Система упражнений для развития умений диалогической речи: общая характеристика | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 03.06.2015

Статья просмотрена: 893 раза

Библиографическое описание:

Доржиева С. Б., Тумакова Н. А. Система упражнений для развития умений диалогической речи: общая характеристика // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1340-1342. — URL https://moluch.ru/archive/91/19824/ (дата обращения: 20.10.2018).

Ключевые слова: система упражнений, диалогическая речь, языковой материал, анализаторы, речемыслительная деятельность, репродукция, рецепция.

 

В методике обучения иностранным языкам многими специалистами отмечается, что одним из наиболее существенных пробелов является отсутствие упорядоченной системы упражнений, хотя для создания этой системы принимались, продолжают приниматься и будут осуществляться неоднократные тщательные попытки, поскольку обучение устной речевой деятельности представляет собой довольно трудоемкий образовательный процесс, в котором как педагог, так и обучающийся стремиться достичь поставленных коммуникативных целей.

Так, например, И. В. Рахмановым выделяются следующие типы упражнений:

-                   по их назначению упражнения могут быть

·         языковыми

·         речевыми

·         рецептивными

·         репродуктивными

·         учебными

·         естественно-коммуникативными

·         тренировочными

·         контрольными [6].

К языковым упражнениям можно отнести всякое упражнение, предназначение которого — это первичное ознакомление с новым языковым материалом с направленным вниманием обучающегося на усвоение формы этого материала, значения и употребления [2].

Языковые обеспечивают обучающихся возможностью концентрации всего внимания на определенном явлении языка, выстроить синтагматические и парадигматические связи с другими языковыми явлениями и постепенно выработать представление о системе того языка, которым обучающиеся овладевают.

Речевые упражнения представляют собой такие упражнения, где всё внимание сосредоточено на содержательной части высказывания. В речевых упражнениях тренировочная работа относится к содержательной стороне речи. При выполнении речевых упражнений произвольное внимание обучающихся сосредоточено на содержательной части высказывания, в то время как форма высказывания является объектом непроизвольного внимания [5, c. 1234]. Основное предназначение речевого упражнения — это спонтанное использование заученных языковых явлений в речи, зачастую без осознания их непосредственно в сам момент речевой деятельности.

Рецептивные и репродуктивные упражнения связаны с дифференцированием двух видов языковой деятельности: пониманием на слух и говорением. В процессе прослушивания человек старается проговорить услышанное им во внутренней речи, когда человек говорит, то он слушает собственную речь. Тем не менее, при восприятии речи на слух ведущей является рецепция, а при говорении — репродукция.

Рецептивные упражнения служат для развития понимания иностранной речи на слух (аудирование).

Репродуктивные упражнения предназначены для обучения говорению и имеют под собой определенную трудность, поскольку обучающийся должен думать, прежде всего, о содержательной стороне речи, затем следует извлечение из собственной памяти всего того языкового материала, который будет соответствовать задуманному обучающимся высказыванию.

Учебным упражнением считается такое упражнение, которое выполняется с целью усвоения отдельных явлений или развития умений устной речевой деятельности.

Говоря о естественно-коммуникативных упражнениях, то основное отличие от учебного типа состоит в том, что в основе естественно-коммуникативных упражнений заложен естественный стимул для речи на иностранном языке [3; 7].

Тренировочные упражнения вполне логично противопоставляются контрольным, поскольку основное назначение упражнений тренировочного типа заключается в изучении, а упражнений контрольного типа — к проверке усвоенного. Контрольные упражнения служат для проверки знаний, умений и навыков обучающихся.

-                   По способу выполнения упражнения могут быть

·         устными

·         письменными

·         одноязычными

·         двуязычными

·         механическими

·         творческими

·         классными

·         домашними

·         программированными

·         непрограммированными

·         индивидуальными

·         парными

·         хоровыми [4; 6].

Устные упражнения отличаются от письменных как по количеству анализаторов, задействованных в их выполнении, по типу памяти, принимающей участие в запоминании материала, так и по мыслительным операциям. Устные упражнения противопоставляются письменным и указывают на то, что при их выполнении ведущие анализаторы — это моторный и слуховой. В письменных упражнениях ведущими анализаторами являются двигательные (движение руки, зачастую сопровождаемое внутренней артикуляцией обучаемого).

Одноязычные упражнения дают возможность непосредственного ассоциирования предмета и явления окружающей действительности с их наименованиями на иностранном языке, двуязычные же упражнения представляют собой перевод на родной язык (переводные упражнения).

Механические упражнения бывают для заучивания отдельных частей материала без опоры на семантические связи и упражнения, в которых имеются смысловые связи между отдельными частями материала.

Творческие упражнения всегда подразумевают какое-либо действие с языковым материалом или его смысловую обработку.

Классные упражнения имеют под собой цель ознакомления обучающегося с новым грамматическим материалом, а частично с новой лексикой и предназначены для развития навыков устной речи.

Домашние (самостоятельные) упражнения нацелены на тренировку объясненного в аудитории материала: грамматического, фонетического и частично лексического.

Программированные упражнения отличаются от непрограммированных тем, что первые предполагают определенное решение, выбор которого определяется предшествующим действием.

Непрограммированные упражнения подразумевают решение какой-либо поставленной задачи с разнообразным набором её решений.

Индивидуальные упражнения, как правило, являются преобладающими и служат как для усвоения языкового материала, так и для развития навыков устной речи.

Парные упражнения- это разновидность индивидуальных, недостаток первых заключается в том, что зачастую бывает сложно проконтролировать правильность речи обучающихся.

Хоровые упражнения ограничены в использовании и их главное предназначение- это усвоение обучающимися произношения иностранного средства коммуникации [4; 6].

Несомненный интерес представляет система упражнений, предложенная Г. Палмером. В ней различаются чисто рецептивные, рецептивные и репродуктивные упражнения.

Рецептивные подразделяются на неосознанные и сознательные упражнения. Рецептивные упражнения и репродуктивные предполагают не только восприятие, но и репродукцию речи обучающихся. Здесь различают три вида упражнений: повторение вслед за преподавателем, условная беседа, естественная беседа.

Наряду с классификациями И. В. Рахманова и Г. Палмера, И. А. Грузинская различает следующие 4 типа упражнений:

-                   фонетико-орфографические;

-                   грамматические;

-                   словарные;

-                   упражнения в создании активных навыков.

Внутри этих типов наблюдается строгое соблюдение последовательности: сначала обучающимся предоставляются упражнения рецептивного характера, где задачей учащегося является выяснение или выбор какого-либо явления из предоставленного ему языкового материала. Далее упражнения носят полурепродуктивный характер: в них происходит дополнение или частичное изменение данного обучающемуся образца и в самую последнюю очередь обучающемуся предлагаются упражнения для самостоятельного воспроизведения пройденного языкового материала.

В духе И. А. Грузинской выстраивает свою систему упражнений П. Б. Гурвич, подразделяя их на

-                   формальные;

-                   формально-содержательные;

-                   содержательно-формальные;

-                   содержательные

К формальным автор относит большинство упражнений с изолированными словами; в формально-содержательных упражнениях основное внимание обращено на форму, сопряженную с определенным контекстом; в содержательных основным является содержание, но при этом осознается учебный характер речевых действий; содержательные упражнения сосредотачивают все внимание обучающихся на содержании и обучающиеся не получают каких-либо специальных лексических заданий (естественный диалог, пересказ) [1].

Таким образом стоит отметить, что не существует какой-либо общей системы упражнений для обучения диалогической речи: все они имеют как преимущества, так и недостатки.

 

Литература:

 

1.         Гурвич П. Б. Обучение ведению парного и группового диалога в школе // ИЯШ, 1973, № 5.

2.         Жилинская А. В., Сенцов А. Э., Трунтягин А. А. Трансформация идеологии в мире политики // Молодой ученый. — 2015. — № 9. — С. 968–970.

3.         Лобанова Е. Ю., Тумакова Н. А. Аутентичность текста на занятии по иностранному языку // Молодой ученый. — 2015. — № 10. — С. 1201–1203.

4.         Маслыко Е. А., Бабинская П. К. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие. -4-е издание, стереотипное. — Минск, «Вышейшая школа», 1998.

5.         Мурзаева В. В., Тумакова Н. А. К вопросу о лингвистических особенностях диалогической речи // Молодой ученый. — 2015. — № 10. — С. 1233–1235.

6.         Рахманов И. В. Обучение устной речи на иностранном языке — М; «Высшая школа», 1980.

7.         Ростова Е. С., Тумакова Н. А. Психологические и психолингвистические особенности устной речи (диалогическая форма) // Молодой ученый. — 2015. — № 10. — С. 1278–1280.

Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, языковой материал, система упражнений, обучающийся, отдельная часть материала, устная речь, устная речевая деятельность, иностранный язык, диалогическая речь, содержательная сторона речи.


Похожие статьи

Система коммуникативных упражнений по развитию речи

3) каждое упражнение и система упражнений в целом должны учитывать те операции, которые специфичны для употребления в речи каждого из видов речевого материала

3) различие диалогической и монологической форм устной речи.

Особенности развития диалогической речи в неязыковом...

Ключевые слова: диалогическая речь, иностранный язык, технический вуз, диалогические единства, система упражнений, лингвистический материал.

Педагогические условия развития устной речи на уроках...

Статья посвящена проблеме повышения уровня умений иноязычной устной речи. Для её решения автор предлагает создать ряд педагогических условий, а также дополнить основной учебник по английскому языку дополнительными современными материалами.

Обучение диалогической речи в контексте...

диалогическая речь, иностранный язык, коммуникативная компетенция, речевая деятельность, речь, речевое общение, речевая ситуация, диалог, профессионально-ориентированное обучение, язык.

Проблемы типологии упражнений для развития иноязычной речи...

упражнение, развитие умения, формирование навыков, устная речь, тип упражнений, система упражнений, речевая задача, речевая деятельность, неродной язык, мотивационная готовность.

Роль ситуативных упражнений в обучении иноязычной устной речи

Успех обучения устной речи во многом зависит от количества и качества упражнений.

8) Составление подходящего диалогического контекста к предложению, содержащему ситуативное ядро.

Типология упражнений для развития речи на неродном языке

Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, иностранный язык, неродной язык, развитие умения, тип

Система упражнений для развития умений диалогической речи: общая характеристика.

Система коммуникативных упражнений по развитию речи.

Развитие навыков устной речи на основе видео на средней...

иностранный язык, видео, речевая деятельность, урок, устная речь, фонематический слух, этап, использование видео, иностранная речь, учебный процесс.

Обучение устной речи на уроках иностранного языка

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, учащийся, учитель, иноязычная речь, общение, учебный материал, устная речь

Обучение диалогической речи на уроках английского языка.

Развитие устной речи обучающихся на уроках литературы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Система коммуникативных упражнений по развитию речи

3) каждое упражнение и система упражнений в целом должны учитывать те операции, которые специфичны для употребления в речи каждого из видов речевого материала

3) различие диалогической и монологической форм устной речи.

Особенности развития диалогической речи в неязыковом...

Ключевые слова: диалогическая речь, иностранный язык, технический вуз, диалогические единства, система упражнений, лингвистический материал.

Педагогические условия развития устной речи на уроках...

Статья посвящена проблеме повышения уровня умений иноязычной устной речи. Для её решения автор предлагает создать ряд педагогических условий, а также дополнить основной учебник по английскому языку дополнительными современными материалами.

Обучение диалогической речи в контексте...

диалогическая речь, иностранный язык, коммуникативная компетенция, речевая деятельность, речь, речевое общение, речевая ситуация, диалог, профессионально-ориентированное обучение, язык.

Проблемы типологии упражнений для развития иноязычной речи...

упражнение, развитие умения, формирование навыков, устная речь, тип упражнений, система упражнений, речевая задача, речевая деятельность, неродной язык, мотивационная готовность.

Роль ситуативных упражнений в обучении иноязычной устной речи

Успех обучения устной речи во многом зависит от количества и качества упражнений.

8) Составление подходящего диалогического контекста к предложению, содержащему ситуативное ядро.

Типология упражнений для развития речи на неродном языке

Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, иностранный язык, неродной язык, развитие умения, тип

Система упражнений для развития умений диалогической речи: общая характеристика.

Система коммуникативных упражнений по развитию речи.

Развитие навыков устной речи на основе видео на средней...

иностранный язык, видео, речевая деятельность, урок, устная речь, фонематический слух, этап, использование видео, иностранная речь, учебный процесс.

Обучение устной речи на уроках иностранного языка

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, учащийся, учитель, иноязычная речь, общение, учебный материал, устная речь

Обучение диалогической речи на уроках английского языка.

Развитие устной речи обучающихся на уроках литературы.

Задать вопрос