На сегодняшний день все чаще приходится сталкиваться с проблемой ошибок и бездействия должностных лиц при реализации своих полномочий. Не исключением в данном вопросе являются ситуации с правильностью присвоения адресов объектам недвижимости. Как показывает практика, должностные лица зачастую проявляют невнимательность и сознательное бездействие, причиняющие вред собственникам имущества. Один из таких случаев произошел в одной из областей Российской Федерации.
На основании решения Собрания депутатов одного из районов жилому дому, принадлежащему гражданину А. присвоен Адрес, о чем свидетельствует выданная администрацией сельского округа в 2005 году Справка.
В свою очередь Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее — Управление) после подачи необходимого пакета документов, в том числе Справки, гражданину А. в 2006 году выдано Свидетельство о государственной регистрации права (далее — Свидетельство).
В сентябре 2018 года гражданину А. случайно стало известно, что по Адресу зарегистрирован ещё один жилой дом и земельный участок, принадлежащие гражданке Р. (Свидетельство по факту государственной регистрации права выдано Управлением в 2009, что позже даты выдачи Свидетельства гражданину А. почти на 3 года).
Согласно части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации наряду с основными функциями, которые вправе осуществлять органы местного самоуправления, указаны и иные вопросы местного значения [1].
Так, согласно пункту 6 раздела II Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. № 1221 (далее — Правила) одним из таких вопросов является присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления с использованием федеральной информационной адресной системы [2].
Отметим, что согласно подпункту а) пункта 3 Правил адрес, присвоенный объекту адресации, должен отвечать требованию уникальности, означающий, что один и тот же адрес не может быть присвоен более чем одному объекту адресации... [2]
В целях разрешения вопроса по задвоению Адреса, гражданин А. в устной форме неоднократно обращался к главе сельского поселения с просьбой проявить содействие в разрешении данного вопроса. По состоянию на 5 июня 2019 г. данная ситуация так и не разрешилась.
По причине бездействия главы сельского поселения гражданин А. в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [3] (далее — Закон № 59-ФЗ) нарочно передал главе сельского поселения письменное обращение, согласно которому гражданин А. просит дать пояснения по поводу не принятия действенных мер по факту задвоения Адреса, а также аннулировать Адрес и присвоить новой адрес жилому дому. Для направления ответа гражданин А. в Обращении указал адрес прописки и адрес электронной почты.
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи [3]. В нарушение установленного статьей Закона № 59-ФЗ срока, ответ на Обращение главой сельского поселения представлен не был.
Отметим, что в соответствии со статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено осуществление публично значимых функций, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей [4].
При встрече гражданина А. с главой сельского поселения, последний, аргументируя не направление Обращения, сослался на занятость, но в тоже время подтвердил факт нарушения срока. В целях недопущения наложения штрафа за игнорирование ответа на Обращение, глава сельского поселения обещал непременно заняться данным вопросом, а также предложил гражданину А. получить составленный наспех ответ на Обращение нарочно (при этом указать дату последнего дня, когда истекает срок ответа на Обращение), на что получил от гражданина А. отказ.
Ситуация осложняется тем, что гражданин А., желая продать недвижимое имущество, не может этого сделать, так как потенциальные покупатели, узнав о проблеме с адресом, отказываются от покупки, ссылаясь на нежелание приобретать имущество, регистрация которого может быть отклонена по причине задвоения Адреса.
На сегодняшний день рассматриваемый вопрос так и не решен. Гражданину А. ничего более не остается, как написать обращение в Прокуратуру области с просьбой отреагировать на невыполнение в срок Обращения, а также оказать содействие в рамках российского законодательства в решении проблемы задвоения Адреса.
Вышеизложенное объективно показывает, что ошибки, допущенные должностными лицами при исполнении своих полномочий, а также сознательное бездействие при устранении своих же ошибок, могут причинить моральный и материальный ущерб, что в итоге является существенной предпосылкой, приводящей к недоверию власти.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения: 25.07.2019).
- Постановление Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. № 1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов» [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения: 25.07.2019).
- Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения: 25.07.2019).
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 03.07.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 14 июля 2019 г.) [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения: 25.07.2019).