Управление логистикой, основанное на формулировании стратегии, планировании, контроле материальных потоков, складировании, инвентаризации, незавершенном производстве, готовой продукции и адекватной информации — от точки получения до точки потребления — необходимо для того, чтобы приспособиться к потребностям клиентов и их удовлетворенности. Задачи управления логистикой можно разделить на логистику поставок, производство и распределение. Поэтому в этой статье было решено принять во внимание основные этапы материальных потоков с точки зрения управления предприятием и цепочкой поставок.
Ключевые слова: логистический менеджмент, логистика поставок, логистическое управление, управление предприятиями, эффективность логистики поставок.
Закупка может быть определена как вся система, включая поставку своих собственных, внешних поставщиков и их взаимоотношений (подход логистической системы) или как доставку, или набор действий, ведущих к доставке товаров в нужное время и в нужном месте, количестве и состояние.
Определение предложения часто рассматривается как синоним понятия покупки (таблица 1) [1]. В этом контексте предложение — это процесс приобретения бизнеса товаров и услуг (процесс приема, закупка) или ряд операций по снабжению, включая поэтапное приобретение — аспект транзакции и физический поток продуктов — транспортировка, получение и хранение промежуточных материалов, а также другие действия, необходимые для выполнения повседневных деловых функций в области приобретения товаров и услуг.
Предметом логистики закупок являются товары (сырье, вспомогательные материалы и расходные материалы, закупки и товары, приобретенные в торговле), которые должны быть доступны предприятию в соответствии с его потребностями. Стратегические решения в логистике поставок включают в себя:
- управление покупками;
- правила выбора и оценки поставщиков;
- подбор правил контроля поставок материалов;
- область компьютеризации процессов снабжения.
Taблица 1
Различия между логистикой поставок изакупками
Логистика поставки |
Логистика закупки |
Обеспечение оптимального качества продукции |
Тип спецификации покупки |
Минимизация общей стоимости |
Определение необходимого уровня инвестиций |
Приобретение и обслуживание надежных и конкурентоспособных поставщиков |
Осуществление процесса закупок |
Минимальный уровень запасов и бесперебойная подача сырья |
Оценка эффективности процесса закупок |
Сотрудничество и интеграция с другими сферами предпринимательства |
|
Источник: собственное исследование, основанное на [1]. |
|
Ключевой аспект сферы решений при поставках, при покупке и доставке материалов и сырья. Эти инструменты политики закупок включают в себя: товарную политику, контрактную политику, коммуникационную политику и закупочную политику.
При проведении подробного анализа необходимо рассмотреть процесс управления материальными потоками с использованием методологии ссылок в процессном подходе SCOR. SCOR — это эталонная модель операций цепочки поставок — дифференциальная модель операций цепочки поставок, объединяющая пять основных процессов — планирование, поставка, реализация, распределение и обслуживание оборотных потоков, разработанная менеджерами и учеными, связанными с глобальной организацией Supply-Chain Council [2].
Одним из наиболее часто используемых инструментов поддержки управления предприятием является функция планирования потребности в материалах (ППМ). Планирование потребностей в материалах может быть определено как набор методов, в которых для расчета потребностей в материалах используются данные ведомости материалов, данные инвентаризации и основной график производства. Это дает рекомендации по деблокированию заказов на пополнение материалов. Кроме того, поскольку он является поэтапным, он дает рекомендации по перепланированию открытых заказов, когда сроки выполнения и даты необходимости не находятся в фазе.
Поэтапное ППМ начинается с перечисленных элементов и определяет количество всех компонентов и материалов, необходимых для изготовления этих элементов, а также дату, когда требуются компоненты и материалы. Поэтапное ППМ выполняется путем разбора ведомости материалов, корректировки количества запаса в наличии или под заказ и зачета чистых потребностей на соответствующие сроки [3].
Основными целями использования планирования потребности в материалах являются следующие [4]:
- сокращение поставок;
- сроки доставки продукции и определения промежуточных продуктов;
- точное распределение производственных затрат;
- лучшее использование имеющейся инфраструктуры (склады, производственные возможности);
- более быстрые реакции на изменения, происходящие в окружающей среде;
- контроль реализации отдельных этапов производства.
Таким оброзом, проведем анализ эффективности поставок. Трудно четко определить понятие эффективности. В экономическом аспекте эффективность — это результат деловой активности предприятия, который представляет собой отношение достигнутого эффекта к понесенным расходам:
где:
Е — эффективность; е — эффекты; s — расходы.
Эффективность определяется неоднозначно, особенно в литературе, что вызывает серьезные проблемы с принятием решений как на стратегическом, так и на оперативном уровне. В литературе существует множество понятий, ошибочно рассматриваемых как синонимы, таких как эффективность, производительность и прибыльность. Таблица 2 показывает существенные различия между этими понятиями.
Taблица 2
Существенные различия между эффективностью, производительностью, прибыльностью, инадежность
Результативность |
Соотношение эффекта и расходов, понесенных для приобретения эффекта |
Производительность |
Отношение общего объема производства (товаров или услуг), достигнутого объектом (работником или группой работников, техникой, заводом и. т.д.). К общему времени его работы. Производительность — это особенность объекта, участвующего в производственном процессе (например, работник, машина), независимо от того, будет ли произведенная продукция продаваться или нет. |
Эффективность |
Степень, до которой система достигла намеченной цели. Эффективность измеряется отношением достигнутого результата (например, завершенного производства) к намеченному результату (например, запланированный объем производства). |
Надежность |
Возможность выполнения вспомогательных задач в заданных условиях в течение определенного периода времени, без сбоев. |
Источник: собственное исследование, основанное на [5]. |
|
Из-за сложного характера эффективности процессов снабжения, неоднозначности определений и широкого спектра инструментов, используемых в деловой практике и представленных в литературе, очень сложно успешно использовать анализ эффективности на предприятиях.
Измерение результатов является основой управления, включающего эффективность деятельности на предприятии. Разработка подходящих мер и методов, хотя и хлопотно. Для создания единой системы показателей необходимо связать отдельные уровни управления предприятием «причинно-следственной связью». Тесная связь между стратегическим и операционным уровнями рационализирует процесс анализа аномалий отдельных ценностей из плана на тактическом и операционном уровнях. Соответствие текущих действий оценивается на основе определенных стратегических целей, которые следует перенести на оперативный уровень. Перенос стратегических целей предприятия на тактический и операционный уровни зависит, с точки зрения контроля, от изменения критериев и мер для оценки эффективности реализации целей. Критерии и меры для анализа аномалий реального состояния вещи из того, что было запланировано на оперативном уровне, являются не только долгосрочными, но и очень общими, когда речь идет о полученных данных, например, рыночная доля. Тем не менее, следует помнить, что он уже находится на оперативном уровне, где необходимо постепенно контролировать реализацию целей и, в качестве альтернативы, корректировать текущие действия, чтобы повысить вероятность достижения запланированного результата [6].
Анализ эффективности процесса снабжения должен основываться не только на операционных показателях, непосредственно связанных с процессом снабжения, но и на финансовых показателях. Цели и меры анализа эффективности процесса поставки должны быть результатом видения и стратегии предприятия. Анализ эффективности процесса снабжения следует считать завершенным, если он касается не только мер, касающихся прошлых результатов, но и мер, которые позволяют предвидеть влияние на результаты в будущем.
Комплекс мер был разработан в соответствии с анализом эффективности производственного процесса в этих четырех аспектах при этом учитывается базовая характеристика эффективности, описываемая формулой (1). В таблице 3 приведены отдельные показатели экономической оценки эффективности процесса поставок в финансовой перспективе [7].
Таблица 3
Показатели оценки эффективности предложения вфинансовой перспективе
№ |
Наименование показателя |
Отношение данных |
Данные |
|
11 |
Индекс жалоб и возврата |
|
a — стоимость/стоимость жалоб и возвратов b — стоимость/стоимость всех поставок материалов и сырья |
% |
22 |
Индекс ценного незавершенности поставок |
% |
||
а — стоимость незавершенных поставок b — общая стоимость поставок |
||||
3 |
Индекс оборачиваемости материальных запасов |
а — затраты на расход материалов b — средний запас материалов |
% |
|
44 |
Средняя стоимость/стоимость доставки |
|||
а — стоимость/стоимость выполненных заказов |
||||
b — количество выполненных заказов |
||||
Источник: собственное исследование |
||||
В таблице приведены избранные финансовые показатели, которые, по мнению автора, чаще всего используются при оценке эффективности предложения. Существует много других индикаторов, которые могут быть полезны в экономической практике, но следует учитывать, что чем больше индикаторов, тем больше угроза пропустить основную цель проведения анализа. В таблице 4 представлены отдельные показатели оценки эффективности поставок с точки зрения потребителя.
Taблица 4
Показатели оценки эффективности поставок сточки зрения потребителя
№ |
Наименование показателя |
Отношение данных |
Данные |
U |
1. |
Оперативность реализации заказа |
|
a — количество выполненных заказов b — общее количество заказов |
% |
2. |
Количественная и стоимостная доля рынка |
a — размер целевой группы клиентов b — общий объем рынка |
% |
|
3. |
Средняя продолжительность доставки |
а — общее время доставки b — количество поставок |
||
4. |
Доля незавершенных поставок клиенту |
a — количество незавершенных поставок b — общее количество поставок |
% |
|
Источник: собственное исследование |
||||
Некоторые из вышеупомянутых показателей очень часто сводятся к одному показателю — OTIF (в срок и в полном объеме). Этот показатель следует рассматривать как уровень обслуживания клиентов с точки зрения клиента (торговая сеть) — «вовремя, в полном объеме» — полные заказы, доставленные в срок. На практике мы можем встретить термин OTIF, разработанный элементом «без ошибок». Этот элемент допускает ошибки в завершении (количество в порядке, но был доставлен вариант, отличный от заказанного). OTIF стал ключевой движущей силой инициатив по улучшению процессов во всей организации. Ориентация на планирование и организационная интеграция привели к оптимизации процессов в цепочке поставок, что привело к более высокому уровню обслуживания при сокращении запасов [8]. В таблице 5 представлены отдельные показатели эффективности поставок с точки зрения внутреннего бизнес-процесса.
Таблица 5
Показатели оценки эффективности поставок сточки зрения внутреннего бизнес-процесса
№ |
Наименование показателя |
Отношение данных |
Данные |
|
1. |
Эффективность приемки материалов |
|
a — среднее время приема материалов b — количество работников |
|
2. |
Надежность доставки |
a — количество доставок, совместимых с заказом b — общее количество поставок |
||
3. |
Доля поставок некачественного сырья |
a — количество дефектных поставок сырья b — общее количество поставок сырья |
||
4. |
Несвоевременность поставок |
а — количество несвоевременных поставок b — общее количество поставок |
||
Источник: собственное исследование |
||||
Аспект экономической эффективности производственного процесса наиболее очевиден при составлении показателей с точки зрения внутренних бизнес-процессов предприятия. Такое положение вещей не должно вызывать удивления, поскольку эти процессы, происходящие на оперативном уровне, имеют наибольший вклад в оценку эффективности поставок. В таблице 6 представлены отдельные показатели эффективности предложения с точки зрения обучения и роста.
Показатели оценки эффективности процесса снабжения с точки зрения обучения и роста являются наиболее желательной формой оценки, но также и наиболее сложными для разработки. Риски, связанные с показателями обучения и роста, могут противоречить не только цели управления процессом снабжения, но и основным стратегическим целям предприятия или цепочки поставок [9].
Таблица 6
Индикаторы оценки эффективности предложения сточки зрения обучения ирост
№ |
Наименование показателя |
Отношение данных |
Данные |
1. |
Доля поставок некачественного сырья |
|
a — количество дефектных поставок сырья b — общее количество поставок сырья |
2. |
Гибкость доставки |
a — количество поставок, соответствующих особым требованиям b — общее количество поставок |
|
3. |
Надежность доставки |
a — количество доставок, совместимых с заказом b — общее количество поставок |
|
4. |
Стандартизация нагрузки |
a — количество предметов, включенных в унифицированные грузы b — количество предметов, включенных в общие нагрузки |
|
Источник: собственное исследование |
|||
При подготовке компиляции показателей оценки эффективности поставок следует учитывать, что существуют тесные связи между различными точками зрения в соответствии с балансировкой точек зрения в BSC. Анализ и разработка мер для оценки эффективности отдельно для каждой точки зрения может привести к эффекту, противоположному ожидаемому, может быть получен набор показателей, которые являются взаимоисключающими или демонстрируют расхождение целей.
Разработанный выше набор показателей был сопоставлен авторам с ожиданиями деловой практики. Исследование включало анализ значимости разработанных показателей в отдельных аспектах.
Автор предположил, что концепция значимости (важности) выражает силу убежденности / уверенности респондента в отношении обоснованности, эффективности и способности использовать индикатор в различных ракурсах. Тот же механизм был установлен для оценки каждого критерия — на основе пятиуровневой шкалы Лайкерта плюс нулевой уровень. Шкала измерения важности индикатора была разработана для определения силы воздействия в соответствии со средним значением полученных результатов. Положение многих исследовательских групп, представленных в литературе, указывает на то, что анализы, основанные на предположениях о шкале Лайкерта, являются количественными [10]. Баллы означают следующее:
- 0 — не имеет значения;
- 5 — очень высокое значение.
Анализируя важность каждого показателя, следует отметить, что все оцененные показатели были признаны важными. Порог принятия решения был средним из результатов, полученных выше 3,0 (средняя значимость).
В заключении, поставка является ключевым элементом логистического процесса, благодаря гарантии доступности материалов для производственного процесса или товаров для продажи и распределения. В этой главе авторы представили исследование эффективности процесса снабжения на основе сбалансированной системы показателей. Эта методология разработки системы показателей является продолжением исследования, проведенного автором производственного процесса, складирования и транспорта. Исследование, которое включало анализ важности разработанных индикаторов в отдельных аспектах, также проводилось в соответствии со стандартом, разработанным автором и представленным в публикации. Основной целью данной статьи является разработка комплексной системы показателей для оценки эффективности логистических процессов в цепочке поставок.
Литература:
- Доманский Р., Адамчак М., Цыплик П., (2012), Модели планирования материальных потоков в поставке в модели SCOR [Модели планирования материальных потоков в поставке в модели SCOR], Материальная экономия и логистика, №. 2, с. 11–19.
- Колинский А., Сливчинский Б., Голиньска-Доусон П., (2016), Модель оценки экономической эффективности производственного процесса, LogForum, Vol. 12, выпуск 2, с. 129–145.
- Словарь APICS, (2004), 11-е издание, Американское общество по производству и контролю запасов, Inc., Фолс-Черч, Вирджиния.
- Файфер П., Колинский А., Краевский С. Р., (2014), Виртуальная платформа бизнес-систем — MBA в области логистики и управления цепями поставок, Познанская школа логистики, Пресс, Познань.
- Новаковский Т., (2008), Проблемы оценки надежности процессов снабжения на малых и средних предприятиях, Total Logistic Management, № 1, с. 125–136.
- Сливчинский Б., Колинский А., (2016), Управление цепочками поставок: теория и практика, Nova Science Publishers, Нью-Йорк.
- Sehgal S., Sahay B. S., Goyal S. K., (2006), Реинжиниринг цепочки поставок в лакокрасочном предприятии, Международный журнал производительности и управления эффективностью, Vol. 55, выпуск 8, с. 655–670.
- Сливчинский Б., Колинский А., (2012), Система анализа эффективности управления материальными ресурсами, LogForum, Vol. 8, выпуск 4, с. 297–310.
- Личоцик Г., Садовский А., (2013), Эффективность управления цепями поставок. стратегический и операционный подход, LogForum, Vol. 9, выпуск 2, с. 119–125.
- Гатиньон Х., (2013 г.), Статистический анализ управленческих данных, Springer Science + Business Media, Нью-Йорк.