Пути формирования системы социального партнерства в профессиональных колледжах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (28) май 2011 г.

Статья просмотрена: 1861 раз

Библиографическое описание:

Уринов, У. А. Пути формирования системы социального партнерства в профессиональных колледжах / У. А. Уринов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 5 (28). — Т. 2. — С. 165-168. — URL: https://moluch.ru/archive/28/3156/ (дата обращения: 16.12.2024).

В данной статье рассматривается проблема обеспечения рынка труда выпускниками профессиональных колледжей, соответствующих запросам работодателей. Автор предлагает для решения вопроса три этапа: подготовительный, организационный, системообразующий, в которых, последовательно излагается организация процесса социального партнёрства.

In the given article considered the problem of maintenance of labour market by graduates of the professional colleges corresponding to inquiries of employers. The author offers three stages for the decision of the question: preparatory, organizational, system forming. In which consistently stated, organisation of the process of social partnership.

Ключевые слова: социальное партнерство, социальная защита, рынок труда, работодатель, профессиональная подготовка, профессиональный профиль, квалификационная характеристика.

Keywords: social partnership, social protection, labour market, employer, vocational training, professional profile, qualifying characteristic.

Социальное партнерство в профессиональном образовании понимается как особый тип взаимодействия профессиональных учреждений с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленное на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса.
В период становления рыночных отношений главной социальной защитой гражданина становится уровень его профессионального образования. Это требует эффективного функционирования системы профессионального образования.
Эффективное функционирование системы профессионального образования возможно лишь при ее ориентации на удовлетворение потребностей рынка труда, конкретных запросов работодателей, т.е. когда профессиональное образование становится инструментом решения экономических проблем, обеспечения соответствия спроса и предложения специалистов по профессиям, соответствующие запросам работодателей и имеющие необходимые навыки, знания и умение.
Решение этой проблемы требует формирования принципиально новой системы отношений – отношений социального партнерства между профессиональными образовательными учреждениями и предприятиями, объединениями работодателей, трудящихся, органами труда, т.е. со всеми потребителями продукции образовательных учреждений.
Новая система отношений позволит профессиональным образовательным учреждениям полнее учитывать требования работодателей, быстрее реагировать на изменения конъюнктуры рынка труда и в конечном итоге позволит учебным учреждениям выполнить свое главное предназначение – обеспечивать качественную профессиональную подготовку по специальностям, востребованным на рынке труда.
Установление и укрепление связей с предприятиями, органами труда, территориальными органами управления позволит профессиональным учебным заведениям обеспечить:
- доступ к информации о рынке труда (специалистов каких профессий и сколько требуется на рынке труда);
- учет требований работодателей по содержанию подготовки специалистов (профессиональный профиль, квалификационные характеристики);
- корректировку старых и разработку новых учебных материалов и программ обеспечивающих подготовку специалистов, отвечающих требованиям работодателей;
- более широкие возможности для организации практики учащихся ;
- возможности для организации краткосрочной стажировки преподавателей для ознакомления с новейшими типами оборудования и технологическими процессами;
- более широкие возможности трудоустройства выпускников;
- инициирование новых совместных коммерческих проектов для пополнения внебюджетных фондов образовательных учреждений (открытие курсов по повышению квалификации работников предприятий, создание совместных мастерских, магазинов, центров обслуживания населения и др.).
Вместе с тем, очевидная заинтересованность всех участников системы социального партнерства в скорейшем ее становлении еще не означает, что процесс этот будет идти гладко и без проблем. Этому мешают многие объективные и субъективные причины: разобщенность работодателей не только индустрии, но и учебных учреждений; отсутствие должного контакта между органами управления образованием и органами труда и др. В этой связи успех в формировании системы социального партнерства в профессиональном образовании в значительной степени зависит от самих образовательных учреждений, инициативы, энергии их руководителей, понимания ими всей важности партнерства, способности убедить в его необходимости и вовлечь в него всех своих потенциальных партнеров, как на рынке труда, так и на рынке образовательных услуг, а также продуманности и последовательности этапов организации этого процесса.
Первый этап – подготовительный.
Основная цель подготовительного этапа – определение круга задач, необходимых решать профессиональному колледжу. Для чего рекомендуется получить ответы на следующие вопросы:
- Что следует понимать под системой социального партнерства ?
- Какие проблемы учебного заведения можно решить через развитие системы социального партнерства?
- Кто может стать основным партнером для данного учебного заведения?
- Что учебное заведение может дать своим реальным и потенциальным партнерам?
Чтобы ответить на все вопросы следует провести анализ реальных и потенциальных партнеров и выявить их интересы. Анализ следует провести в том секторе экономики, для которого учебное заведение готовит кадры. Изучить информацию о том, какими предприятиями, организациями и профессиональными ассоциациями он представлен; каким образом данный сектор видится в стратегическом плане развития региона, каким потенциалом он обладает.
Важным являются сведения и об образовательных учреждениях, действующих в сегменте рынка образовательных услуг; следует собрать полную информацию о профессиональных стандартах или квалифицированных характеристиках и о существующих образовательных стандартах на различных уровнях профессионального образования.
Важной задачей первого этапа, без решения которого невозможно перейти к следующему, является достижение мотивации всего коллектива учебного заведения на необходимость выполнения сложной и трудоемкой работы по формированию устойчивой системы сотрудничества с различными категориями социальных партнеров. Результатом успешного завершения первого этапа формирования системы социального партнерства должно стать :
- нацеленность коллектива учебного заведения на развитие социального партнерства;
- база данных потенциальных социальных партнеров по категориям существующих и потенциальных форм сотрудничества с ними ;
- база данных учебных заведений, работающих в том же сегменте рынка образовательных услуг;
- база данных существующих образовательных программ;
- анализ перспектив развития данного сектора экономики в конкретном регионе;
- оценка перспективности подготовки специалистов для данного сектора экономики на определенном образовательном уровне (количественный анализ оценки рынка труда).
Второй этап – организационный
Целью данного этапа является установление устойчивых связей с социальными партнерами. В рамках его подготавливаются договора о сотрудничестве, отрабатывается технология взаимодействия с различными категориями социальных партнеров, т.е. создаются элементы будущей системы социального партнерства, определяются формы социального партнерства, формируется круг социальных партнеров учебного заведения.
Не всегда профессиональным колледжам удается успешно установить контакты с работодателями. Это может происходить как по объективным, так и по субъективным причинам. Порой это может случиться из-за отсутствия взаимных интересов, или неумения найти взаимные интересы из-за отсутствия определенных коммуникативных навыков, из-за неумения со стороны представителя учебного заведения правильно выстроить переговорный процесс, подготовиться к встрече, закрепить результаты переговоров. Для чего рекомендуется тщательно готовить каждый визит социальному партнеру.
Подготовить визит, а именно :
- цели визита и задачи, которые необходимо решить в ходе визита следует предварительно обсудить на рабочем совещании в учебном заведении;
- до визита к социальному партнеру желательно получить максимум доступной информации о нем, чтобы показать знание и заинтересованность в процессе общения (размер предприятия, основные направления деятельности, принадлежность к профессиональным ассоциациям и т.д.);
- необходимо заранее договориться о встрече и строго следовать этой договоренности;
- при выборе контактного лица (сотрудника, направляемого к социальному партнеру), желательно обеспечить равный социальный статус (недопустимо к директору крупной фирмы направлять преподавателя или, тем более, студента);
- заранее подготовить презентационный пакет учебного заведения и предложения по сотрудничеству. Представителя учебного заведения снабдить личной визитной карточкой;
- при организации встречи на территории учебного заведения, необходимо обеспечить спокойную, уютную атмосферу, предусмотреть кофейную, или чайную паузу.
Закрепление результатов переговоров:
- подготовка документов по итогам переговоров;
- обсуждение проектов, подготовленных документов на рабочем совещании в учебном заведении, корректировка документов;
- подготовка к следующему контакту с социальным партнером;
- поддержание достигнутых результатов через постоянные контакты.
Важнейшей задачей второго этапа является оценка рынка труда.
Специалисты учебного заведения должны осуществлять эту деятельность, привлекая различные источники информации, в том числе данные государственной и ведомственной статистики, отделов труда, органов управления образованием, разработки исследовательских центров, результаты собственных исследований и опросов и др.
Оценку квалификационных требований работодателей, степени соответствия знаний и умений выпускников потребностям рынка труда учебное заведение может проводить, используя простейшие социологические приемы и методы (анкетирование, интервьюирование).
Результатом второго этапа формирования системы социального партнерства, должны стать:
- подписанные договора о сотрудничестве с различными категориями социальных партнеров о прохождении практики студентами, о трудоустройстве выпускников, об экспертизе учебно-методической документации, о непрерывном образовании, о стажировке педагогических работников и т.д.;
- статистические и аналитические материалы о положении на рынке труда, его количественных и качественных параметрах, структуре квалификационного спроса по интересующим профессиям.
Основным итоговым результатом второго этапа должно стать создание основных структурообразующих элементов будущей системы социального партнерства.
Третий этап – системообразующий
Целью данного этапа является объединение в систему имеющихся и создающихся элементов социального партнерства. Взаимодействие с партнерами становится устойчивым и постоянным, поддержка контактов с работодателями переходит в разряд важнейших функциональных обязанностей персонала профессионального колледжа. Для этого вносятся уточнения в должностные инструкции, мероприятия по социальному партнерству включаются в план работы учебного заведения и т.д. Одним из важнейших направлений деятельности образовательного учреждения становится формирование организационных структур социального партнерства, объединяющих всех участников этого процесса, регулирующих отношения между ними.
В частности, Попечительские Советы, которые включают в себя представителей учебных заведений, индустрии, профессиональных ассоциаций, органов управления образованием, органов труда. Деятельность этих Советов осуществляется согласно Положению о социальном партнерстве в среднем специальном, профессиональном образовании в Республике Узбекистан.
На заключительном, третьем этапе формирования системы социального партнерства, взаимодействие учебного заведения со всеми заинтересованными сторонами выводится на технологический уровень. Формируются технологии социального партнерства на уровне учебного заведения.
Итогом третьего этапа должны стать:
- должностные инструкции различных категорий работников учебного заведения, дополненные обязанностями по работе с социальными партнерами;
- план работы учебного заведения с мероприятиями по социальному партнерству;
- типовые документы по социальному партнерству, включающие в себя договора, положения о практике студентов, о стажировке преподавателей, о работе Попечительского Совета, о согласовании учебно-методических материалов, о трудоустройстве выпускников и т.д.;
- постоянно действующий Попечительский Совет;
- устойчивое сотрудничество с различными категориями социальных партнеров.

Профессиональным колледжам необходимо, чтобы достигнутые на последнем этапе результаты постоянно поддерживались и закреплялись, так как в переходном периоде нет еще устойчивости в функционировании социального партнерства и сама

система, находится под влиянием субъективных начал в управлении социальным развитием.

Основные термины (генерируются автоматически): социальное партнерство, учебное заведение, профессиональное образование, рынок труда, орган труда, партнер, социальный партнер, база данных, запрос работодателей, орган управления.


Похожие статьи

Опыт формирования общих компетенций студентов учреждений среднего профессионального образования в условиях современности

Статья посвящена актуальной проблеме развития общих компетенций студентов системы среднего профессионального образования. Рассматриваются основные теоретические и методические аспекты вопроса, дается краткая характеристика общих компетенций, дается а...

Целеполагание как основа становления обучающихся гражданами государства

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». Методологической основой материалов статьи является системный подход к управлению образованием. В работе предлагается ...

Проблемы формирования кадрового потенциала в образовательной среде

Автор выявляет основные проблемы в сфере образования, связанные с кадровым потенциалом образовательной организации, классифицирует и предлагает пути преодоления как возможность развития кадрового потенциала любой образовательной организации. В работ...

Анализ проблем семьи как социального института, влияющих на организацию учебно-воспитательного процесса в техникуме

В статье приводятся и анализируются результаты исследования проблем семьи как социального института с точки зрения выполнения базовых социальных функций, проведенного в Дивноморском филиале НАНЧПОУ «Северо-Кавказский техникум «Знание». Данное исследо...

Педагогические условия удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников в системе школа-вуз

В статье рассматриваются результаты исследования по выявлению педагогиче-ских условий удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников как ключе-вой характеристики профессионального самоопределения личности. Актуализируется задача вузов по ...

Система стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации как средство управления

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме системы стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации. Рассматриваются мотивы профессиональной деятельности педагогов, условия, необходимые для стимулирован...

К проблеме мотивов профессионального развития педагогов средних профессиональных образовательных учреждений

В статье раскрывается проблема развития факторов мотивации профессионального развития у педагогов в средних профессиональных образовательных учреждениях. Анализируются управленческие инструменты и стратегии, способствующие повышению мотивации к профе...

К вопросу о формировании профессиональных компетенций будущего педагога дополнительного профессионального образования в области охраны труда

В статье авторы освещают актуальные аспекты формирования профессиональных компетенций будущих педагогов дополнительного профессионального образования в сфере охраны труда в современных условиях модернизации образования. Охарактеризована структура про...

Аспекты современного профессионального образования: тенденции развития и оценка качества

В статье рассматриваются вопросы современного подхода к образовательному процессу, влияние рынка, международное политики и глобальной экономики на набор требований к выпускнику. Приводятся основные преимущества и недостатки данного подхода. Предлагае...

Стратегическое управление персоналом как комплекс мер по поддержке преподавателей в процессе реализации их профессиональной деятельности

В статье рассматриваются методы стратегического управления персоналом в общеобразовательных учреждениях, высших учебных заведениях и центрах дополнительного образования детей. Рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели в...

Похожие статьи

Опыт формирования общих компетенций студентов учреждений среднего профессионального образования в условиях современности

Статья посвящена актуальной проблеме развития общих компетенций студентов системы среднего профессионального образования. Рассматриваются основные теоретические и методические аспекты вопроса, дается краткая характеристика общих компетенций, дается а...

Целеполагание как основа становления обучающихся гражданами государства

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». Методологической основой материалов статьи является системный подход к управлению образованием. В работе предлагается ...

Проблемы формирования кадрового потенциала в образовательной среде

Автор выявляет основные проблемы в сфере образования, связанные с кадровым потенциалом образовательной организации, классифицирует и предлагает пути преодоления как возможность развития кадрового потенциала любой образовательной организации. В работ...

Анализ проблем семьи как социального института, влияющих на организацию учебно-воспитательного процесса в техникуме

В статье приводятся и анализируются результаты исследования проблем семьи как социального института с точки зрения выполнения базовых социальных функций, проведенного в Дивноморском филиале НАНЧПОУ «Северо-Кавказский техникум «Знание». Данное исследо...

Педагогические условия удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников в системе школа-вуз

В статье рассматриваются результаты исследования по выявлению педагогиче-ских условий удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников как ключе-вой характеристики профессионального самоопределения личности. Актуализируется задача вузов по ...

Система стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации как средство управления

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме системы стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации. Рассматриваются мотивы профессиональной деятельности педагогов, условия, необходимые для стимулирован...

К проблеме мотивов профессионального развития педагогов средних профессиональных образовательных учреждений

В статье раскрывается проблема развития факторов мотивации профессионального развития у педагогов в средних профессиональных образовательных учреждениях. Анализируются управленческие инструменты и стратегии, способствующие повышению мотивации к профе...

К вопросу о формировании профессиональных компетенций будущего педагога дополнительного профессионального образования в области охраны труда

В статье авторы освещают актуальные аспекты формирования профессиональных компетенций будущих педагогов дополнительного профессионального образования в сфере охраны труда в современных условиях модернизации образования. Охарактеризована структура про...

Аспекты современного профессионального образования: тенденции развития и оценка качества

В статье рассматриваются вопросы современного подхода к образовательному процессу, влияние рынка, международное политики и глобальной экономики на набор требований к выпускнику. Приводятся основные преимущества и недостатки данного подхода. Предлагае...

Стратегическое управление персоналом как комплекс мер по поддержке преподавателей в процессе реализации их профессиональной деятельности

В статье рассматриваются методы стратегического управления персоналом в общеобразовательных учреждениях, высших учебных заведениях и центрах дополнительного образования детей. Рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели в...

Задать вопрос