Исследование особенностей договора финансирования под уступку денежного требования необходимо начать с его анализа как в экономическом, так и правовом аспекте. Так как позитивное право закрепляет сложившиеся экономические отношения, а непосредственным двигателем развития общественных отношений возникают экономические отношения, складывающиеся в результате предпринимательской деятельности субъектов. Право обладает инструментальными и трансляционными функциями, которые непосредственно ретранслируют влияния экономико-социального базиса на формирование правоотношений. Особенности договора финансирования под уступку денежного требования необходимо рассматривать с содержательной точки зрения.
В правовой доктрине для определения данного явления используются синонимичные понятия «договор финансирования под уступку денежного требования» и «факторинг».
Зарубежные исследователи определяют факторинг как «метод избавления от торговых долгов (debts) при котором предприятие «продает» финансовому институту имеющиеся у него долговые обязательства других предприятий [1]».
В экономическом сообществе под факторингом понимают разновидности комиссионной операции, в которой совмещены кредитование клиента–кредитора под переуступку финансовому агенту (банку) неоплаченных платежных требований должника [2].
Также Ивасенко А. Г. относит факторинг к разновидности торгово-комиссионной операции, которая включает также инкассирование дебиторской задолженности клиента, кредитование и гарантию от кредитных и валютных рисков [3].
Существует и другое толкование факторинга как кредитование продаж поставщика, в частности, А. Д. Минеев предлагает следующие определение «Факторинговые операции являются одним из видов финансовых операций, связанных с краткосрочным финансированием текущей деятельности поставщиков путем выкупа у него факторинговой компанией (банком) долговых обязательств покупателя продукции. Такая операция позволяет обеспечить непрерывное пополнение оборотных средств предприятия поставщика и одновременно обеспечить эффективное покрытие кредитных линий, открываемых факторинговыми компаниями на тех или иных клиентов» [4].
Некоторые исследователи рассматривают факторинг как комплекс финансовых услуг, например, Ю. А. Соколова «комплекс финансовых услуг, включающий кредитование предприятия-поставщика под уступку права взыскания его дебиторской задолженности, а также оказание услуг, направленных на сокращение косвенных потерь, возникающих в результате коммерческого кредитования покупателей» [5].
Особенность правового регулирования договора финансирования под уступку денежного требования заключается в том, что законодатель, в отличии от других легально определенных договоров, в договоре финансирования под уступку денежного требования недостаточно четко определил характерные черты договора, которые бы позволили однозначно отнести к конкретной сфере применения договор финансирования под уступку денежного требования. Подобный подход позволяет реализовать стремление разработчиков проекта Гражданского Кодекса для формирования благоприятных условий применения новой конструкции договора в имущественном обороте в РФ.
В частности, А. С. Комаров отмечает, что «определение договора финансирования под уступку денежного требования сформулировано так, чтобы он охватывал достаточно широкий круг отношений, связанных с данным видом финансовых сделок в предпринимательской сфере. Безусловно, это позволит соответствующей деловой практике не быть скованной жесткими правовыми рамками и достаточно гибко развиваться без оглядки на то, что она окажется без надлежащей правовой базы [6]».
Л. А. Новоселова в своей работе делает вывод о нечеткости формулировки понятия договора финансирования под уступку денежного требования «Нечеткость законодательного решения и отсутствие сложившейся правоприменительной практики в российском праве приводят к тому, что в комментариях и научных разработках отношения сторон в договоре факторинга предлагается рассматривать в рамках различных, иногда и несовместимых правовых конструкций» [7].
Однако нельзя согласиться с Л. А. Новоселовой в части суждения о том, что договор финансирования не является самостоятельным видом договора. Непосредственно регулированию договора финансирования под уступку денежного требования посвящена целая глава 43 ГК РФ, тем самым законодатель четко отнес его к отдельному виду договора. Но стоит отметить, что главным ядром договора является непосредственно уступка прав требования, которая регулируется общими положениями о договоре.
С нашей точки зрения факторинг заключается в виде финансового продукта, который предоставляется фактором для клиента (поставщика) и оказывает финансирование клиенту под уступку прав требования дебиторской задолженности. Также данный финансовый продукт может включать себя и дополнительные услуги, например, бухгалтерские, юридические, финансовые, информационные и другие услуги для клиента.
Ведущим в определение факторинговой деятельности заключается в предоставлении клиенту кредитования под уступку дебиторской задолженности с дисконтом. Именно два компонента — финансирование и уступка — являются центральными элементами экономической составляющей факторинга.
Литература:
- Macmillan Dictionary of Modern Economics. – М.: Инфра–М, 2003. С. 215
- Солдатова А. О. Факторинг и секьюритизация финансовых активов: Учебное пособие. М., 2013. С. 41
- Ивасенко А. Г. Факторинг: сущность, проблемы и пути развития в России. Новосибирск, 1998. С. 9
- Минеев А. Д. Эффективность факторинговых операций коммерческих банков: автореферат дисс. ... канд. экон. наук. М., 1998. С. 11.
- Соколова Ю. А. Факторинг / Под ред. О. В. Гончарук. СПб., 2005. С. 11.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Текст, комментарии, алфавитно–предметный указатель / Под ред. О. М. Козырь, А. Л. Маковского, С. А. Хохлова. М., 1996. С. 435.
- Новоселова Л. А. Сделки уступки права (требования) в коммерческой практике. Факторинг. М., 2004. С. 350.