Психологические особенности проявления страха и тревожности у студентов вуза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №37 (275) сентябрь 2019 г.

Дата публикации: 12.09.2019

Статья просмотрена: 1521 раз

Библиографическое описание:

Гудкова, Е. О. Психологические особенности проявления страха и тревожности у студентов вуза / Е. О. Гудкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 37 (275). — С. 131-132. — URL: https://moluch.ru/archive/275/62341/ (дата обращения: 16.12.2024).



В настоящее время трудно найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха и тревоги, особенно в студенческом возрасте.

Страх — ключевая эмоция, переживание которой воспринимается людьми как угроза безопасности своей жизни.

Основная функция страха состоит в обозначении источника угрозы и преодолении опасной ситуации. Как подчеркивает М. И. Витковская, онтологическое свойство страха заключается в стремлении живых организмов сохранить свою целостность, структуру, противодействуя внешней среде. Он является степенью оценки угрозы, риска [1].

В связи с изменившимися за последнее время социально-экономическими и политическими условиями жизни в нашей стране, возникли новые социально-психологические проблемы, связанные с профессиональным самовыражением будущих специалистов, часто скрывающиеся внутри самой личности. Например, наше общество на данный момент времени нуждается в молодых специалистах, обладающих такими возможностями, как быть смелым, чувствовать уверенность, быть активным, которые обеспечивают им шанс для преодоления препятствий, возникающих на пути профессионального формирования. Несмотря на это у некоторых студентов наблюдается безразличное отношение к освоению будущей профессиональной деятельности, связанное с проявлением страха характерологических особенностей личности, что сдерживает процесс их профессионального становления. Основанием этому служит то, что страхи, появившиеся в детском возрасте, сохраняются на длительный период времени, и большинство из них превращаются в социальные страхи, сопровождающие молодых людей на многие годы, препятствуя им становиться социально активными и обретать свое место в обществе.

Вследствие этого, совладение со страхами в студенческий период жизни становится социально-психологической проблемой, так как они не допускают, как в процессе обучения, так и в последующем, активно адаптироваться к тем социальным условиям, которые требуют от личности как можно большего выражения профессиональных и личностных качеств, обеспечивающих мгновенное овладение профессиональной деятельностью и возможностью создавать конкурентоспособность на рынке труда.

Студенческая пора наполнена огромным количеством социальных проблем, связанных с профессиональным формирование личности, что зависит от их умения справляться со страхами: страх перед сдачей экзамена, страх публичного выступления, страх показаться слабым или глупым перед преподавателем или одногруппниками.

Социальный страх — страх социальных объектов или ситуаций социального взаимодействия [2].Социальные страхи связаны с исполнением каких-либо общественных действий (например, публичных выступлений), действий, сопровождаемых вниманием со стороны посторонних лиц (боязнь пользоваться местами общепита, общественным туалетом, невозможность заниматься чем-либо при наблюдении со стороны), или даже просто общения с незнакомыми людьми и лицами противоположного пола [2].

Самым сильным у студентов является страх перед экзаменами. Переживание этого страха связано с огромной значимостью учебной деятельности, так как результаты экзаменов могут повлиять на статус студента в социуме, его самооценку, стипендию, на последующее обучение в вузе и дальнейшую карьеру.

Страх перед преподавателем или страх перед авторитарной личностью, ощущаемый студентами, связан с застенчивостью студентов, с боязнью критики и осуждения со стороны преподавателей.

Страх ответственности, выражающийся у студентов, обусловлен только социальными механизмами. Основа данного страха состоит в том, что, принимая какое-нибудь главное решение, человек берет на себя ответственность за его будущие последствия, а в случае провала ему грозит н только осуждение и наказание со стороны социума, но зачастую он обречен на самоосуждение.

Страх публичных выступлений связан с индивидуально- психологическими особенностями личности и проявляется в неуверенности в своих способностях, застенчивости, в боязни произвести плохое впечатление.

Так есть менее интенсивные страхи у студентов, это страхи, связанные с другими людьми: страх перед болезнями близких и страх перед неблагоприятными последствиями болезней близких людей. Страх за свое здоровье. Главенствующий страх этой направленности представляется страх заболеть каким-либо заболеванием.

Дальнейшей по степени переживания страха, предстоит группа природных страхов. Ключевым страхом в этом блоке является страх пауков и змей. Данный вид страха оказывается довольно популярным. Этот страх может быть перенят также от родителей, и превратиться в своеобразную модель поведения.

Страх замкнутых пространств и страх темноты выражен у студентов намного меньше, чем остальные страх, что связано с возрастными особенностями проявления данных видов страха.

Конечной группой по силе выраженности, является группа экзистенциальных страхов, которая имеет отличительную особенность как страх перед неизвестностью. Опытной личности удается отлично справляться с ними, тем не менее неумение сделать это ведет к появлению страхов данной направленности.

Главенствующее положение по силе проявления среди студентов в данном блоке экзистенциальных страхов занимает страх перед будущим и страх войны. Страх перед будущим — это страх перед неизвестным.

В заключение хочу сказать, что таким образом описанные особенности студенческих страхов выделяют их специфический характер, проявляющийся в социальной направленности. Все студенческие страхи представляют собой боязнь новых, неизвестных требований жизни, которые нужно принять для себя как новую ступень развития. Мы должны смотреть на страх как на позитивный, творческий аспекте, в качестве инициатора перемен.

Литература:

  1. Витковская М. И. Страхи как предмет социологического исследования / М. И. Витковская// Материалы конференция молодых ученых, посвященная Дню науки 17 февраля 2002 г. М., РУДН. 2002.
  2. Сагалакова О. А., Д. В. Труевцев. Социальные страхи и социофобии. — Томск: Изд-во том. Ун-та, 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): страх, студент.


Похожие статьи

Социально-психологические особенности профессиональной мотивации студентов вуза

Особенности развития эмпатических способностей у студентов разных специальностей педагогического вуза

Психологические особенности общения студентов с разным уровнем социального интеллекта

Психологические условия формирования навыков самостоятельного мышления у учащихся

Динамика и особенности личностного роста студентов первого курса

Психологические особенности самооценки у слабоуспевающих младших школьников

Прогностические аспекты деятельности школы по профилактике аддиктивного поведения учащихся

Риск возникновения тревожно-депрессивных расстройств у студентов 1-го курса различных государственных учреждений

Особенности эмпатии студентов, обучающихся на факультете психологии

Возрастно-психологические особенности познавательных функций и личности студента

Похожие статьи

Социально-психологические особенности профессиональной мотивации студентов вуза

Особенности развития эмпатических способностей у студентов разных специальностей педагогического вуза

Психологические особенности общения студентов с разным уровнем социального интеллекта

Психологические условия формирования навыков самостоятельного мышления у учащихся

Динамика и особенности личностного роста студентов первого курса

Психологические особенности самооценки у слабоуспевающих младших школьников

Прогностические аспекты деятельности школы по профилактике аддиктивного поведения учащихся

Риск возникновения тревожно-депрессивных расстройств у студентов 1-го курса различных государственных учреждений

Особенности эмпатии студентов, обучающихся на факультете психологии

Возрастно-психологические особенности познавательных функций и личности студента

Задать вопрос