Речевые упражнения как необходимый компонент формирования коммуникативной личности обучающихся при изучении иностранного языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (264) июнь 2019 г.

Дата публикации: 02.07.2019

Статья просмотрена: 2563 раза

Библиографическое описание:

Любимова, Д. В. Речевые упражнения как необходимый компонент формирования коммуникативной личности обучающихся при изучении иностранного языка / Д. В. Любимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 26 (264). — С. 308-309. — URL: https://moluch.ru/archive/264/60787/ (дата обращения: 26.04.2024).



В данной статье рассматривается обучение иностранному языку и формированию беглой и грамотной устной речи. В целях увеличения эффективности результатов по развитию у обучающихся коммуникативной личности средствами формирования свободных речевых навыков в статье представлены теоретические предложения для преподавателей иностранных языков и объяснена эффективность использования речевых упражнений в учебном процессе.

Ключевые слова: личность, коммуникация, коммуникативная личность, речь, речевые упражнения, иностранный язык

This article analyses learning a foreign language and the formation of fluent and competent oral speech. In order to increase the effectiveness of the development of a communicative personality in students by means of developing free speech skills, the article presents theoretical proposals for teachers of foreign languages and explains the effectiveness of using speech exercises in the educational process.

Keywords: personality, communication, communicative personality, speech, speech exercises, foreign language

В последнее время все больше и больше приобретает популярность не просто изучение английского языка с его грамматикой и разносторонней лексикой, а также свободной речи, что позволит не только показать свои широкие знания языка, но и развить коммуникативную личность.

Для этого преподавателю-филологу необходимо иметь глубокие и обширные знания как в методике преподавания английского языка, так и в теории современного английского литературного языка.

Так, одним из важных компонентов обучения иностранному языку является формирование коммуникативной личности учащегося. Для решения данной проблемы на уроках английского языка отводится одна из основных ролей речевым упражнениям, которые в свою очередь являются важным компонентом урока.

Речевой навык — это сложное явление, при формировании которого очень важно учитывать все его особенности. При эффективном формировании данного навыка учащимся необходимо целенаправленно выполнять каждое речевое упражнение. Каждое речевое упражнение несет в себе определенную цель. Так, представляя себе цель упражнения, обучающимися осознается роль и место этого действия в общей ведущей деятельности, т. е. осознание языкового правила, по которому выполняется речевое упражнение и формируется план собственной программы действий.

При формировании навыка говорения также необходимо учитывать правильное распределение упражнений по времени. Например, по мнению И. А. Зимней, наибольшее количество упражнений должно быть дано в начале тренировки, затем по мере увеличения времени тренировки интервал между упражнениями должен увеличиваться. Такие тренировки необходимо сохранять от начала и до конца обучения [1, c. 148].

Речевые упражнения обладают определенными типологическими признаками:

− обеспечивают наличие стратегии и тактики говорящего;

− актуализируют взаимоотношения участников общения;

− всегда новая ситуация, что обеспечивает продуктивность высказывания;

− развивают речевую активность и самостоятельность и др.

Пассов Е. И. разделяет речевые упражнения на две группы: упражнения по формированию навыков и упражнения для развития речевого умения [2, с. 97]. Но используя только комплекс данных групп упражнений возможно сформировать все аспекты речевого умения.

Примерами таких упражнений может быть:

− устное высказывание на заданную тему в течение 30 секунд — 1 минуты. Если преподаватель заметил, что студент испытывает некую сложность в выражении своих мыслей, то необходимо воспользоваться заранее подготовленным списком наводящих вопросов или подтем, стимулирующих активизацию мышления обучающегося. Данное упражнение направлено на развитие беглости речи и формирует гибкость мышления;

− упражнение на построение связей. Данный вид упражнений формирует непрерывный мыслительный процесс и логичный переход на заданные темы, явления или предметы;

− упражнение на ассоциации. Здесь формируется умение обучающихся обосновать свои ассоциации, связанные с заданным словом;

− упражнение на построение синонимичных рядов. Английский язык является одним из самых богатых языков мира. И изучая художественный текст можно встретить богатое изобилие синонимов. Такое упражнение стимулирует легкое и быстрое усвоение новых слов.

Таким образом, речевые упражнения формируют умение формулировать свои мысли и выражать их на английском языке, мотивируют учащихся к побуждению свободной речи.

В заключение можно сделать вывод о том, что опираясь на вышеизложенные предложения преподаватели смогут грамотно организовать процесс формирования свободной речи обучающихся на иностранном языке, то есть развить коммуникативную личность, что будет способствовать высокому уровню мотивации со стороны учащихся к развитию беглой и грамотной иностранной речи.

Литература:

  1. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. — М., 1985. — С.159
  2. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному обучению. — М.: Рус.яз., 1989. — С. 276
  3. [Электронный ресурс]: URL: https://открытыйурок.рф/статьи/661999/
Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, английский язык, иностранный язык, коммуникативная личность, речевое упражнение, речевое умение, свободная речь.


Ключевые слова

коммуникация, личность, речь, иностранный язык, коммуникативная личность, речевые упражнения

Похожие статьи

Система коммуникативных упражнений по развитию речи

3) каждое упражнение и система упражнений в целом должны учитывать те операции, которые специфичны для употребления в речи каждого из видов речевого материала; 4) Так как овладеть неродным языком значит прежде всего овладеть его трудностями, а эти трудности...

Проблемы типологии упражнений для развития иноязычной речи...

Для развития речевого умения используются речевые упражнения, которые развивают речевую

Коммуникативно-ситуативные упражнения успешно выполняются учащимся тогда, когда

умение учащегося строить речь на родном языке на том или ином этапе развития...

Типология упражнений для развития речи на неродном языке

Для развития речевого умения используются речевые упражнения, которые развивают речевую

Коммуникативно-ситуативные упражнения успешно выполняются учащимся тогда, когда они

иностранный язык, устная речь, умение, английский язык, навык, родной язык...

Система упражнений для развития умений диалогической речи...

диалогическая речь, иностранный язык, коммуникативная компетенция, речевая деятельность, речь, речевое общение, речевая ситуация, диалог, профессионально-ориентированное обучение, язык. Проблемы типологии упражнений для развития иноязычной...

Обучение аудированию на уроках английского языка и типология...

Ключевые слова: аудирование, речевая деятельность, английский язык, упражнение для аудирования. В последние несколько лет обучение общению на иностранном языке, в данном случае на английском, является первостепенной задачей. В современном мире английский...

Педагогические условия развития устной речи на уроках...

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, устная речь, умение, английский язык, навык, родной язык, повышение уровня

обучение английскому языку, речевые навыки, речевые умения, педагогические условия развития умений устной речи.

Приемы формирования у учащихся навыков профессионального...

Данная статья посвящена вопросу формирования навыков профессионального общения на иностранном языке учащихся профессиональных колледжей. В статье раскрыто значение речевой деятельности для формирования указанных навыков, обозначены виды упражнений...

Развитие навыков устной речи на основе видео на средней...

Обучение иностранному языку в школе в современное время все больше ориентировано на развитие практических коммуникативных навыков, т. е. способности и готовности осуществлять как непосредственное общение (говорение), так и понимание речи на слух.

диалогическая речь, иностранный язык, коммуникативная...

Ключевые слова: иностранный язык, диалогическая речь, старший этап обучения, знания, умения, навыки, подход, коммуникативный акт, коммуникативная задача. С точки зрения специалистов в области методики преподавания иностранных языков на старшем этапе...

Похожие статьи

Система коммуникативных упражнений по развитию речи

3) каждое упражнение и система упражнений в целом должны учитывать те операции, которые специфичны для употребления в речи каждого из видов речевого материала; 4) Так как овладеть неродным языком значит прежде всего овладеть его трудностями, а эти трудности...

Проблемы типологии упражнений для развития иноязычной речи...

Для развития речевого умения используются речевые упражнения, которые развивают речевую

Коммуникативно-ситуативные упражнения успешно выполняются учащимся тогда, когда

умение учащегося строить речь на родном языке на том или ином этапе развития...

Типология упражнений для развития речи на неродном языке

Для развития речевого умения используются речевые упражнения, которые развивают речевую

Коммуникативно-ситуативные упражнения успешно выполняются учащимся тогда, когда они

иностранный язык, устная речь, умение, английский язык, навык, родной язык...

Система упражнений для развития умений диалогической речи...

диалогическая речь, иностранный язык, коммуникативная компетенция, речевая деятельность, речь, речевое общение, речевая ситуация, диалог, профессионально-ориентированное обучение, язык. Проблемы типологии упражнений для развития иноязычной...

Обучение аудированию на уроках английского языка и типология...

Ключевые слова: аудирование, речевая деятельность, английский язык, упражнение для аудирования. В последние несколько лет обучение общению на иностранном языке, в данном случае на английском, является первостепенной задачей. В современном мире английский...

Педагогические условия развития устной речи на уроках...

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, устная речь, умение, английский язык, навык, родной язык, повышение уровня

обучение английскому языку, речевые навыки, речевые умения, педагогические условия развития умений устной речи.

Приемы формирования у учащихся навыков профессионального...

Данная статья посвящена вопросу формирования навыков профессионального общения на иностранном языке учащихся профессиональных колледжей. В статье раскрыто значение речевой деятельности для формирования указанных навыков, обозначены виды упражнений...

Развитие навыков устной речи на основе видео на средней...

Обучение иностранному языку в школе в современное время все больше ориентировано на развитие практических коммуникативных навыков, т. е. способности и готовности осуществлять как непосредственное общение (говорение), так и понимание речи на слух.

диалогическая речь, иностранный язык, коммуникативная...

Ключевые слова: иностранный язык, диалогическая речь, старший этап обучения, знания, умения, навыки, подход, коммуникативный акт, коммуникативная задача. С точки зрения специалистов в области методики преподавания иностранных языков на старшем этапе...

Задать вопрос