Библиографическое описание:

Качай Ю. С. Особенности механизма управления в единой системе таможенных органов, как важнейшего регулятора обеспечения экономической безопасности страны // Молодой ученый. — 2016. — №10.1. — С. 26-28.



Важнейшая роль в процессе регулирования внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД) принадлежит таможенной службе, которая является одним из базовых институтов государственного регулирования экономических отношений.

«Национальная экономика государств создает все более стабильный рынок товаров и услуг, что в свою очередь способствует формированию регулируемых таможенных отношений. При этом, одним из основных инструментов регулирования внешнеторговой деятельности является политика в области таможенного дела, проводимая государством, а таможенные отношения, являясь инструментом оказывают значимое влияние на развитие международных торговых отношений между странами» [2, с. 245].

Таможенное регулирование является неотъемлемой частью экономической политики государства и зависит от общих целей государственного экономического развития. Национальная безопасность, включающая государственную, общественную, экономическую,энергетическую, техногенную, экологическую, информационную и личностную, обеспечивается при условии продолжительной стабильности, достаточной защищенности, способности своевременно выявлять опасности и предпринимать меры при условии выполнения комплекса политических, экономических, социальных, здравоохранительных, военных и правовых мероприятий, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности нации, а также устранение возможных угроз.

Обеспечение экономической безопасности является одной из важнейших задач развития, поскольку предполагает такое состояние экономики, которое поддерживает достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и инновационного развития государства. Определяющими факторами экономической безопасности являются: предотвращение роста преступных посягательств, направленных против экономической безопасности страны, осуществление безопасного перемещения грузов через таможенную границу, контроль и предупреждение преступлений в сфере таможенного права, обеспечение экономической безопасности при осуществлении внешней торговли товарами, создание условий для развития внешнеэкономической и внешнеторговой деятельностью. На таможенные органы возложено выполнение важнейших задач по обеспечению экономической безопасности. Федеральная таможенная служба (далее — ФТС России), как правоохранительный орган выполняет следующие функции: ведет борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, оказывает содействие в борьбе с международным терроризмом.

Экономическая безопасность страны напрямую зависит от результативного осуществления контроля со стороны таможенных органов за ВЭД и внешнеторговой деятельностью.

ВЭД представляет собой обмен товарами, предметами и услугами, производственное сотрудничество в виде совместного производства (международная специализация и кооперация), научно-технический обмен, оказание экономической и технологической помощи, валютно-финансовое и иные формы взаимодействия между странами. К основным видам ВЭД следует отнести следующее: внешнюю торговлю товарами, услугами, информацией, предметами интеллектуальной деятельности; производственную кооперацию, которая представлена в форме взаимодействия и взаимозависимости между партнерами в смежных процессах разделения труда; инвестиционное сотрудничество как объединение трудовых, финансовых, технических, технологических и научных ресурсов иностранных партнеров; валютно-банковские и финансово-кредитные операции, сопровождающие коммерческую или предпринимательскую внешнеторговую сделку.

«В условиях происходящих интеграционных процессов таможенные органы способствуют выполнению интересов государства во внешней торговле, реализации политики протекционизма,осуществляют контрдействия угрозам безопасности России, преступлениям и административным правонарушениям, обеспечиваютувеличение доходов федерального бюджета, то есть направляют все силы на создание подходящих условий для успешного осуществления и развития внешнеторговой деятельности и снижение затрат участников ВЭД путем сокращения времени, необходимого для выполнения таможенных формальностей, повышение качества предоставляемых государственных услуг в области таможенного дела» [4, с. 93]. Особую актуальность в современных условиях приобретает анализ деятельности таможенных органов.

ФТС России, являясь федеральным органом исполнительной власти в области таможенного дела, непосредственно подчиняется Министерству финансов Российской Федерации и обеспечивает выполнение функций государства по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенной политики, функций агента валютного контроля и специальных функций по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями (рис.).

Рис. Взаимосвязь и взаимозависимость участников процесса управления в единой системе таможенных органов

«В ряду важнейших задач, обусловленных современными реалиями российской экономики, особое место принадлежит комплексу мер, направленных на развитие и совершенствование систем управления организациями и учреждениями. Эти вопросы одинаково актуальны как для действующих производственно-хозяйственных систем, так и для государственных структур, вновь создаваемых организаций, темпы роста которых обусловлены спецификой современной экономики» [1, с. 196]. Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» установлена единая система таможенных органов. К структурным компонентам единой системы таможенных органов следует относить: ФТС России, региональные таможенные управления (РТУ), таможни и таможенные посты (ТП). Необходимо отметить, что каждая из подсистем является самостоятельным структурным подразделением или таможенным органом.

Одним из основных условий эффективной деятельности единой системы таможенных органов является грамотный, квалифицированный, профессиональный и дисциплинированный персонал. Федеральным законом от 23 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» регламентировано, что таможенная служба включает: правоохранительную и гражданскую службу. То есть, кадровый состав представлен должностными лицами (государственными служащими) и работниками бюджетной сферы. К должностным лицам следует относить: сотрудников, проходящих службу по контракту и федеральных государственных гражданских служащих.

Важнейшими элементами эффективной организации таможенного дела являются выбор оптимальной структуры таможенной службы и варианта размещения ее органов на территории страны. Таможенная служба РФ строится и функционирует как единая система. Принцип единой системы таможенных органов неразрывно связан с однородными принципами, на которых основываются организация и осуществление таможенного дела: единой таможенной политики, единой таможенной территории, единого таможенного законодательства, единого тарифного регулирования и сочетания его с мерами экономической политики.

В условиях реформирования единой системы таможенных органов все больше внимания уделяется профессиональной подготовке должностных лиц таможенных органов, издано достаточное количество нормативно-правовых документов, регламентирующих профессиональную подготовку государственных служащих. Следовательно, результативная деятельность управленческой системы выполнима при существовании организующего (формирующего) начала, направляющего и регулирующего активность компонента системы. Практика показывает, что управление таможенными органами без специальных теоретико-методологических знаний не может привести к эффективному её функционированию, а целенаправленно приведет к осложнениям во внешнеторговой сфере деятельности, возникновению опасностей при обеспечении национальной и экономической безопасности.

Литература:

  1. Гончарова Е. Н., Зайцева О. А. Формирование структуры управления в таможенных органах на современном этапе развития таможенного дела в Российской Федерации // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. 2010. № 2 (34).
  2. Москаленко О. А., Костин А. А., Костина О. В. Трансформация таможенной политики России в современных условиях. Международная научно-практическая конференция «Наука, техника и высшее образование» Канада, Вестмаунт, 2013.
  3. Петрушко Е. Н., Шкилёв В. В. Основные направления организации процесса управления таможенными органами Российской Федерации // Fundamentalscienceandtechnology — promisingdevelopmentsVI: ProceedingsoftheConference. NorthCharleston, 3–4.08.2015, — NorthCharleston, SC, USA: CreateSpace, 2015, p. 331.
  4. Петрушко Е. Н.,Шкилёв В. В. Основные направления совершенствования экономической безопасности Российской Федерации на современном этапе развития таможенной службы //Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2015. № 19 (216), выпуск 36/1.
Основные термины (генерируются автоматически): таможенных органов, экономической безопасности, таможенного дела, единой системы таможенных, системы таможенных органов, единой системе таможенных, системе таможенных органов, Российской Федерации, экономической безопасности страны, таможенной политики, области таможенного, области таможенного дела, ФТС России, единой таможенной, экономической политики, важнейших задач, деятельности таможенных органов, стороны таможенных органов, внешнеторговой деятельности, сфере таможенного.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос