В статье представлены основные недостатки, допускаемые органами прокуратуры при осуществлении деятельности по правовому просвещению в сети Интернет. Выработан комплекс предложений, направленных на совершенствование деятельности по пропаганде права среди населения.
Ключевые слова: правовое просвещение, разъяснение законодательства, прокурор как субъект правовоспитательного процесса, правовая пропаганда.
Важным фактором становления правового государства, реализации положений Конституции Российской Федерации, правовой социализации личности и общества, повышения уровня правовой культуры является эффективное осуществление деятельности по правовому просвещению.
28.04.2011 Президентом Российской Федерации утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», в соответствии с которыми формируется современная конфигурация правового просвещения в стране, выстраивается стратегия целенаправленного и консолидированного противодействия власти и общества деформациям правосознания, усиления влияния правовой составляющей на юридически значимое поведение людей, состояние правопорядка. Именно под его влиянием в настоящее время в целом организуется нормативная правовая среда в данной сфере, анализируется на предмет оптимизации правоприменительная практика, институализируются новые механизмы и вырабатываются решения, в том числе по информационно-методическому обеспечению.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202–1 к основным целям деятельности прокуратуры относится: обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
При этом законом не закреплено осуществление правового просвещения граждан, как самостоятельной функции либо направлением деятельности органов прокуратуры. Вместе с тем, оно является неотъемлемой частью возложенных на прокуроров обязанностей, что находит свое отражение в организационно-распорядительных документах Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Генеральный прокурор Российской Федерации в приказе от 02.08.2018 № 471 «Об организации в органах прокуратуры Российской Федерации работы по правовому просвещению и правовому информированию» (далее по тексту — Приказ) определил характер практической реализации прокуратурой правового просвещения, указав на необходимость организации данной работы, таким образом, чтобы она максимально отвечала задачам повышения уровня правовой грамотности и развития правосознания граждан, оказания воспитательного воздействия в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения.
В данном документе указывается, что работа по правому просвещению является неотъемлемой частью системы профилактики правонарушений. Особое внимание прокуроров обращено на необходимость доведения до сведения населения информации, направленной на предотвращение коррупционных проявлений, террористической и экстремисткой деятельности, предупреждение правонарушений среди молодежи.
Акцентировано внимание прокуроров на сочетание деятельности по правовому просвещение и правовому информированию и прокурорского надзора, необходимость внедрения новых форм и методов воздействия на правовое сознание граждан.
Несомненно, что одним из условий успешного осуществления, возложенных на органы прокуратуры полномочий по организации правового просвещения, является использование современных методов и средств, сформированных на базе интернет-технологий. В связи с чем п.2.1 Приказа на прокуратуры субъектов возложена обязанность по ведению на регулярной основе раздела по правовому просвещению на официальном сайте органа прокуратуры в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Изучив сайты прокуратур, можно заметить, что указанные разделы, совпадая по общей тематической направленности, зачастую различаются по своему наименованию, наиболее распространенными из которых являются: «Прокурор разъясняет», «Прокуратура разъясняет», «Правовое просвещение», «Разъяснение законодательства» и т. д.
Некоторыми прокуратурами предприняты попытки структурирования данных разделов на тематические рубрики, что является на наш взгляд положительной практикой, поскольку при поиске информации гражданин сможет быстрее найти нужную ему информацию. Например, на официальном сайте прокуратуры Республики Коми организовано ведение раздела «Правовое просвещение» [3], который представляет собой сложную структуру, состоит из рубрик «Консультации по вопросам федерального законодательства», «Консультации по вопросам уголовно-исполнительного законодательства», «Консультации по вопросам уголовного судопроизводства», «Консультации по вопросам местного самоуправления». Однако, следует отметить, что данные рубрики весьма обширны, поскольку федеральное законодательства многогранно, в связи с чем, на наш взгляд целесообразно было бы включить подрубрики: трудовое законодательство, жилищное и т. д., тем самым упорядочить по более узким тематикам.
Распространена практика ведения рубрик «Вопрос-ответ», например, в прокуратуре Алтайского края [4] на интернет-странице данной рубрики размещена форма для отправления электронного обращения, в котором гражданин может задать интересующий его вопрос, требующий разъяснения. К сожалению, не всеми прокуратурами обеспечена возможность направления вопроса непосредственно при нахождении пользователя в данной рубрике, а предусмотрена лишь подача обращения через специальную интернет-приемную.
Довольно распространенными являются рубрики «Новое в законодательстве», а также отдельные рубрики с размещенными информационно-демонстративными материалами (брошюрами) разработанными, как работниками органов прокуратуры, записями телепередач, разъяснения законодательства в видео формате.
Определенным прорывом во взаимодействии с общественностью и организации правового просвещения является введение с 01.10.2018 информационно-коммуникационного сервиса «ЭФИР» генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Данный сервис представляет собой технологический микс интерактивной live-трансляции и стримингового канала. Сегментация по сферам реализуется за счет постоянной программной сетки вещания. Ежедневно доступна актуальная программа эфира с профильными рубриками. Таким образом, с одной стороны, сервис предлагает для просмотра аудитории в удобное время собственный эксклюзивный контент, с другой — ведутся трансляции актуальных новостей и аналитика от органов в прямом эфире.
Особого внимания заслуживает рубрика «Вы в эфире», которая представляет собой выступление начальника управления взаимодействия со средствами массовой информации генеральной прокуратуры РФ и его заместителя в прямом эфире по заранее озвученной проблематике, также инновационным способом осуществления правового просвещения является возможность зрителя задать вопрос в прямом эфире посредством интерактивного чата или через call-центр.
Несмотря на многообразие подходов к организации деятельности по правовому просвещению, прокурорами повсеместно уделяется недостаточно внимания по привлечению интереса населения к освещаемым вопросам, не предпринимается мер по упрощению поиска информации.
При поиске информации в интернете, пользователи, первоначально вводят запрос в поисковую систему, а не стараются самостоятельно найти ответ в принятых законодательных актах. После ввода запроса, поисковая система предлагает перечень интернет-страниц по интересующей тематике. Одним из факторов определяющих релевантность результатов поиска являет соответствие текста на странице вводимому запросу.
Таким образом, в случае наличия на интернет-странице, содержащей разъяснения, фразы, полностью или частично совпадающей с текстом вводимого гражданином запроса, увеличивается шанс на скорейший результат. В связи с чем, при добавлении ключевых слов, поисковая система, будет определять, что на интернет-странице находится интересующая пользователя информация.
Вместе с тем, в ходе изучения сайтов прокуратур, установлено, что прокуроры пренебрегают данной особенностью работы поисковых систем, наполнение ключевыми словами, тегами отсутствует.
Помимо указанного, в настоящее время возрастает число пользователей смартфонов, современные технологии позволяют выходить в сеть «Интернет» из любого места, быть всегда на связи. Мобильные гаджеты постепенно вытесняют с рынка персональные компьютеры, в связи с чем, немаловажным является автоматическая адаптация страниц сайта до масштаба экрана пользовательских устройств, мобильных версий сайта, поскольку полноценная версия не позволяет пользователю быстро найти и изучить необходимую информацию.
Резюмируя вышесказанное, на наш взгляд можно выделить основные пути совершенствования правового просвещения органами прокуратурами в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а именно:
1) структурирование рубрик по правовому просвещению по узким сферам законодательства, 2) совершенствование системы обратной связи с населением, 3) оптимизация поиска информации для граждан, 4) разработка адаптивных версий официальных сайтов прокуратур.
Литература:
- О прокуратуре Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 17 января 1992 № 2202–1 (ред. от 26.07.2019) / Доступ из справ. — правовой системы «КонсультантПлюс».
- Об организации в органах прокуратуры Российской Федерации работы по правовому просвещению и правовому информированию [Электронный ресурс]: Приказ Генпрокуратуры России от 02.08.2018 № 471)/ Доступ из справ. — правовой системы «КонсультантПлюс».
- Официальный сайт прокуратуры Республики Коми. URL: http://www.prockomi.ru/explain/ (дата обращения 30.09.2019)
- Официальный сайт прокуратуры Алтайского Края. URL: http://www.prok-altai.ru/clarification/questions/ (дата обращения 30.09.2019)