Основные виды коррупционных преступлений, совершаемых государственными гражданскими служащими
Автор: Абрамов Игорь Анатольевич
Рубрика: 5. Административное право
Опубликовано в
II международная научная конференция «Актуальные вопросы юридических наук» (Челябинск, февраль 2015)
Дата публикации: 13.01.2015
Статья просмотрена: 1007 раз
Библиографическое описание:
Абрамов, И. А. Основные виды коррупционных преступлений, совершаемых государственными гражданскими служащими / И. А. Абрамов. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/140/7092/ (дата обращения: 17.12.2024).
В главе 30 УК РФ говорится о направленности этих преступлений против государственной власти, интересов государственной службы. Согласно ФЗ от 27.05.2003г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ», государственная служба -это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий РФ, федеральных государственных органов, субъектов РФ, государственных органов субъектов РФ, а также лиц замещающих государственные должности РФ и государственные должности субъектов РФ. Необходимо выделить виды государственной службы: государственная гражданская служба, военная и правоохранительная служба.
Понятие «взяточничество» в широком смысле слова объединяет следующие понятия: получение взятки (ст. 290 УК РФ), дача взятки (ст.291УК РФ), и посредничество во взяточничестве (ст.291.1УКРФ). В узком же смысле слова термин «взяточничество» означает получение взятки. Получение взятки является одним из самых опасных преступлений против интересов службы. Взяточничество — это итог преступной деятельности, направленное на нормальную деятельность аппарата управления. Получение взятки направлено на посягательство на авторитет и интересы власти, и более наносит удар на интересы службы, чем дача взятки и посредничество во взяточничестве. Предметом получения взятки являются деньги, ценные бумаги, иное имущество, также изъятое из оборота или ограниченное в обороте (наркотические и психотропные средства, боеприпасы, оружие и т. д.). К предмету получения взятки относятся также услуги имущественного характера (ремонт квартиры, строительство дачи) и имущественные права (право пользования имуществом, право хозяйственного ведения, оперативного управления). Определяя предмет преступления, следует опираться на п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 г. № 6, где исходя из смысла закона к предмету взятки наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом предполагается относить выгоды или услуги имущественного характера, подлежащие оплате, но оказываемые безвозмездно. Под выгодами имущественного характера следует понимать –занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими кредитами, приобретение или аренда помещений или квартир, дачных участков. При этом указанные выгоды и услуги имущественного характера должны получить в приговоре денежную оценку. Не является предметом получения взятки услуги нематериального характера, не влекущие для взяткополучателя имущественной выгоды (к примеру, предоставление возможности приобрести какой-либо редкий товар или услугу, выдача положительной рецензии на работу). Объективная сторона — получение должностным лицом лично или через посредника предмета взятки. Под действиями должностного лица, входящими в служебные полномочия должностного лица, следует понимать действия, которые он правомочен совершать в соответствии со своими служебными полномочиями и которые соответствуют требованиям закона, иным нормативным и другим правовым актом. Необходимо обратить внимание, что получение вознаграждения за деятельность, не связанную с выполнением должностных обязанностей, нельзя считать взяткой. Должностное лицо может получить взятку не только за совершение им самим определённых действий, входящих в круг его служебных обязанностей, но и за выгодное для взяткополучателя поведение других должностных лиц, которому оно может способствовать в силу своего должностного положения. Вместе с тем использование должностным лицом только личных связей и отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование должностного положения. Что касается общего покровительства по службе, оно предполагает необоснованное создание взяткодателю или представляемым им лицам различных благоприятных условий подчинённым по службе лицам: их незаслуженное поощрение, внеочередное необоснованное повышение в должности, совершение других действий, не вызываемых служебной необходимостью. Общее попустительство следует рассматривать как неприятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия. Например, получение взятки за общее попустительство по службе будет иметь место в случае, когда должностное лицо систематически получает вознаграждение за обещание сообщать о возможных проверках. В данном случае взяткодатель оплачивает за конкретные действия, а готовность должностного лица в случае необходимости предоставить информацию по службе. Взятка получается не за конкретные действия, которое намеревается совершить должностное лицо. Оно получает вознаграждение за общее покровительство и попустительство на службе. Время передачи предмета взятки на наличие состава преступления и квалификацию содеянного не влияет. В связи с этим можно выделить два вида взяточничества: взятка-подкуп и взятка-благодарность. Взятка-подкуп определяется, как передача предмета взятки, обуславливает нужное взяткодателю поведение должностного лица, и является необходимым условием совершения им определённых действий. В этой ситуации между взяткодателем и взяткополучателем имеется предварительная договорённость о передаче предмета взятки. Взятка-благодарность означает, когда предмет взятки передается за уже совершенное должностным лицом действие, в отсутствие предварительной договорённости. Предмет взятки может быть получен как самим должностным лицом, так и предоставлен родным и близким должностного лица с его согласия, либо он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя.
Ещё раз хочется указать на то, что данное преступление может быть совершено только путём получения должностным лицом лично или через посредника взятки. Преступление является оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ценностей, а если деньги являются предметом взятки, и перечисляются на счёт, получение взятки считается оконченным с момента поступления их на соответствующий счет. Если же предметом получения взятки является какая –либо услуга либо выгода имущественного характера, то преступление считается оконченным с того момента, как взяткополучатель начал пользоваться такой услугой или выгодой имущественного характера, либо с момента получения соответствующих документов на услугу или выгоду (например туристической путевки, билета на концерт и т. д.).
При этом необходимо иметь ввиду, что принятие предмета взятки посредником для последующей его передачи должностному лицу ещё не образует оконченного состава преступления, и в случае задержания посредника, не успевшего передать взятку должностному лицу, квалифицируется как покушение на получение взятки.
Хотелось бы также обратить внимание на мотив совершения преступления, мотивом является корысть. В соответствии с ч.4 ст.290 УК РФ получение взятки считается совершённым при особо отягчающих обстоятельствах, если оно совершено: 1) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; 2) с вымогательством взятки; 3) в крупном размере. Группа лиц по предварительному сговору будет иметь место только в случае, если в преступлении участвовали два или более должностных лица, которые заранее договорились о совместном совершении преступления с использованием своего служебного положения. При этом не имеет значения, какая сумма получена каждым из должностных лиц. При этом преступление окончено, когда часть взятки получена хотя бы одним должностным лицом. Организованная же группа характеризуется устойчивостью, более высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора и руководителя. В связи с этим в организованную группу могут входить лица, не являющиеся должностными, которые заранее объединились для совершения одного или несколько преступлений, для многократного получения взяток.
Вымогательство взятки — это требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина (например, под угрозой незаконного привлечения к ответственности) либо поставить его в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов (например, незаконное затягивание должностным лицом процесса выдачи разрешительного документа, необоснованная длительная задержка в решении жизненно важных вопросов с намеками на огромную затрату времени для их решения, многочисленные расходы по оформлению разных бумаг и документов и т. д.). Если взяткодатель заинтересован в неправомерном поведении должностного лица, стремится обойти закон, установленную процедуру решения того или иного вопроса, добиться удовлетворения своих незаконных интересов, уйти от заслуженной ответственности. Вымогательство, как квалифицирующий признак получения взятки отсутствует. Вымогательством взятки является не любое требование ее передачи, а только такое, при котором потерпевшему угрожают нарушить его правоохраняемые интересы.
Крупным размером взятки признаётся сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 150 000 рублей. Если взятка в крупном размере получена частями, но эти действия представляли собой эпизоды одного продолжаемого преступления, содеянное должно квалифицироваться как получение взятки в крупном размере.
Также в своей работе необходимо отметить не менее важное преступление –дачу взятки. Данное преступление выражается в действии — передаче должностному лицу лично или через посредника предмета взятки: 1) за совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий, которые входят в служебные полномочия должностного лица; 2) совершение в пользу взяткодателя или предоставляемых им лиц действий, которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но оно в силу своего должностного положения может способствовать их совершению другим должностным лицом; 3) общее покровительство по службе; 4) общее попустительство по службе. Преступление является оконченным в момент получения взятки, которая хотя бы часть её была принята должностным лицом. Согласно Пленума Верховного Суда РФ в постановлении от 10.02.2000г. № 6 указано, что должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, предложившее своему подчинённому в интересах соответствующей организации дать взятку должностному лицу, несёт ответственность как исполнитель дачи взятки, а работник, выполняющий это поручение, — как её соучастник. Квалифицированный состав преступления предполагает дачу взятки за совершение должностным лицом незаконных действий в значительном размере (свыше 25 тыс.рублей). Дача взятки, является способом склонения должностного лица к выполнению определённых действий, результатом которых будет выгода для лица, дающего взятку, или представляемых им лиц. Квалифицирующими признаками необходимо указать: 1) лицо, давшее взятку, должно достоверно знать, что дает взятку именно за нарушение должностным лицом закона; 2) в случае фактического совершения должностным лицом незаконных действий в интересах взяткодателя или представляемых им лиц, возможна двоякая юридическая оценка содеянного взяткодателя, что зависит от характера противоправности содеянного взяткополучателем. Необходимо отметить, что взятка может даваться за неправомерные, но непреступные действия (за сокрытие прогулов, явки на работу в состоянии опьянения.
Немаловажным является посредничество во взяточничестве, определённое в ст. 291.1 УК РФ, и совершается при следующих действиях: 1) непосредственной передаче взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу по поручению взяткодателя или взяткополучателя; 2) ином способствовании взяткодателю и взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере. Необходимо отметить, что субъект должен сознавать, что передаёт взятку должностному лицу именно за совершение последним незаконных действий.
Указанные в главе 30 УК РФ преступления — это общественно опасные деяния, совершаемые вопреки интересам службы с использованием занимаемого виновным служебного положения и причиняющие либо создающие непосредственную угрозу причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан и организаций, общества и государства. Получение взятки- самое тяжкое из анализируемой группы преступлений. Его опасность состоит в том, что должностное лицо, используя свои служебные полномочия, подрывает престиж работников государственной власти, государственных служащих.
Литература:
1. Уголовный кодекс Российской Федерации.
2. Уголовное право. Части Общая и Особенная: курс лекций/ Г. А. Есаков, А. И. Рарог и др.; под редакцией А. И. Рарога.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.- 480с.
3. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: Учебник / под ред. Д-ра юр. Наук, проф. Л. В. Иногамовой –Хегай, д-ра юр. Наук, проф. А. И. Рарога, д-ра юр. Наук, проф. А. И. А. И. Чугаева. –М.: ИНФРА — М: КОНТРАКТ, 2004. -742с.