Административные правонарушения, выявляемые органами прокуратуры, в области финансов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №40 (278) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 03.10.2019

Статья просмотрена: 553 раза

Библиографическое описание:

Сухова, А. И. Административные правонарушения, выявляемые органами прокуратуры, в области финансов / А. И. Сухова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 40 (278). — С. 147-150. — URL: https://moluch.ru/archive/278/62757/ (дата обращения: 17.12.2024).



Основанием какой-либо юридической ответственности, в том числе и административной, в сфере финансов является финансовое правонарушение. Финансовое правонарушение — это противоправное виновное деяние -действие или бездействие -, посягающее на установленный государством порядок осуществления финансовой деятельности и вызывающее применение соответствующих юридических санкций.

Установление административной ответственности за нарушения в сфере финансов имеет целью защиту интересов государства в правоотношениях, связанных с обеспечением режима функционирования государственных денежных фондов, а также с обеспечением экономической безопасности государства вообще. Такие правонарушения совершаются при осуществлении финансовой, валютной, банковской деятельности.

Глава 15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее по тексту КоАП РФ) «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг» объединяет три группы административных правонарушений — административные правонарушения в области финансов, административные правонарушения в области налогов и сборов, административные правонарушения в области рынка ценных бумаг.

В зависимости от объекта административные правонарушения в области финансов можно подразделить на подгруппы:

  1. Правонарушения в области наличного денежного обращения (статья 15.1 КоАП РФ «Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов»).
  2. Правонарушения в области налогов (ст. 15.3 КоАП РФ «Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе»; ст. 15.5 КоАП РФ «Нарушение сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам)»; ст. 15.7 КоАП РФ «Нарушение порядка открытия счета налогоплательщику»).
  3. Административные правонарушения, объектом которых является нарушение установленного порядка ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности (ст. 15.11 КоАП РФ «Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности»).
  4. Административные правонарушения в сфере бюджетной политики (ст. 15.14 КоАП РФ «Нецелевое использование бюджетных средств»; ст. 15.15 КоАП РФ «Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита»).
  5. Административные правонарушения в сфере банков и банковской деятельности (ст. 15.10 КоАП РФ «Неисполнение банком поручения государственного внебюджетного фонда»; ст. 15.26 КоАП РФ «Нарушение законодательства о банках и банковской деятельности»).

В настоящей статье мы подробно рассмотрим ст. 15.15.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации — «Нарушение порядка формирования государственного (муниципального) задания» (введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ), на примере материалов прокурорской проверки.

Статья 15.15.15 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение порядка формирования государственного (муниципального) задания. Указанное деяние предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

В соответствии со ст. 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту — БК РФ) муниципальное задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств. Финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий осуществляется за счет средств местных бюджетов в порядке, установленном местной администрацией. Объем финансового обеспечения выполнения муниципального задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание муниципальных услуг.

Согласно ст. 69.1 БК РФ к бюджетным ассигнованиям на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.

Согласно ст. 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Предоставление предусмотренных указанной статьей субсидий, за исключением субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, осуществляется в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидии, заключаемыми между органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и бюджетными или автономными учреждениями.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств формирует и утверждает муниципальные задания, обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

В ходе проведенных надзорных мероприятий Светлогорской межрайонной прокуратурой установлено, что и. о. главы администрации МО «Светлогорский район» 09.01.2018 утверждено муниципальное задание на оказание муниципальных услуг детскому саду на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

В целях финансового обеспечения выполнения муниципального задания между МКУ «Отдел по бюджету и финансам Светлогорского района» заключено Соглашение, в соответствии с которым на оказание муниципальных услуг Учреждению предоставляется субсидия за счет средств местного бюджета в размере 8 617 580 рублей.

Согласно п. 2.1.2 Соглашения МКУ «Отдел по бюджету и финансам Светлогорского района» обязуется перечислять Учреждению субсидию на выполнение муниципального задания из районного бюджета по заявкам Учреждения ежемесячно в соответствии с графиком.

В соответствии с графиком перечисления субсидии Учреждению общий размер финансирования со стороны местного бюджета за январь-март 2018 года должен был составить 2 500 000 руб.

В нарушение Соглашения и приведенных норм федерального законодательства фактически за январь-март 2018 года МКУ «Отдел по бюджету и финансам Светлогорского района» перечислено субсидий лишь на сумму 1 806 955 руб. 72 коп.

Выявленные нарушения являются недопустимыми, препятствуют своевременному исполнению муниципального задания в полном объеме, затрудняют доступ граждан к получению муниципальных услуг надлежащего качества.

Статьей 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрен принцип подведомственности расходов бюджетов, который означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Согласно статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета.

МКУ «Отдел по бюджету и финансам Светлогорского района» проверяемый период являлся главным распорядителем средств бюджета МО «Светлогорский район» в соответствии с Уставом муниципального образования.

Распоряжением главы администрации МО «Светлогорский район» ВНН назначена на должность начальника МКУ «Отдел по бюджету и финансам Светлогорского района».

Учитывая изложенное, в действиях начальника МКУ «Отдел по бюджету и финансам Светлогорского района» ВНН усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях — нарушение финансового обеспечения выполнения муниципального задания.

При таких обстоятельствах, прокурором возбуждено производство об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица — начальника МКУ «Отдел по бюджету и финансам Светлогорского района» ВНН. Указанное постановление для рассмотрения по существу направлено в Мировой суд.

По результатам рассмотрения производства об административном правонарушении в отношении ВНН, Мировой судья вынес постановление о признании должностного лица — начальника муниципального учреждения «Отдел по бюджету и финансам Светлогорского района» ВНН виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.15 КоАП РФ, и назначил наказание в виде административного штрафа в размере 10000 (десяти тысяч) рублей.

Начальник МКУ «Отдел по бюджету и финансам Светлогорского района» ВНН не согласившись с вышеуказанным постановлением, обратилась в Светлогорский городской суд с жалобой на постановление мирового судьи, в которой просила постановление мирового судьи отменить, а производство по делу прекратить.

Городской суд, исследовав все материалы дела об административном правонарушении в отношении ВНН, вынес решение об оставлении постановлении Мирового судьи без изменения, а жалобу ВНН — без удовлетворения.

К настоящему моменту уже сформировалась определенная судебная практика применения ст. 15.15.15 КоАП РФ. Как правило, эта статья применяется в случае:

– изменения объема субсидии на финансовое обеспечение задания в течение срока его выполнения без внесения соответствующих изменений в само задание;

– нарушения установленного в соглашении на предоставление субсидии срока перечисления средств;

– несоблюдения сроков для утверждения задания;

– утверждения задания без включения в него показателей, характеризующих качество и (или) объем (содержание) каждой государственной (муниципальной) услуги (работы).

В то же время еще не выработан единый подход по вопросу привлечения должностных лиц к административной ответственности по ст. 15.15.15 КоАП РФ в случаях, если в проверяемом периоде были выявлены нарушения порядка формирования задания в отношении нескольких учреждений. В ряде случаев суды подтверждают обоснованность привлечения к ответственности по каждому эпизоду. В то же время существует практика однократного привлечения к административной ответственности за нарушение порядка формирования задания в отношении нескольких подведомственных учреждений.

С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется неосторожной или умышленной формой вины.

Субъектами административной ответственности по ст. 15.15.15 КоАП РФ могут выступать только должностные лица.

Литература:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019)
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019)
  3. Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть вторая (том 1) (под общ. ред. Л. В. Чистяковой) («ГроссМедиа», «РОСБУХ», 2019)
  4. Материалы надзорной деятельности Светлогорской межрайонной прокуратуры, 2019
  5. Судебная практика
Основные термины (генерируются автоматически): РФ, Светлогорский район, Российская Федерация, муниципальное задание, административное правонарушение, финансовое обеспечение выполнения, административная ответственность, правонарушение, БК РФ, Мировой судья.


Похожие статьи

Вопросы, связанные с совершенствованием законодательства о несостоятельности (банкротстве)

Проблемные вопросы применения административного законодательства, возникающие в деятельности административных комиссий и должностных лиц муниципальных районов, городских округов (на примере г. о. ЗАТО Светлый)

Типичные нарушения, выявляемые в результате осуществления прокурорами надзора в сфере защиты права публичной собственности

Проблемные вопросы, связанные с проведением технико-криминалистических экспертиз документов по преступлениям экономической направленности

Основные виды коррупционных преступлений, совершаемых государственными гражданскими служащими

Актуальные проблемы участия прокуратуры в противодействии коррупционным правонарушениям

Особенности взаимодействия следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и особенности расследования преступлений (на примере экстремистских молодежных преступных группировок)

Проблемы квалификации сокрытия преступления от учета должностными лицами органов внутренних дел

Прокурорский надзор за исполнением законодательства о территориях опережающего развития

Деятельность прокуратуры в сфере противодействия коррупции

Похожие статьи

Вопросы, связанные с совершенствованием законодательства о несостоятельности (банкротстве)

Проблемные вопросы применения административного законодательства, возникающие в деятельности административных комиссий и должностных лиц муниципальных районов, городских округов (на примере г. о. ЗАТО Светлый)

Типичные нарушения, выявляемые в результате осуществления прокурорами надзора в сфере защиты права публичной собственности

Проблемные вопросы, связанные с проведением технико-криминалистических экспертиз документов по преступлениям экономической направленности

Основные виды коррупционных преступлений, совершаемых государственными гражданскими служащими

Актуальные проблемы участия прокуратуры в противодействии коррупционным правонарушениям

Особенности взаимодействия следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и особенности расследования преступлений (на примере экстремистских молодежных преступных группировок)

Проблемы квалификации сокрытия преступления от учета должностными лицами органов внутренних дел

Прокурорский надзор за исполнением законодательства о территориях опережающего развития

Деятельность прокуратуры в сфере противодействия коррупции

Задать вопрос