В данной статье автором проведен обзор психологической литературы по проблеме совладающего поведения, который позволяет выполнить сравнительный анализ уже существующих взглядов на проблему адаптации и преодоления индивидом стрессовых ситуаций, представить множественность классификаций копинг-стратегий. Аналитический обзор позволил автору создать возможность для полного представления о механизмах совладания с целью разработок, которые ориентированы на решение прикладных задач.
Ключевые слова: копинг-стратегия, совладающее поведение, стресс, психологическая защита, социальная поддержка, стратегия, дополнительная информация, модель копинг-механизмов, поиск поддержки, проблемная ситуация, процесс совладания, разрешение проблемы, стратегия совладания.
В начале XX столетия психологи активно обратили внимание на проблему совладающего поведения личности в стрессовых ситуациях. Данной теме посвящено немалое количество эмпирических и теоретических исследований. В ходе данных исследований были выявлены основы методологии, специфика действия и влияния на адаптацию, проблема дефиниций, сущность феномена, культурные, гендерные и возрастные особенности.
На сегодняшний день существует различные подходы к изучению понятия совладающего поведения. В литературе западных исследователей под совладающим поведением подразумеваются копинг-поведение и психологическая защита.
В 1894 году в работе «Защитные нейропсихозы» З. Фрейд впервые упомянул термин «психологическая защита», более детально данное понятие было рассмотрено только в 1993 году А. Фрейд в труде «Психология «Я» и защитные механизмы». Согласно психоаналитическому подходу, психологическая защита — это механизм, направленный на снижение тревоги и напряжения в ситуациях внутриличностного конфликта с целью адаптации и сохранения целостности личности. И характеризуется психологическая защита двумя критериями: непроизвольностью и бессознательностью [6].
Л. Мэрфи в 1962 году в литературе по психологии при изучении способов преодоления кризисов развития у детей применил понятие «копинг», что в переводе означает «совладеть», «справиться». Л. Мэрфи выявил соотношение индивидуально-типологических особенностей и копинг-поведения личности, и прошлого опыта совладания со стрессом; а также отметил несколько составляющих частей копинга: поведенческую, когнитивную [4].
В 1966 году Р. Лазарус в книге «Психологический стресс и процесс совладания с ним» разработал основные положения копинг-поведения, связанные с когнитивной моделью. В данном труде Р. Лазарус представил описание осознанных стратегий совладания с ситуациями напряжения, с тревогой и со стрессом. По мнению автора, в основе регулирования взаимодействия личности с внешней средой лежит непрерывно меняющийся процесс когнитивной оценки, преодоления и эмоциональной переработки [2].
Первичное и вторичное восприятие предполагает когнитивная оценка ситуации. Первоначально индивид обусловливает проблемное событие в виде неустойчивого и опасного, далее, учитывая свойства стресс-фактора и степень воздействия, собственные личностные особенности, претворяет в действительность подбор вариантов совладания.
Выше упомянутые процессы приводят к становлению установленных форм копинг-поведения. Р. Лазарус назвал копинг стремлением к решению проблем, которое выражает индивид в успешной или небезопасной ситуации, имеющий условия для активизации адаптивных возможностей, с целью сохранения физического, личностного и социального благополучия [2].
Трехфакторная модель копинг-механизмов, которые включают в себя копинг-поведение, копинг-стратегии, копинг-ресурсы была представлена с опорой на данную дефиницию. Копинг-стратегии служат ядром этой модели и, определены реакцией личности на возникающую опасность с целью ее преодоления [4].
Копинг-ресурсы — сравнительно устойчивые характеристики личности, служащие поддержкой внутреннего состояния индивида в процессе совладания со стрессом и способствующие увеличению использования различных копинг-стратегий.
Копинг-поведением называют поведение, обусловленное наличием внутренних и внешних ресурсов в сочетании с применением копинг-стратегий. Выше обозначенная трехфакторная модель копинг-механизмов Р. Лазаруса является отправной точкой всех последующих исследований в данной области.
В 1977 году Н. Хаан размежевала понятия копинга и механизмов психологической защиты. Копинг — процесс, который характеризуется актуальностью, гибкостью, целенаправленностью в выборе действий по совладанию со стрессом. В то же время психологическая защита представляет собой ригидные и пассивные формы, которые искажают или вытесняют реальность [3].
Таким образом, механизмы психологической защиты ориентированы на сглаживание внутриличностных переживаний, копинг — на сознательное изменение ситуации. С каждым десятилетием внимание к проблеме совладающего поведения возрастало, увеличивалось количество практических исследований и теоретических разработок.
С. Фолкман и Р. Лазарус выделили несколько новых направлений копинг-стратегий, а именно: эмоционально-фокусированные и проблемно-фокусированные стратегии [2].
Проблемно-фокусированные стратегии подразумевают анализ ситуации, рациональный подход, поиск необходимой информации, подбор путей выхода из проблемной ситуации и отличаются планированием решения проблемы, поиском социальной поддержки.
Эмоционально-фокусированные стратегии ориентированы на эмоциональное реагирование в ситуации стресса. Среди них принятие ответственности, дистанцирование, самоконтроль, конфронтация, позитивная переоценка, бегство-избегание.
В 1986 году Р. Моос и Дж. Шефер выделили следующие виды копинга:
— оценочно-фокусированный копинг включает в себя умственные формы планирования, когнитивную переоценку, логический анализ, определение значимости события, отказ или когнитивное избегание;
— проблемно-фокусированный копинг — это принятие действий по разрешению проблемы, поиск необходимой информации и поддержки, прогнозирование вариантов исхода;
— эмоционально-фокусированный копинг, включающий в себя эмоциональную разгрузку, результативное управление своими чувствами и эмоциями, покорное принятие [4].
Дж. Шефер и Р. Моос считали, что для успешного совладания со стрессовой ситуацией нужно равное соотношение каждого из них, в своих трудах выделили эмоциональный, поведенческий, когнитивный копинги.
В ряде работ копинг-стратегии различают с учетом уровня адаптивных возможностей. Так в 1984 году А. Биллингс и Р. Моос представили малоадаптивные и адаптивные копинг-стратегии [4].
К адаптивным стратегиям А. Биллингс и Р. Моос относят поиск социальной поддержки и решение проблемы, а к малоадаптивным относят избегание и самообвинение.
В 1988 году Е. Хэйм в поведенческой, эмоциональной и когнитивной сферах реализации копинг-стратегий выделяет частично адаптивные, адаптивные, неадаптивные стратегии [3].
В 1999 году Дж. Амирхам отметил, что сила воздействия и тип стресс-фактора не влияет на выбор индивидом определенной стратегии совладания и определил эти стратегии как устойчивые характеристики, разделяя их на адаптивные и неадаптивные стратегии [2].
В 1999 году С. Мадди как критерий классификации избрал интенсивность и разделил все стратегии совладания на активные, или жизнестойкое совладание, и пассивные с применением неконструктивных стратегий [3].
В 2004 году Э. Фрайденберг в своих работах основу классификации определяет через меру неэффективности или эффективности, обозначая три типа: продуктивный, непродуктивный копинг, «обращение к другим». Продуктивным копингом автор называет когнитивный анализ и сохранность оптимистичной составляющей; а непродуктивным — стратегию избегания. Э. Фрайденберг обособленно выделяет «обращение к другим», поскольку данный копинг является неоднозначной стратегией [5].
Особенное внимание в зарубежной психологической литературе уделено систематизации копинг-стратегий, которую в 2006 году предложил и назвал «семейством копингов» Э. Скиннер. Данное «семейство» содержит в себе двенадцать разделов: делегирование, поиск информации, покорность, разрешение проблемы, социальная изоляция, беспомощность, приспособление, избегание, уверенность в себе, переговоры, поиск поддержки, сопротивление.
Все разделы имеют собственные стратегии, аналогичные по функциям и направленности. В частности, «решение проблемы», являясь категорией очень высокого порядка, включает в себя и генерирование разрешения проблемной ситуации, и иные способы совладания (прилагаемые усилия и коррекция, принятие решений, планирование, выбор инструментария). Перечисленные способы предназначены для координирования действий по получению желаемого результата и предотвращению отрицательных последствий. Кроме этого, отдельные из семейств имеют взаимодополняющие адаптивные функции. Например, поиск поддержки в сочетании с уверенностью в себе позволяют личности управлять копинг-стратегиями на этапе их развития; а переговоры с адаптацией приводят к согласованию целей и уже имеющихся возможностей. Изучение семейств высшего порядка помогает прояснить сложную структуру копинга, при этом выявляя его адаптивные функции.
В 2011 году Дж. Вэйллант предположил, что реакция на стресс может быть рассмотрена в виде патологических процессов или совладания. Если следовать теории Дж. Вэйллант, то преодолевающее поведение в стрессе может быть разделено на три основные категории: первая копинг-категория включает в себя произвольное получение помощи и поддержки от другого, например, путем мобилизации социальной поддержки; вторая копинг-категория предполагает такие произвольные стратегии как сбор информации, умение предвидеть опасность и отрепетировать ответы на нее (кстати, данная категория соответствует когнитивным стратегиям теории Р. Лазаруса и С. Фолкмана); третья копинг-категория является непроизвольной и влечет за собой развертывание бессознательных устойчивых механизмов (сублимация, альтруизм, юмор), приводящих к снижению травмирующих или мешающих эффектов от внезапного стресса. По мнению Дж. Вэйлланта, адаптация и стойкость индивида может быть определена как способность восстанавливаться вслед за стрессом посредством адаптивных здоровых стратегий [5].
Таким образом, проведенный обзор психологической литературы по проблеме совладающего поведения, позволяет выполнить сравнительный анализ уже существующих взглядов на проблему адаптации и преодоления индивидом стрессовых ситуаций, представить множественность классификаций копинг-стратегий, а также рассмотреть меру их неэффективности или эффективности. Аналитический обзор позволил создать возможность для полного представления о механизмах совладания с целью разработок, которые ориентированы на решение прикладных задач.
Литература:
- Бурлакова, Н.С., Олешкевич, В. И. Детский психоанализ: Школа Анны Фрейд: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Н.С Бурлакова, В. И. Олешкевич. // М.: Изд-во Академия, 2005. — 288 с., С. 209–211.
- Гарбер, А. Н. Совладающее поведение: аналитический обзор зарубежных исследований / А. Н. Гарбер. // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — 114 с., С. 17–19.
- Маклаков, А. Г. Общая психология // учебник для вузов / А. Г. Маклаков — СПб.: Питер, 2016. — 583 с.
- Никольская, И. М., Грановская, Р. М. Психологическая защита у детей. / И. М. Никольская, Р. М. Грановская. — С — Пб: Речь, 2000. — 139 с., С. 187–188.
- Рассказова Е. И., Гордеева Т. О. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 3(17). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 15.06.2021).
- Фрейд, А. Эго и механизмы психологической защиты / А. Фрейд — СПб.: АСТ, 2008. — 160 с.
- Хайруллина, Ю. Р. Особенности психологических защитных механизмов и копинг-стратегий у подростков из неблагополучных семей / Ю. Р. Хайруллина // Психолог, № 5. — 2014. — с. 1–15.