Место мультимедийных технологий в учебном процессе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №3 (83) февраль-1 2015 г.

Дата публикации: 29.01.2015

Статья просмотрена: 754 раза

Библиографическое описание:

Суярова, З. К. Место мультимедийных технологий в учебном процессе / З. К. Суярова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 80-83. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15231/ (дата обращения: 19.11.2024).

Современное общество характеризуется как информационное, что обусловлено двумя глобальными факторами — совершенствованием системы образования и все возрастающей ролью электронных средств обучения. Отличительной особенностью современного профессионального обучения является наличие в нем доминирующего элемента — информационной среды, обеспечивающей активное использование информационных технологий в учебном процессе.

В настоящее время никто не станет оспаривать тот факт, что использование информационных технологий оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Они всегда были неотъемлемой частью педагогического процесса. Взаимосвязь деятельности преподавателя и обучающихся осуществляется с помощью средств обучения — носителей учебной информации, к которым относятся педагогические обработанные слова, слайд, запись на меловой доске, видео и кинофильм, учебник, компьютерные и другие средства.

Появление информационных технологий, ориентированных на использование компьютерных технологий, существенно усилило возможность управления учебным процессом, создало предпосылки для адаптивного обучения.

Для эффективного педагогического контроля и диагностирования знаний студентов используются информационные технологии, например, в виде электронного журнала учета знаний студентов. В качестве его основных достоинств, необходимо указать следующее:

-        возможность одновременного фиксирования всех видов контроля, приводимых согласно тематическому плану и расписанию занятий;

-        персональный учет успеваемости всех студентов с построением индивидуального рейтинга;

-        определение не только итогового, но и промежуточного рейтинга любого студента;

-        быстрого и оперативного внесения любых изменений с одновременным пересчетом всех показателей рейтинга (1).

В современный период глобальных информационных технологий, технической базой стал компьютер, а методической — цифровое представление информации, в результате чего:

-        информация однородна: текст, звукоряд, видеоряд представляются единым образом в цифровом виде;

-        информацию легко сохранять: во-первых, она в цифровом виде искажается при копировании; во-вторых, оптические носители информации имеют гарантийный срок хранения десятки лет;

-        информацию легко перерабатывать: все операции на компьютере от рутинных (например, поиск) до творческих (например, преобразование) проводятся либо они автоматически, либо они автоматизированы (с участием человека).

Сегодня компьютер предоставляет распоряжение учителя и ученика и прикладные программные средства общего назначения, позволяющие:

-        работать с текстом;

-        готовить мультимедийные продукты;

-        представлять эти продукты на большом экране перед всем классом с собственным сопровождением;

-        передавать свои произведения не только в локальной сети (в классе), но и в глобальной сети Интернет (2).

Современные мультимедийные программные средства обладают большими возможностями в отображении информации, значительно отличающиеся от привычных, и оказывают непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, утомляемость и, в итоге, на эффективность учебного процесса в целом.

Несомненным достоинством и особенностью технологии являются использующиеся в представлении информации следующие возможности мультимедии:

1.      «Свободной» навигации по информации;

2.      Выделения в сопровождающем изображении текстовом или другом визуальном материале: «горячих слов (областей)», по которым осуществляется немедленное получение справочной или любой другой пояснительной (в том числе визуальной) информации;

3.      Работы с различными приложениями (текстовыми, графическими и звуковыми редакторами);

4.      Хранения большого объёма самой разной информации на одном носителе;

5.      Увеличения (детализации) на экране изображения или его наиболее интересных фрагментов;

6.      Осуществления непрерывного музыкального или любого другого аудиосопровождения;

7.      Автоматического просмотра всего содержания продукта («слайд-шоу») или создания анимированного и озвученного «путеводителя — гида» по продукту.

Компьютер на уроках специальных технологий и производственного обучения выполняет различные функции: источника учебной информации; наглядного пособия качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации; тренажера; средства диагностики и контроля; текстового и графического редактора.

Просмотр теоретического материала заключается в предъявлении учащемуся страниц информации в виде текстовых и графических экранов, мультипликационных вставок, видеоклипов, демонстрационно-иллюстрирующих программ (презентаций).

Наиболее востребованными являются мультимедийные презентации и редакторы, позволяющие их создавать. При работе мультимедийными презентациями на занятиях необходимо прежде всего учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации с экрана компьютера. Работа с визуальной информацией, подаваемой с экрана, имеет свои особенности. При использовании мультимедийных программ-презентаций структура занятия принципиально не изменяется.

В связи с этим при создании мультимедийных технологий необходимо учитывать не только методические принципы, но и психолого-педагогические особенности:

-        успех учебной деятельности в значительной степени определяется четкой постановкой цели каждой программы и её задач. Это необходимо для того, чтобы обучаемый ясно понимал предназначение предлагаемых программ;

-        учет индивидуальных особенностей личности в процессе обучения, посредством гипертекстового построения материала; психологических закономерностей восприятия, памяти, мышления, внимания и возрастных особенностей обучающихся;

-        организация самоконтроля с целью повышения мотивации обучения (3).

Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать его более эффективным, вовлекая в него большинство чувственных компонентов обучаемого. Они превратили устную наглядность из статистической в динамическую, то есть появилась возможность отслеживать изучаемые процессы во времени. Весьма целесообразно использование технологий мультимедиа при проведении бинарных уроков.

Использование этих технологий нужно учиться, и немедленно. Изучить такой продукт, например, применяемый в истории, можно на уроке трудового обучения, на котором, кроме мастера, присутствует учитель истории. При этом учитель истории научится его применять и будет наиболее разумным образом формулировать задания, предполагающие использование компьютера. Мастер же может научиться тому, как применяется компьютер на уроках истории.

При использовании в качестве источника глобальной сети Интернет необходимо учитывать возможности учащихся по работе с большим потоком информации, а также сетевую безопасность.

Таким образом, применение мультимедийных технологий в учебном процессе, существенно активизирует усвоение учебной информации, делает её более наглядной и доступной для восприятия. Использование новых информационных технологий в учебном процессе также выполняет функцию подготовки учащихся к жизни в информационном пространстве путем использования средств мультимедиа при изучении различных учебных дисциплин. Комплексное применение разнообразных типов мультимедийных технологий способствует ускорению развития взаимоотношений между всеми пользователями: начиная с руководителя-педагога и кончая самым обыкновенным учащимся, который имеет шанс актуализировать свои способности, проявляя при этом усилие, найдя силу воли самопрезентироваться, и познаёт собственные возможности, ощущая, в первую очередь, поддержку преподавателя и чувство достоинства и самоценность, тем самым удовлетворяет потребность в самоизменении.

 

Литература:

 

1.        Семушина Е. И. Информационные технологии в системе педагогического контроля и диагностирования знаний студентов. // Подготовка профессиональных управленческих кадров: опыт, проблемы, инновационные образовательные технологии. Сборник научных трудов. Челябинск, 2014. С.112.

2.        Шафрин Ю. А. Информационные технологии. –М.: Лаб. базовых знаний, 1998.

3.        Острейковский В. А. Информатика: учебник для студентов техн. направлений и специальностей вузов. –Изд.2-е.стер. –М.: Высшая школа. 2004.

Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, учебная информация, глобальная сеть, информация, компьютер, процесс обучения, учитель истории, цифровой вид.


Задать вопрос