развитием и внедрением глобальных инноваций в промышленное производство России [5]. Также необходимо произвести укрепление позиций России в рамках Таможенного союза для отстаивания интересов страны в рамках мировой торговли и внешнеэкономической деятельности в целом [6]. Например, разработана концепция социально-экономического развития страны до 2020 г. Полагаясь на положения концепции формируется политика страны в области, в том числе, промышленного производства. Соответственно целесообразным является соотнесение таможенных ставок, тарифов, их структуры с целями, обозначенными в концепции развития страны.

Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности играет ключевую роль в развитии Российской Федерации, как для внутренней политики, так и на международной арене. В период развития торговли мирового уровня, расширения границ взаимодействия между странами и, иными словами, в условиях глобализации экономики, необходимо создание четкой и эффективной политики внешней экономической деятельности, а именно пристальное внимание к совершенствованию принципов таможенно-тарифного регулирования.

Позиции Российской Федерации необходимо удерживать в статусе лидирующих и принимаемых во внимание в Таможенном союзе с целью обеспечения конкурентоспособности отечественного производства посредством подчинения ставок таможенных тарифов разработанным стратегиям развития страны. Отстаивание национальных интересов при одновременном учете развития других стран-участниц Таможенного союза является ключевым моментом.

Требуется акцентирование внимания на улучшении процедур администрирования в области таможенно-тарифного регулирования, осуществления строгого контроля в целях обеспечения экономической безопасности страны, повышения эффективности взаимодействия между органами Таможенного союза.

С созданием Евразийского экономического союза, в момент написания актуальных концепций развития страны, создания и внесения правок в действующее законодательство, Российская Федерация имеет возможность эффективного развития своих мощностей в сфере международной торговли в случае устранения затрудняющих осуществления эффективной таможенной деятельности моментов.

Литература:

  1. Иванов И. Д. Тенденции и проблемы российского импорта//Российский внешнеэкономический вестник, № 11, 2008, сс. 22–36.
  2. Молчанова О. В. Таможенное дело. — М.: Норма, 2011. — 350 с.
  3. Козырин А. Н. Правовое регулирование таможенно-тарифного механизма. — М.: ЮНИТИ, 2014. — 95 с.
  4. Краснолуцкая Н. Т. Странапроисхожде-ния,классификация товара //Таможенный альманах, № 3. М.: Центр экономики и маркетинга. 2007. — 136 с.
  5. Рассолов М. М. Обеспечение таможенно-тарифного регулирования. — М.: Изд. ЮНИТИ, 2012. — 403 с.].
  6. Шишканова Е. Э. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности как инструмент экономической безопасности страны // Концепт. — 2015. — № 06 (июнь).
Основные термины (генерируются автоматически): таможенно-тарифное регулирование, Таможенный союз, внешнеэкономическая деятельность, Российская Федерация, внешнеторговая деятельность, таможенный тариф, Евразийский экономический союз, внешняя экономическая деятельность, внешняя торговля, ключевая роль.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос