Российский опыт внедрения мультимедийных проектов в образовательную среду | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №5 (52) май 2013 г.

Статья просмотрена: 183 раза

Библиографическое описание:

Чурилов А. А. Российский опыт внедрения мультимедийных проектов в образовательную среду // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 412-414. — URL https://moluch.ru/archive/52/6789/ (дата обращения: 20.07.2018).

Мировое внедрение информационных технологий во многие сферы деятельности, а также образование новых форм и видов коммуникаций положили начало к созданию информационного общества в целом и реформирования системы образования в частности. Целесообразность и важность формирования преобразований мировой системы образования определяется следующими факторами:

-           необходимость перехода мирового общества к новому витку развития, основанному на высокоэффективных информационно-телекоммуникационных технологиях;

-           формирование личностных качеств, ценностей индивидуума и профессиональных навыков, сформированных образовательной системой;

-           возможность развития практических навыков общества при использовании мультимедийных технологий;

-           совокупность связей между национальной безопасностью государства, благосостояния нации, состоянием образования и применением новых информационных технологий.

Для перспективного развития образовательной системы осуществляется выполнение следующих направлений:

-           повышения качества образования в рамках обеспечения нацеленности обучения на новые информационные технологии и информирования обучаемых о передовых достижениях науки;

-           обеспечение доступности образования для всех групп населения;

-           повышение творческого начала в образовании.

Появление компьютерных технологий в образовательных системах повлияло на применение новых компьютерных технологий, которые, в свою очередь, позволили повысить качество образовательных методик, повысить эффективность взаимодействия педагогов и обучаемых, а также развить новые средства воспитательного воздействия. По авторитетному мнению большинства специалистов, образовательные мультимедийные технологии позволяют повысить эффективность проведения занятий и усвоения учебных материалов на 25–30 %. Одним словом, внедрение мультимедийных технологий в образовательную сферу стало точкой отсчета революционного преобразования традиционных технологий и методик обучения во всей отрасли образования. Важную роль на этом этапе сыграли телекоммуникационные технологии: телефонные средства связи, телевидение, космические коммуникации, применяемые в основном при управлении процессом обучения и системах дополнительного обучения.

Появление новых информационных технологий стало следующим, принципиально иным витком в становлении технологизации развитых стран. Таким образом, стало возможным появление так называемой общемировой инфраструктуры. Наглядным примером реализации данной системы может служить появление и повсеместное распространение сети «Интернет», объединяющей все мировое сообщество и имеющей неограниченные возможности сбора, хранения и передачи информации на любые расстояния в реальном времени. Неудивительно, что интернет быстро нашел применение абсолютно во всех областях деятельности человечества, не исключая науку и образование. Применение сети «Интернет» в образовательной среде обеспечило не только далекоидущие перспективы ее развития, но также и определенные сложности внедрения. В первую очередь, это значительная стоимость использования достаточно большого количества технических и программных средств. Кроме того, не следует забывать о подготовке специализированных организационно-методических и учебных пособий. Следует отметить, что современный этап использования интернета в образовательной среде и, особенно, в РФ, является экспериментальным. В настоящий момент происходит процесс накопления опыта, изучаются пути повышения качества обучения и новых форм использования мультимедийных технологий в различных образовательных процессах. «Трудности освоения информационных технологий в образовании возникают из-за отсутствия не только методической базы их использования в этой сфере, но и методологии разработки информационных технологий для образования, что заставляет педагога на практике ориентироваться лишь на личный опыт и умение эмпирически искать пути эффективного применения информационных технологий. Сложность внедрения современных информационных технологий определяется и тем, что традиционная практика их разработки и внедрения основывается на идеологии создания и применения информационных и телекоммуникационных систем в совершенно иных сферах: связи, военно-промышленном комплексе, в авиации и космонавтике. Адаптацию информационных технологий к конкретной сфере применения здесь осуществляют специалисты конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов, имеющие большой опыт разработки подобной техники и, следовательно, хорошо понимающие назначение систем и условия их эксплуатации. В современном образовании таких специализированных научно-исследовательских структур нет, они только начинают создаваться. По этой причине возникает «разрыв» между возможностями образовательных технологий и их реальным применением. Примером может служить до сих пор существующая практика применения компьютера только как печатающей машинки. Этот разрыв часто усиливается тем, что основная масса школьных учителей и преподавателей гуманитарных вузов не владеет современными знаниями, необходимыми для эффективного применения информационных технологий. Ситуация осложняется и тем что информационные технологии быстро обновляются: появляются новые, более эффективные и сложные, основанные на искусственном интеллекте, виртуальной реальности, многоязычном интерфейсе, геоинформационных системах и т. п. Выходом из создавшегося противоречия может стать интеграция технологий, то есть такое их объединение, которое позволит преподавателю использовать на уроках и лекционных занятиях понятные ему сертифицированные и адаптированные к процессу обучения технические средства. Интеграция мультимедийных средств и образовательных технологий должна стать новым этапом их более эффективного внедрения в систему российского образования.

Исходя из государственных решений основными направлениями развития информатизации национальной системы образования являются информатизация процессов обучения в общем и профессиональном образовании, получение обучаемыми необходимого, определенного государственными образовательными уровнями знаний, умений и навыков, создание информационной инфраструктуры высших учебных заведений, информатизация процессов управления образованием, информатизация научных исследований и разработок, которые проводятся в национальной системе образования во взаимосвязи с производством, оснащение сферы образования современными информационно-коммуникационными технологиями, создание и развитие современной системы дистанционного обучения, создание учебно-методической базы (электронный учебник, виртуальный стенд, автоматизированная тестирующая система, видеоконференция и т. д.) системы дистанционного обучения.

Таким образом, на пути движения России по внедрению информационных технологий в образование в можно выделить три этапа:

-           начальный, связанный с индивидуальным использованием компьютеров, в основном, для организации системы образования, ее административного управления и хранении информации о процессе управления;

-           современный, связанный с созданием компьютерных систем, интернета и конвергенцией информационных и телекоммуникационных технологий;

-           будущий, основанный на интеграции новых информационных технологий с образовательными технологиями».

Немаловажной проблемой является вовлечение в образовательный процесс категорий людей с ограниченным возможностями, молодых матерей, а также людей, живущих в отдаленных регионах. Тем самым, в плане доступа различной образовательной информации, исчезают грани между проживающими в мегаполисах и в отдаленных уголках, между обеспеченными и малообеспеченными людьми, между здоровыми и людьми с ограниченным возможностями. Поэтому организация и развитие виртуальных учебных заведений, является наиболее важным, быстрым и эффективным путем к повышению интеллектуального потенциала общества. И, несмотря на современное, далеко не лучшее состояние отечественных виртуальных учебных заведений, процессы, происходящие в российской системе образования, свидетельствуют о переходе от последовательной смены традиционных, закоренелых взглядов к новым, более современным. Данные тенденции ведут к ускорению и усовершенствованию процесса перехода РФ к информационному обществу, что приводит к росту потребности в открытом, дистанционном образовании, обеспечивающего эффективное обучение при условии широкого распространения мультимедийных средств. В связи с этим, на данном этапе пользуются признанием, в основном, негосударственные образовательные организации, позволяющие осуществлять наиболее быстрый переход к открытому, дистанционному обучению. Открытое, дистанционное образование позволяет осуществлять адаптацию обучения в зависимости от некоторых факторов, таких как базовый уровень подготовки, здоровье, материальное положение, место проживания и другие. С целью устранения неэффективного использования интеллектуальных ресурсов преподавателей и обучаемых, вследствие, например, чересчур напряженного либо недостаточно интенсивного регламентированного графика учебного процесса, используемого в традиционной образовательной системе, целесообразно применение открытого дистанционного обучения, не имеющего жесткого календарного учебного плана. Это позволяет повысить качество обучения и дать дополнительный интеллектуальный эмоциональный и образовательный стимул.

Немаловажным является тот момент, что для наиболее эффективного внедрения мультимедийных технологий в учебный процесс образовательных учреждений, необходимым критерием является разработка комплекса компьютерных обучающих программ и электронных учебников и учебных курсов. С этой целью в настоящее время ведущими преподавателями высших учебных заведений при помощи информационных технологий разрабатываются учебные курсы. Кроме того, «информационно-коммуникационные технологии находят все более широкое применение в научных исследованиях. Это связано с широким использованием методов математического моделирования при проведении экономических исследований. Практически единственно доступной вычислительной платформой для решения задач компьютерного моделирования являются персональные компьютеры. Для выполнения научно-исследовательских работ компьютеры должны быть обеспечены общепринятыми программными инструментальными средствами, компонентами искусственного интеллекта (экспертные системы, базы знаний), средствами восприятия, передачи и обработки изображения и речи, т. е. средствами мультимедиа-технологий. В настоящее время наиболее успешными в плане обеспечения инновационного характера развития образовательной деятельности становятся такие высшие учебные заведения, в которых одновременно реализуются следующие три типа процессов:

-           разработка студентами реальных проектов в различных секторах экономики;

-           проведение исследований фундаментального и прикладного характера;

-           использование образовательных технологий, обеспечивающих студентам возможность выбора учебных курсов» [1, с.10].

С целью повышения качества образовательных систем с применением средств мультимедийных технологий необходимо подвергнуть пересмотру и переоценке содержание образовательных программ и учебных планов. Необходимо предусмотреть и обеспечить наличие образования, основанного на автоматизированных информационно-коммуникативных методах и технологиях. Очевидно, данные системы, при их правильном и рациональном использовании, позволят улучить процессы усвоения и диагностирования информации различного характера, и обеспечат необходимыми профессиональными навыками и умениями. Комплексная интеграция информационно-коммуникационных средств оказывает и будет оказывать сильное влияние не только на образование, но и на социальное, экономическое и культурное развитие страны в целом.

Литература:

1.      http://rgu-penza.ru\Статья: «Основные направления деятельности ВУЗов по расширению инновационного потенциала экономики». Авт.: к.э.н. М. Б. Казакова, д.э.н. э.А. Обухова, д.э.н., проф. А. Б. Тарасов.

Основные термины (генерируются автоматически): система, средство, дистанционное образование, дистанционное обучение, искусственный интеллект, информационное общество, образовательная система, образовательная среда, учебный процесс, эффективное внедрение.


Похожие статьи

Дистанционное обучение в информационной...

Информатизация всех сторон жизни общества невозможна без информатизации образования, что означает создание информационно-образовательной среды (ИОС) в каждом образовательном учреждении.

Информационные системы в образовании | Статья в журнале...

информационная система, сфера образования, система, дистанционное обучение, электронный учебник, Издательский дом, печатный вид, реляционная база данных, качество функционирования...

Электронное обучение как средство реализации...

электронное обучение, дистанционное обучение, образовательная деятельность, обучение, электронное дистанционное обучение, образовательное учреждение, информационно-образовательная среда, Российская...

Роль дистанционного обучения в современном образовании

дистанционное обучение, система, дистанционное Образование, обратная связь, электронная почта, традиционная форма обучения, процесс обучения, баз данных, средство обучения, возможность.

Тенденции внедрения информационных систем...

Последнее десятилетие характеризуется бурным ростом дистанционных образовательных услуг. В условиях информатизации образования использование дистанционной формы обучения является неотъемлемым элементом современной педагогической системы.

Внедрение в образовательный процесс дистанционных...

Дистанционное обучение — это образовательная технология, способ передачи знаний обучаемым, который может быть применен для любой формы образования (очной, очно-заочной (вечерней), заочной и экстерната).

Особенности дистанционного обучения в системе образования

Ключевые слова: образование, дистанционное обучение, электронная информационно-образовательная среда, принципы дистанционного образования, доступность обучения.

Внедрение современных информационных технологий...

Информационные технологии в образовании относятся к важнейшим компонентам современных образовательных систем и реализуемых в них образовательных процессов. Цели внедрения и использования информационных технологий в образовании...

Использование информационных технологий в процессе...

учебный процесс, образовательный процесс, учебный материал, компьютер, обучение, преподаватель, дистанционное обучение, интерактивная лекция, информационная технология, программа.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Дистанционное обучение в информационной...

Информатизация всех сторон жизни общества невозможна без информатизации образования, что означает создание информационно-образовательной среды (ИОС) в каждом образовательном учреждении.

Информационные системы в образовании | Статья в журнале...

информационная система, сфера образования, система, дистанционное обучение, электронный учебник, Издательский дом, печатный вид, реляционная база данных, качество функционирования...

Электронное обучение как средство реализации...

электронное обучение, дистанционное обучение, образовательная деятельность, обучение, электронное дистанционное обучение, образовательное учреждение, информационно-образовательная среда, Российская...

Роль дистанционного обучения в современном образовании

дистанционное обучение, система, дистанционное Образование, обратная связь, электронная почта, традиционная форма обучения, процесс обучения, баз данных, средство обучения, возможность.

Тенденции внедрения информационных систем...

Последнее десятилетие характеризуется бурным ростом дистанционных образовательных услуг. В условиях информатизации образования использование дистанционной формы обучения является неотъемлемым элементом современной педагогической системы.

Внедрение в образовательный процесс дистанционных...

Дистанционное обучение — это образовательная технология, способ передачи знаний обучаемым, который может быть применен для любой формы образования (очной, очно-заочной (вечерней), заочной и экстерната).

Особенности дистанционного обучения в системе образования

Ключевые слова: образование, дистанционное обучение, электронная информационно-образовательная среда, принципы дистанционного образования, доступность обучения.

Внедрение современных информационных технологий...

Информационные технологии в образовании относятся к важнейшим компонентам современных образовательных систем и реализуемых в них образовательных процессов. Цели внедрения и использования информационных технологий в образовании...

Использование информационных технологий в процессе...

учебный процесс, образовательный процесс, учебный материал, компьютер, обучение, преподаватель, дистанционное обучение, интерактивная лекция, информационная технология, программа.

Задать вопрос