За последнее десятилетие фондовый рынок России перенес стремительные взлеты и глубокие падения. Находясь в постоянном развитии, он подвергается влиянию различных сил и факторов, способствующих росту или снижению котировок ценных бумаг, совершенствуется его инфраструктура, появляются новые финансовые инструменты.
Становление рынка ценных бумаг в России, как правило, идет методом проб и ошибок, а потому закономерно сопровождается ощутимыми потерями экономического и социально - политического характера. Мировой финансовый кризис 2009-2010 года, вызванный ипотечным кризисом в США 2008-2009гг., и взрывом множества так называемых «финансовых пузырей» на ведущих мировых финансовых площадках зримо обозначил пороки российского фондового рынка. В результате преподнесен урок того, что рынок ценных бумаг России все еще достаточно хрупок и нестабилен, а все заверения правительства и высшего руководства страны, о том что Российский фондовый рынок может стать «тихой гаванью» оказались сильно преувеличенными. В результате воздействия глобального финансового кризиса фондовый рынок России опустился на дно, и пережил глубочайшее падения со времен кризиса 1998года. Данный урок открыл глаза на существующие проблемы финансовых рынков Российской Федерации, и показал на то какой фондовый рынок нужен стране, и какие функции должны выполняться государством в процессе посткризисного формирования, функционирования и развития финансовых рынков с точки зрения обеспечения экономической безопасности фондового рынка России в условиях его интеграции в международную систему финансовых рынков.
В настоящее время завершено формирование основных институциональных основ рынка, накоплен немалый опыт его развития, что делает возможным проведение в этой области фундаментальных теоретических исследований. Важное значение фондового рынка в новой экономической системе России свидетельствует об актуальности и высокой значимости таких исследований.
Исследование экономической безопасности фондового рынка России закладывает основы для его фундаментального анализа и является базой для проведения прикладных исследований.
В настоящее время центральной проблемой остается увеличение объема выпуска ценных бумаг при одновременном снижении затрат. В целях увеличения емкости рынка новые инструменты должны быть избирательно ориентированы на инвесторов, относящихся к различным секторам экономики, и учитывать интересы отдельных групп участников рынка.[1., с. 24]
Переплетение и взаимовлияние различных факторов, перетоки ресурсов, меняющие ситуацию спроса, предложения и доходности, порождают тенденцию к сокращению разрывов в доходности сегментов фондового рынка.
В рамках обеспечения экономической безопасности российского фондового рынка и финансовой системы России в целом общей тенденцией рынка корпоративных ценных бумаг России на длительную перспективу должно быть его активное развитие и повышение общей курсовой стоимости акций. Это сопряжено с общими перспективами экономического развития страны и постепенным решением организационных проблем, обеспечивающих развитие инфраструктуры фондового рынка: регистрационного и депозитарного обслуживания, информационной открытости, перехода на международные стандарты бухгалтерского учета, «прозрачности» рынка. В более близкой перспективе будут постепенно увеличиваться количество котируемых ценных бумаг, расти обороты и капитализация рынка в русле долгосрочной тенденции переноса центра тяжести и интересов на корпоративные ценные бумаги. Основными функциями развития сектора корпоративных ценных бумаг в российских условиях должно стать начало инвестирования в реальный сектор и оживление производства.
Потребности привлечения капитала в реальный сектор экономики определяются масштабами его модернизации, структурных изменений и экономического роста в перспективе. Чтобы обновить примерно половину производственных фондов в России, необходимо порядка 2 трлн. долл. Однако эмиссия ценных бумаг еще не стала инструментом привлечения достаточных средств в производство.
Основные направления деятельности по устранению угроз экономической безопасности на фондовом рынке корпоративных ценных бумаг со стороны, как инвесторов, так и эмитентов:
снижение доходности вложений в государственные ценные бумаги для переключения спроса с государственных на корпоративные ценные бумаги;.
принятие неотложных мер и гарантий прав инвесторов, обеспечивающих: приобретение защищенных от подделки ценных бумаг, их регистрацию, депозитарное обслуживание и переоформление в случае купли-продажи на другое лицо, профессиональную защиту прав собственника, включая судебное разбирательство;
развитие системы государственных гарантий на всех уровнях по ценным бумагам (акциям и облигациям), эмитируемым с целью привлечения средств для финансирования инвестиционных проектов, входящих в систему государственных приоритетов;
введение практики выплачивания дивидендов акционерам при ликвидации скрытых каналов перекачки доходов. Следует полностью запретить ведение реестров непосредственно в акционерном обществе независимо от числа акционеров или каких-либо других критериев. Ведение реестра самими акционерными обществами — один из основных способов
сохранения контроля над предприятием, позволяющий не нести ответственности за состояние дел;
повышение качественных характеристик рынка корпоративных ценных бумаг и уровня развития фондовых бирж, как по биржевому обороту, так и качественными изменениями в организации и информационном обеспечении рынка корпоративных ценных бумаг в рамках обеспечения возможности адекватного межсекторального, межотраслевого и межрегионального перелива капиталов и осуществления стратегических установок структурной перестройки экономики;
повышение устойчивости российского фондового рынка посредством существенного увеличения количества наименований и объемов обращения акций и облигаций на основе вовлечения предприятий, ценные бумаги которых пока не обращаются. Это должно со временем привести к господству на внутреннем фондовом рынке национального капитала.
Необходимо выравнивание суммарной (по доходности, надежности и ликвидности) привлекательности вложений в различные сектора экономики. Снижение только лишь доходности государственных ценных бумаг и, следовательно, процентных ставок не обеспечивает создания достаточных условий для притока капитала в реальное производство ни в виде акций и облигаций, ни в виде долгосрочных кредитов.[2, с. 149 ]
Поскольку на российском рынке ценных бумаг превалирует не долгосрочный, а спекулятивный капитал и иностранный капитал мощнее российского, можно считать, что устойчивость рынка определяется, в основном, поведением нерезидентов. В то же время на российском рынке будут отражаться изменения конъюнктуры на мировых рынках и другие факторы, оказывающие воздействие и на самих нерезидентов. Поведение нерезидентов, прежде всего американцев, на собственном и российском рынках зависит от учетной ставки в США, поэтому ее изменение будет влиять на российский рынок. Подобные обстоятельства уже сказывались и будут продолжать сказываться в критические периоды. [1, с. 88]
Рынок корпоративных и муниципальных ценных бумаг пока мал, низколиквиден, недоходен и в состоянии аккумулировать не более 20% свободных средств, причем недавний кризис фондового рынка дает мало шансов на его установление в ближайшей перспективе даже в скромных докризисных параметрах.
Основные направления деятельности по устранению угроз экономической безопасности фондового рынка:
Проведение бюджетной политики, направленной на уменьшение дефицита бюджета, ограничение соблазна внешних и внутренних заимствований.
2. Повышение роли внутренних источников финансирования дефицита бюджета и переход в бюджетной политике правительства от политики «коротких денег» к политике долгосрочных государственных долговых обязательств, даже если займы на этом рынке будут обходиться дороже.
3. Активизация роли государства в регулировании фондового рынка по следующим направлениям:
активизация государством (как акционера и владельца) крупнейших российских компаний по более интенсивному использованию возможностей российского финансового рынка как источника средств на финансирование потребностей развития. Только регулярные привлечения финансовых ресурсов крупнейшими компаниями смогут привести к появлению нормально функционирующего рынка капиталов в России;
повышение качественных характеристик рынка ценных бумаг и уровня развития фондовых бирж, как по биржевому обороту, так и качественными изменениями в организации и информационном обеспечении РЦБ в рамках обеспечения возможности адекватного межсекторального, межотраслевого и межрегионального перелива капиталов и осуществления стратегических установок структурной перестройки экономики России и в первую очередь приоритетных отраслей;
преодоление разобщенности российского внебиржевого рынка ценных бумаг и его включение в эпицентры биржевых событий посредством современного информационно-организационного обеспечения;
целостная разработка и систематизация законодательной базы, определяющей правила функционирования и развития фондового рынка;
разработка и внедрение мероприятий по трансформации через финансовый рынок накопленных сбережений в инвестиции.
5. Привлечение свободных средств населения на инвестиционные нужды путем выпуска ценных бумаг в рамках государственного облигационного займа.
Осуществление мер по уменьшению доли нерезидентов, владеющих государственными ценными бумагами, размещение государственных ценных бумаг среди нерезидентов и на международных рынках проводить только при обеспечении рациональных размеров внешних заимствований.[3, с. 191]
Переориентация инфраструктуры финансовых рынков с преимущественно спекулятивных операций на потребности привлечения инвестиций в реальную сферу посредством принятия следующих мер:
нивелирование привилегированного положения государства на РЦБ. В перспективе, с точки зрения инвесторов, рынок государственных ценных бумаг должен исчерпать себя как источник высоких доходов и в большей мере ориентироваться на сохранение средств на период подготовки к вложениям в более доходные проекты. Он должен стать рынком крупных операторов;
выравнивание доходности различных сегментов финансового рынка, включая сегмент фондового рынка — рынок государственных ценных бумаг (когда рынок государственных ценных бумаг вовлекает в свой оборот почти все «живые» деньги) в рамках экономически обоснованной эмиссии государственных ценных бумаг, при которой подавляющая часть свободных денежных ресурсов не мобилизуется исключительно государством;
активизация развития инфраструктурных институтов РЦБ. Основное препятствие для снижения доходности государственных ценных бумаг — острый недостаток бюджетных средств для основных государственных расходов, и, в частности, выплаты зарплаты госслужащим, оплаты госзаказов и выплаты пенсий и пособий.
Правовое регулирование, информационная открытость, равенство и защита прав и интересов инвесторов (включая принятие неотложных мер и гарантий прав инвесторов, обеспечивающих гарантии прав и защиты инвестиций независимо от форм собственности для всех инвесторов; приобретение защищенных от подделки ценных бумаг, их регистрацию, депозитарное обслуживание и переоформление в случае купли-продажи на другое лицо, профессиональную защиту прав собственника, включая судебное разбирательство).
Актуализация роли ставки рефинансирования, ее постепенное превращение в один из основных регуляторов кредитно-денежного рынка требуют ее увязки с основными инструментами рынка. Ставки рефинансирования должны быть выше или, в крайнем случае, равны ставкам межбанковского кредита, а ставки межбанковского кредита должны быть на уровне или выше ставок государственных ценных бумаг.
Переведение в практическую плоскость реализации ипотечных долговых обязательств как одного из наиболее мощных инструментов мобилизации средств.
Меры по активизации общероссийского фондового рынка и имеющиеся недостатки настоящих законов должны быть отрегламентированы в соответствующих законах РФ и субъектах РФ.
Выпуск государственных займов при определенных условиях вытесняет часть инвестиций из производственного процесса за счет связывания части денежных средств населения. Денежный рынок отреагирует на повышение спроса на деньги ростом процентной ставки. Но их рост сократит инвестиционные возможности частных лиц, вытесняя часть потенциальных инвестиций. Однако «эффект вытеснения» становится значительным и разрушительным только при высоком уровне занятости и ограниченности ресурсов. А вот в экономике с недоиспользованными ресурсами подобная политика в сочетании с соответствующей денежной политикой скорее будет стимулировать, а не вытеснять частные инвестиции.
Управление РЦБ в ближайшей и среднесрочной перспективе будет проходить под знаком финансирования внешнего государственного долга. Политика в области государственных ценных бумаг будет «встроена» в общую кредитно-денежную политику, нацеленную на понижение процентных ставок.
Актуализация роли ставки рефинансирования, ее постепенное превращение в один из основных регуляторов денежно-кредитного рынка требуют ее увязки с основными инструментами рынка. Ставки рефинансирования будут выше или, в крайнем случае, равны ставкам межбанковского кредита, а ставки межбанковского кредита будут на уровне или выше ставок государственных краткосрочных обязательств.
Литература:
Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. -М.: Дело, 2005.
Экономическая и национальная безопасность: Учебник / Под ред. д.э.н., проф. Л.П. Гончаренко.- М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007.
Экономическая безопасность: учеб. пособие для студентов вузов / В.А.Богомолов. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.