Способы и направления снижения издержек в цепях поставок | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №45 (544) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 11.11.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Синицына, В. А. Способы и направления снижения издержек в цепях поставок / В. А. Синицына. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 45 (544). — С. 188-190. — URL: https://moluch.ru/archive/544/119110/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье анализируются логистические издержки, возникающие при выполнении логистических операций как собственными силами компании, так и с привлечением сторонних организаций. Основные составляющие логистических затрат включают снабженческо-транспортные, производственные и сбытовые цепочки. Рассмотрены проблемы учета логистических расходов, такие как недостаток информации и сложность выделения затрат на отдельные операции. Автор предлагает методы оптимизации, включая автоматизацию процессов и использование профессиональных приложений для повышения эффективности и снижения затрат.

Ключевые слова: логистические издержки, оптимизация расходов, цепь поставок, эффективность производства, персонал.

The article analyzes the logistics costs arising in the performance of logistics operations both in-house and with the involvement of third-party organizations. The main components of logistics costs include supply and transportation, production and sales chains. The author considers the problems of accounting for logistics costs, such as lack of information and the difficulty of allocating costs for individual operations. The author suggests optimization methods, including process automation and the use of professional applications to improve efficiency and reduce costs.

Keywords: logistics costs, cost optimization, supply chain, production efficiency, recruitment of staff.

Затраты в логистической системе — это затраты, связанные с выполнением различных логистических операций и функций. Если исполнители таких операций и функций не являются неотъемлемыми элементами компании, то логистические издержки представляют собой плату за услуги специализированным организациям, занимающиеся складированием, транспортировкой, экспедированием, обработкой грузов и другими операциями в качестве основного вида деятельности.

Логистические издержки формируются в результате функционирования и взаимодействия каналов поставок, процессов распределения и производства. В наиболее общем виде логистические расходы отдельного предприятия состоят из:

— издержек снабженческо-транспортных цепей;

— издержек производственно-технологических или операционных цепей;

— издержек транспортно-распределительных и сбытовых цепей.

Кроме того, представляется целесообразным включить в состав логистических расходов также:

— расходы на осуществление финансовых операций, обеспечивающих движение материальных потоков;

— логистическое администрирование;

— потери от иммобилизации материальных и финансовых потоков, незавершенного производства и готовой продукции;

— ущерб от недостаточного уровня качества снабжения, производства и сбыта готовой продукции [1].

Для отдельных предприятий затраты на логистику обычно составляют от 5 до 35 % от объема продаж, в зависимости от вида бизнеса, географического масштаба деятельности и соотношения весовых и ценовых характеристик готовой продукции и используемых материалов. Затраты на логистику, как правило, составляют одну из крупнейших статей расходов, связанных с ведением бизнеса, уступая только стоимости сырья при производстве или себестоимости продаж в оптовой и розничной торговле.

Для прибыльной деятельности фирм очевидна необходимость своевременного и надежного учета логистических затрат.

Основными проблемами в этой области являются:

— нехватка информации о логистических издержках;

— отсутствие обоснованных методов их учета и оценки;

— ограниченность инструментов для полного и точного расчета логистической стоимости.

Сложность в оценке эффективности логистики в основном связана с используемыми компаниями методами учета затрат, которые не позволяют распределять и контролировать логистические издержки.

Существующие системы учета традиционно распределяют издержки по их характеру: заработная плата, амортизация и т. д., а не по видам работ и сферам деятельности.

Практически невозможно определить затраты, например, на складирование единицы хранения, которые необходимы для планирования соответствующих логистических операций. Сложно оценить затраты на логистические операции, выполняемые одновременно сотрудниками нескольких подразделений предприятия.

Кроме того, основным недостатком традиционного учета является то, что он не выделяет затраты на управление запасами в отдельную категорию. Иногда в качестве затрат рассматриваются процентные платежи и стоимость капитала, вложенного в запасы, но не учитываются затраты, связанные с «омертвлением» капитала, незавершенного производства и капитала в запасах готовой продукции, потери из-за отсутствия запасов и недостаточного уровня логистического сервиса [2].

Все это значительно занижает конечные показатели затрат и приводит к ситуации, когда менеджеры плохо представляют, во сколько им обходится хранение запасов.

Эффективность логистических издержек зависит от следующих факторов [6]:

— Специфика деятельности компании;

— Масштаб организации;

— Тип транспортного средства, используемого в работе;

— Способ владения ТС (собственность, или аренда);

— Тип, объем и габариты транспортируемого груза;

— Маршрут и тип транспортировки (международные, межрегиональные или городские);

— Расстояние транспортировки;

— Формат погрузочных и разгрузочных работ.

Существует несколько способов расчета и проведения планирования, анализа и оценки затрат на логистику:

— Чаще всего уровень логистических издержек рассчитывается на основе расчета непосредственного размера растрат снабженческой сферы. n — это количество рассматриваемых статей убытков.

— Стратегический анализ, который подразумевает сравнение уровня компании с точки зрения расходов на потребительское обслуживание с тем же уровнем конкурентов.

— Стоимостный анализ — учет и снижение расходов, а также рост спроса на продукцию.

— Функциональный и стоимостный анализ представляет собой уменьшение инвестиций в потребительское обслуживание путем подробного изучения процесса обработки заказов.

Для анализа требуется определить точки сосредоточения расходов (функциональные места предприятия, в которых находятся крупные траты, сокращение которых повлечет рост добавленной потребительской ценности). Также определяются значимые пункты убытков в рамках каждой точки концентрации [3].

Если бизнес владеет собственной системой трансфера, то ему безусловно необходимо будет сокращать логистические издержки. Для достижения этого с учетом существующей политики снабжения выбирается ключевой критерий, в соответствии с которым будет осуществляться поиск, анализ, отбор, развитие и модернизация конкретной области снабжения. Речь идет о таких областях, как: склады, транспортные средства, деятельность по закупкам, обслуживание, распределительные процессы, разработка плана.

При оптимизации логистических издержек выделяют два ключевых метода успешной оптимизации расходов:

— — Оптимизация штатных единиц в транспортном отделе. В России этот метод реализуется в довольно искаженном виде. Часто компании просто сокращают количество сотрудников. На самом деле оптимизация штата — это поиск невостребованных, лишних и вредных для организации функций. В результате этих поисков изменяются в лучшую сторону бизнес-процессы, а бывшие специалисты по снабжению переобучаются другим дисциплинам. [7]

Это улучшение должно быть непрерывным и в то же время зависеть от прибыльности бизнеса [5]:

— — При стабильном или застойном состоянии — сосредоточиться на мобилизации собственных ресурсов;

— — При активной деятельности увеличение штата должно быть ограничено.

Оптимизация снабженческих поставок. Это комплекс взаимосвязанных процессов по выбору и согласованию стандартов поставок с третьими сторонами. Этот метод направлен на повышение как внутренней, так и внешней эффективности предприятия.

Кроме того, для оптимизации рассматриваемых расходов организации могут использовать следующие методы [4]:

— Оказание поддержки контрагентам и клиентам в достижении пониженного уровня финансовых потерь (семинары и программы).

— Поиск более доступных ресурсных аналогов.

— Компенсация повышения потерь в единице звена цепочки поставок с помощью снижения потерь в ином звене.

Автоматизация логистики также может быть одной из областей совершенствования управления расходами.

Таким образом, компании с развитой логистической структурой используют профессиональные приложения в логистике и оптимизации маршрутов.

Литература:

  1. Аникин, Б. А. Основные и обеспечивающие функциональные подсистемы логистики. Учебник / Б. А. Аникин.  М.: Проспект, 2020. 757 c.
  2. Александров О. А. Логистика: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2018.  216 с.
  3. Земскова О. М., Щепотько М. М. Логистика в России и зарубежом: сравнительный анализ// «Экономика и современный менеджмент: теория и практика»: сборник статей по материалам LVI международной научно-практической конференции. [Электронный ресурс] URL: http://sibac.info/20601/(дата обращения: 5.03.2016)
  4. Лукинский, В. С. Логистика и управление цепями поставок / В. С. Лукинский, В. В. Лукинский, Н. Г. Плетнева.  М.: Юрайт, 2016.  360 c.
  5. Шафоростова, Н. И. Методы оптимизации логистических издержек / Н. И. Шафоростова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 2 (344). — С. 286–288. — URL: https://moluch.ru/archive/344/77386/ (дата обращения: 07.11.2024)
  6. Шнып, И. А. Оптимизация логистики с помощью технологии блокчейн [Электронный ресурс]// Экономика и социум. — 2018. — № 11 (54). — URL: upr.ru/domains_data/files/54/Shnyp %20I. %20A. %20(infor %20i %20kommun %20 tehnologiii %20zhurnal %20Ekonomika %20i %20socium)).pdf (дата обращения: 06.11.2024)
  7. Официальный сайт программы Умная логистика [Электронный ресурс] URL: https://b2b-logist.com/(дата обращения: 30.04.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): издержка, готовая продукция, затрата, операция, незавершенное производство, потребительское обслуживание, расход, стоимостный анализ.


Похожие статьи

Задать вопрос