Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

К вопросу о копинг-стратегиях человека

Психология
01.12.2018
1941
Поделиться
Библиографическое описание
Михайлова, Е. С. К вопросу о копинг-стратегиях человека / Е. С. Михайлова, Н. М. Пинегина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48 (234). — С. 257-258. — URL: https://moluch.ru/archive/234/54317/.


В данной статье демонстрируется краткое объяснение понятия «копинг-стратегия», когда и в каких ситуациях данный механизм используется. Выделены функции и основные задачи, которые выполняют копинговые стратегии, а также определены некоторые признаки.

Ключевые слова: копинг-стратегия, трудные жизненные ситуации.

Условия современного мира способствуют тому, что человек все чаще сталкивается с кризисными, сложными ситуациями. Проблема выбора профессии, первая любовь, смерть близких людей, увольнение с работы, обычные повседневные ссоры с окружением, именно с этим сталкивается каждый.

Для того чтобы правильно на них реагировать, психика придумывает различные способы регуляции поведения и приемы сохранения эмоционального состояния. Для того чтобы научаться справляться со сложными жизненными событиями, необходимо их осознавать и прорабатывать, следует понимать, что происходит в данный момент времени, что нужно сделать для того, чтобы эти события предотвратить. Именно, способы совладания с нелегкими жизненными условиями и называются копинг-стратегиями. Благодаря им человек начинает вести себя определенным образом, тем самым контролируются не только свои действия, но и эмоции. Он научается анализировать и делать выводы, что способствует наилучшей адаптацией к условиям окружающей среды. Также исследование, понимание, осознание проблемы ведет к тому, что человек столкнувшись с ней во второй, третий и последующие разы, знает какие меры необходимо предпринять, чтобы ее решить. Разные авторы, как в зарубежной (П. Тойс, Р. Лазарус,

С. Фолкман, Э. Хейм) так и в отечественной психологии (И. Г. Сизова, С. И. Филипченкова, Л. И. Анцыферова и др.) занимались исследованием «копинг-стратегий». Существует большое количество их видов и классификаций.

Таким образом, копинговые стратегии носят осознанный характер, личность сама выбирает способ поведения в той или иной ситуации. Тот репертуар копинг-стратегий, который имеется у человека, меняется с течением жизни, то есть является динамичным процессом [1, с. 138–150].

Первоисследователями копинговых стратегий были Р. Лазарус и С. Фолкман. Копинговые стратегии они рассматривали в качестве когнитивной оценки стресса. Под стрессом, в свою очередь, они понимали ту ситуацию, у которой намного больше требований, чем ресурсов, которые есть у человека. Копинговые стратегии в данной модели имеют следующие черты:

– во-первых, носят осознанный характер;

– во-вторых, выбираются в зависимости от ситуации, контекста;

– в-третьих, являются динамическим процессом, т. е. изменяются, они не стабильны.

Таким образом, копинг-стратегии понимаются как познавательные и поведенческие усилия, направленные на устранения как внешних, так и внутренних противоречий.

К. Масени высказал предположение, что копинг-стратегии или совладеющее поведение можно рассматривать с позиций оперативных воздействий, а именно тех действий, которые направлены на изменение реакции, и превентивных воздействий, они связанные с познавательной характеристикой, то есть изменения восприятия, проблемной ситуации, повышение сопротивляемости по отношению к ней [2].

С. К. Нартова-Бочавер выдвинула несколько оснований для них, другими словами, разработала и выделила некоторые признаки стратегий:

1) ориентированность или локус преодоления — человек стремится изменить ситуацию или же свое отношение к ней;

2) область психического, в которой развертывается преодоление — человек реагирует и демонстрирует себя во внешнем проявлении, то есть в каких-либо действиях или же это эмоции и чувства;

3) эффективность — действия человека приносят какой-либо результат по отношению к ситуации, реагированию на нее или же его нет;

4) временная протяженность полученного эффекта — проблема разрешается здесь и сейчас или же к ней необходимо вернуться и проработать еще раз;

5) ситуации, провоцирующие поведение по преодолению — это систематические ситуации или же человек сталкивается с ними впервые [3].

У копинг-стратегий есть три основные функции: на уровне познания мира, эмоционального реагирования и поведенческих реакций.

  1. Человеку необходимо воспринять ситуация, подумать, что произошло, проанализировать различные стороны, сделать выводы о своих дальнейших действиях.
  2. В трудных жизненных ситуациях человек дает какие-либо эмоции, он тем или иным образом реагирует на сложившиеся обстоятельства, но при этом может, как демонстрировать свои эмоции, так и не показывать их.
  3. После того как человек воспринял, прореагировал на данную ситуацию, он переходит на третий уровень, дает какие-то поведенческие реакция. Здесь уже можно говорить о различных действиях, которые возможно пронаблюдать за индивидом.

Помимо трех основных функций, выделяют пять задач, которые решают копинг-стратегии. Классификация задач была предложена Д. Кохен и Р. Лазарус. Они, обобщив данные многих исследований, выделили следующие задачи копинга:

1) минимизация негативных воздействий обстоятельств и повышение возможностей восстановления;

2) терпение, приспособление или регулирование, преобразование жизненных ситуаций;

3) поддержание позитивного, положительного «образа Я», уверенности в своих силах;

4) поддержание эмоционального равновесия;

5) поддержание, сохранение достаточно тесных взаимосвязей с другими людьми [2].

Итак, можно сделать вывод о том, что копинг-стратегии — это способы, пути, действия, которые предпринимает человек для того, чтобы решить конфликтную, сложную жизненную ситуацию. Все копинг-стратегии выполняют две основные функции одна из которых связанна с регуляцией поведенческих действия, вторая связана с регуляцией эмоциональной сферы.

Литература:

  1. Битюцкая Е. В. Факторная структура русскоязычной версии методики «опросник способов копинга» / Е. В. Битюцкая // Вопр. психологии. — 2014. — № 5. — С. 138 –150.
  2. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса / Н. Е. Водопьянова. — Санкт-Петербург: Питер, 2009. — 336 с.
  3. Нартова-Бочавер С. К. Копинг-поведение в системе понятий психологии личности / С. К. Нартова-Бочавер // Психол. журнал — 1997. — Т.16. — № 5. — С. 20 –30.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
копинг-стратегия
трудные жизненные ситуации
Молодой учёный №48 (234) ноябрь 2018 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 257-258):
Часть 4 (стр. 253-343)
Расположение в файле:
стр. 253стр. 257-258стр. 343

Молодой учёный