Информационно-методический комплекс как ресурс инновационной деятельности педагогического коллектива кадетского военного корпуса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (265) июль 2019 г.

Дата публикации: 07.07.2019

Статья просмотрена: 68 раз

Библиографическое описание:

Марковская, Е. А. Информационно-методический комплекс как ресурс инновационной деятельности педагогического коллектива кадетского военного корпуса / Е. А. Марковская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 27 (265). — С. 261-266. — URL: https://moluch.ru/archive/265/61436/ (дата обращения: 19.11.2024).



Освоение новшества, управление процессом его внедрения в практику работы образовательного учреждения, превращение идеи в нововведение — это одно из важных составляющих инновационной деятельности, которая в настоящее время получила массовое распространение в образовательных учреждениях. Внедрение инноваций — сложный и трудный процесс. Препятствия (барьеры), связанные с внедрением нового разделяют на объективные и субъективные. Последние считаются наиболее существенными. Для успешной инновационной деятельности должны быть созданы условия, позволяющие части педагогов преодолеть: непонимание сущности нового в педагогике; теоретическую отсталость и пренебрежение к педагогической теории; предрасположенность к каким-либо концепциям, методам и неприятие других; стереотипы мышления, педагогическую и психологическую инерцию; излишнюю веру в свои убеждения, переоценку собственных педагогических достижений; отсутствие готовности что-либо менять.

Преодолеть негативные факторы позволяет обучение педагогических кадров. Обучение само по себе относят к технологии нововведений.

Педагогическая инноватика — область научных знаний, объединяющая представления об инновациях, происходящих в образовании; отражает, объясняет и обосновывает изменения, вносимые в образовательную систему как на уровне образовательных теории и концепций, целей и результатов, содержания и технологии, структуры, нормативно-правовой базы, так и в процессы использования новых способов овладения знаниями.

В педагогической инноватике в качестве одного из факторов успешности инновационной деятельности рассматривается многоаспектность подготовки педагогического коллектива. Подготовка педагогического коллектива к инновационной деятельности по освоению и внедрению педагогических новаций в практику работы должна предусматривать три направления: информационное, методическое и психологическое.

Информационное направление (информационная подготовка) ориентировано на информирование педагогического коллектива о смыслах, идеях, сущностных аспектах новшества, создание условий для одобрения и принятия инновации членами педагогического коллектива.

Методическое направление (методическая подготовка) нацелено на обучение педагогического коллектива осуществлять профессиональную деятельность в условиях инновационных изменений.

Психологическое направление (психологическая подготовка)обеспечивает психологическое сопровождение инновационной деятельности

Для реализации данных направлений в СПбКВК создается информационно-методический комплекс, включающий в себя учебный, воспитательный отделы и отдел инновационных образовательных технологий, которые объединяют преподавателей, воспитателей, методистов, педагогов-психологов, инженеров и др.

Информационная подготовка педагогов иформы ее реализации. Информационная подготовка напрямую связана с формированием инновационного педагогического сознания педагогов. Восприятие новшества педагогами происходит поэтапно: восприятие как узнавание о новом; восприятие как формирование образа нового и восприятие как воспринятие — основа для принятия решения об использовании новшества. Для формирования позитивного настроя педагогического коллектива к инновационной деятельности значимо: обеспечение единства целей и ценностей участников преобразований; внимание к анализу потенциальных проблем корпуса; многостороннее информирование об инновации.

В Санкт-Петербургском кадетском военном корпусе закончено внедрение проекта «Электронный документооборот» на базе облачного сервиса системы OnlyOffice, что позволило воспользоваться практически всеми преимуществами облачных сервисов, сведя к минимуму их отрицательные параметры. В связи с введением в действие закона № 531-ФЗ от 31 декабря 2014 года и вносящего изменения в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» следующую поправку — «Технические средства информационных систем, используемых государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями или государственными и муниципальными учреждениями, должны размещаться на территории Российской Федерации», данное внедрение стало особенно актуальным. Внедрение охватило весь коллектив СПбКВК. С 1 сентября 2017 года было проведено обучение всех сотрудников работе с «Электронным документооборотом», а также проводились персональные консультации в течение всего учебного года. За учебный год сотрудниками СПбКВК накоплено информации в виде документов 38,51 Гб.

Рис. 1. График использования Электронного документооборота педагогами

Методическая подготовка педагогов. Это направление ориентировано на обучение педагогического коллектива осуществлению профессиональной деятельности в условиях нововведений, т. е. научить тому, как именно учить по-новому. Она направлена на повышение профессионализма как опытного, так и имеющего небольшой опыт педагога, т. е. имеет личностно-ориентированный характер.

Улучшению методической подготовки педагогов способствует введение в образовательном учреждении как должности методиста, который может не только рассказать о новейших технологиях, но и показать их применение, так и тьюторов, которые стимулируют процессы самосовершенствования педагогов и их мотивацию к непрерывному повышению профессионализма. В рамках этого направления подготовки, большое значение приобретают практические занятия и такая форма их организации, как тренинги. Особенно актуально говорить о таких видах тренингов, как:

дидактический тренинг, направленный на освоение определенных моделей организации учебного процесса;

развивающий тренинг — развитие моделей поведения винновационных условиях и их адаптация к индивидуальной профессиональной деятельности;

креативный тренинг развитие у педагогов навыков творческого подхода к осваиваемой инновации.

Обучение в форме вариативных тренингов реализовано на уровне методического совета, методических объединений, творческих и инициативных групп педагогов.

Психологическая подготовка кинновационной деятельности

Инновационная деятельность требует дополнительных внутренних ресурсов педагогов: физиологических, психических, психологических, временных и др., поэтому она рассматривается как фактор, утяжеляющий протекание профессиональной деятельности.

В современных психологических исследованиях отмечается, что внедрение инноваций объективно предполагает увеличение личного времени педагогов на их реализацию, увеличение отчетной работы и появление новых компонентов в деятельности учителя, и как следствие, у педагогов, трудно адаптирующихся к условиям инновационного процесса, наблюдается повышенный уровень тревожности, выраженная степень развития хронического утомления, стрессы. Это отражается в их негативном отношении к инновационной деятельности.

Рис. 2

Психологическая подготовка направлена на адаптацию педагогических кадров к условиям инновационной деятельности, стимулирование саморазвития и саморегуляции профессиональной деятельности.

При реализации психологической подготовки большое значение приобретают технологии, называемые психологическими: релаксационные методы (техники релаксации); сенситивные тренинги (тренировка межличностной чувствительности, рефлексии, уверенности в себе и др.).

Рис. 3

Проектируемые ситуации методического ипсихолого-педагогического сопровождения образовательного процесса

При создании информационно-методического комплекса были спроектированы определенные ситуации, которые легли в основу работы сотрудников СПбКВК.

Реальная ситуация

Причины несоответствия проектируемой иреальной ситуации

Идеальная ситуация

Проектируемая ситуация: Осуществление методистом личностно ориентированного подхода к педагогам, т. е. учет их интересов и потребностей, помощь в решении профессиональных проблем, привлечение к методической работе широкого круга талантливых педагогов

Методисты не всегда учитывают интересы педагогов. Необходимо провести анкетирование для выявления проблем педагогов

Недостаточный срок работы методистов по обобщению опыта, нет системы отслеживания потребностей педагогов

Интересы и потребности педагогов учитываются. Методист в работе опирается на руководителей проектов, есть возможность оказать помощь каждому педагогу

Проектируемая ситуация: Интеграция деятельности методистов, психологов, администрации, социального педагога, классного руководителя, воспитателя, системного инженера для создания службы сопровождения образовательного процесса

Служба сопровождения находится в стадии создания. Разрабатывается структура деятельности работников службы

Большой объем работ, нужны специалисты для создания службы сопровождения

Создано положение о службе сопровождения, разработана структура деятельности работников, функционал работников отработан

Проектируемая ситуация: использование активных форм обучения педагогов, тренингов, деловых игр, обучение педагогов рефлексии

Активные формы обучения педагогов мало используются, нет обучения рефлексии

Более привержены к традиционным формам обучения педагогов. Недостаточная компетентность работников в использовании активных форм обучения

Используются активные формы обучения: тренинги, круглые столы, семинары, конференции.

Организованы семинары по здоровьесохраняющим технологиям, педагоги обучены рефлексии

Необходимым условием нормального функционирования педагогической системы кадетского корпуса является формирование высокопрофессионального коллектива методистов — преподавателей — воспитателей. С целью повышения профессиональной компетентности и приобретения практического опыта продолжались занятия в рамках внутрикорпусного обучения с воспитателями и педагогами-организаторами учебных курсов «Образовательные технологии в деятельности воспитателя кадетского корпуса в соответствии с ФГОС». По итогам обучения воспитателям было предложено подготовить выступление на одну из тем: «Образовательная технология в деятельности воспитателя», «Гражданско-патриотическое воспитание кадет», «Воспитательная работа с одаренными кадетами». На зачетном занятии были представлены работы по использованию образовательных технологий на воспитательных мероприятиях — небольшой теоретический материал и полностью разбор технологии на конкретном воспитательном мероприятии.

Информационно-методический комплекс как ресурс инновационной деятельности педагогического коллектива позволит успешно реализовать:

– Поддержку педагогических инициатив, обобщение и распространение передового педагогического опыта

– Обеспечение педагогических кадров информацией о содержании образования, новых технологиях обучения, учебниках и пособиях

– Систему индивидуальных и тематических консультаций по инновационной деятельности

– Разработку курсов повышения квалификации по внедрению инновационных технологий в образовательный процесс

– Включение педагогов в издательскую деятельность

– Включение педагогов в педагогические конкурсы

– Предоставление возможности педагогам форм, методов методической работы, способствующих включению их в новаторскую деятельность (повышение активности педагогов в разработке образовательных программ, методических объединений, творческих лабораторий, конференций, мастер-классов и др.)

Таким образом. Информационно-методический комплекс позволяет создать условия для эффективного протекания инновационных процессов в образовании на всех этапах — от этапа зарождения идеи до этапа внедрения новшества в массовую практику и замены его другим, более эффективным.

Литература:

  1. Вестник образования России: сборник приказов и инструкций Министерства образования и науки России. № 6. — 2010. –С. 67 68
  2. Кларин М. В. Дидактические характеристики инновационного образования / в сборнике Дидактика в современных социокультурных условиях, место издания ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования, Москва, 2015. -с. 267–279
Основные термины (генерируются автоматически): инновационная деятельность, педагогический коллектив, профессиональная деятельность, психологическая подготовка, информационно-методический комплекс, образовательный процесс, педагог, проектируемая ситуация, информационная подготовка, кадетский корпус.


Похожие статьи

Электронный учебно-методический комплекс как компонент информационно-образовательной среды педагогического вуза

Роль учебной практики в формировании общих и профессиональных компетенций специалистов педагогического профиля

Развитие профессионального сознания педагогов в процессе аналитико-коррекционного взаимодействия методиста с педагогическим коллективом

Инновационный потенциал оценки качества обучения студентов колледжа в контексте реализации ФГОС

Психолого-педагогические условия создания безопасной образовательной среды в процессе творческой самореализации подростков

Психолого-педагогические условия создания безопасной образовательной среды в процессе творческой самореализации подростков

Структурно-функциональная модель методической компетентности будущих учителей иностранного языка в условиях инновационной образовательной среды

Инновационное развитие учебно-опытных хозяйств как фактор повышения конкурентоспособности агропромышленного комплекса региона

Сотрудничество образовательного учреждения и профессиональной школы по формированию содержания политехнического образования школьников

Социально-психологический тренинг как средство формирования коллектива подростков в системе гражданско-патриотического воспитания средней общеобразовательной школы

Похожие статьи

Электронный учебно-методический комплекс как компонент информационно-образовательной среды педагогического вуза

Роль учебной практики в формировании общих и профессиональных компетенций специалистов педагогического профиля

Развитие профессионального сознания педагогов в процессе аналитико-коррекционного взаимодействия методиста с педагогическим коллективом

Инновационный потенциал оценки качества обучения студентов колледжа в контексте реализации ФГОС

Психолого-педагогические условия создания безопасной образовательной среды в процессе творческой самореализации подростков

Психолого-педагогические условия создания безопасной образовательной среды в процессе творческой самореализации подростков

Структурно-функциональная модель методической компетентности будущих учителей иностранного языка в условиях инновационной образовательной среды

Инновационное развитие учебно-опытных хозяйств как фактор повышения конкурентоспособности агропромышленного комплекса региона

Сотрудничество образовательного учреждения и профессиональной школы по формированию содержания политехнического образования школьников

Социально-психологический тренинг как средство формирования коллектива подростков в системе гражданско-патриотического воспитания средней общеобразовательной школы

Задать вопрос