Возможности и ограничения модели регуляции эмоций Дж. Гросса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №35 (273) август 2019 г.

Дата публикации: 01.09.2019

Статья просмотрена: 1308 раз

Библиографическое описание:

Кузьмина, А. А. Возможности и ограничения модели регуляции эмоций Дж. Гросса / А. А. Кузьмина, Б. Б. Величковский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 35 (273). — С. 108-112. — URL: https://moluch.ru/archive/273/62221/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматривается процесс модуляции эмоций, определяющий эмоциональную реакцию индивида на примере модели регуляции эмоций Дж. Гросса. Приводятся примеры адаптивного и дезадаптивного применения стратегий индивидом, а также анализируются возможности и ограничения применения данной модели в научных исследованиях и психологических интервенциях.

Ключевые слова: регуляция эмоций, стратегии, модуляция эмоций, выбор ситуации (situation selection), изменение ситуации (situation modification), управление вниманием (attentional deployment), когнитивные изменения (cognitive change), модуляция ответа (response modulation).

Современные подходы к построению теорий эмоциональной регуляции являются чрезвычайно разносторонними. Например, актуальными темами психологических исследований эмоциональной регуляции являются: условия возникновения эмоций, процессы их регуляции, системная организация психологии переживаний, исследование мотивационных и когнитивных детерминант эмоциональной регуляции, изучение закономерностей процесса эмоциональной регуляции в зависимости от специфики регулируемой деятельности и т. д.

Одним из новых подходов, в котором проблема регуляции эмоций обозначается как самостоятельная линия исследований, является подход, берущий свое начало с работ Р. Лазаруса (Lazarus, 1968). В рамках данного подхода описан широкий круг феноменов и частных закономерностей процесса регуляции эмоций, приведены перечни стратегий регуляции эмоций, получены данные о сравнительной эффективности выделенных регуляторных стратегий с точки зрения решения адаптационных задач при переживании негативных и позитивных эмоций (Thompson, 1994; Gross, 1998, 2008, 2014; Gross, Rottenberg, 2007; Werner, Gross, 2010).

Под регуляцией эмоций в статье понимается комплекс осознаваемых и неосознаваемых психических процессов, которые усиливают, ослабляют либо удерживают на одном уровне качество и интенсивность эмоциональных реакций и эмоциональных состояний человека (Davidson, 1998; Gross, Thompson, 2007; Mayer, Salovey, 1997; Люсин, 2004; Гоулман, 2009; Сергиенко, Ветрова, 2009). Таким образом, понятие «регуляция эмоций» предполагает, что фокусом является непосредственно изменение эмоционального состояния.

Далее в статье рассмотрим модель регуляции эмоций как развернутый во времени процесс, представленную в работах школы Дж. Гросса (рис.1). Модель регуляции эмоций опирается на когнитивную теорию эмоций, согласно которой причиной эмоций является не ситуация как таковая, а то, как человек оценивает эту ситуацию. Социальный характер жизни требует от индивида умения эмоционально откликаться на переживания окружающих, демонстрировать или сдерживать эмоциональные проявления в соответствии с обстоятельствами ситуации, преодолевать действие собственных эмоций для сохранения оптимального уровня активности. Дж. Гросс рассматривает эмоции как быстрые реакции, влияющие как на поведение, так и на организм человека. Эмоции возникают в ответ на события, которые потенциально несут в себе или трудную задачу, или возможность (Gross, 1998). Эмоции можно модулировать и изменять, поэтому именно модуляция эмоций определяет окончательную эмоциональную реакцию индивида.

C:\Users\Сергей\Downloads\Модель_эмоциональной_регуляции_Дж._Гросса (1).png

Рис. 1. Модель эмоциональной регуляции Дж.Гросса

Авторами модели выделены два типа стратегий регуляции эмоций, границей между которыми служит момент генерирования эмоционального импульса (Gross, 1998; Gross, Thompson, 2007):

− стратегии, сфокусированные на восприятии и оценке ситуации субъектом и, таким образом, предшествующие возникновению эмоциональной реакции (antecedent-focused): выбор ситуации (situation selection), изменение ситуации (situation modification), управление вниманием (attentional deployment), когнитивные изменения (cognitive change);

− стратегии, применяющиеся уже после генерации эмоционального ответа, т. е. стратегии, сфокусированные на реакции (response-focused): модуляция ответа (response modulation).

В первом случае регуляции подвергается, не сама эмоция как таковая, а направленность субъекта на ситуацию, которая может эмоцию вызвать. Когда импульс уже сгенерирован, осуществляется регуляция собственно эмоции и ее последствий в физиологическом состоянии, поведении и субъективном переживании. Рассмотрим данные стратегии эмоциональной регуляции более подробно [3,6,7,10]:

  1. Выбор ситуации (situation selection). На первом этапе предсказывается траектория эмоций, например, избегание одних ситуаций и, наоборот, включение в другие. Принимая решения о том, избегать ли той ситуации, которая может усилить или уменьшить эмоции, или принять ее, человек основывается на своем опыте и поэтому может в какой-то степени предсказать, будет ли данная ситуация ему полезна (и как это отразится на его состоянии). Избегание определенных ситуаций может носить адаптивный характер при управлении собственной жизнью, однако использование этой стратегии слишком часто сопровождается определенными проблемами. Например, дисфункциональная регуляция на этом этапе может быть связана с хроническим избеганием одних и тех же ситуаций, которое в конечном итоге ведет к снижению социальной, образовательной, профессиональной активности. То есть, при недостаточной гибкости хроническая приверженность стратегии избегания может привести к психопатологии (например, возникновение социальной фобии и избегающего расстройства личности, когда избегание опасных ситуаций поддерживает патологический страх, негативно влияет на психосоциальное функционирование и снижает качество жизни).
  2. Изменение ситуации (situation modification). Вторая стратегия связана с трансформацией конкретных аспектов ситуации с целью регулирования эмоционального воздействия на человека. Многие разновидности стратегии изменения ситуации адаптивны, но при условии, что индивид действует не из страха, а разумно, уверенно и понимает ожидаемые результаты своего влияния на ситуацию. Например, в качестве примеров модификации ситуации используется юмор (эмоциональное сближение с партнером по общению) или увеличение дистанции между собой и другим человеком. Однако стратегии модификации ситуации могут быть неадаптивны в том случае, когда они препятствуют полному контакту с ситуацией, вызывающей страх. Патологические варианты функционирования этой стратегии включают различного рода подготовительные мероприятия, меры безопасности, манипуляции, которые изнуряют человека и, закрепляясь, образуют вторичные симптомы в виде дисфункций в отношениях, магических ритуальных действий и т. д.

Примерами могут служить изнурительная подготовка к выступлению у человека с социальной тревогой, привычка постоянно носить в сумке целую аптеку у лиц с паническими атаками и т. д. Поэтому важно различать проблемно-ориентированный копинг (Lazarus, Folkman, 1984) как конструктивные усилия по изменению ситуации, и дезадаптивные стратегии, которые предполагают формирование ритуалов. В таком случае эти стратегии могут монополизировать когнитивные ресурсы человека, привлекать больше внимания к нему со стороны других людей или усиливать внимание самого себя к себе, что в конечном итоге может вызывать определенные социальные и психологические проблемы.

  1. Управление вниманием (attentional deployment). Третья стратегия изменяет не актуальную ситуацию взаимодействия в системе «человек-среда» (как стратегия situation modification), а фокусировку внимания внутри ситуации и по отношению к ней. Данная стратегия включается в работу тогда, когда попытки выбора ситуации либо ее изменения исчерпаны и включает такие формы, как отвлечение и концентрация внимания:

− В случае отвлечения индивид сдвигает фокус внимания на малоэмоциональные или малотравматичные аспекты ситуации. Как и другие стратегии, отвлечение является адаптивной стратегией, особенно в тех случаях, когда ситуация не поддается контролю. Это становится возможным благодаря тому, что отвлечение легко «отфильтровывает» эмоциональное содержание высокой интенсивности, которое было бы сложно подвергнуть когнитивным изменениям (Sheppes et al., 2011). Однако хроническое использование отвлечения, как стратегии регуляции, приводит к неспособности противостоять тревожным мыслям и действовать, несмотря на тревогу, блокирует способность приспосабливаться к стимулам, которые вызывают страх, и мешает понять, что некоторые из них могут быть нейтральными и не содержать в себе угрозу.

− Высокая фокусировка внимания на собственных негативных чувствах (концентрация внимания) связана появлением руминаций и беспокойства. Эти стратегии могут быть успешными для временного снижения тревоги, т. к. переработка возбуждения через беспокойство несколько снижает актуальный дистресс, однако в долговременной перспективе данные стратегии затрудняют привыкание к эмоциогенным стимулам. Поэтому руминации традиционно относят к числу неадаптивных стратегий регуляции эмоций из-за тенденции усугубления эмоциональных переживаний (Nolen-Hoeksema, Wisco, Lyubomirsky, 2008). Чувство беспокойства сходно с руминацией, но оно в большей степени ориентировано на будущее ожидание негативных событий, антиципации будущих возможных угроз, что может способствовать увеличению тревоги и уменьшению скорости переработки актуальных негативных эмоций (Gross, Thompson, 2007; Campbell-Sills, Barlow, 2007).

  1. Когнитивные изменения (cognitive change). Четверная стратегия предполагает изменения интерпретации эмоциогенной ситуации с целью управления эмоциями. Например, процесс выбора или создания одного значения из нескольких возможных; когнитивные усилия, направленные на переоценку ситуации, либо на изменение своего отношения к ситуации, например, за счет ее включения в более широкий контекст (Schartau, Dalgleish, Dunn, 2009). Когнитивные изменения считается наиболее адаптивной стратегией регуляции эмоций. Развитая способность к переоценке положительно коррелирует с успешным установлением межличностных контактов и уровнем психологического благополучия человека (Gross, John, 2003). Однако когнитивные изменения, могут быть и малоадаптивными (например, самостоятельное добавление деталей и негативное «домысливание» ситуаций, эмоциональное сопротивление/неприятие собственного эмоционального состояния), поэтому могут вызвать аффективное расстройство или расстройство психосоматического спектра без очевидных на то причин (Gross, John, 2003).
  2. Модуляция ответа (response modulation). Пятая стратегия предполагает воздействие на субъективное переживание, а также на физиологические и поведенческие системы реагирования тогда, когда эмоциональная реакция уже возникла. К числу наиболее часто встречающихся психологических форм изменений эмоциональной реакции относят эмоционально-экспрессивное поведение и супрессию (подавление экспрессии эмоций):

− Модуляция ответа в форме эмоционально-экспрессивного поведения эффективно только тогда, когда субъекту удается найти социально приемлемые формы выражения возникшей эмоции. Дезадаптивные варианты этой стратегии выражаются в неконтролируемом проявлении аффекта.

− Модуляция ответа в форме супрессии, согласно данным многочисленных исследований Дж. Гросса и коллег, практически всегда приводит к возникновению чувства несоответствия внутренних переживаний и их внешнего проявления. Авторы модели регуляции эмоций объясняют этот феномен тем, что подавление требует затраты значительной массы ресурсов на свое осуществление, тогда как эти ресурсы могли быть использованы для обеспечения когнитивных процессов. Частое использование подавления экспрессивного компонента эмоции может приводить к снижению эмоциональной вовлеченности, отчужденности, избегающему поведению и социальной изоляции субъекта (John, Gross, 2004; Dan-Glauser, Gross, 2011). Это, в свою очередь, может вызывать негативные последствия, например, приводить к нарушениям психологического и физического здоровья (Soto, 2011). Однако исследователи отмечают, что в ряде случаев подавление может иметь адаптивный смысл, если это соответствует социальным требованиям ситуации (Tamir, 2009).

Поэтому адаптивность или неадаптивность эмоционально-экспрессивное поведения и супрессии не может быть определена однозначно, она зависит от ситуационного контекста.

Рассмотренная модель Дж. Гросса является процессуальной и статичной, поэтому ее использование не позволяет подойти к пониманию психологических механизмов, обеспечивающих эффективность регуляции эмоций. Поэтому дальнейшее исследование процессов эмоциональной регуляции во взаимосвязи ее со средой, социокультурными ценностями и структурами, внутриличностными процессами и образованиями позволит выявить особенности адаптивно-целевой сообразности стратегий эмоциональной регуляции. Но основе вышеописанных стратегий модели Дж. Гросса разрабатываются позитивные психологические интервенции, связанные с эмоциональной регуляций. Например, разнообразные упражнения и психотехники, которые связаны с регуляцией эмоций, например:

− Стратегии, направленные на выбор ситуации, в которой только еще предстоит принять участие в будущем. Для этого необходимо представить себе особенности ситуации, свои цели и ценности, а также понять то, как это все повлияет на эмоциональное состояние).

− Стратегии, представляющие собой активные попытки изменить те обстоятельства, в которые попал человек (изменение внешней среды). Изменение текущей ситуации в сторону более желательной, изменяет и эмоциональное состояние человека.

− Стратегии, связанные с изменением фокуса внимания в определенной ситуации. Например, человек может оторваться от какого-либо эмоционального стимула и сфокусировать свое внимание на объективных аспектах ситуации (или наоборот, фокусироваться на своей деятельности, своих эмоциях). Как правило, нахождение в состоянии здесь-и-сейчас ведет к выделению тех или иных аспектов ситуации, на которые переключается внимание.

− Стратегии по переоценке значения ситуации позволяют как снизить негативный аффект, так и повысить силу позитивных эмоций. Например, изменение мыслей, вызванных ситуацией, и изменение оценки способности совладания с данной ситуацией, включение ее в более широкий контекст, что в адаптивном случае ведет к увеличению или уменьшению интенсивности текущей эмоции или ее замене на другую эмоцию.

− Стратегии, влияющие на физиологическую, субъективную и поведенческую реакцию на эмоции (когда направление реагирования уже выявлено и затрагивает внешний и поведенческий ответ). Например, оказать на кого-то влияние своей внешнеповеденческой реакцией (скрыть эмоции или их выразить).

Таким образом, процессуальная модель Дж. Гросса — одна из наиболее авторитетных современных моделей регуляции эмоций, разработанная в теоретико-методологических рамках современной когнитивной психологии. В данной модели представлен достаточно широкий феноменологический перечень стратегий регуляции эмоций: выбор ситуации (situation selection), изменение ситуации (situation modification), управление вниманием (attentional deployment), когнитивные изменения (cognitive change), модуляция ответа (response modulation). Но, как было раскрыто в статье, данные стратегии могут использоваться индивидом как адаптивно, так и дезадаптивно. Взаимосвязи между личностью и психическими состояниями носят характер взаимовлияния — состояния оказывают обратное влияние на личность, ее развитие, динамику, формирование одних свойств и ослабление других, возникновение и переконструирование мотивов и целей. Например, неадекватная самооценка способствует возникновению чрезмерного возбуждения, обуславливает чувствительность к неуспеху, мнительность. В то же время имеет место и обратное влияние. Например, отсутствие информации или ее недостаточность ослабляет активность процессов мышления, что неблагоприятно сказывается на эмоциональном состоянии, ведет к возникновению отрицательных эмоций. Поэтому в ряде случаев, возникает неоднозначность и даже парадоксальность использования регуляторных стратегий подхода Дж. Гросса.

Литература:

  1. Величковский Б. Б., Марьин М. И. Комплексная диагностика индивидуальной устойчивости к стрессу в рамках модели «состояние—устойчивая черта»// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология.- 2007.- № 2 -с.34–46.
  2. Капитоненко Н. В. Эмоциональная регуляция поведения: области изучения, компоненты и функции // Психологическая наука и образование. — 2007. — № 5. — С. 267–274.
  3. Падун М. А. Регуляция эмоций и ее нарушения // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 39. С. 5–23.
  4. Падун М. А. Регуляция эмоций: процесс, формы, механизмы / М. А. Падун // Психологический журнал. — 2010. — Т. 31. — № 6. — С. 57–69.
  5. Панкратова А. А. Подход Дж.Гросса к изучению эмоциональной регуляции: примеры кросс-культурных исследований. Вопросы психологии, 2014. — № 1, 147–155.
  6. Первичко Е. И. Стратегии регуляции эмоций: процессуальная модель Дж. Гросса и культурно-деятельностный подход // Национальный психологический журнал. — 2015. — № 1(17). — С. 39–51.
  7. Gross J. J. Antecedent- and response-focused emotion regulation: Divergent consequences for experience, expression, and physiology // J. Pers.y and Soc. Psychol. 1998. V. 74. N 1. P. 224–237.
  8. Gross J. J. Emotion regulation: Affective, cognitive, and social consequences. Psychophysiology. 2002. 39(3). P. 281–291.
  9. Gross, J. J. The emerging field of emotion regulation: An integrative review // Review of General Psychology. 1998. Vol. 2. No. 3. P. 271–299.
  10. John O. P., Gross J. J. Healthy and unhealthy emotion regulation: Personality processes, individual differences, and lifespan development // J. Personality. 2004. V. 72. Iss. 6. P. 1301–1334.
  11. Soto J. A. et al. Is expressive suppression always associated with poorer psychological functioning? A cross-cultural comparison between European Americans and Hong Kong Chinese / Soto J. A., Perez C. R., Kim Y.-H., Lee E. A., Minnick M. R. // Emotion. 2011. V. 11. N 6. P. 1450–1455.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональная регуляция, стратегия, модуляция ответа, ситуация, выбор ситуации, изменение ситуации, эмоция, изменение, управление вниманием, эмоциональная реакция.


Задать вопрос