Управленческие решения в логистике снабжения
Автор: Федотенков Дмитрий Григорьевич
Рубрика: 19. Логистика и транспорт
Опубликовано в
III международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Пермь, февраль 2014)
Дата публикации: 29.01.2014
Статья просмотрена: 7409 раз
Библиографическое описание:
Федотенков, Д. Г. Управленческие решения в логистике снабжения / Д. Г. Федотенков. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 197-202. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/93/4913/ (дата обращения: 16.12.2024).
В современных условиях развития экономики в России логистика завоевала к себе большой интерес, и получило большое применение в системе управления материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоковыми процессами. И все это выражено в том, что применение логистики в хозяйственной деятельности позволяет сократить временные интервалы в приобретении сырья и поставки товаров, минимизировать товарные запасы до их оптимального уровня, ускорить получение информации и повысить уровень сервиса.
Логистика относительно молодая экономическая наука и, по своему существу, находится еще в стадии становления и развития. Перспективой является применение принципов и методов логистики к проблеме управления снабжением и запасами предприятий и компаний различной отрасли.
Эффективный процесс управления снабжением и запасами может существенно повлиять в успешном развитии большинства современных компаний. Выгодное приобретение различного вида ресурсов, сырья и услуг соответствующего качества по лучшей цене, на основе долгосрочного сотрудничества давно привлекает внимание многих специалистов в государственном, так и частном секторе экономики. В наше время, внимание сосредоточено на общий процесс управления снабжением в контексте целей организации. Процесс снабжения с наличием циклов избытка и недопоставок, предложений и изменяющихся цен, ресурса времени и вопросами наличия ресурсов требует от компаний разработки стратегии и тактики для обеспечения необходимой величины прибыли. Новая система управления предполагает коренноеизменение,функций и механизмов их взаимодействия и организации материальных, финансовых, информационных и других потоков. И исходя из этих условий, стратегия управления снабжением и запасами становится высокоэффективным рыночным инструментом в обеспечении конкурентоспособности предприятий. Еще следует отметить то, что значительный интерес в необходимости эффективного управления снабжением и запасами возникает не только у предприятий и компаний, находящихся в неблагополучном состоянии, но и у руководителей эффективно развивающихся субъектов хозяйствования.
Для современной экономики большой интерес представляют исследования, анализ, разработка и реализация стратегий управления снабжением и запасами для компаний и фирм различных направлений деятельности [6].
Предприятия, будь то они производственные, торговые или относящееся к сфере услуг, не могут являться самодостаточными. Все организации, в какой-то степени зависят от сырья, материалов и услуг, которыми их обеспечивают другие организации (например, помещение, тепло, свет, средства связи, офисное оборудование и т.д.).Отсюда следует что осуществление закупок и снабжения –это одна из основных функций в организации.
Термины «закупка» и «снабжение» почти взаимозаменяемы. Термин «закупка» это процесс покупки: осознание необходимости, поиск и выбор поставщика, переговоры о цене, а также прочие условия, связанные с доставкой товара, т.е. при использовании понятия «закупка» понимается фактическая покупка.А вот термин «снабжение» имеет значение более широкое и включает различные типы приобретений (закупку, аренду, выполнение по контракту и т.д.), а также связанные с этим операции (активности): выбор поставщиков, проведение переговоров, согласование условий, экспедирование, мониторинг показателей работы поставщиков, грузо-переработку материалов, транспортировку, складирование и приемку товаров, полученных от поставщиков) [6].
Снабжение,как правило, не занимается самостоятельно перемещением материалов, а организует его, и информирует поставщика о необходимости поставки тех или иных материалов, производит обмен прав собственности на материалы, т. е. в первую очередь связано с обработкой информации.
Между организациями, входящими в цепь поставок, снабжение образует основное звено и служит механизмом координации материального потока между потребителями и поставщиками. В каждой точке канала снабжение отправляет назад по каналу сообщения о том, чего хотят потребители, и вперед – сообщение о том, что поставщики могут предложить. После этого начинаются переговоры, уточняющие условия каждой поставки [6].
Очень важно отметить, что на снабжение приходится значительная доля общих расходов, и по своим логистическим характеристикам снабжение существенно отличается от материально-технического обеспечения. Типичный производитель тратит 60% на материалы, потому снабжение непосредственно отвечает за большую часть расходов компании, и даже относительно небольшие улучшения в этой области могут принести существенные выгоды [6].
Логистика снабжения первая логистическая подсистема, и основной ее целью является – управление материальными потоками и услугами в процессе обеспечения организации материальными ресурсами и услугами.
В обобщенном виде цель снабжения – гарантирование, в надежности поставки материалов соответствующего качества, необходимого объема и в нужное время, от квалифицированного поставщика, с высоким уровнем сервиса и по приемлемой цене.
Исходя из этого, можно сформулировать основные задачи логистики снабжения:
- формирование надежного и непрерывного материального потока для обеспечения бесперебойного функционирования организации;
- поддержание уровня запасов материальных ресурсов на складе;
- развитие отношений с подразделениями, использующими эти материалы;
- поиск надежных, зарекомендовавших себя на рынке поставщиков, с тесным взаимодействие с ними и формированием выгодных отношений;
- поддержка и повышение качества закупаемых материалов;
- договоренность о наименьшей общей стоимости с сохранением должного уровня качества, количества, условий доставки и сервиса;
- повышение конкурентоспособности.
В достижении стратегических целей компании, направленных на постоянное улучшение обслуживания потребителей, рост качества и конкурентоспособности товаров и услуг, снабжение играет важную роль. Управление снабжением представляет собой область деятельности, в результате которой компания приобретает необходимые товары и услуги, обратим внимание на типовые задачи в управлении снабжением и их характеристики, представленные в (таблице 1) [1].
Таблица 1
Типовые задачи в управлении снабжением [1, 2]
Наименование |
Краткая характеристика |
Идентификация (или переоценка) потребностей |
Определение снабженческих трансакций, которые должны быть установлены между отделом закупок и конкретными потребителями (подразделениями) материальных ресурсов внутри компании. В некоторых случаях, например, при изменении ассортимента готовой продукции пересматривается состав внутрифирменных потребителей и (или) номенклатуры материальных ресурсов |
Определение и оценка требований потребителей |
Как только определены внутрифирменные потребители и номенклатура материальных ресурсов, устанавливаются требования к весу, размерам, параметрам поставок, планы и спецификации на каждую позицию номенклатуры и номенклатурную группу материальных ресурсов. Кроме того, устанавливаются требования пользователей, определяющие сервис и сопровождающие поставки |
Решение "делать или покупать" |
Решается вопрос выгодности собственного производства или покупкисоответствующих видов материальных ресурсов на основе сопоставления затрат и уровня качества |
Определение типов закупок |
В современных условиях существуют три основных типа закупок в зависимости от продолжительности и сложности: установившиеся закупки, модифицированные закупки (в которых меняется или поставщик или параметры закупаемых материальных ресурсов), новые закупки, вызванные потребностями нового внутрифирменного пользователя |
Анализ поведения рынка |
Знание и анализ рынка поставщиков помогают логистическому персоналу компании определить возможное количество поставщиков, параметры их оценки с целью эффективной организации процесса снабжения |
Идентификация всех возможных поставщиков |
Определение всех возможных (существующих и потенциальных) поставщиков определенной группы и номенклатуры материальных ресурсов |
Предварительная оценка всех возможных источников |
Проведение предварительной экспертной оценки предлагаемого поставщиками качества материальных ресурсов и сервиса и сопоставление результатов с требуемыми внутрифирменными потребностями |
Оценка оставшихся поставщиков и окончательный их выбор |
Для окончательного выбора поставщиков используется, как правило, многокритериальная оценка |
Доставка материальных ресурсов и сопутствующий сервис |
Включает ряд задач, связанных с поставками конкретной номенклатуры материальных ресурсов от поставщика к потребителю: оформление договорных отношений, передача прав собственности на материальные ресурсы, процедуры формирования заказов, транспортировка, грузо-переработка, хранение, складирование и т.п. В ряде случаев включает решения в отношении организационной структуры собственных логистических каналов продвижения материальных ресурсов от поставщика |
Контроль и оценкавыполнения закупок |
Эффективность управления процессом снабжения оценивается по результатам непрерывного контроля и аудита выполнения условий договоров по срокам, ценам, параметрам поставок, качеству материальных ресурсов и уровню сервиса |
Среди тенденций управления снабжением, следует обратить внимание на тенденции имеющие отношение к управлению цепями поставок и интеграции логистики и стратегического менеджмента выделенные, по мнению Д.И. Токарева [5]:
1. Тенденция к использованию единственного поставщика, расширению партнерствмежду поставщиком и потребителем, обмен информацией;
2. Установление долгосрочных контрактов;
3. Концентрация усилий производителей готовой продукции на разработке и сборке, что означает сокращение закупок сырья, увеличение потока компонентов от поставщиков, рост удельного веса расходов на снабжение в себестоимости продукции;
4. Разделение функций отделов снабжения и логистики на стратегические и оперативные (тактические);
5. Управление цепями поставок;
6. Сокращение временного цикла. На общий цикл разработки и производства серьезно влияют сроки цикла снабжения. Отдел снабжения путем тесного взаимодействия с ограниченным числом поставщиковбудет в состоянии сократить общий цикл времени на 50-60%;
7. Интеграция в стратегию бизнеса. Цели и стратегии отдела снабжения интегрированы с корпоративными целями и стратегиями;
8. Логистический аутсорсинг.
А вот, по мнению В.И. Сергеева, стратегия управления снабжением материальными ресурсами промышленной компании складывается из учета приоритетов и взаимодействия в основном финансового, операционного и логистического менеджмента [2].
Сокращения расходов в процессе снабжения можно добиться путем улучшения функционирования внутренних систем снабжения, осуществления анализа ценности приобретаемых товаров и услуг, улучшения процесса приобретения товаров и управления базой снабжения [3].
С целью выработки стратегии управления снабжением необходимо провести декомпозицию логистической системы. Использование общей теории систем и методологических принципов логистики предполагает объектную и процессную декомпозицию логистической системы. Объектная декомпозиция логистической системы представлена на (рис. 1) [1].
Рис. 1. Объектная декомпозиция логистической системы [4]
Как видно из рис. 1, с позиций микро-логистики декомпозиция логистической системы на подсистемы, звенья и элементы определяет иерархию управленческих функций (планирование, организация, контроль, координация и т.д.) в службе логистики компании (субъекте управления). Декомпозиция логистической системы на логистические сети, каналы и цепи позволяет оптимизировать решения по формированию логистической инфраструктуры, поддерживающей процессы товародвижения с позиций корпоративной стратегии компании и наиболее полного удовлетворения требований клиентов.
Процессная декомпозиция в логистике может строиться также в двух основных вариантах с позиций микро- и макро-логистики:
1) логистическая система – функциональная область логистики – логистическая функция – логистическая операция;
2) цепь поставок – ключевой бизнес-процесс – логистический бизнес-процесс – логистическая функция – логистическая операция.
По мнению многих ученых, выстраивание бизнеса на основе процессного подхода позволяетрешить ряд важных задач – от сокращения непроизводственных расходов и оптимизации использования ресурсов до достижения стратегического соответствия требованиям потребителей определенного сегмента рынка. Таким образом, логистический процесс можно представить в виде совокупности всех бизнес-процессов, реализующих цели логистической системы в стратегическом, тактическом или оперативном плане. При формировании в компании службы логистики, построении соответствующей логистической системы на уровне организации бизнеса конструктивное значение имеет выделение функциональных областей (логистика снабжения, логистика производства, логистика распределения, реверсивная логистика) приложения логистических действий: операций и функций. Эти сферы традиционно задаются дифференциацией отдельных сторон бизнеса компании и ее партнеров: поставщиков, потребителей, логистических посредников[4]. В каждой из названных областей логистики формируется собственная стратегия функционирования, сопряженная с корпоративной стратегией.
На (рис. 2) по мнению Н.П. Карповой отображены основные цели и задачи стратегии процесса снабжения.
Как мы видим из данного рисунка, миссия процесса снабжения образуется из миссии логистической стратегии и заключается в минимизации совокупных издержек на организацию процесса снабжения при качественном удовлетворении потребностей внутренних потребителей компании. Реализация основной цели процесса снабжения производить или покупать реализуется через расчет экономической эффективности собственного производства или покупки товарно-материальных ценностей (услуг).В случае принятия решения о покупке, руководство отдела логистики (снабжения) ставит целью выбор оптимального источника снабжения и установление хозяйственных связей с ним. Данное решение принимается на основе анализ рынка закупок, расчета рейтинга поставщиков, проведения переговоров и заключение договоров на поставку (оказание услуг)[1].
Рис. 2. Цели и задачи стратегий логистики снабжения [1]
Закупка нужных товаров и услуг в заданное время, в необходимом количестве, нужного качества, по оптимальной цене реализуется через такие показатели, как[1]:
- степень удовлетворенности внутреннего клиента;
- уровень комплектности, ритмичности поставок;
- процент брака;
- средний срок поставки;
- временной цикл снабжения;
- экономия затрат на закупаемые товары (услуги) за счет ценовых преференций, дополнительных услуг.
Снижение совокупных расходов на организацию и управление снабжением достигается за счет оптимизации расходов на доставку, хранение закупаемых товарно-материальных ценностей и управление снабжением.
На основании проведенных расчетов экономической целесообразности тех или иных вариантов управленческих решений в снабжении принимаются на вооружение следующие стратегии снабжения: стратегии вертикальной интеграции (назад), стратегического партнерства, минимизации расходов, реализуемые в процессе управления закупками и поставщиками. Так стратегии вертикальной интеграции в процессе взаимодействия с поставщиками основываются на приобретении бизнеса поставщиков с целью выхода на новые рынки и развития новых направлений деятельности. Стратегии стратегического партнерства заключаются в развитии стратегических форм взаимодействия с поставщиками товаров и услуг (аутсорсинг, стратегические союзы, альянсы и т.д.) с целью минимизации совокупных издержек логистической системы и наиболее качественного удовлетворения конечных потребителей. Стратегии минимизации расходов основываются на управлении закупками с позиций минимизации затрат на приобретение товаров, т.е. здесь главным моментом при выборе источника снабжения становится наименьшая цена при наиболее полном комплексе сопутствующих услуг[1].
В случае реализации стратегий снабжения цели логистической стратегии будут достигнуты путем: решения комплекса задач по усилению меж-функциональной и меж-организационной интеграции и (или) координации за счет внедрения логистической информационной системы (без которой невозможно осуществление стратегий процесса снабжения), оптимизации затрат на всех стадиях продвижения потоковых процессов; повышения уровней показателей качества обслуживания потребителей.
В итоге, можно сказать, что логистика обладает активным интегрирующим потенциалом, способным связать воедино и улучшить взаимодействие между такими базовыми фирменными функциональными сферами, как снабжение, производство, маркетинг, дистрибьюция, организация продаж. Например, преобразуя маркетинговую информацию, логистический менеджмент воздействует на производство, оптимизируя производственно-технологический цикл и продуктовые характеристики. Рационально управляя запасами продукции в снабжении, производстве и сбыте, логистика способствует уменьшению общих затрат, снижению цены товаров и в результате улучшению стратегических позиций фирмы на рынке. Логистический менеджмент может обеспечивать эффективную координацию объемов закупок материальных ресурсов и производства годовой продукции с прогнозируемым маркетингом объемом продаж.
Таким образом, логистический менеджмент поддерживает системную устойчивость фирмы на рынке, сглаживая противоречия между маркетингом, производством и финансами и оптимизируя межфункциональные внутрифирменные решения, и внедрение современных логистических концепций и систем является одним из стратегических путей повышения конкурентоспособности отечественных организаций бизнеса.
Литература:
1. Карпова Н.П. Формирование управленческих решений логистики снабжения // Вестн. Самар. гос. экон. ун-та. Самара, 2010. №11 (73).
2. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов / под общ.и науч. ред. проф. В.И. Сергеева. М., 2005.
3. Линдерс М.Р., Фирон Х.Е.Управление снабжением и запасами. Логистика : пер. с англ. СПб., 2005. С. 319.
4. Логистика: интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок / В.В. Дыбская [и др.]. М., 2009.
5. Токарев Д.И.Стратегическая логистика в управлении цепочками поставок (на примере предприятий автомобильной промышленности): дис. канд. экон. наук. Самара, 2004.
6. URL:file://localhost/E:/диссертация/статьи%202014/Пермь/Стратегия%20управления%20снабжением%20на%20предприятии.%20Диплом.%20Читать%20текст%20оnline%20-.mht.