Медиапроект: понятие, типы, жизненный цикл | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 августа, печатный экземпляр отправим 7 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №24 (262) июнь 2019 г.

Дата публикации: 16.06.2019

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Никишин И. В. Медиапроект: понятие, типы, жизненный цикл // Молодой ученый. — 2019. — №24. — С. 478-481. — URL https://moluch.ru/archive/262/60705/ (дата обращения: 20.07.2019).



Слова, содержащие элемент медиа-, активно используются в языке современной публицистики. Этот факт подтверждается результатом запроса в Национальном корпусе русского языка (5442 документа, 11 446 вхождений) [5]. Элемент «медиа» входит в состав названия многих организаций и предприятий, действующих в области электронных коммуникаций (например: СТС Медиа, Сохо Медиа, Итера Медиа и пр.).

В толковом словаре дается толкование значения этой продуктивной в современном русском языке словообразовательной единицы и слова:

Медиа-. Первая составная часть сложных слов. Обозначает отнесенность к медиа, в том числе к массмедиа, средствам массовой информации. Медиа. Средства коммуникации, информации, в том числе массмедиа [9, с. 390–391].

Медиа (англ. «media») — это средства информирования и коммуникации субъекта (субъектов) с другим субъектом (другими субъектами) общения и взаимодействия, являющиеся источниками и носителями информации, то есть берущие на себя функцию передачи, переноса, трансляции, трансмиссии некоторых сведений с помощью использования той или иной технологии или в рамках деятельности социальной организации и встающие между субъектами коммуникации [4, с. 293].

Толкование лексемы медиапроект представлено в Викисловаре:

Медиапроект. Проект в сфере деятельности средств массовой информации [10].

Термин «проект» происходит от латинского слова projectus, что в переводе означает «брошенный вперед». Слово заимствовано из классического менеджмента, в котором под проектом понимается уникальный комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение конкретной цели при определенных требованиях к срокам, бюджету и характеристикам ожидаемых результатов.

Как видим, понятие медиапроект толкуется очень широко.

Обзор теоретических и практических материалов позволил сделать выводы об использовании медиапроектов в различных сферах профессиональной деятельности. Так, в образовательной сфере медиапроекты — это «исследовательские работы учащихся, выполненные с помощью мультимедийных технологий» [1, с. 39].

Медиапроект — это самостоятельно разработанный и изготовленный медиапродукт от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем преподавателя с использованием современных медиатехнологий [3].

Медиапроект рассматривается как вид медиаискусства, т. е. искусства, произведения которого создаются и представляются с помощью современных информационно-коммуникационных (или медиа) технологий, преимущественно таких как видео, компьютерные и мультимедиа технологии, интернет. К его разновидностям относят сайт, презентация, видеоролик. Медиаискусство включает в себя несколько жанров, различающихся в зависимости от типа используемых технологий и формы представления произведений: видеоарт (в том числе виджеинг), саундарт, медиаинсталляция (иногда также медиаскульптура), медиаперформанс, медиаландшафт (или медиасреда), сетевое искусство (интернет-арт или нет-арт, иногда также веб-арт). Однако типология жанров и форм медиаискусства не ограничивается этим списком, так как это чрезвычайно гибридный в техническом и методологическом отношениях вид искусства, интенсивно развивающийся вместе с эволюцией технологий.

Понятие медиапроект в качестве объекта журналистики рассматривается как с точки зрения классического менеджмента, так и с точки зрения журналистики, определяющей форматы и типы медиапроектов. Если медиапроекты подготовлены непосредственно для трансляции на телевидении, то их приравнивают к телевизионным проектам. В большинстве случаев проект имеет информационно-познавательную, социальнокультурную и развлекательную направленность.

Целевой группой медиапроектов социальной направленности является широкая аудитория. Их главная цельосвещение и продвижение актуальных социальных аспектов жизни и акцентирование внимания на создаваемых и трактуемых ими социальных образах.

Обширная типология медиапроектов представлена в статье М. В. Соколова «Сетевой медиапроект как средство формирования готовности к саморазвитию будущего педагога» [7].

Признаки медиапроекта

Тип медиапроекта

Доминирующая в проекте деятельность

Исследовательский

Творческий

Игровой

Учебно-познавательный

Предметно-содержательная область

Монопроект

Межпредметный

Характер координации проекта

Медиапроект с открытой координацией

Медиапроект со скрытой координацией

Характер контактов

Групповой

Школьный

Университетский

Городской

Региональный

Международный

Количество участников проекта

Микросоциальный

Макросоциальный

Продолжительность проекта

Краткосрочный

Долгосрочный

Технологическая платформа проекта

Сетевой

Несетевой

Характер привлечения новых участников (только для сетевых медиапроектов)

С закрытым участием

С открытым участием

С учетом количества участников и финансирования выделяют два типа: краудсо́рсинговые и краудфа́ндинговые медиапроекты.

Краудсо́рсинг (англ. crowdsourcing, crowd — «толпа» и sourcing — «использование ресурсов») — привлечение к решению проблем инновационной производственной деятельности широкого круга лиц для использования их творческих способностей, знаний и опыта по типу субподрядной работы на добровольных началах с применением инфокоммуникационных технологий.

Краудфа́ндинг (англ. crowdfunding — «народное финансирование», «crowd» — букв. «толпа») — способ коллективного финансирования, основанный на добровольных взносах. С английского языка термин краудфандинг переводится как «народное финансирование»

Современная модель краудфандинга подразумевает взаимодействие автора-инициатора, который предлагает идею или проект для финансирования, краудфандинговой площадки (или платформы) — специализированного интернет-сайта для анонсирования краудфандинговых проектов и сбора средств, а также спонсоров (или доноров, бэкеров), которые поддерживают проект и получают материальное или нематериальное вознаграждение.

Краудфандинг применяется в широком спектре случаев: для помощи пострадавшим от стихийных бедствий, производства товаров, создания программного обеспечения, записи музыкальных альбомов, запуска или поддержки других проектов [2].

Таким образом, выделение определенных типов медиапроектов базируется на специфике их целевой и тематической направленности, особенностях человеческих и финансовых ресурсов, количественных и временных характеристиках.

Жизненный цикл медиапроекта включает в себя несколько этапов:

1) организационно-подготовительный этап (проектирование медиапродукта);

2) технологический этап (разработка медиапродукта);

3) заключительный этап (презентация медиапродукта) [3].

Первый этап включает проектирование медиапродукта. На этом этапе самое главное — это генерирование идеи медиапроекта [6].

Технологический этап включает в себя разработку содержательных составляющих медиапроекта:

  1. Название проекта, его аббревиатура (при наличии), продолжительность и общий бюджет проекта, сведения о финансировании данного или похожего проекта ранее.
  2. Определение актуальности /релевантности проекта, его цели и задач, мероприятий, запланированных в ходе реализации проекта, ожидаемых результатов, а также планов по их распространению.
  3. Список участников проекта, краткая информация об организациях, участвующих в проекте (название, форма собственности, юридический адрес и др.), их руководителях, менеджерах и, в некоторых случаях, участниках проекта со стороны каждой конкретной организации, а также сведения о количестве сотрудников и финансовых возможностях организаций.
  4. Календарный план реализации проекта включает подробную информацию о запланированных в рамках проекта мероприятиях с указанием их сроков, продолжительности, количества участников, ожидаемых результатов и их распространения.Управление сроками проекта. Разработка расписания. Фазы процесса, контрольные события. Долгосрочное, оперативное и программно-целевое планирование в медиаотрасли.
  5. Детальный план бюджета проекта содержит подробную информацию о запланированном бюджете проекта. Экономика и организация медиапроекта Анализ рисков и ограничений медиапроекта Определение риска проекта. Планирование управления рисками. Технологии бюджетирования медиапроекта Бюджет как ограничительный фактор медиапроектирования. Критерии оптимизации бюджета. Распределение ресурсов по операциям проекта. Управление стоимостью проекта. Прогнозная стоимость проекта. Экономическая модель медиапроекта с платным контентом. Экономическая модель медиапроекта с бесплатным контентом. Создание организационной структуры медиапроекта Создание организационной модели проекта. Типовые организационные схемы проекта. Инструменты удаленного взаимодействия. Проектирование штатного расписания и распределения обязанностей. Устав проекта и другие документы, закрепляющие концепцию, как часть организационной модели медиапроекта. Моделирование продвижения и распространения медиапродукта [8].

Заключительный этап создания включает в себя презентацию медиапродукта.

В сфере управления проектами представлена сходная структура медиапроекта, содержащая, помимо указанных, еще и аналитический этап, включающий анализ результатов выполнения проекта и оценку качества его выполнения.

Таким образом, подготовка медиапроекта осуществляется поэтапно и последовательно, что в конечном счете обеспечивает его логичность, единство формы и содержания, хронологическую и финансовую оптимальность, высокую образовательно-прикладную эффективность.

Литература:

  1. Бондаренко Е. А. Медиапроекты в формировании информационных компетенций в современном учебном процессе. Библиотеки вузов Урала, 2015, № 14. С. 39. URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/47554/1/bvu14–2015–06.pdf (дата обращения: 10.06.2018).
  2. Википедия. Свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ (дата обращения: 10.06.2018).
  3. Исламова З. И., Айдагулова А. Р., Занин Д. С., Саитова Л. Р. Интерактивные технологии в профессиональном воспитании [Текст]: учебно-методическое пособие. — Уфа: Изд.-во БГПУ, 2012. URL: https://studopedia.org/3–17187.html (дата обращения: 10.06.2018).
  4. Колесников Е. В. Понятие «медиа»: критический анализ // Молодой ученый. — 2017. — № 18. — С. 292–296. — URL: https://moluch.ru/archive/152/43152/ (дата обращения: 11.06.2019).
  5. Национальный корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru/ (дата обращения: 11.06.2019).
  6. Попов В. Л., Д. А. Марков,Е. Г. Гуреева, А. В. Крутова. Управление производством и операциями. — СПб., Издательский дом «Питер», 2013. URL: https://books.google.ru/books/about/ Управление_производс.html?id= (дата обращения: 24.03.2019).
  7. Соколов М. В. Сетевой медиапроект как средство формирования готовности к саморазвитию будущего педагога. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/setevoy-mediaproekt-kak-sredstvo-formirovaniya-gotovnosti-k-professionalnomu-samorazvitiyu-buduschego-pedagoga (дата обращения: 24.03.2019).
  8. Структура проектных заявок. URL: https://ums.bsu.by/ru/component/content/article?id=489:struktura-proektnykh-zayavok (дата обращения: 24.03.2019).
  9. Шагалова Е. Н. Словарь новейших иностранных слов (конец XX — начало XXI вв.). М.: Аст: Астрель, 2009.
  10. Энциклопедия Викисловарь. URL: https://ru.wiktionary.org/wiki (дата обращения: 23.03.2018).


Задать вопрос